Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности научного стиля изложения




Особенности научного текста

 

При написании исследовательских работ наряду с содержательными и композиционными моментами необходимо учитывать требования научного стиля изложения материала, соблюдение норм литературного языка и правил грамматики. С помощью научного стиля необходимо объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета
исследования.

Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, являются [Балыхина, 2013; Культура устной и письменной речи, 1999; Скотникова, 2015]:

научная тематика текстов;

обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкциях (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции);

логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей; изложение материала непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи;

точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения;

объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения;

насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Качество оформления текста исследовательской работы может свидетельствовать об уровне развития не только навыков письменной речи, но и профессионального мышления, профессионально-личностной позиции студента, его культуры в целом. Поэтому необходимо уделить особое внимание подготовке рукописи курсовой, выпускной квалификационной работы и особенно магистерской диссертации.

Учитывая указанные выше стилистические особенности научного текста, в исследовательской работе необходимо следовать рекомендациям [Балыхина, 2013; Культура устной и письменной речи, 1999]:

1. В научных работах необходимо использовать терминологический аппарат той науки, в рамках которой выполняется работа. Термин как основная лексическая составляющая научного стиля речи представляет собой это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания.

2. При изложении научных сведений целесообразно использовать:

безличную форму: − «в исследовании были использованы...», «можно

предположить, что...», «остановимся на анализе подходов к изучению...» и т.д.

Не рекомендуется вести повествование от первого лица (например, «мною были исследованы...», «я думаю...», «считаю целесообразным...» и т.д.).

3. Рекомендуется использовать повествовательные предложения с нейтральным (в стилевом отношении) лексическим наполнением. Не рекомендуется использовать восклицательные (например, «важно осознавать причины межличностных конфликтов!») и вопросительные (риторические) предложения (например, «существуют ли какие-либо подходы к решению проблемы низкой мотивации обучающихся?»). В тексте научной работы не употребляются пафосные, эмоциональные суждения, пропагандистские лозунги, крылатые выражения, пословицы и поговорки (например, «родители должны заботиться о детях», «яблоко от яблони недалеко падает»), если они сами не являются предметом исследования.

4. Предпочтительно использовать сложные построения с союзной связью между частями предложения. В научном тексте рекомендуется использовать составные подчинительные союзы (вследствие того, что; ввиду того что; в то время, как и пр.); вводные слова и сочетания как средства связи частей текста (во-первых, наконец, с другой стороны т.д.); слова и словосочетания, использующиеся для объединения частей текста (таким образом, в заключение и пр.).

5. При выстраивании текста необходимо соблюдать логику, последовательность изложения. Для научного текста характерно движение от общего (родового) к частному (видовому); от описания причин к перечислению следствий; от формулировки тезиса (гипотезы) к его доказательству; от описания фактов к их объяснению. Типичными ошибками являются: подмена тезиса (автор работы подменяет тему обсуждения, начинает говорить о другом), отсутствие доказательств тезиса, отсутствие связи между частями текста (абзацами, параграфами, главами работы).

6. Текст научной работы не должен содержать тавтологий (повторение одних и тех же близких по значению слов), а также предложений с однокоренными словами (например, «на этапе диагностики использовались такие психодиагностические методы, как...»); морфологических, орфографических, пунктуационных и иных ошибок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.