Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значимые корреляционные взаимосвязи шкал теста структуры интеллекта, вербальной и невербальной




Оформление таблиц и рисунков

Стиль АРА

Наиболее простым и предпочтительным для исследовательской работы студента является вариант оформления ссылок в стандарте АРА (Американской психологической ассоциации), например: (Айзенк, 1995; Дружинин, 2000; Bowling&Mackenzie, 1996). Близким к стилю АРА является так называемый Гарвардский стиль (harvardstyle) цитирования [Денисова, 2011].

Если приводится цитата, в скобках указываются страницы, например: (Геодакян, 1989, с. 64). Этот вариант позволяет оформлять ссылки уже на этапе подготовки черновиков выпускной работы.

В стиле АРА существуют два основных способа цитирования. Вы можете указать имя автора в начале предложения, используя только фамилию: «Согласно А.И. Иванову (2015), листья становятся красными осенью». Обратите внимание, что дату публикации необходимо указывать в скобках, а фамилию автора – нет.

Еще одним способом цитирования внутри текста является помещение цитаты в конце предложения без прямого указания автора. Это будет выглядеть так: «Листья становятся красными осенью (Иванов, 2015)». В этом случаекак автор, так и дата публикации заключены в скобки и разделены запятой. Всегда указывайте сначала автора, а затем дату.

Если у вас два автора, вы можете разделить их фамилии знаком конъюнкции. Если у вас больше двух авторов, вы должны разделить их фамилии с помощью запятых и знака конъюнкции.Пример цитаты внутри текста для двух авторов: «Листья становятся красными осенью (Иванов&Петров, 2015).

Примером цитаты внутри текста для трех и более авторов будет: «Листья становятся красными осенью (Иванов, Петров&Сидоров, 2015)». Если у вас три или пять авторов, вы всегда можете указать их фамилии при первом цитировании ресурса. Вы можете использовать «и другие» следующим образом: «(Иванов и другие, 2015)». «И другие» означает, что книга имеет много авторов

Если у вас шесть и более авторов, вы всегда можете использовать «и другие» даже при первом цитировании.

Если используется прямое цитирование, необходимо указывать номера страниц источника. Допустим, найдена цитата на странице 123: «По моему опыту листья становятся красными осенью». Эту информацию можно процитировать одним из двух способов.

Способ 1: чтобы использовать эту цитату, необходимо процитировать источник следующим образом: «Иванов (2015) считает следующее: “По моему опыту листья становятся красными осенью» (с. 123)”. Номер страницы указывается в конце, и вы должны поставить «с» с точкой перед номером страницы.

Способ 2: «Еще один автор считает следующее: “По моему опыту листья становятся красными осенью” (Иванов, 2015, с. 123)». Как и ранее необходимо поместить информацию в скобки в конце предложения и разделить запятыми.

При цитировании внутри текста и использовании прямой цитаты кавычки в конце цитаты должны ставиться перед ссылкой на автора; после этого необходимо ставить точку. Например: «Еще один автор считает следующее: “По моему опыту листья становятся красными осенью” (Иванов, 2015, с. 123)».

Стиль «Квадратные скобки»

Более официальным, основанным на ГОСТ 7.32 – 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» и принятым в ряде ведущих научных периодических изданий («Психологический журнал», «Вопросы психологии») является вариант ссылок, которые оформляются в скобках с указанием порядкового номера в библиографическом списке, например: [31]. Ссылки на несколько конкретных работ автора могут быть даны, например, в форме [22], или [12−17; 19]. При цитировании, а также в случаях, требующих указания конкретной страницы источника, в скобках через запятую дополнительно указывается страница [22, с. 132] или страницы «от – до» [19, с. 7−9]. Данный вариант требуетзначительно больших трудозатрат (или специальной настройки автоматизации в текстовом редакторе Word корпорации Microsoft), так как автор работы должен иметь перед собой уже готовый алфавитный библиографический список. Вместе с тем данный вариант позволяет сделать текст более компактным. Именно поэтому большинство российских психологических журналов используют стиль «Квадратные скобки».

 

Выпускная квалификационная работа по психологии предполагает проведение эмпирического исследования с последующим статистическим анализом полученных данных. Качество интерпретации эмпирических данных, легкость ее прочтения рецензентами и слушателями в значительной мере определяется оформлением статистических таблиц и рисунков.

Статистические таблицы и рисунки могут располагаться как непосредственно в тексте ВКР, так и в приложениях. Таблицы и рисунки должны иметь заголовки, достаточно полно отражающие их специфику. Таблица (или рисунок) от заголовка отделяется одним пробелом.

В настоящее время в Европе и США сложились достаточно четкие единые требования к оформлению текстов научных работ, в том числе таблиц и рисунков. Эти требования сформулированы Американской психологической ассоциацией (АРА) и выдержали 6 переизданий. Последнеебыло осуществлено в 2009 г [AmericanPsychologicalAssociation, 2009]. В Российской Федерации стиль АРА (APA style) пока не является доминирующим, но тенденция к стандартизации оформлений научных текстов в соответствии с международными стандартами очевидна. Поэтому приведем несколько рекомендаций APA style к оформлению таблиц и рисунков.

1. Простота и легкость прочтения. Таблицы и рисунки должны иметь минимум элементов и деталей. Они не должны дублировать текст работы, а иллюстрировать его.

2. Во всех таблицах и рисунках используется единый стиль (тип и размер шрифта, маркеров, подписей и расшифровок сокращений, примечаний).

3. В линейных графиках (таких, как ANOVA) независимая переменная располагается на горизонтальной оси, зависимая – на вертикальной.

4. Как таблицы, так и рисунки должны быть черно-белыми.

5. Подпись к рисунку располагается под ним. В ней приводятся краткие и четкие объяснения всех сокращений, чтобы рисунок можно было понять, руководствуясь только подписью и не обращаясь к самому тексту.

6. Подпись к рисунку может содержать примечание. Общее примечание начинается со слова Примечание, написанного курсивом. Ставится точка. Общее примечание содержит информацию, относящуюся к таблице в целом, и завершается объяснением аббревиатур и символов. Например: Примечание. Все незначимые нагрузки опущены. D = детерминация; К = креативность.

Если это необходимо, ниже примечание продолжается как особое примечание – применительно к отдельным строкам или столбцам. Наконец еще ниже в структуре примечания указывается уровень значимости (если в таблице или рисунке используются уровни значимости), например: *p<.05. **p<.01.

Все примечания располагаются именно в этой последовательности (общее – особые – уровни значимости) под таблицей, каждое – с новой строки. Красной строки не требуется. Начинать каждое особое примечание с новой строки не нужно. Например:

Примечание. Испытуемые были протестированы с помощью методики ….
К = количество ударов током;

*p<.05. **p<.01.

Оформление таблиц и рисунков российских публикаций задается традициями или требованиями наиболее известных периодических изданий. В нашем случае для оформления таблиц и рисунков используется стандарт, приближенный к требованиям журнала «Вопросы психологии».

Заголовок таблицы располагается над таблицей, выравнивается по центру и выделяется жирным шрифтом. В тексте заголовка возможен 1 интервал. Например:

Таблица 1

Средние значения показателей интеллектуального развития учащихся
1– 3 классов и значимость их различия по критерию Стьюдента

 

Заголовок рисунка располагается под рисунком, выравнивается по центру и следует сразу за выделенной жирным шрифтом надписью «Рис.».Например:

Рис. 2. Распределение количества последовательных контрастных иллюзий среди здоровых испытуемых

 

Нумерация таблиц и рисунков в работе сквозная, например, рис. 1 может быть приведен в Главе 1, а Рис. 2 – в Главе 3. Нумерация таблиц в Приложениях приводится в соответствии с номером приложения, например,

ПРИЛОЖЕНИЕ5

Рекомендации к оформлению таблиц

Ссылки на таблицы и рисунки приводятся в тексте работы следующим образом: (табл. 5); (табл. 2 и 4); «… анализ табл. 3 позволяет заключить, что психическое развитие …»; (Рис. 2); рис. 1 а); рис. 12–15).

Подготовка таблиц и рисунков, действительно облегчающих понимание научных текстов, начинается еще до их построения. Большое значение для анализа данных, интерпретации и описания его результатов, а также для оформления таблиц и рисунков имеет оптимальная группировка переменных. В Пермской научной психологической школе обычно используется группировка переменных по уровням и подуровням интегральной индивидуальности. Например, первыми в списке следуют показатели свойств нейродинамики и темперамента, затем – когнитивные переменные (интеллект, мышление и т.п.), затем – свойства личности и наконециндексы социометрического статуса и другие метаиндивидуальные характеристики. Такой порядок расположения переменных в значительной мере обеспечивает их компактную группировку в ходе корреляционного и факторного анализа («одноуровневые» характеристики, как правило, сильнее коррелируют друг с другом, чем разноуровневые), что значительно облегчает интерпретацию взаимосвязей.

При оформлении статистических таблиц бывает полезно визуально (например, двойной чертой) отделить показатели одного уровня или подуровня от другого.

Компьютерные таблицы и диаграммы, генерируемые такими известными статистическими пакетами, как SPSS (корпорации SPSS) или Statistica (корпорации StatSoft), в их первозданном виде использовать в тексте глав ВКР не следует (в приложениях, с отдельными пояснениями, это возможно). Эти таблицы и рисунки, как правило, копируются, а затем вставляются в электронные таблицы Excel (корпорации Microsoft), где и проводится последующее форматирование. После оформления таблиц или рисунков в электронных таблицах Excel они снова копируются и в окончательном своем виде вставляются в текст ВКР. Как правило, сам текст оформляется в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft). Значительно удобнее (и компактнее) осуществлять вставку выделенных в Excel таблиц и рисунков не из буфера обмена, а следующим образом: Правка – Специальная вставка – Рисунок (метафайл Windows), или − Точечный рисунок. Для того чтобы рисунок сохранял свои параметры, «раскрывался», интервал строки, куда он вставляется, должен быть равным единице (один интервал). Обычно один интервал выставляется в этом случае не только в абзац, принимающий вставку, но и в один сверху и один снизу (они не содержат какой-либо информации).

Масштаб таблиц и рисунков должен быть таким, чтобы это не слишком затрудняло чтение.В тексте таблиц на стадии их оформления в Excel допустимо использовать шрифт Arial или TimesNewRoman меньшего размера, чем текст работы (12-й пункт для статистически достоверных и 8−10-й пункт для незначимых коэффициентов). Но заголовки к таблицам и рисункам приводятся 14-м пунктом шрифта TimesNewRoman.

Важную роль в чтении таблиц и рисунков играет расшифровка сокращений. Приведенные аббревиатуры диагностических шкал должны быть расшифрованы либо непосредственно в тексте таблиц (это можно сделать очень кратко, 8−10-м пунктом шрифта TimesNewRoman, после соответствующей аббревиатуры), либо в примечании к таблице или рисунку.

Величины мер центральной тенденции (средних арифметических, стандартных отклонений) в таблицах приводятся с точностью до одного знака после запятой, а вероятности ошибки вывода о значимости статистических критериев – до третьего знака (в факторных матрицах возможны корреляции и до второго знака). Например:t = 5,2; p<0,001.

Достаточно часто таблиц вообще можно избежать, если в самом тексте выпускной работы привести величины статистических критериев. Приведем пример. «Анализ результатов воздействия препарата N на точность стрельбы респондентов экспериментальной выборки показал, что этот показатель значительно снизился по сравнению с фоновыми измерениями (t=2,4; p < 0,001). Кроме того, он после воздействия оказался значительно ниже показателя точности стрельбы в контрольной выборке (t=3,5; p<0,001)». Обратите внимание, что в данном случае нет необходимости указывать знак критерия (мы в тексте уже отметили, что результаты снизились).

При оформлении статистических таблиц желательно указывать величины как значимых, так и не значимых коэффициентов, выделяя значимые коэффициенты жирным шрифтом. Например, значимые коэффициенты и рассчитанные по ним величины вероятностей ошибок указываются 14-м пунктом и жирным шрифтом, а не значимые – 8-м или 10-м пунктом без шрифтового выделения.

Если значимость статистических критериев указана в соответствующем столбце таблицы, нет необходимости дополнительно ее обозначать звездочками. Если же значимость не указана, звездочки проставляются в соответствии со сложившимися традициями: * – p < 0,05; ** – p < 0,01; *** – p < 0,001). В этом случае речь идет о вероятности ошибки вывода о значимости различий или связи переменных. При этом знак < читается как «меньше или равно» указанной величины.

В корреляционных матрицах (так называемых квадратных матрицах, где указаны взаимосвязи всех переменных) допустимо приведение только значимых на уровне p < 0,05 (пятипроцентный порог значимости в гуманитарных исследованиях) коэффициентов. Коэффициенты корреляций, значимость которых не доходит до этого порога, можно опустить (пустые клетки матрицы как раз и будут свидетельствовать об отсутствии значимых взаимосвязей). В этом случае в примечании обычно указывается: представлены значимые корреляции с вероятностью ошибки, не превышающей 0,05 (p<0,05).

При оформлении статистических таблиц, которые помещаются непосредственно в тексте глав ВКР, желательно их максимально компактное представление, когда, например, в одной таблице приводятся итоги сравнения средних значений показателей сразу в трех-четырех выборках респондентов.

Ниже приводятся некоторые образцы таблиц и рисунков, иллюстрирующие результаты наиболее часто используемых в Пермской научной психологической школе статистических процедур.

 

Таблица 4

Сравнение средних значений характеристик копинг-поведения
и аксиологической направленности личности в группах с официальным
и гражданским статусом брака (по критерию Стьюдента; n 1= n 2=30)

№ п/п Показатели Средние значения Статистики критерия
Офиц. Гражд. t p
  Проблемно ориентированный копинг, по Крюковой (ПОК) 56,5 58,4 -1,4 0,162
  Эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК) 45,6 45,1 0,2 0,837
  Копинг, ориентированный на избегание (КОИ) 34,4 46,9 -6,1 0,000
  Вовлеченность, по Мадди (Вовл) 32,8 34,6 -1,3 0,201
  Контроль (Ктрл) 25,8 27,2 -1,2 0,250
  Принятие риска(ПР) 13,1 15,1 -2,3 0,021
  Жизнестойкость (ЖСТ) 71,7 76,9 -2,1 0,036
  Профессия(направленность личности на успешность в профессии, по Капцову и Карпушиной) 6,1 6,3 -0,9 0,381
  Обучение и образование 5,2 5,6 -2,6 0,009
  Семья 5,8 5,3 3,0 0,004
  Общественная жизнь 4,0 4,6 -4,1 0,000
  Увлечения 5,1 6,0 -3,9 0,000
  Общая гуманистическая направленность 26,2 27,7 -3,9 0,000

Примечание. Жирным шрифтом выделены переменные, по которым имеются статистически значимые различия. Офиц.; Гражд. – выборки респондентов, состоящих в официальном или гражданском браке;

В обеих выборках − по 30 респондентов (n1 = n2 = 30)

 

В оформлении данной таблицы, взятой из выпускной квалификационной работы Н.К. Поршневой (2012), обращают на себя внимание следующие
моменты:

1) все переменные расшифрованы, и это сделано непосредственно в таблице. Допустимо использовать в таблице аббревиатуры, но в этом случае ниже таблицы, в примечаниях, необходима расшифровка всех сокращений;

2) в таблице двойной линией отделены две группы переменных. Такой прием обязательным не является, но может облегчить чтение таблицы, оценку значимости различий по группам показателей. Особенно важно это бывает в том случае, когда имеется множество групп переменных;

3) переменные в таблице имеют единую нумерацию, что позволяет быстро подсчитать процент значимых различий по группам показателей;

4) по всем переменным приведены как средние значения, так и статистики критерия Стьюдента. При этом значимые различия выделены жирным шрифтом. Таблицы, в которых приводятся только значимые различия, менее информативны, так как затрудняют сопоставление выборок относительно меры их сходства и различия, альтернативной и нулевой гипотез по измеренным
показателям;

5) Поскольку значимость различий (p) для каждой переменной указана, нет необходимости дублировать ее «звездочками» (*; ** или ***).

Следующий пример иллюстрирует иной вариант оформления таблицы оценки динамики средних значений по критерию Стьюдента. В отличие от предыдущего варианта здесь используется t-критерий Стьюдента для зависимых выборок (одни и те же респонденты в разное время).

Таблица 5

Динамика показателей многомерного измерения объектов
(экспериментальная группа)
[5]

Показатели I класс II класс t II класс III класс t
Тест Г. Уиткина 2,36 5,68 -11,56*** 5,68 7,76 -6,11***
Описание чучела птицы (признаки) 2,84 4,92 -6,10*** 4,92 7,16 -6,83***
«Описание себя» (признаки) 4,00 13,60 -9,82*** 13,60 18,20 -6,94***
«Описание себя» (черты характера) 0,48 4,88 -7,30*** 4,88 6,08 -2,86***
«Описание друга» (признаки) 4,28 14,16 -9,65*** 14,16 20,40 -7,73***
«Описание друга» (черты характера) 0,72 5,44 -8,84*** 5,44 7,60 -5,06***
Признаки понятия «дерево» 2,84 2,36 1,42 2,36 2,96 -2,52*
Признаки понятия «зима» 4,08 3,64 0,87 3,64 3,00 2,37*

Примечание. *—р <0,05; **—< 0,01;***—< 0,001.


Таблица 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.