Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое исследование




Теоретическое исследование − одна из са­мых сложных форм исследовательской деятельности. Для более сложных работ, в особенности магистерских диссертаций, недостаточно простого аналитического обзора научной литературы. Качественно выполненная магистерская диссертация предполагает самостоятельное авторское теоретическое исследование. Основу теоретического исследова­ния составляет проблемный анализ, а итогом его является собственный подход к разрешению проблемы и его обоснование. В целом теоретическое исследование должно продуцировать новое знание, полученное логическим
путем.

Теоретическое исследование может представлять собой:

- теоретическую разработку какого-либо понятия из изучаемой области (например, понятия «эмоциональный интеллект» и его взаимосвязей с другими психологическими феноменами);

- обоснование нового взгляда на изучаемое явление или нового подхода к его исследованию (например, проблема места когнитивных проявлений в структуре интегральной индивидуальности);

- создание теоретической модели явления (например, отражающей структуру психологического пространства и времени индивидуальности, структуру коммуникативной активности и др.);

- создание новой классификации явлений;

- классификацию методов исследования по теме;

- разработку и обоснование структурной модели, лежащей в основе какой-либо диагностической методики (например, структуры диагностики психологического здоровья старшеклассников);

- разработку и обоснование принципов коррекционной, развивающей или обу­чающей программы.

Теоретическое исследование начинается с постановки пробле­мы. Часто такое исследование предваряется литературным обзором, в конце кото­рого уже обозначены основные проблемы, далее выбирается одна из них. Что может служить индикатором существования проблемы:

- существуют «белые пятна» − неизученные или мало изученные вопросы;

- имеют место противоречивые концепции, рассогласования в понимании яв­ления, противоречивые эмпирические данные;

- существуют методологические сложности при изучении явления;

- отсутствует необходимый инструментарий;

- исследования не имеют практического выхода.

Далее следует разработка нового способа решения проблемы и его обос­нование. Это описание занимает большую часть теоретической главы работы.

Теоретическое исследование должно претендовать на новизну. Поэтому важно, чтобы в его основе лежала «сильная» идея. Признаки «хорошей идеи проявляются в том, что она [Мельникова, 2009]:

1)углубляет, расширяет теоретические знания;

2) дает более простое объяснение известному явлению;

3) позволяет построить теоретическую модель явления;

4) дает ключ к разрешению какого-нибудь противоречия;

5) позволяет создать «красивую» практическую технологию;

6) открывает возможности для дальнейших исследований.

Целью эмпирической части, сопровождающей теоретическое исследование, может быть доказательство собственной концепции, апробирование разработан­ной модели или сбор эмпирической информации в соответствии с новым подходом.

Обоснование выбранного направления работы должно показывать его преимущества по сравнению с другими возможными решениями проблемы. Необходимо дать оценку принятому направлению исследования с точки зрения его эффективности как научной, так и практической. Обоснование цели ВКР и рабочей гипотезы должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учетом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы.

Обоснование выбранного направления (цели) работы не следует подменять обоснованием ее целесообразности (необходимости) самой работы.

 

Постановка проблемы, цель, задачи, предмет и объект исследования

 

Теоретическая глава завершается разделом «Постановка проблемы, цель, задачи, предмет и объект исследования», в котором на основе анализа изученной литературы кратко фиксируются проблема исследования, ее актуальность и новизна. Этот пункт представляет собой краткий итог-резюме теоретического анализа, на основании которого формулируются цели, задачи и гипотезы эмпирического исследования. Во введении данные аспекты отражаются значительно более компактно.

Цель исследования формулируется на основе проблемы, на решение которой направлена работа студента. Цель исследования – желаемый конечный результат (главный). Он может быть теоретико-познавательным, прикладным или практическим. Наиболее типичные цели в психологических работах:

· описание характеристикпсихического явления (если существует неполнота или противоречия в описаниях каких-либо явлений, систем и т.п.);

· выявление взаимосвязей психических явлений (их тесноты, направленности, устойчивости, структуры, системообразующих звеньев системы взаимосвязей, объяснение их природы);

· изучение возрастной динамики, описание нового феномена, эффекта и т.п.;

· обобщение научных представлений, сведений;

· создание классификации, типологии;

· создание новой психодиагностической методики;

· адаптация психодиагностической методики.

Цель исследования обычно созвучна названию всей работы и предмету исследования. Несовпадение цели работы и ее названия является достаточно распространенной ошибкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.