Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование банковской системы. 1 страница




Создание собственной банков­ской системы Казахстана берет начало с декабря 1990 года. В то время необ­ходимо было создать современную двухуровневую банковскую систему, ко­торая позволила бы проводить независимую денежно-кредитную политику, кончин, с инфляцией и в конечном итоге способствовала бы решению ос­трых социальных проблем. В январе 1991 года был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», способствовавший созданию основ двухуровневой банковской системы. Республиканский Государствен­ный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстрой­банк был преобразован в акционерно-коммерческий банк «Туранбанк", Агропромбанк - в акционерно-коммерческий банк «Агропромбанк Республики Казахстан», из среды акционеров возник банк «Казахстан Коммерц», затем ставший «Казкоммерцбанком». Внешторгбанк преобразован в акционер­но-коммерческий банк «Алембанк», республиканский Сбербанк в акци­онерно-коммерческий «Сбербанк Республики Казахстан». В 1993 году все эти банки стали акционерными, а Сбербанк был переименован в Народный банк Республики Казахстан. В 1995 году эти банки являлись крупнейши­ми частными банками Казахстана, составляя костяк второго уровня банков­ской системы. Таким образом, к моменту введения теше в ноябре 1993 гола банковская система Казахстана претерпела существенную трансформацию: функционировала двухуровневая банковская система, все специализирован­ные банки были преобразованы в акционерные, а Национальный банк был наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте.

Принципиально важное значение для определения статуса Нацио­нального банка имел подписанный в марте 1995 года Президентом страны Н.А. Назарбаевым Указ, имеющий силу закона, «О Национальном банке Республики Казахстан». Нацбанк становился независимым и подотчетным только Главе государства. Непосредственной функцией банка было прове­дение независимой денежно-кредитной политики и создание современной банковской системы Казахстана.

В 1995 году была принята первая Программа реформирования бан­ковской системы республики. Суть программы заключалась в обеспечении банками кредитования экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов. Таким образом, Национальный банк был огражден от политического давления и от функций, которые могли выполнять банки вто­рого уровня.

Следующим важным шагом в развитии банковской системы была Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты фи­нансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.

Таким образом, в 1990-х годах в ходе экономических реформ в Казах­стане был создан современный банковский сектор.

Введение национальной валюты. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в начале 1990-х годов хорошо понимал, что вслед за ре­формой ценообразования неминуемо последует денежная реформа, и тогда рубль станет чисто российской валютой. Б.Н. Ельцин и B.C. Черномырдин неоднократно заверяли его, что в таком случае Россия и Казахстан обяза­тельно «сверят свои часы». Однако в политике преобладают собственные интересы. Поэтому в начале 1992 года был издан секретный указ о подготовке национальной валюты - тенге. Президент Казахстана не стремился будоражить общественное мнение, справедливо полагая, что нахождение в рублевой зоне, кроме экономического фактора, имело определенное психологическое значение.

Введению национальной валюты предшествовал сложный и длитель­ный переговорный процесс. Это были десятки встреч на самых различ­ных уровнях, включая переговоры между президентами двух государств - Н.А. Назарбаевым и Б.Н. Ельциным. Даулет Сембаев, один из соавторов первой экономической программы Президента Республики Казахстан, ку­рировавший вопросы экономической реформы в должности вице-премьера 1991 по 1993 год, возглавлявший Национальный банк Казахстана с 1993 по 1995 год, вспоминает, что президентами было подписано соглашение о том, что если одно из государств будет намерено ввести собственную валюту, то оно обязано известить об этом за три месяца до введения. Однако в июле 1993 года Россия в нарушение этого соглашения ввела собственную нацио­нальную валюту, известив Казахстан за три дня до введения. Одновремен­но поступило предложение России о создании рублевой зоны нового типа, основанной на российском рубле (банкноты образца 1993 года). Прошел очередной раунд встреч и переговоров, были выдвинуты новые условия и требования. В итоге Н.А. Назарбаев и Б.Н. Ельцин подписали соглашение о выделении Казахстану банкнот нового образца для параллельного хождения со старыми советскими банкнотами. Однако руководство тогдашней России не выполнило своих обещаний, новые российские рубли так и не прибыли в Казахстан. Наоборот, осенью 1993 года миллиарды старых советских руб­лей хлынули в Казахстан, жестоко подрывая экономику.

Проведение российским правительством монетаристской экономичес­кой политики, получившей название «шоковой терапии», а также дистанци­рование его от экономических процессов в бывших союзных республиках оказало разрушающее воздействие на экономику Казахстана. Реальности начала 1990-х годов были таковы, что производственная и финансовая сис­темы Казахстана вплоть до ноября 1993 года, то есть до момента перехода на собственную валюту; находились в зависимости от российских факто­ров. Либерализация цен и многократно возросшие объемы денежной мас­сы спровоцировали нарастающую с каждым месяцем инфляцию, которая в 1993 году составляла более чем 200%, что позволяет назвать ее гиперинф­ляцией. Поэтому с введением национальной валюты Президент Республики Казахстан действовал осмотрительно, но быстро и решительно.

Собственная национальная валюта была отпечатана в Великобритании и ввезена в республику. Президент создал правительственную комиссию, ко­торая разработала весь сценарий введения тенге. Это был сложнейший комп­лекс политических, экономических, технических и организационных мер.

В результате решительных действий Президента и Правительства наци­ональная валюта Республики Казахстан - тенге - была успешно введена 15 ноября 1993 года. Однако удержать курс относительно стабильным на первом этапе Практически не представлялось возможным. Обосновывая наделение Нацбанка дополнительными полномочиями. Д. Сембаев, глава данной финан­совой структуры, отмечал: «Через месяц после введения тенге стало ясно, ста­билизации и порядка в банковском секторе и в денежном обращении не будет. Президент это понимал и дал мне достаточно широкие полномочия, начав с того, что вывел председателя Нацбанка из состава правительства. Стране был нужен независимый oт сиюминутных интересов правительства Центральный банк. В условиях его подчиненности и зависимости построить денежно-кре­дитную политику государства было невозможно». Во второй половине 1993 года и весь 1994 год Нацбанк кредитовал банки второго уровня и закрывал дефицит государственного бюджета за счет печатного станка. Но уже к концу 1994 года удалось овладеть ситуацией. Темпы падения курса тенге к доллару, и инфляция по сравнению с предыдущим годом снизились в два раза. Программа стабилизации, начатая с введением тенге при поддержке Междуна­родного валютного фонда (МВФ), устанавливала приоритетность борьбы с инфляцией, и правительство Казахстана справилось с этой задачей. И хотя за первый год после введения новой валюты она обесценилась с 5 до 56 тенге за доллар, постепенно обменный курс стабилизировался.

Вспоминая реалии того судьбоносного времени, Д. Сембаев отмечал: «Многие введение валюты воспринимали как возможность автоматического решения экономических проблем. Но национальная валюта - не средство улучшения жизни, увеличения ВВП и т.д. Это только инструмент осуще­ствления собственной национальной денежно-кредитной политики. Други­ми словами, если ты имеешь инфляцию, то не импортировал ее откуда-то. а породил сам. Своя валюта - это символ независимости суверенного госу­дарства, но сумеет ли эта валюта служить делу проведения реформ, быть достойной нашего народа - вот здесь, конечно, немножко посложнее. По­этому не всегда мы получали адекватную оценку нашим действиям, хотя по прошествии времени все-таки можно сказать, выразив общее мнение, что мы, по крайней мере, не навредили».

С февраля 1996 года в республике начали чеканить инвестиционные монеты «Жибек жолы», которые были необходимы для сохранения сбере­гательных средств. Было изготовлено несколько серий монет: «Традиции и национальные игры Казахстана» («Бесікке салу», «Тұсау кесер», «Қыз қуу». «Беташар»); «Древние монеты», посвященные монетам, найденным в ходе археологических раскопок («Драхма», «Дирхем», «Отырар», «Са­райчик»); «Мечети и церкви Казахстана» («Туркестан», «Мавзолей Айша-биби», «Мавзолей Джучи-хана». «Мавзолей Бабаджа-хатун», «Центральная мечеть», «Мечеть Hyp-Астана»); «Красная книга Казахстана» («Сайгак», «Снежный тигр», «Тянь-Шаньский медведь») и другие.

Приступая к адаптированной модернизации экономики, руководство республики понимало, что такая модернизация могла быть плодотворна лишь в случае выработки реальных национальных программ и инструмен­тов перехода к рынку, рыночным отношениям. Экономическая политика го­сударства должна была учитывать интересы нации. Поэтому лишь введение национальной валюты тенге позволило государству проводить собствен­ную денежно-кредитную и валютную политику, а также начать формирова­ние полноценного банковского сектора.

Движение Казахстана в сторону рыночной экономики привело к общему увеличению уровня доходов на душу населения, но это произошло главным образом за счет экспортных продаж запасов природных ресурсов. Доля ВВП на душу населения выросла с 1991 года в четыре раза (до 1317 долларов в 1995 году), однако доли промышленности и сельского хозяйства, то есть тех отраслей, где было занято большинство трудоспособного населения, уменьшились соответственно с 30,1 до 23,5% и с 16,2 до 11,7%. Вследствие охватившего республику кризиса возрос внешний долг. К концу 1996 года ситуация обострилась. Зимой 1996-1997 года многие города оставались без тепла, электричества, газа и даже в Алматы дело доходило до того, что в результате частых отключений электроснабжения жителям приходилось готовить нишу на кострах. Однако страна и народ выдержали тот сложный период, преодолели трудности, сохранили внутренний оптимизм.

Введение тенге открыло путь для углубления реформ. В начале 1990-х годов в республике появилось около 200 банков, в том числе и иностранных. Приоритетом экономической политики Казахстана, помимо либерализации экономики и формирования новой финансовой системы, стало создание самостоятельной бюджетной, налоговой и таможенной системы. В 1990-х годах страна получила рыночные, соответствующие мировым стандартам законы, заставившие повернуть экономику в совершенно иное русло. С 1992 по 2000 год были разработаны и утверждены указами Президента необходи­мые программы реформ в экономике.

Зарубежные банки в экономике Казахстана. Вхождение иностран­ных банков в экономическую жизнь Казахстана берет начало с осени 1993 года. Первыми о своем желании начать банковские операции в нашей стра­не заявили американский «Chase Manhattan Bank» и голландский AO «ABN ДАБ АМРО Банк Казахстана». Следом шли финансовые и промышленные круги штата Техас, совместно с казахстанскими торгово-промышленными компаниями учредившие Банк Техаса и Казахстана («Техаkаbаnk»).

К середине 1990-х годов в Казахстане начали действовать представи­тельские офисы ряда иностранных банков, в частности таких, как «Дрезден-банк», «Дойчебанк», «Коммерцбанк»(Германия), «Магуар Банк»(Венгрия), «СитиБанк» (США). В 1994 году успешно завершился проекте привлечени­ем ресурсов «Эксимбанка» (США) по финансированию одного из заводов в Северном Казахстане. В республике функционируют китайские банки АО ДБ «Банк Китая в Казахстане» и Индустриальный и коммерческий банк Ки­тая. С участием Турции были созданы три банка «Турецко-Казахстанский банк», АО ДБ «Казахстан-ЗираатИнтернейшнл банк» и «Турецко-Казахстан­ский международный банк». Банк «АльБарака Казахстан» создан совместно с арабской стороной. Названные банки оказывают широкий спектр услуг коллективным и индивидуальным клиентам. В Казахстане действовали так­же российские банки - «Сбербанк» и другие.

Формирование сети иностранных банков в республике и их деятель­ность регулируются законодательными актами Республики Казахстан. Доля участия иностранного капитала в общем собственном капитале казахстан­ских банков была определена в 25%. Эта граница может быть изменена в случае успешного хода экономических процессов. Сотрудничество с ино­странными банками улучшило стандарты финансовой системы Республики Казахстан.

Таким образом, итоги начального этапа экономической реформы в Ка­захстане показывают, что переход к рынку - не кратковременный акт, а по­этапный, длительный, сложный процесс перестройки всей социально-эко­номической системы. Реформа в Казахстане - не просто восстановление количественных показателей экономики и внедрение рыночных методов хозяйствования, а смена модели развития всего общества. Для успешного развития страны требовался переход к долгосрочному стратегическому пла­нированию.

 

 

3.2. Экономика Казахстана на рубеже веков

 

Экономическаи стратегия Республики Казахстана и состояние ре­альной экономики. Для Казахстана 1990-е годы были годами перехода к рыночной экономике, когда экономическая эволюция происходила под вли­янием внешних и внутренних факторов, имевших неоднозначные послед­ствия. В целом экономическая ситуация в республике требовала незамедлительных мер, и они были предприняты руководством страны. В первую очередь требовался стратегический план действий. Для этого в 1997 году Указом Президента страны было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, которое получило четкую задачу Главы госу­дарства: «заглянуть в будущее, подумать над моделью, над стратегией - куда должен идти Казахстан».

В конце 1990-х годов экономическая ситуация еще не благоприятство­вала стратегическому планированию. Квота на экспорт нефти из Казахстана составляла всего 3.5 млн тонн в год, цена на нефть не превышала 12 долла­ров США за баррель, доходы государства были крайне низки. То есть в те годы стоял вопрос выживания экономической системы страны, которая к тому же находилась под влиянием идей, предусматривающих два взаимоис­ключающих направления: либо усиление регулирования, либо полная сти­хия рынка в рамках либерализации. В то же время оба этих варианта имели свои серьезные ограничения.

В этой непростой ситуации, когда, казалось бы, следовало сосредото­читься только на тактических вопросах. Глава государства принял решение о программе со стратегическими задачами для страны на длительную пер­спективу. Это означало принять программу развития, в которой текущие проблемы должны решаться исходя из глобальных задач, тактика вопроса должна была быть неразрывно связанной со стратегией. Вопрос стоял о тон­кой настройке системы управления экономикой ради становления сильного государства, в полной мере интегрированного в мировую экономику.

Принятие программы «Казахстан-2030» (1997) уже в конце 1990-х го­дов позволяло поставить вопрос об использовании лучших сторон и рынка, и регулирования. И именно такая схема, когда государство берет на себя инвестирование в стратегически важные объекты, определяет общие пра­вила игры и одновременно максимально облегчает условия для рынка, счи­тается оптимальной. Даже в условиях масштабного кризиса конца 2000-х годов, страны с подобной конфигурацией системы управления экономикой оказались в наиболее выигрышном положении. Однако в конце 1990-х годов ситуация не выглядела настолько однозначной. Тем более что невозможно было заимствовать готовые рецепты: до самого распада СССР никто в ис­тории не переходил к современной экономике из плановой экономической системы без необходимых экономико-правовых институтов, бирж и прочего (в отличие, например, от Индии, Сингапура и Малайзии).

С 1998 года началась поэтапная реализация Стратегии «Казахстан-2030». Именно в этот период сформировалась национальная модель эконо­мического развития, которая представляла собой синтез лучших мировых практик экономического управления. В 1998 году был осуществлен пере­ход на накопительную пенсионную систему на основе чилийской модели. А в 2000 году указом Главы государства был создан Национальный фонд с использованием модели нефтяного фонда Норвегии, как наиболее успеш­ного в мире.

За 1990-е годы в сельском хозяйстве республики произошли коренные изменения: доля негосударственной формы собственности в структуре сель­хозпроизводителей возросла с 40% в 1991 году до 99% в 2003 году. Были за­вершены приватизация совхозов и реформирование колхозов, что привело к увеличению числа хозяйствующих субъектов в 11 раз. Были реорганизованы государственные предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции: мясокомбинаты, молочные комбинаты, элеваторы, сахарные за­воды и другие. Развивалась сеть минипроизводств.

К начале 2000-х годов наблюдалась тенденция стабилизации сельско­хозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2000 году составила 8%, в 2001 году - 8,7%, в 2002 году - 8%. В 1999-2003 годах средние темпы роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства составили 8.6% в год. Согласно статистике, Казахстан демонстри­ровал наибольшие темпы роста сельского хозяйства в странах СНГ и Вос­точной Европы.

Наличие огромной территории и протяженной границы с сопре­дельными государствами требовало повышенного внимания к развитию транспорта и логистических услуг. В Казахстане это приобретало особую актуальность в связи с особенностями его географического положения, удаленностью от морей, океанов и основных мировых транспортных по­токов. В целом к концу 1990-х годов было завершено формирование зако­нодательной базы по регулированию деятельности в сфере гражданской авиации, железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, торгового мореплавания. Разработаны и приняты программы развития отраслей на среднесрочный период. После значительного снижения объемов перевоз­ки грузов в 1992-1998 годах наметилась тенденция к росту. Основными перевозчиками на автомобильном транспорте были предприниматели, за­нимающиеся коммерческими перевозками.

Таким образом, в 1990-х годах в экономике Казахстана произошли кар­динальные преобразования. Несмотря на закономерные издержки переход­ного периода, в стране была создана новая рыночная экономика. К концу 1990-х годов экономическая ситуация стабилизировалась, динамика ВВП постепенно преодолевала негативные тенденции первой половины 1990-х годов. В Казахстане начался экономический рост.

Peaльное изменение ВВП Казахстана в 1990-2000 годах

1990 1981 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

(оценка)

Источник: Национальный отчет о человеческом развитии к Казахстане за 2000 год.

Банковская система. На рубеже 1990-2000-х годов происходит даль­нейшее совершенствование банковской системы. Согласно Программе пе­рехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, принятой в конце 1996 года, все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в час­ти достаточности капитала ликвидности, качества активов, бухгалтерского учета, уровня менеджмент, введения и передачи информации. Для контро­ля над исполнением банками предписаний этой программы в начале 2001 года Национальный банк был наделен полномочиями для проведения над­зора за банковской деятельностью. Так, с 1 июля 2001 года был установлен минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков на жестком уровне в 1 млрд тенге, для региональных банков - не менее 500 млн тенге, других действующих банков - более 1 млрд тенге.

Наращивание капитала банков сопровождалось болезненным процес­сом ликвидации мелких банковских структур, консолидацией и слиянием банков. Но этот процесс оказал действенный эффект на всю финансовую систему страны: за короткий период были образованы крупные, финансово устойчивые банки, обладавшие большими возможностями и потенциалом. Концентрация банковского капитала позволила обеспечить конкуренцию между байками, которая привела к повышению качества банковских услуг. Эта особенность банковской системы республики была отмечена многими экспертами и специалистами банковского сектора.

После ужесточения Нацбанком нормативов количество коммерческих банков в стране уменьшилось в три раза, потому что очень немногие из них были готовы к повышению уровня функционирования. Требования Нацио­нального банка по наращиванию собственного капитала банков и другие нормативы, выработанные в ходе реформ, позволили банковской системе республики безболезненно пережить последствия апрельской девальвации тенге 1999 года и не допустить финансового кризиса, как это случилось а странах Азии и России.

При реализации подобного подхода учитывались особенности эконо­мики Казахстана. Например, в Казахстане существовали банки, деятель­ность которых была сосредоточена преимущественно в регионах, где до­минировал мелкий бизнес и сельскохозяйственное производство. Подавля­ющая часть из них испытывала недостаток средств. Дефицит ликвидности во многих областях республики ограничены возможность работы банков, вынужденных нередко замыкаться на ограниченном круге местных клиен­тов. В ситуации, когда такие «местные» банки не могли осилить высокой планки, установленной Нацбанком, началось повсеместное создание мик­рокредитных организаций и кредитных товариществ. Их создание в нервую очередь было направлено на борьбу с бедностью и безработицей. В целях обеспечения доступности банковских услуг для сельской местности было принято решение расширить сферу почтово-сберегательных учреждений, что позволило предложить банковскому сектору альтернативный способ привлечения частых сбережений широких слоев населения, проживающих в отдаленных районах.

Таким образом, в конце 1990-х годов Казахстан, несмотря на эконо­мические трудности, в отличие от ряда азиатских стран и России, избежал масштабного финансового кризиса и дефолта, совершенствовал банков­скую систему, что создало возможность для дальнейшего роста экономики в 2000-х годах.

 

 

5. Казахстанская модель экономики ХХІ века: достижения и испытания

 

Стратегия индустриально-инновационного развития. Согласно Стратегии «Казахстан-2030», главная цель, стоявшая перед Казахстаном с момента обретения независимости, заключалась в достижении экономи­ческого роста, базирующегося на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиции. В 2000-х годах Казахстану удалось зна­чительно продвинуться по пути ее реализации. Был достигнут определенный рост экономики, окрепли позитивные изменения в уровне жизни населения. Казахстанская экономика перешла на качественно новую модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора и поощрении конкуренции.

В 2000-х годах стояла задача повышения конкурентоспособности эко­номики Казахстана, без решения которой нельзя построить постиндустри­альное общество, занять достойную нишу в числе конкурентоспособных стран. Конкретизации путей достижения именно этой цели и было посвя­щено Послание Президента Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» (2006). Фундаментом для динамичного развития казахстанского общества могут стать только со­временная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика.

В Послании 2006 года были выделены приоритетные направления раз­вития экономики и социальной сферы. Основой качественного прорыва в экономическом развитии страны должна стать успешная интеграция Ка­захстана в мировую экономику, для реализации которой необходимо было сосредоточиться на следующих направлениях: реализация «прорывных» проектов международного значения: развитие конкурентоспособного про­изводства; интеграция в международную экономику путем участия в реги­ональных и международных экономических объединениях: развитие транспортной инфраструктуры: вступление в ВТО и других.

Основным результатом развития экономики Казахстана в 2000-х годах стала макроэкономическая стабильность, которой удалось добиться благо­даря осуществлению ряда государственных программ: диверсификации, созданию институтов развития, холдингов, социально-предпринимательских

корпораций и Национального фонда. В 1996-2005 годах среднегодовой темп роста ВВП составлял 8,5%, в 2001-2005 годах - 10%. Причиной стабильно­го экономического роста стало резкое увеличение объемов нефтедобычи и выход республики на мировой рынок, притом что цены на энергоносители постоянно повышались.

На основе посланий Президента Республики Казахстан была разрабо­тана Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казах­стан на 2003-2015 годы. Устойчивое развитие страны должно было идти пу­тем дальнейшей диверсификации отраслей экономики, постепенного отказа от сырьевой ее направленности, путем подготовки условий для будущего перехода к сервисно-технологической экономике. Основным приоритетом государственной индустриально-инновационной политики стало развитие конкурентоспособной специализации Казахстана в несырьевом секторе эко­номики.

Первые итоги реализации Стратегии индустриалыю-инновационного развития.. Тенденция роста и успехи реальной экономики в 2000-х годах. Основным инструментом реализации Стратегии индустриально-ин­новационного развития стали государственные институты развития. В Ка­захстане функционируют несколько таких институтов: АО «Банк Развития Казахстана» (средне- и долгосрочное кредитование с низкой процентной ставкой в приоритетных секторах экономики); АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (долевое участие без получения контроля в уставном капита­ле предприятий); АО «Национальный инновационный фонд» (финансовая поддержка инновационного бизнеса); АО «Государственная страховая кор­порация но страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (страхование предпириятий, работающих в сфере несырьевого экспорта). С 2003 по 2006 год ими было профинансировано 116 проектов в сфере инфраструктуры и обрабатывающей промышленности на 2136 млн долларов США. При этом введено в эксплуатацию 37 объектов на сумму 800 млн долларов США.

К середине 2000-х годов функционировали специальные экономиче­ские зоны (СЭЗ): «Астана - новый город», «Морпорт Актау», «Парк инфор­мационных технологий». Были созданы, кроме того, индустриальные зоны в Карагандинской области и Астане, на территории которых велась работа по строительству высокотехнологичных производств. Так, на территории СЭЗ «Парк информационных технологий» действовала 21 компания, общий объ­ем производимой здесь продукции составлял около 928 млн тенге. С 2006 года велось расширение порта Актау, что позволило увеличить его пропус­кную способность в два раза - с 11 до 23 млн тонн в год. В рамках проекта предполагалось строительство нефтеналивных и сухогрузных причалов, а также защитных гидротехнических сооружений.

Национальным инновационным фондом было профинансировано про­ектов па сумму 116 млн долларов США, из них 1,7 млн предоставлено в форме инновационных грантов. За голы реализации Стратегии подписано более 400 контрактов по проектам на сумму свыше 802 млрд долларов США. Среди наиболее интересных проектов, реализованных в рамках Стратегии, можно отметить запуск в декабре 2007 года Казахстанского электролизного завода в г. Павлодаре, а также завода по выпуску бесшовных труб. Появи­лись предприятия автомобильной промышленности: в Усть-Каменогорске был запущен автосборочный завод по выпуску легковых автомобилей «Шкода», организовано производство по сборке грузовых автомобилей «Камаз» в Кокшетау, реализуется проект по сборке автобусов в г. Семей.

Стратегия индустриально-инновационного развития в качестве одной из своих экономических целей провозгласила достижение поступательного развития экономики путем снижения зависимости от экспорта природных ресурсов, развития новых песырьевых производств и расширения экспорта готовой казахстанской продукции. Однако за 2003-2007 годы не удалось добиться всесомого перелома в структуре промышленности. Хотя строительство, финансовые, транспортные и телекоммуникационные услуги, торговля и получили ускоренное развитие, но это произошло за счет роста цен в сырьевом секторе и доходов населения. Другими словами, ускоренно развивались те отрасли, чья рыночная структура не определяется принципами свободной конкуренции. В рассматриваемый период реализации Стратегии не была решена еще одна принципиально важная задача, а именно: не удалось снизить импорт готовой продукции из-за рубежа. По-прежнему осталась остро актуальной ситуация с повышением производительности казахстанских предприятий и достижением ими конкурентоспособности на мировом рынке.

В рамках Стратегии индустриально-инновационного развития в 2005

году было положено начало казахстанской кластерной инициативе. Кластеры рассматриваются как сетевая организация территориально взаимосвязанных предприятий (включая специализированных поставщиков, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра. Развитие таких сетей направлено на повышение конкурентоспособности предприятий, регионов, национальной экономики в целом.Чтобы снизить зависимость экономики Катахстана от нефтегазодобывающих и сырьевых отраслей и добиться ее высокой производительности, были определены семь пилотных кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Нефтегазовое машиностроение», «Текстильная промышленность»,"Транспортная логистика», «Металлургия», «Строительные материалы».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.