Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. И. Кутузова 2) Д. В. Давыдова 3) П. И. Багратиона 4) Н. Н. Раевского 5) А. П. Тормасова 4 страница




В44 Назовите термин, обозначающий уход крестьян на заработки в другую местность в свободное от сельскохозяйственных работ время.

В45 Расположите в хронологической последовательности следующие события

A) русско-японская война Б) война с Наполеоном B) Северная война Г) Ливонская война

В46 Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, с правлением которого связано проведение указанных мероприятий.

«За это время Сперанский, по поручению <императора> составил план общей политической реформы, которая охватила весь строй политических и гражданских отношений. Законодательство, суд, администрация (от волости до высших учреждений), крепостное состояние - ничего не было забыто в этом плане. Император одобрил план и решил постепенно приводить его в исполнение. Реформа Государственного совета, реформа министерств, реформа Сената...»

В47 Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя и журналиста Н.И. Греча и назовите императора, правившего в XIX в., о детстве которого идет речь.

«Прекрасный младенец и отрок... сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников... Она.... пригласила швейцарца Лагарпа. Выбор был самый несчастный!... Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола».

В48 Прочитайте отрывок из документа и напишите название общественного движения, идеи которого в нем отражены.

«Военные поселения немедленно уничтожаются.... Разделение людей на 14 разрядов отменяется...».

В49 Партизанским отрядом в 500 конных и свыше 5 тыс. пеших крестьян в 1812 г. в Подмосковье командовал..

В50 Составление проекта реформ государственного устройства России Александр I поручил...

В51 По условиям Тильзитского мира Россия должна была участвовать в континентальной блокаде против...

В52 Раздача государственных крестьян в крепостное владение дворянами за заслуги была прекращена императрицей (императором)...

В53 Устройство военных поселений в России было поручено…

В54 Программный документ Северного общества декабристов носил название;..

В55 В занятую Наполеоном Москву проник и слал донесения в штаб Кутузова подполковник...

В56 Программа Южного общества декабристов «Русская правда» была составлена...

В57 Воспитателем Александра I был...

В58 В Бородинской битве участвовало ополчение из города..,

В59 Первую тайную организацию офицеров (будущих декабристов) возглавил...

В60 В результате войны 1808-1809 гг. Россия приобрела территорию...

В61. Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II? Укажите два верных положения из пяти предложенных.

1) создание Государственного совета 2) судебная реформа 3) создание военных поселений 4) отмена крепостного права 5) восстание декабристов

В62. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и укажите название войны, с которой связаны описанные факты.

«На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма. А вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни... насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть».

В63. Какие из перечисленных ниже государствен­ных деятелей входили в состав Негласного комитета при императоре Александре I? Укажите два верных положения из пяти предложенных.

1) В.П.Кочубей 2) А.А. Чарторыйский 3) Е.Ф. Канкрин 4) М.М. Сперанский 5) А.А. Аракчеев

В64. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и укажите, о каком сражении идет речь,

«В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставленный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже».

В65. Какие из перечисленных ниже событий связаны с Отечественной войной 1812 г.? Укажите два верных события из пяти предложенных.

1) Смоленское сражение 2) оборона Шипки 3) сражение у Лесной 4) Тарутинский марш-маневр 5) Синопское морское сражение

В66. Установите соответствие между названиями мирных договоров и территориями, отошедшими к России согласно этим договорам.

НАЗВАНИЕ МИРНОГО ДОГОВОРА: A) Ништадтский мир Б) Кючук-Кайнарджийский мир B) Георгиевский трактат

ТЕРРИТОРИЯ, ОТОШЕДШАЯ К РОССИИ: 1) Карелия, Эстляндня, Лифляндия 2) Керчь, Крым 3) Казахстан 4) Грузия

В67. Какие из перечисленных ниже имен связаны с Отечественной войной 1812 г.? Укажите два верных имени из пяти предложенных.

1) М. Скобелев 2) П. Нахимов 3) П. Багратион 4) Н. Раевский 5) А. Горчаков

Часть 3. Задания уровня С

 

С1. Сравните экономическое развитие России в XVIII в. и в первой половине XIX в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

 

С2. В историографии существует оценка второго периода правления Александра I как откровенно консервативного, а так как руководство внутренней политикой император перепоручил А.А. Аракчееву, являющемуся в глазах общественного мнения воплощением реакции, то эту эпоху харак­теризуют как «аракчеевщина».

Какая другая оценка второго периода правления Александра I вам известна? Какую из них вы считаете более убедительной? Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С3. Сравните основные положения программных документов Южного и Северного обществ декабристов. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

 

С4. Сравните структуру государственных органов в России в первой половине XVIII в. и первой половине XIX в. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее двух различий.

 

С5. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

В 1806-1807 гг. Александру I стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником импе­ратора стал М.М. Сперанский — выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям. Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

В чем суть проекта М.М. Сперанского? Укажите не менее трех положений. Почему же этот проект, вначале поддержанный императором, не был реализован? Назовите не менее трех причин.

С6. В 1811 г. знаменитый писатель и историк Н.М. Карамзин подал царю записку «О древней и новой России», где утверждал: «Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием».

Какую другую точку зрения о путях развития страны, предложенную в это время, вы знаете? Кем и где она была изложена и в чем ее суть? Какую из них вы считаете более убедительной? Приведите не менее трех положений, которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения.

С7 Прочитайте тексты и ответьте на вопросы. Из воспоминаний Н. А. Бестужева: «Мы были окружены со всех сторон: бездействие поразило оцепенением умы; дух упал... Сверх того, пронзительный ветер леденил кровь в жилах солдат и офицеров, стоявших так долго на открытом месте. Атаки на нас и стрельба наша прекратились; «ура» солдат становилось все реже и слабее. День смеркался. Вдруг мы увидели, что полки, сто­явшие против нас, расступились на две стороны, и батарея артиллерии стала между ними с разверстыми зевами...

Первая пушка грянула, картечь рассыпалась: одни пули ударили в мостовую, другие вырвали несколько рядов из фрунта, третьи с визгом пронеслись над головами и нашли своих жертв в народе, лепившемся между колонн сенатского дома и на крышах соседних домов... С первого выстрела семь человек около меня упали... Другой и третий повалили кучу солдат и черни, которая толпами собралась около нашего места...»

Из дневника императрицы Александры Федоровны:

«Подлая чернь вся тоже была на стороне мятежников; она была пьяна, бросала камнями, кричала...»

 

С7-1. О каком событии идет речь? Когда и где оно происходило?

 

С7-2. Охарактеризуйте тактику соратников Н.А. Бестужева.

С7-З. Назовите противоборствующие стороны и имена по меньшей мере трех единомышленников Н.А. Бестужева.

 

С7-4. Кого из противоборствующих сторон поддерживал народ? Воспользовались ли участники выступления поддержкой народа?

 

С7-5. Какие последствия имело это событие?

 

С8. Объясните, как Отечественная война 1812 г. повлияла на внутреннее развитие и международное положение России.

 

С9 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. Однако в 1807 г. Александр I подписал с Наполеоном договор в Тильзите, который вызвал негативную реакцию со стороны российского дворянства и купечества.

Почему Александр I был вынужден пойти на подписание этого договора? (Укажите не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства и купечества к подписанию, условиям Тильзитского договора? (Укажите не менее двух причин).

С10 Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

С11 Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли? Приведите не менее трех положений.

 

С12 Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны.

Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны?

Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений.

С13 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. «Дней Александровых прекрасное начало» в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.

Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите не менее 2-х примеров, свидетельствующих о попытках решения каждого из этих вопросов.

 

С14 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом вопросе царь был принципиален и тверд. Однако в 1807 г. Александр I был вынужден подписать с Наполеоном мирный договор в Тильзите. Каково было отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? Как изменилось их отношение к Александру I? (Укажите всего не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? (Укажите всего не менее двух причин).

С15 Ниже приведены два суждения о причинах возникновения тайных обществ в первой четверти XIX в., формирования политических идей декабристов:

1 «Превращение <в первой четверти XIX в.> общественного движения в революционное было вызвано самим правительством, его наклонностью подавлять каждое независимое... побуждение и мнение отдельных лиц и всего общества» (историк А.А. Корнилов).

2 События 14 декабря 1825 г. были навеяны извне, порождены мятежным духом Запада (Манифест 13 июля 1826 г.).

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

С16 Прочитайте текст и выполните задания, относящиеся к истории России начала XIX в.

Период правления императора Александра I остался в памяти у современников как «дней Александровых прекрасное начало».

 

С16-1. Объясните, что позволило А.С. Пушкину назвать первый период царствования Александра I — «дней Александровых прекрасное начало»? Укажите не менее трех аргументов.

 

С16-2. Приведите примеры (не менее двух) проведен­ных в этот период преобразований.

С17 Прочтите текст и выполните задания. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из работы историка Е. Тарле «Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской. И когда Наполеону в ночь и после битвы доложили, что 47 его генералов убиты или тяжело ране­ны, что несколько десятков тысяч солдат его армии лежат мертвые или раненые на поле битвы, когда он лично убедился, что ни одно из данных им до сих пор больших сражений не может сравниться по ожесто­чению и кровопролитию с Бородином, то (хотя это тоже не помешало ему провозгласить Бородино своей победой) он, одержавший на своем веку столько на­стоящих, бесспорных побед, не мог, конечно, не по­нимать, что если Лоди или Риволи, или битву под пирамидами, или истребление турецкой армии под Абукиром, или Маренго, или Аустерлиц, или Йену, или Фридланд, или Ваграм можно назвать победами, то для Бородина нужно придумать какое-нибудь иное определение».

 

С17-1. В ходе какой войны произошли описанные в документе события?

 

С17-2. Как М.И. Кутузов оценивал итоги Бородинско­го сражения для русской армии?

С17-З. Какое решение и почему было принято М.И. Кутузовым?

С17-4. Чем Бородинское сражение для французов отличалось от других, выигранных Наполеоном?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.