Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема исследования и его актуальность




Введение

Оглавление

 

На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. В ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» указано, что наименования, которые включены в содержание, прописываются строчными буквами, начинаясь с прописной. Однако, ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» не затрагивает этот вопрос, а по причине обладания им предпочтением над ГОСТ 2.105-95, автор решает сам, как прописывать наименования. Желательно (но не обязательно), чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

При условии создания в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) электронной структуры документа оглавление автоматически генерируется в нужном месте с указанием страниц каждого структурного компонента. Это очень удобно, так как после коррекции текста изменить оглавление с указанием новых номеров страниц и новых пунктов можно автоматически. Обучающие уроки по созданию автоматического оглавления в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) легко найти в Интернете.

Пример оформления оглавления приведен в прил.6.

 

 

Раздел «Введение» располагается непосредственно после оглавления (содержания) и должен включать следующие подразделы:

- краткое обоснование выбора темы;

- проблема исследования и его актуальность;

- теоретическая и/или практическая значимость работы, возможности и формы использования полученных результатов;

- методологические основания исследования (перечисление теорий, концепций, подходов, которые лежат в его основе, с указанием авторов);

- эмпирические основания работы (результаты эмпирических исследований, лежащие в основе работы);

- цель, объект, предмет и задачи исследования;

- гипотеза(ы) исследования;

- методы исследования и анализа данных;

- апробация (этот пункт может быть опущен).

Задача введения – сориентиро­вать читателя в том, для чего проводилась работа и на чем она основывалась. В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы. Объем этого раздела – 2–4 страницы.

В этой части необходимо кратко описать состояние исследуемой психологической проблемы по данным литературных источников, определив при этом круг нерешенных или слабо разработанных, требующих уточнения вопросов. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение дефицита, пробела в знаниях; 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации; 4) формулировку проблемы в научных терминах. К числу научных проблем в области психологии обычно относят:

· необходимость дополнительных теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

· потребность в новых фактах, позволяющих уточнить современное состояние явления, расширить психологическую теорию и сферу ее применения;

· необходимость уточнения психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их специалистами-практиками;

· потребность в новых диагностических и исследовательских методах, позволяющих получить новые данные об изучаемом явлении;

· необходимость в разработке новых методов психологического воздействия с целью коррекции или развития исследуемого психологического
феномена;

· в прикладных исследованиях – изучение конкретной проблемы применительно к данному образовательному учреждению, предприятию и т.п.

· актуальность исследования определяется не только наличием научной проблемы, но и реальным социальным запросом, требованиями практики. Поэтому обосновывается необходимость исследования по данной теме именно в настоящее время. В качестве аргументов могут быть приведены:

· общественные события, которые соотносятся с темой;

· существующие в современном обществепроблемы, разрешение которых тре­бует разработок в данной области;

· интерес к проблеме и востребованность темы у населения;

· теоретическая или практическая недостаточность разработок в данном на­правлении на фоне социальной востребованности и др.

Например: интерес к проблеме индивидуальности, рост наркомании, увеличение текучести кадров, увеличение количества гражданских браков, профессиональное выгорание педагогов, снижение уровня успеваемости школьников, увеличение числа нервно-психических заболеваний и суицидальных поведенческих проявлений, снижение удовлетворенности жизнью и др.

Научная новизна исследования непосредственно связана с наличием исследовательской проблемы. Она выявляется в ходе анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений, а также как результат эмпирических исследований. Это может быть новое видение проблемы, создание теоретической модели или новой классификации, новые методические разработки, уточнение некоторых концептуальных положений, разработка или адаптация психодиагностических методик и т.п.

В прикладных работах проблема и исследовательская новизна определяются тем, что впервые применительно к данному контексту, данному предприятию или образовательному учреждению, на данном этапе его развития проводится подобное исследование.

Практическая значимость исследования более подробно представлена в практических рекомендациях, которые обычно содержатся в заключении. Во введении же следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики. Это могут быть:

· разработка или модификация метода исследования (опросника, теста, анкеты, схемы интервью или беседы) и область его применения;

· разработка системы психологических рекомендаций;

· разработка программы тренинга или консультирования;

· программы семинаров и учебных занятий, опирающиеся на полученный материал;

· выявленные психологические закономерности, полезные для формирования рекомендаций в той или иной области.

Методологические основания работы. В этом пункте введениякратко характеризуется состояние изучаемой проблемы в современной психо­логической науке. Здесь могут быть приведены фамилии авторов, внесших наи­более существенный вклад в разработку данной научной проблемы.

Обозначаются методологические подходы, в рамках которых выдержано исследование. Называются концепции отдельных авторов, которые легли в ос­нову исследования (например, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция стиля деятельности Е.А.Климова, В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина, М.Р.Щукина и др.).

Эмпирические основания исследования – даются ссылки на соответствующие эмпирические исследования, в том числе и на те, которые проводились в том вузе, где обучается студент.

Цель, задачи, предмет, объект и гипотезы исследования. В краткой форме дублируется материал пункта «Постановка проблемы, цели и задачи исследования», завершающего главу 1.

Методы исследования и анализа данных. В соответствии скакой-либо из принятых классификаций перечисляются использованные в работе методы исследования. Обычно указываются следующие методы: метод теоретического анализа литературы; психосемантические методы, в том числе контент-анализ высказываний или текстов участников, методы психодиагностического обследования, методы статистического анализа эмпирических данных, интерпретационные методы, а также методы обобщения в аналитическом обзоре и эмпирической части исследования. Отдельно перечисляются психодиагностические методики с указанием авторов, но без описания самих методик. Методы математиче­ской обработки также только перечисляются. Более подробно методы исследования излагаются в главе 2.

Апробация исследования. Данный пункт оформляется, если результаты исследования были представлены в форме докладов и сообщений на конференциях, на основе полученных резуль­татов проводились консультации (в школах, в организациях и т.д.), были проведе­ны семинары, а также если результаты исследования были опубликованы в научных сборниках. Особенно важно показать итоги апробации в выпускных квалификационных работах магистрантов и бакалавров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.