Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто хозяин острова дураков?




Меня давно интересовало: наша песочница возникла сама или она была кем-то спроектирована?

Она, безусловно, базируется на прочном естественном фундаменте. Сказочно-игровой образ мышления — это естественное проявления сознания современного городского дикаря. Такой образ мышления складывается сам по себе, если не насаждать обратного — рационализма и научного склада сознания. Если не культивировать научную картину мира. Такое мышление — это натура, т.е. то, что дано само по себе. Научная картина мира и детерминизм — это культура, т.е. то, что требует насаждения и воспитания. Специального целенаправленного усилия.

Сегодня и школьное (и во многом ВУЗовское) обучение — это калейдоскоп разных прикольных сведений. В результате такого обучения складывается то, что называется «клиповым мышлением». Это яркие стёклышки дикаря: поднял — повертел — бросил — поднял следующее. Общий подход — никого не затруднить и не обременить. Ничего не надо запоминать: потребуется — посмотришь в Яндексе. Не надо знать законы природы — это нудьга. А потребуется — ну, кому потребуется, тот и узнает.

Когда Мичурин выводил свои новые сорта, он брал крепкий, жизнестойкий дичок и прививал к нему нечто изысканное. В основе современного образа мышления лежит тоже крепкий дичок — это умственная «натура» городского простого человека.

На этот дичок прививается… — что прививается? Высокая культура? Конечно, нет! Прививается махровая разновидность того, что уже есть в голове современного дикаря. Вроде как бывает ромашка дикая, маленькая, а бывает садовая, махровая, здоровенная. Так и тут. Например, простые люди обожают сплетни о чужой жизни. Сплетни были всегда — на сельских завалинках, на коммунальных кухнях, в гарнизонных поселениях. Но всё-таки прежде сплетничать считалось как-то не совсем хорошо, это делали, но оглядчиво.

Поп-культура вырастила на этой естественной склонности целую индустрию — истории из жизни звёзд, транслируемые по всем каналам массовых коммуникаций. Некоторые специализируются на трэш-историях: про педофилов, бомжей, «ранее судимых и нигде не работающих». Эти истории имеют огромное хождение и неизменный успех. Трэш-истории хороши тем, что на их фоне серая жизнь маленького человека начинает казаться ему феерически прекрасной. Истории о звёздах и обитателях дна дают простому человеку очень много. Он, с одной стороны, приобщён к высшему свету — через звёзд, и, с другой, имеет приятный контраст с собственной жизнью в лице бомжей и наркоманов.

Голова простого человека до краёв заполнена историями из быта звёзд, разного рода известиями о личной жизни известных людей. Они думают об этом, перемывают в своём сознании косточки героям глянца и гламура. Вспомнилось забавное. Семья топ-менеджеров международной компании взяла няньку для своего мальчика. Няньку отбирали придирчиво: чтобы непременно с педагогическим образованием, с опытом работы в начальной школе. Наконец нашли.

Я познакомилась с этой нянькой на берегу нашего лесного озера, где резвились наши дети. Она сидела со стопкой цветных журналов и прилежно их читала. Иногда она даже от усердия морщила лоб или, прервав чтение, запрокидывала голову и шевелила губами, как делает человек, желающий что-то запомнить. Это были истории из жизни звёзд. Я поинтересовалась: интересно? «Очень интересно, — был ответ. — Это единственный толковый журнал, остальные чепуху несут. Ведь, вообразите, раньше писали, что у певца Х было шесть жён, а на самом-то деле — всего четыре, да и то на первой он женился из-за московской прописки, а третья от него ушла сразу после свадьбы — представляете?»

Вот этим наполнена голова опытного педагога, отобранного в результате придирчивого кастинга.

Дикарь не знает о существовании законов природы. Чтобы вышло как хочется, с его точки зрения, надо провести какие-то ритуальные действия. Древний дикарь молился своим божествам, приносил жертвы, практиковал ритуальные пляски. Современный — предпочитает побузить как-то. Или выйти на улицу и потребовать. Что потребовать? Чаще всего — положить конец безобразиям. Это тоже своего рода ритуальная пляска. Оба они равным образом далеки от понимания того, как устроена та действительность, в которой они живут и на которую пытаются как-то воздействовать. Никого не интересует, как это устроено, можно ли что-то сделать и какую цену за это надо заплатить. Такие рассуждения — это вообще нудьга, она никому не интересна.

При этом маленькому человеку внушается, что он — важный и главный. Он непрерывно подвергается опросам, истина постепенно заменяется результатами он-лайн голосования. Любопытно, что простой человек имеет суждение по любому поводу: он кому-то там доверяет, кому-то не доверяет, высказывается по самым разным вопросам, в том числе и о том, о чём в процессе опроса только что узнал.

Как и полагается дикарю, современный человек постоянно приплясывает, что-то такое выкрикивает, выражает свои эмоции. Он прямо-таки летит по воздуху, как это стало принято на рекламных картинках. Помню, как-то показали по телевизору съезд Демократической партии США. Как же это похоже на тусовку сетевого маркетинга — просто один в один: воздушные шарики, выкрики, приплясывания. Это тренд современной жизни, это та самая глобальная песочница.

Так вот кому и зачем она нужна?

Глобальная песочница нужна современному капитализму. Нужна, чтобы впаривать монбланы никому не нужной чепухи, которую необходимо производить и сбывать, чтобы не остановились колёса глобальной экономики. Средний человек просто обязан непрерывно хотеть чего-то новенького, прикольненького, ярконького, звучненького.

Едва получив это — он должен немедленно начинать хотеть нового — точно такого же, но нового. Это свойство дошкольника: непрерывно хотеть новую игрушку, а получив — немедленно терять интерес к старой. Модой, престижем сегодня охвачено и промаркировано буквально всё. Вот поколение назад была швабра или сковородка. А сегодня — есть модные и престижные швабры или самоновейшие сковородки, при появлении которых старую нужно немедленно отправить на свалку. Или, если нет такой возможности, по крайней мере, начать мечтать о новой, остро переживая свою отсталость и немодность. Можно, наконец, взять кредит и купить новую — это уж если совсем невозможно жить в отсталости от современных трендов и брендов.

Когда-то министр наробраза Фурсенко признался: задача его ведомства — формирование культурного потребителя. И, надо сказать, наробраз подстраивается под эту задачу. Чем меньше современный дикарь имеет представления о строении вселенной — тем бойчее идёт процесс впарки. Я помню, несколько лет назад продвинутые домохозяйки носились с кастрюлями, в которых не только не исчезают витамины из приготовляемых продуктов, но даже и прибывают, прирастают количеством.

Как нечто может возникнуть из ничего? Да запросто! Это в нудном, сером мире детерминизма и всякой этой естественнонаучной нудьги они не могли возникнуть, а в дивном, новом, прикольном мире — очень даже могут. Как возникают? Да так, знаете… Под влиянием чудо-кастрюли. Чего не случается в нашей песочнице!

Песочница нужна не только экономике. Она нужна современной политике. Нужна, чтобы за ширмой народного волеизъявления сильные и хитрые могли невозбранно обделывать свои делишки. Это вы, вы, всё понимающие носители государственного суверенитета, своим голосованием выбираете «менеджеров» для управления вами. Что-то не так? Ну тогда нужно побузить на площади с привлечением звёзд шоу-бизнеса. Побузили — разошлись. Чего именно они хотят? Как это выглядит? Обитатели песочницы не задаются такими вопросами, они их даже не задают. Это не их способ мышления. И прекрасно! Хитрым и властным именно это и требуется.

Самое лучшее, надёжное решение для современных хозяев жизни — это воспитать умственных шестилеток. Весёленьких таких, позитивных дошколят. Недаром герой современной рекламы — оптимистический дебил. Он — герой нашего времени, как когда-то был Павка Корчагин или Робинзон Крузо. Он радостно лыбится стоматологической улыбкой и говорит: «Гы-ы-ы!». Этим он и ценен. За это и любим хозяевами Острова Дураков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.