Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разгосударствление и приватизации. Основные этапы приватизации в Казахстане




Шестой созыв

Пятый созыв

Новый состав Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва был сформирован в январе 2012 года.

В выборах принимали участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам набрали больше 7% голосов избирателей и прошли в Мажилис Парламента: партия «НурОтан» (80,99 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).

От партии «НурОтан» в Мажилисе Парламента работают 83 депутата, от «Ак жол» - 8 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. Всего в составе Мажилиса 107 депутатов.



Центральная избирательная комиссия РК зарегистрировала 107 депутатов нового созыва Мажилиса Парламента РК, сформированного по партийным спискам в результате внеочередных выборов 20 марта 2016 года.

По партийным спискам избраны от партии «НурОтан» – 84 депутата, от Демократической партии Казахстана «Ак жол» – 7 депутатов, от Коммунистической Народной партии Казахстана – 7 депутатов, избранных Ассамблеей народа Казахстана – 9 депутатов.

Согласно утвержденным спискам, в VI созыве «НурОтан» представлены в Мажилисе 33 депутата V созыва, а также ряд известных политических деятелей, работавших в Мажилисе более ранних созывов. также высокопрофессиональные экономисты, юристы и политологи.

Так, депутатское кресло заняли заместитель министра юстиции РК Бакытжан Абдраим, советник акима Астаны Михаил Чирков, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Павел Казанцев, вице-министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров и известный телеведущий, директор стратегического планирования телеканала «КТК» Артур Платонов и др.

От прежней парламентской команды ДПК «Ак жол» в новом Мажилисе присутствовуют 3 депутата, среди которых лидер парламентской фракции «Ак жол» в предыдущем созыве Азат Перуашев.

Коммунисты в меньшей степени обновили состав своей фракции, в VI созыве 4 представителя предыдущего созыва, включая руководителя фракции Владислава Косарева.

Согласно списку Ассамблеи народа Казахстана, в новом созыве работают 3 депутата Мажилиса предыдущего созыва – Роман Ким, Ахмет Мурадов и Юрий Тимощенко. Депутатские мандаты получили президент АО «Республиканская газета «Егемен Қазақстан» Сауытбек Абдрахманов, заместитель министра внутренних дел Владимир Божко, а также руководители ряда этнокультурных объединений и общественные деятели из разных регионов Казахстана.

 

Тема 16. Переход к рыночным преобразованиям. Кзахстанская модель экономического развития.

 

Краткое содержание лекции

 

1. Кризис плановой экономики и начало экономических реформ

Как и большинство постсоветских республик, Казахстан с пиобретением независимости погрузился в пу­чину жесточайшего системного кризиса, который давно уже зрел в недрах советской плановой экономики. Вместе с развалом огромного государства распадались привычные связи, уклад жизни и основные ценности общества.

С развалом Советского Союза и образованием независимой Республики Казахстан все отрасли экономики перешли в ее суверенное ведение. И это произошло в сложных социально-экономических условиях, доставшихся нам в наследство от бывшей супердержавы.

Действительно, если вдуматься, для Казахстана, как и других постсоветских стран, девяностые годы – период ломки всего и вся. Обретение политической независимости потребовало соответствующих ей атрибутов, кризис социалистической экономики совпал с переходом от планово-распределительной командной системы к рыночной с элементами демократии. Необходимо было решать проблему приватизации государственной собственности, создания рыночной инфраструктуры, социального механизма, адекватного демократическому обществу, словом, создавать рыночные механизмы и институты, которые в странах Запада складывались и совершенствовались естественным путем на протяжении столетий. Вся эта работа должна была производиться в стране, где еще совсем недавно понятия «частная собственность», «предпринимательство» были синонимами слов «грабеж» или «кража».

Как известно, до распада СССР у нас имели место три уровня системы управления экономикой – союзный, союзно-республиканский и республиканский. Причем на долю первого и второго уровней приходилось соответственно 43,3 и 48,3 процента, а на долю республиканского – всего лишь 8,4 процента.

Проходившая в тот период приватизация ни в коей ме­ре не повлияла на негативные экономические процессы в Казахстане. Продолжалось падение производства, в связи с ростом оптовых цен колоссальными темпами росли рознич­ные цены и тарифы на товары народного потребления и платные услуги населению. В республике не получила должного развития обрабатывающая промышленность, выпускающая конечную продукцию, реализация которой как раз и дает реальную прибыль. Поэтому Казахстан завозил изделия с уже установ­ленной поставщиком отпускной ценой. К ней прибавлялись таможенные тарифы, посреднические, транспортные и про­чие расходы, определяющие издержки обращения и конеч­ную цену товара. Так, потребности Казахстана в продукции железнодорожного машиностроения за счет ввоза удовле­творялись на 96 %, в оборудовании легкой промышленности - на 95; в оборудовании для химической и нефтяной про­мышленности и подъемно-транспортном оборудовании - на 82, в металлургическом оборудовании - на 72, в металло­режущих и деревообрабатывающих станках - на 62, в продукции радиоэлектронной промышленности - на 61, а в холодильных установках, автобусах, спецавтомобилях - на 100%.

Поставками других республик обеспечивалось более 40 % в товарах народного потребления, в том числе на 100 % в легковых автомобилях, мотоциклах, мотороллерах, телеви­зорах, фотоаппаратах, холодильниках и других сложных изделиях, цены на которые поднялись в 250 и более раз.

В сотни раз выросли цены на энергоносители и электроэнергию, тарифы на перевозку железнодорожным, автомо­бильным и авиационным траспортом. Это также сказалось па ценах конечной продукции.

Другой причиной роста цен явилось обвальное падение объемов производства и услуг на всех предприятиях и в ор­ганизациях и увеличение в связи с этим доли накладных расходов в издержках единицы работ, продукции. Предос­тавление предприятиям права самостоятельно устанавливать цены позволило им получать за счет этого дополнительную прибыль при сокращении объемов производства. Ситуация усугублялась отсутствием рыночных структур при господ­стве государственной монополии в производстве и распре­делении.

По данным Госкомстата, в 1992 г. удельный вес пред­приятий с негосударственной формой собственности соста­вил 43 % от общего числа предприятий в промышленности Казахстана, ими было произведено 20 % общего объема продукции в оптовых ценах. Следует отметить, что 90 % этих предприятий фактически являлись ничем иным, как переименованными государственными предприятиями (коллективные, арендные, акционерные и пр.). В собствен­ности граждан находилось всего 4 % предприятий Казахста­на, которые произвели 0,04 % от общего объема товарной продукции промышленности [45].

Государственные предприятия-монополисты, злоупот­ребляя своим положением на рынке, взвинчивали цены, по­лучая незаработанную прибыль. Поэтому рентабельность производства на них достигала фантастических размеров. Так. Карметкомбинат в 1992 г. имел рентабельность 300 %, Шымкентский свинцовый завод - 120, Алматинский юве­лирный завод - 92, ПО «Казвольфрам» - 52 % и т. д.

Кризисная ситуация в экономике страны отрицательно отразилась и на состоянии ее транспортной инфраструктуры в целом, и железнодорожного транспорта – в частности. Правительство республики в условиях общего развала производства использовало железные дороги как средство решения острейших экономических проблем. Например, обязывало их осуществлять транспортировку угля к потребителям России в обмен на электричество, газ и нефть для других государственных предприятий; перевозку транспортных грузов и пассажиров из Узбекистана по территории Казахстана в счет погашения задолженности за поставленный природный газ.

В отсутствие платежеспособных потребителей транспортных услуг, железные дороги были вынуждены приобретать большинство железнодо­рожных материалов и запасных частей бартером. В 1996 году бартер составлял 65% доходов железных дорог. Бесконтрольность в осуществлении бартерных операций привела к образованию на складах железных дорог огромных сверхнормативных остатков товарно-материальных ценностей. По состоянию на 1 октября 1996 г. запасы товарно-материальных ценно­стей достигли суммы 12,7 млрд. тенге, что в два раза превышало их годо­вой расход.

Существенное влияние на ухудшение финансового положения стальных магистралей оказали так называемые экспедиторские скидки. Существовавшие в Казахстане более 20 экспедиторских фирм, работающих в сфере транзитных перевозок, получили ничем необоснованные скидки к тарифам на перевозки грузов в размере 40 % и более. Хотя в других странах СНГ они не превышали 5-7 % [50].

Наряду с «болезнями», доставшимися в наследство от СССР, добавились новые, свя­занные с разрушением единого организма, скрепленного общей идеологи­ей, экономикой и инфраструктурой. При этом Казахстан оказался в более сложном положении, чем другие республики. Он унаследовал фрагменты централизованной экономики, устаревшую инфраструктуру, предприятия и оборудование, не соответствовавшие мировым стандартам, экстенсивное сельское хозяйство. Трещала по швам унаследованная с советских времен система управления. На рубеже 1980-1990-х годов обьем экономики снизился на 55%.

С начала 1990 года руководство Казахстана всерьез начало думать о том, что республике придется самостоятельно выбираться из кризиса. К этому времени фактически распался единый народнохозяйственный комплекс, и для Казахстана последствия этого распада были наиболее тяжелы­ми. Дело в том, что 95% казахстанских предприятий управлялись из центра, и обрыв управленческих, финансовых и административных связей крайне негативно сказывался на состоянии экономики республики. Н.А.Назарбаев понимал и не исключал такого поворота событий, при котором Казахстану придется пуститься в «самостоятельное плавание».

В 1990 году был создан Высший экономический совет республики во главе с Д.Сембаевым. Делая ставку на молодых и честолюбивых специалистов в области юриспруденции, экономики, руководство ввело их в новый орган, призванный paзработать рыночную стратегию.

В качестве советников в Казахстан были приглашены американский экономист Ч.Бэнг, египетский юрист доктор Хасан. Автор известной программы «500 дней» Григорий Алексеевич Явлинский стал внештатным советником казахстанского руководителя. Тогда, в 1990 году, Н.А.Назарбаев был единственным из республиканских лидеров, кто поддержал эту программу быстрого пере­хода к рынку. Во-первых, ему импонировала решимость Г.А.Явлинского на­чать конкретные реформы. Во-вторых, реформы в рамках упомянутой про­граммы Г.А.Явлинский мыслил только в рамках Союза и на базе единого народнохозяйственного комплекса. Когда стало ясно, что Союзный договор невозможен, именно Г.А.Явлинский предложил идею Экономического до­говора между союзными республиками, хотя оппонент Г.А.Явлинского ака­демик Леонид Иванович Абалкин придерживался иного мнения, считая, что переход к рынку требует гораздо большего времени. Ведь формирование и отладка рыночных структур, создание соответствующей правовой базы, подготовка кадров, перестройка стереотипов массового сознания, системы ценностей, мотивов поведения - дело не одного года.

За 1990-1994 годы в Казахстане объем производства промышленной продукции сократился вдвое, а в аграрном секторе спад составил одну треть. Транспортные перевозки упали на две трети. Государство не в силах было справиться с управлением собственными предприятиями. Казахстан не имел ни средств, ни рынков сбыта, поэтому остановилось большинство предприятий. Из-за некомпетентности руководителей реальный сектор обрастал долгами. Деньги от продажи оборотных средств и продукции оседали за рубежом или расхищались. Произошел распад прежней администратнивно-командной системы управлениия экономикой.

В стране наблюдалось резкое падение уровня доходов населения. Нача­лась массовая безработица, люди месяцами не получали зарплату, задерживались выплаты пенсий. Последние сбережения населения таяли изза ги­перинфляции. Несовершенная банковская система парализовала торговлю.

В первые годы независимого развития резкое со­кращение спроса на продукцию казахстанских предприятий (прежде всего тяжелой индустрии) вызвало обвальный спад в экономике (12,6%), который продолжался вплоть до 1995 года. В 1992-1993 годах инфляция в Казахста­не достигла 2000- 3000%. Все это говорило о том, что в условиях сложнейшего транзита необходимо было проводить скорейшим образом системные экономи­ческие, рыночные реформы по всем направлениям.

Таким образом, формирование основ рыночной экономики в Казахстане начиналось при чрезвычайно сложных экономических обстоятельствах. Нужно было предпринимать кардинальные шаги, чтобы осуществить пози­тивные изменения в экономике. Сама реальность начала 1990-х годов ста­вила перед государством задачу выработки новой экономической стратегии и создания условий для ее энергичной реализации. Необходимо было при­нципиально изменить сами основы экономических отношений, ибо в нача­ле 1990-х годов, по признанию Н.А.Назарбаева, казахстанцы стояли у края пропасти.

В январе 1992 года без всяких предварительных консультаций со странами СНГ Россия «отпустила» цены. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов па перевозки, цен на энергию, сырье и т.д. Начало 1990-х голов стало временем появления многих частных фирм и компаний,, которые занимались в основном ввозом и вывозом сырья и готовых товаров. В это время в лексикон бывших граждан СССР входят такие слова, как «брокер», «бар­тер» и др. Так как гиперинфляция «съедала» прибыль, фирмы предпочитали работать по бартеру, то есть прямому обмену товара на товар без денег, или же по «налу» - наличными деньгами. Такая ситуация порождала экономиче­скую безответственность, когда никто ничего не производил, но все что-то покупали и тут же продавали.

В данной ситуации руководство республики было вынуждено также пойти на либерализацию цен на различные категории товаров. Рыночная либерализация обострила и без того напряженную ситуацию в республике. В Караганде началась волна шахтер­ских забастовок, поводом для которой стало непомерное повышение цен на продукты в шахтерских буфетах. Угрожающая ситуация сложилась и на дру­гих промышленных объектах. Остановилось сталеплавильное и прокатное производство на Карагандинском металлургическом комбинате. Ситуацию усугубил тот факт, что в Содружестве Независимых Государств на началь­ном этапе его функционирования не было четких выполнений обязательств по договорам. Это негативно сказывалось на развитии всех сфер жизни ка­захстанского общества. Переход к рынку был затруднен тем, что Казахстан на начальном этапе продолжал оставаться в прежней денежной, финансовой и экономической системе. Вплоть до ноября 1993 года Казахстан оставался в рублевой зоне.

Переход на новые рыночные отношения не только привел к кардинальным изменениям, но и породил и развил многие негативные явления в жизни общества: рэкет, теневую экономику, коррупцию и т.д. Рэкет - вымогательство преступными группировками денежных средств у представителей бизнеса - стал обычным явлением того времени. Преступные группировки контролировали рынки, развлекательные заведения, автостоянки, контрабандные и спиртные товары на границах, пригон и продажу автомобилей. Человек только открывал фирму, регистрировался, арендовал офис, и часто сразу же попадал под прессинг рэкетиров. И в Казахстане и в других странах СНГ появились новые влиятельные «авторитеты» преступ­ного мира, между которыми началась криминальная война. Впоследствии многие из вчерашних преступников смогли легализоваться и завести свой бизнес, другие были осуждены и попали в места лишения свободы.

Наряду с рэкетом существовало также так называемое рейдерство. Под рейдерством чаще подразумевают захват финансово вы­годных объектов способом инициированного конфликта. Жертвами рейдеров были предприниматели, имеющие более или менее значимую собственность, но не обладающие квалифицированной юридической поддержкой, службой безопасности и соответственно не способные оказать рейдерам должного отпора. При нежелании собственником уступить «лакомый для рейдеров кусок», к нему применялись разные способы давле­ния, начиная от тотальных проверок со стороны контрольно-надзорных органов и заканчивая угрозами расправы. Рейдерство в Казахстане, по утвержде­нию специалистов, было тесно переплетено с коррупцией, злоупотреблени­ями служебными полномочиями.

В 1990-х годах наблюдался рост коррупции, которая предполагает использование власти и связанных с ней возможностей в корыстных целях. Как отмечено в научно-исследовательских материалах по противодействию кор­рупции, она всегда причиняла огромный вред обществу, государству, снижая эффективность работы государственных органов и учреждений, принося огромные убытки, подрывая доверие к власти.

Президент страны Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахста­на «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благососто­яния всех казахстанцев» в качестве одной из семи основных приоритетов государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. При этом он подчеркивал, что только эффективное сдерживание коррупции является общепризнанным условием построения правового государства. Глава государства определил основные направления концепции по искоренению коррупции в масштабах государства, в рамках которой был принят и дей­ствует Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» (1998 г.).

Кризисная ситуация в 1990-х годах требовала принятия решительных мер со стороны государства, направленных на борьбу с криминалом, нейтрализацию ост­рых противоречий, негативных явлений и постепенную стабилизацию эко­номического положения страны.

 

 

Идея адаптированной модернизации как модели тран­зитной экономики, учитывающая национально-государственную специфи­ку, этнокультурные особенности, реальное положение государства в геопо­литических, геоэкономических и геокультурных структурах, впервые была озвучена и обоснована Н.А. Назарбаевым в работе «На пороге XXI века» Многоаспектная адаптированная модернизация была избрана как наиболее плодотворная в процессе выработки конкретной национальной программы перехода к рынку и рыночным отношениям.

В современном мире нет необходимости изобретать «рыночный вело­сипед», следует опираться на опыт стран, успешно осуществивших эконо­мическую трансформацию. Но и механически заимствовать чужой опыт нельзя. Великое множество моделей модернизации - от Турции и Южной Кореи до Китая и Мексики - лишь подтверждает необходимость именно адаптированной, а не схематической модернизации.

В развитии рыночных отношений центральная роль принадлежит от­ношениям собственности. Но в условиях монополии государственной собс­твенности, как это было в экономике, оставшейся от советской эпохи, о рыночных отношениях речи быть не могло. Поэтому в модернизации ка­захстанской экономики и развитии рыночных отношений центральную роль занимал процесс приватизации, то есть процесс трансформации государ­ственной собственности в частную.

В странах со сложившейся рыночной экономикой четко определены стратегия приватизации государственной собственности, ее цели, подходы, формы и методы. Собственность подлежит непременно продаже в той или иной форме, что ведет, во-первых, к сокращению бюджетного дефицита, во-вторых, к росту эффективности производства. Она продается либо на аук­ционах, либо на конкурсах или же акционируется с последующей продажей акций предприятия. Это основное требование рынка. В условиях Казахста­на приватизация имела существенные особенности. Объективной необходи­мостью являлось не затягивание, а ускорение формирования рыночно ори­ентированных хозяйственных структур и критического слоя собственников как эффективно хозяйствующих субъектов.

При проведении приватизации необходимо было учитывать следующее: а государственной собственности к началу экономических реформ находи­лось 80% основных фондов, которые предполагалось снизить на 30-40%; приватизация осуществлялась в условиях экономического кризиса; проис­ходило усиление инфляции, соответственно население не было способно участвовать в покупке средств производства; преобладала сырьевая и добы­вающая промышленность; и другие факторы.

Правовой основой разгосударствления и приватизации стали законы Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации» от 22 июня 1991 года и «О приватизации» от 23 декабря 1995 года. Закон «О разгосударствлении и приватизации» определял приватизацию как продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника, в рамках специальных процедур. Объектами армватизации были названы такие виды государственного имущества, как государствеенное предприятие, учреждение, производственные и непроизводственные подразделения, имущество предприятия, акции, доли в устав­ных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью и другие.

Закон «О разгосударствлении и приватизации» предусматривал следующие формы преобразования объектов государственной собственности: сдача имущества в аренду; выкуп имущества, сданного в аренду; выкуп имущества членами трудового коллектива; продажа имущества по конкурсу или на аукционе; преобразование госпредприятия в акционерное общество. При приватизации средних и крупных госпредприятий преобладало созда­ние акционерных обществ (АО), а приватизация мелких и средних предприятий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в основном осуществлялась через прямые продажи.

Приватизация в Казахстане прошла четыре этапа. На первом этапе 1991-1992 годы - приватизация носила инициативный характер, когда государственные органы принимали решение после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому кол­лективу производственной и социальной инфраструктуры. Была разработа­на первая «Программа разгосударствления и приватизации государствеиной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 годы», которая основывалась на идее максимального вовлечения граждан страны в процессы изменений формы собственности через их трудовые коллективы. Эта программа несла в себе много компромиссных начал. В условиях продолжающейся инфля­ции в качестве платежных средств населению безвозмездно предоставлялись жилищные приватизационные купоны. Этот шаг был очень важным, так как давал возможность участвовать в приватизации государственного имущества всему населению.

На данном этапе приватизации происходило формирование рынка жилья, создание необходимых условий для развития рыночных отношений. Были образованы арендные и коллективные предприятия, с аукционов про­давались коммунальные объекты, стал постепенно формироваться рынок услуг. Происходившие преобразования дали толчок развитию предприни­мательства, формирующего слой собственников. По итогам первого этапа было преобразовано более 4,7 тыс. объектов государственного имущества. От общего количества приватизированных предприятий объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства и другие составили 60%. Среди них наибольшую долю составили объекты торговли (29.6%) и бытового обслуживания (25,8%).

Опыт первого этапа приватизации в Казахстане показал ограниченность существовавших инструментов преобразования собственности, разрабаты­ваемых с ориентацией на коллективистские начала, что, в общем-то, было неизбежно и естественно в то время. Необходимо было принимать скорей­шее решение о переходе от инициативной приватизации к приватизации по единому сценарию.

Вообще в те времена в странах СНГ мало кто профессионально разбирался в проблемах приватизации. В результате концепции приватизации были разработаны в кратчайшие сроки, без обсуждения общественностью и специалистами, без учета зарубежного опыта. Хотя положительных при­меров успешного осуществления приватизации в истории западных было немало. По общему мнению экономистов, классическим примером яв­ляется приватизация в Великобритании, где на приватизацию одного круп­ного предприятия уходило в среднем 6 лет. Английские экономисты рассма­тривали приватизацию как целый пакет реформ, в котором смена собствен­ности является завершающим этапом преобразований. Если при проведении приватизации на Западе руководствовались целями привлечения средств для модернизации предприятий и производства в целом, повышения эффек­тивности их управления, то в России, как отмечает историк Р. Медведев,

пытались таким образом, «сбросить с плеч государства» ответственность за управление нерентабельными предприятиями. Соответственно ни по це­лям, ни по срокам она не имела прецедентов в экономической истории. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Казахстане, где были допущены те же ошибки, та исключением введения в оборот ваучеров. Особенностью перво­го этапа приватизации в России было введение небезызвестных ваучеров, как их позже называли «безродными бумажками», не имеющими никакой государственной гарантии. Правительство отказалось от введения именных приватизационных счетов, отдав предпочтение анонимным. Термин «вау­чер», в России связывают с деятельностью Анатолия Чубайса и главы пра­вительства Ггора Гайдара. Предполагалось, что ваучеры можно будет обме­нивать на акции предприятий. Но очень скоро рост цен привел к их полному обесцениванию. К маю 1993 года цена ваучера приравнялась к 3-4 тысячам рублей. В народном сознании 1990-х голов термин «ваучер» стал синони­мом всеобщего надувательства.

Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993- 1995) стало вктнятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан». Это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным на­правлениям: малая приватизация (аукционная и конкурсная продажа объек­тов торговли, бытового обслуживания и производственных предприятий с численностью работающих до 200 чел.); массовая приватизация (предпри­ятия с численностью работающих от 200 до 5000 чел.); приватизация по индивидульным проектам (предприятие с численностью свыше 5000 чел.) приватизация агропромышленного комплекса.

Целью данной программы явилось создание потребительского конкурентного рынка, развитие предпринимательства, повышение эффективности производства. Предусматривалось провести большую приватизацию, которая касалась бы в основном базовых отраслей экономики Казахстана: крупных и средних государственных предприятий промышленности, сельского хозяйста, строительства, банковского дела, отраслей, выпускающих товары народного потребления. Методы приватизации отличались разнообразием: продажа акций через биржу, аукцион, коммерческий тендер, инвес­тиционный тендер, прямая продажа, передача предприятий в доверительное управление и другие.

При имеющихся масштабах сферы охвата объектов приватизации важное значение имела малая приватизация. В республике было реализовано более шести тысяч объектов, появились и начали продуктивно работать тысячи частных предприятий, принадлежавших малому и среднему бизне­су. Невостребованные объекты были реализованы в 1996 году после многократных снижений цен. Стоимость объектов малой приватизации могла оплачиваться деньгами (50%) и жилищными купонами (50%). Через отде­ления народного сберегательного банка вводилась свободная купля-прода­жа жилищных купонов. Практиковался и метод адресной продажи объектов трудовым коллективам. 50% средств от малой приватизации оставлялось в местном бюджете.

Малая приватизация, помимо чисто экономического эффекта, имела и социальный эффект. Фактически уже в течение первых двух лет ее прове­дения прилавки магазинов и рынков стали наполняться продуктами пита­ния и всеми другими необходимыми товарами потребления. Развился рынок лекарственных препаратов. Люди постепенно перестали бояться частного сектора.

Развивался феномен «челноков». Характерной чертой «челноков», как коммерческих мигрантов, было то, что их деятельность носила «неформаль­ный» характер; как правило, они занимались торговым бизнесом без офици­альной регистрации в государственных органах. Купля-продажа товаров, за­купленных «челноками» в других городах или странах, была единственным источником их прибыли. Стратегия их действий определялась ими самосто­ятельно. «Челноки» могли нанимать себе в помощь работников, привлекать на безвозмездной (или платной) основе родственников, или же реализовывали товар сами. Например, в 1990-х годах в Алматы десятки тысяч человек были вовлечены в коммерческие (челночные) поездки в страны ближнего и дальнего зарубежья, в основном в Россию, Турцию, Китай и Киргизию. После финансового кризиса в России 1998 года и удорожания транспортных расходов, челноки стали больше кооперироваться для осуществления заку­пок. Таким образом, тысячи людей в 1990-х годах оказываются вовлеченны­ми в челночный бизнес опосредованно. При всех сложностях и издержках челночного бизнеса, он положительно влиял на жизнь людей и их семей, по­вышая материальный стандарт жизни, улучшая ее качество, обогащая жиз­ненный опыт, отчасти помогая разрешить проблему безработицы в стране.

Первые торговые ряды, палатки, магазины возникли сразу же после начала рыночных реформ. Расцвет этого вида деятельности приходился на 1992- 1998 годы. Продажа через мелкие магазины и ларьки стимулирова­ла дальнейшее развитие предпринпмательства в эти сфере. Создаваемые новые фирмы нередко отличались более высоким уровнем технического ос­нащения и менеджмента, чем приватизированные объекты. Подобным обра­зом выросла целая сеть автозаправочных станций.

В этот период всем гражданам Казахстана в Народном сбербанке были безвозмездно открыты персональные счета приватизационно-инвестици­онных купонов (ПИК). Каждый гражданин Казахстана мог вложить свои купоны только в акции инвестиционно-приватизационных фондов (ИПФ), которые могли приобретать за купоны акции госпредприятий на спепиаль­ных аукционах. Купонная приватизация была наиболее массовым по числу участников этапом разгосударствления казахстанской экономики, который фактически уже имел аналог в других странах с переходной экономикой (Польша, Чехословакия).

Миллионы граждан стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или фондов. Однако из большинства акционеров так и не получилось эффективных собственников. Не оправдались надежды включившейся в приватизацию части населения и на получение дивидендов. Поступление доходов от приватизации в бюджет, на которые рассчитывало правительство, также оказалось куда меньшим предполагавшегося. Попытки широко развить открытую торговлю акциями фондовой биржи не увенчались успехом, так как котировка акций большинства предприятий из за их сложного экономического состояния была обречена на неудачу. Большенство ИПФ обанкротилось. Купонный этап не способствовал появлению устойчивого рынка ценных бумаг, не привел к формированию массового слоя активных и процветающих мелких и средних акционеров. Идея купонной приватизации не оправдала ожиданий населения.

Процесс перехода к частной собственности должен был стать необратимым. Этого требовала сама логика того периода. В июне 1994 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев внес в Парламент Меморандум экономической политике на предстоящее трехлетие, в котором была определена экономическая стратегия. Она предусматривала проведение жестких мер по реформированию экономики и установлению макроэкономической стабилизации. Была поставлена задача по проведению быстрой и энергичной приватизации.

Важное значение имело акционирование по индивидуальным проектам. Так, Алматинский табачный комбинат и Шымкентская кондитерская фабрика стали первыми предприятиями, проданными по индивидуальным проектам. Особую важность для государства и общества имела приватизация ­крупных предприятий особой экономической и социальной значимости. Так, в реформы были введены новые, качественно иные составляющие - по­тенциал иностранного капитала. В середине 1990-х годов стало ясно, что дальнейшей приватизации Казахстану необходимо наличие иностранного капитала и создание предприятий с иностранным капиталом.

Первоначально планировалась продажа иностранным инвесторам только отдельных крупных предприятий. Это было вызвано необходимостью предприятий республики из критического состояния, когда многие производства оказались под угрозой остановки и фактического банкротства. Особенно сложной ситуация была на крупнейших предприятиях металлургии: только масштабные частные инвестиции могли спасти Карагандинский металургический комбинат, испытывавший на тот момент серьезнейшие проблемы. Гигант казахстанской индустрии имел огромные долги за электроэнергию, транспорт и находился на грани банкротства. Дошло до того, что чуть ли не полностью были затушены металлургические агрегаты в горячих цехах. Шли интенсивные поиски инвестора, способного вывести комбинат из кризиса. Была попытка передать предприятие казахстанским бизнесменам, однако в результате просчетов и неумелого менеджмента в начале 1995 года на Карметкомбинате запасов кокса оставалось на три дня при полном отсутствии оборотных средств. Долги по зарплате превышали шесть месяцев. И результате казахстанским бизнесменам пришлось поки­нуть комбинат.

В этих условиях только крупные инвестиции со стороны компаний, за­нимающих прочное положение на мировых рынках металла, могли спасти ситуацию. Поэтому Карметкомбинат был продан. Новым собственником стала индийская компания «МіttаІ Steel», которая по долгам предприятия заплатила 350 млн долларов США, а общая сумма инвестиций за восемь лет с момента приватизации составила почти 1 млрд долларов США. В ко­роткие сроки были осуществлены ремонт доменных печей, коксовых бата­рей, реконструированы важнейшие технологические линии. Более того, был введен цех горячего цинкования и алюминнрования, машин непрерывного литья стали.

В силу сложившихся особых, безальтернативных, хозяйственных ус­ловий приватизация металлургических штатов порождала своеобразную цепную реакцию по продаже сопутствующих имущественных комплексов, чтобы решить проблемы своевременного обеспечения производства элект­роэнергией, теплом, сырьем. В связи с этим в течение 19% года инвестору пришлось приобрести Карагандинскую ТЭЦ-2, а также основную часть карагандинских угольных шахт и решать проблему их инвестирования с це­лью налаживания нормального производственного цикла. Это было время, когда по странам СНГ прокатилась волна шахтерских забастовок. Промед­ление в решении острейших социальных и экономических проблем в таком крупном промышленном регионе могло иметь непредсказуемые и самые тя­желые последствия для всей страны. По этого удалось избежать. И этому в немалой степени способствовало начавшееся стабильное функционирова­ние Карметкомбината.

На грани банкротства в 1995 году находился Жезказганцветмет, имея 170 млн долларов долга, в том числе 10 млн долларов по зарплате. В 1996 году корпорация «Самсунг» выиграла тендер на покупку акций этой ком­пании, вложила сотни миллионов долларов инвестиций. В результате пред­приятие было реабилитировано, вырос объем производства.

Еще одии яркий пример - гражданская авиация республики. «Взяв под управление «Эйр Казахстан», - пишет Н.А. Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь», - наши ребята довели его до того, что за долги наши само­леты стали арестовывать в иностранных аэропортах. Иностранные компа­нии запретили своим гражданам летать самолетами "Эйр Казахстан" из-за опасности таких полетов. Если бы не мое решение о создании компании «Эйр Астана", совместно с англичанами, мы бы сейчас сидели без авиации вообще. Думаю, что наши менеджеры наберутся еще опыта и научатся уп­равлять». Создание «Эйр Астана» оказалось абсолютно оправданным - в 2000-х годах она стала занимать лидирующие позиции среди авиакомпаний Восточной Европы и стран СНГ.

Осенью 1996 года в Павлодарской области в преддверии зимы фак­тически была разрушена система поставки угля для нормальною тепло- и энергообеспечения. В этих условиях имущественные комплексы угольных разрезов «Богатырь» и «Восточный» были приватизированы Евразийской промышленной группой. В финансовое оздоровление и реабилитацию предприятий Евразийской группой было вложено 290 млн долларов США, а всего в развитие производства за прошедшие годы инвестировано более 900 млн долларов США, что позволило создать новые производственные мощ­ности.

Особенностью приватизации по индивидуальным проектам, то есть «казахстанской модели приватизации», было то, что предприятия переда­вались во внешнее управление обычно авторитетной зарубежной компании, которая приобретала на льготных условиях крупный пакет акций и станови­лась владелицей или совладелицей крупных предприятий.

К сожалению, в ходе приватизации не всегда удавалось привлечь надежного инвестора изначально. Так случилось с Соколовско-Сарбайским горно-производственным объединением, переданным в феврале 1995 года в доверительное управление некоей зарубежной фирме «Айведон», которая нанесла Казахстану большой ущерб. Или в 1995 году АО «Балхашмыс» было продано компании «КАМ Финанс СА», однако позже пришлось расторгать договор, поскольку инвестиционные обязательства в отношении предпри­ятия не были выполнены. Только в 1997 году после приобретения имуще­ственного комплекса предприятий АО «Балхашмыс» компанией «Самсунг» положение удалось исправить.

Процесс формирования новых корпоративных образовании прододжался несколько этапов. Так, значительная часть акций Усть-Каменогорского свинцово-цинкового, Лениногорского (Риддерского) полиметаллическою и Зыряновского горно-обогатительного комбинатов на первом этапе приватизации была передана трудовому коллективу. Однако проблемы налаживания нормального производства на предприятиях остались нерешенными, не было финансовых источников для инвестирования производства. Решение стало возможным после привлечения стратегическою инвестора в лице швейцарской фирмы «Глинкор». Только В результате проведенной реструктуризации на основе объединения имущественных комплексов Усть-Камсногорского свинцово-цинкового, Лениногорского полиметаллического и Зыряновского горно-обогатительного комбинатов было создано рентабельное производс­тво компания «Казцинк».

Кардинальной трансформации подверглось и отношение казахстанцев к иностранным партнерам. В кратчайшие сроки был подготовлен и принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций в Казахстане», где система льгот для иностранных инвестиции была значительно расширена. После принятия этого закона иностранный капитал стал играть решающую роль в росте экономики. В оппозиционных кругах в 1990-х годах продажу госпредприятий иностранному капиталу часто ассоциировали с «прода­жей государства, национального богатства». И отношение населения к ино­странным инвестициям в экономику Казахстана было весьма осторожным, что видно из данных социологического исследования. Ответы на вопрос «Иностранные инвестиции в экономику Казахстана следует поощрять или сдерживать?» распределились следующим образом: 40% - допускать с огра­ничениями, 29% - следует сдерживать, 11% - следует полностью запретить, и только 9% были сторонниками всемерного поощрения.

Но в сложнейших условиях того времени именно многие иностранные инвесторы обладали лучшими возможностями для выкупа госпредприятий и обеспечения их последующего эффективного функционирования. Тогда, в 1990-х годах, опытных отечественных потенциальных инвесторов еще не было, и они не могли обеспечивать эффективную работу предприятий. Они не знали рынков сбыта и многого другого в рыночной экономике.

Приватизация дала свои результаты для государственного бюджета. В 1996-1997 годах поступления от приватизации уже составляли около 20-30% от доходной части бюджета. До настоящего дня предприятия, прива­тизированные в те годы по индивидуальным проектам, являются крупными налогоплательщиками, обеспечивающими стабильные налоговые поступле­ния в бюджет.

И малая приватизация, и приватизация по индивидуальным проектам с привлечением иностранных инвестиций стали важнейшими факторами трансформации общества в целом. Внедрение крупной, средней и мелкой частной собственности в повседневную жизнь казахстанского общества ста­ло фактором кардинальной трансформации общественного сознания.

Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к сектор­ным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефте­газовой отрасли, а также в социальной сфере - здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные пред­приятия.

В ходе реализации Программы были определены 10 ведущих предпри­ятий, в которых государство имело долевое участие. В 1999 году была про­ведена приватизация части государственного пакета акций АО «Народный сберегательный банк Казахстана», а в конце 2000 года - АО «Мангистаумунайгаз». В дальнейшем были полностью проданы государственные пакеты акционерных обществ «Алюминий Казахстана». «Казахмыс», «Мангистау-мунайгаз», «Актобемунайгаз», «Народный сберегательный банк Казахста­на», «Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат».

К началу 2000-х годов в Казахстане основополагающие экономические реформы в основном были проведены. Институт собственности был приве­ден в соответствие с требованиями рыночного хозяйства. Введение институ­та частной собственности было неоднозначно оценено в обществе. Некото­рые политические деятели ратуют за пересмотр приватизационных мер того периода. Сопредседатель Демократической партии Казахстана «Настоящий Ак Жол» О. Жандосов, в прошлом член правительства, отмечал: «Что ка­сается экономики, то первым шагом, на мой взгляд, должно стать возвра­щение государству того, что оно потеряло в результате бесплатной раздачи сырьевых ресурсов страны». Однако такая популистская позиция могла бы привести к новому переделу собственности, к дестабилизации экономичес­кой ситуации.

Неоднозначная оценка процессов прошедшей приватизации крупных промышленных объектов страны, как свидетельствуют материалы социо­логических опросов, была характерна и для рядовых членов общества. По итогам исследования, проведенного в октябре 2005 года в шести субрегио­нах республики независимой аналитической структурой «Центр социаль­ных технологий», посвященного анализу отношения населения к прошед­шей приватизации крупных промышленных объектов в Казахстане, только 8,6% казахстанцев считали, что приватизация прошла достаточно честно и открыто. Негативное отношение к владельцам крупнейших предприятий нагнеталось и реальным положением дел в них в 1990-х годах. Например, условия труда, низкий уровень заработной платы, высокая смертность рабо­чих по причине нарушения техники безопасности, несовершенства техноло­гического процесса на приватизированных Лакшми Митталом предприяти­ях в Казахстане постоянно приводили к массовым протестам профсоюзов. Лидер Профсоюза угольщиков АО «Миттал Стил Тсмиртау» Вячеслав Си­доров утверждал: «Нас толкают на открытый трудовой конфликт». Однако в 2000-х годах ситуация стала выправляться, постепенно устанавливался оп­ределенный баланс интересов рабочих и собственников предприятий.

До сих пор есть мнения о необходимости пересмотра результатов приватизации по индивидуальным проектам. К сожалению, нигде в мире не происходило абсолютно справедливой первичной приватизации. В этой си­туации правительство во второй половине 2000-х годов предпринимает оп­ределенные меры по повышению казахстанскою содержания в совместных проектах. В любом случае страна должна смотреть вперед. Нужно совер­шенствовать сделанное и улучшать дальше жизнь людей.

Таким образом, в результате приватизации из госсектора были выве­дены такие важные сферы, как общественное питание и торговля; легкая, пищевая, обрабатывающая промышленность, предоставление разнообраз­ных услуг, агропромышленное производство, энерготическая и сырьевая отрасли. Конкуренция среда стала развиваться в сферах здравоохранения и образования, особенно высшего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.