Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неадекватные претензии на лидерство, агрессивность




 

34. История развития ребенка:

34. История развития ребенка
Наличное состояние психического развития ребенка, его «психологический статус» может быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Схема возрастной периодизации положена в основу психологического похода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке, с целью учета возрастных закономерностей психического развития ребенка. Включает: · Описание особенностей ССР ребенка · Квалификацию развития деятельности · Оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе новообразований). Психологические анамнез (ПА) – история индивидуального психического развития ребенка (ИПРР). Главная трудность – ориентация на память родителя. Практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать: · попытку выяснить реакцию ребенка, · характер его переживаний, · особенности эмоционального отношения к ним, · характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. (Пример: помещение в ясли, детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т.д. Все эти факторы одними детьми могут восприняться положительна, когда другие могут впасть в тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности.) Одними из функций ПА являются: · установление стрессовых (психогенных) факторов · установление факторов риска в отношении разных сторон психического развития ребенка. ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ И ПОНИМАНИЯ К числу факторов, неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят: · разлуку с матерью или семьей в целом, · утрату (смерть) или болезнь члена семьи или близкого человека, · появление но­вых членов семьи (отчима, мачехи и т.д.), · неправильное воспита­ние, · отвержение в семье или детском коллективе, · низкую успевае­мость в школе, · тяжелые соматические заболевания, · хронические болезни, травмы, госпитализации, · перемены места жительства, · чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и многие другие · Особого внимания требуют хронические, постоянно действую­щие факторы (различные виды неправильного воспитания).   ВАЖНО: не наличие тех или иных факторов, а индивидуальная реакция и механизмы их влияния на формирование личности ребенка.   СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПА 1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье (дата рождения, точный возраст. Состав семьи (с возрастом, образованием, характере работы), а также родственников и других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при неблагоприятных обстоятельствах здесь и далее необходима более подробная их характеристика) 2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Об­щие сведения об условиях развития до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При по­дозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить меди­цинское заключение; соответственно сведения относительно ме­дицинской части анамнеза собираются врачом.) 3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и пере­несенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания с момента рождения. 4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ним на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например, круглосуточные или дневные, специальные — логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длитель­ные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка. 5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет вклю­чительно). Особенности развития моторики. Сроки появления ос­новных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, хо­дить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Актив­ность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близ­ким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении? Любимые занятия и игры. 6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия, о какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослы­ми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со сторо­ны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявле­ния способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли ини­циативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие не­желательные проявления? 7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком воз­расте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интер­нат и т.д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие вне­ школьных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), круг общения вне школы. Степень самостоятельности. Обя­занности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ре­бенка. Наиболее типичные конфликты. 8. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте. Фи­зическое развитие. Особенности перехода к среднему звену школы. Изменения в поведении и интересах. Особенности взаимоотношений в семье. Как проявляются тенденции к самостоятельности и взрослости? Формы общения со сверстниками, проведение досуга, участие в неформальных организациях. 9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в исто­рии жизни ребенка?   Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их осо­бенностям его поведения. Теперь можно попытаться более конк­ретно выяснить: · в чем они видят проблему; с чем связано неже­лательное поведение ребенка; · что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; · како­ва, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохра­нении трудностей ребенка? Обстоятельная беседа психолога с родителями дает важную информацию об их отношении к ребен­ку и его проблемам. Полнота психологического анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях. · она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей). · без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности усло­вий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить резуль­таты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом. · такая беседа психолога с родителями дает начало их рефлексивному процессу либо сти­мулирует его.  

 

 

35. Принципы возрастно-психологическое консультирования.

ВЕДУЩИХ ПРИНЦИПОВ ВПК:

· Приоритет и охрана интересов ребенка – верховенство интересов ребенка в той семейной системе, где рассматриваются его проблемы. Любая информация должна быть преподнесена так, что она не могла послужить неблагополучию ребенка. Не всегда родителям говорится то, что выяснено, информация должна быть адаптирована, если у родителей неадекватная мотивация. Необходимо думать о том, чтобы не допустить хотя бы косвенно, умаление ребенка.

· Субъектность и уважение личности ребенка. В ВПК менее всего ребенок рассматривается как объект воздействия, ребенок не является пассивным и подчиненным существом. Ребенок рассматривается как полноправная личность, имеющая свои особенности, может быть неполную субъектность (в зависимости от возраста). Ребенок – человек со своими переживаниями, отношениями, интересами, внутренним миром. Он заслуживает нашего уважения, учета всех перечисленных особенностей. Изначально ребенок во многом очень несамостоятелен, но, чем старше ребенок, тем больше объем субъектности, с которым надо считаться. Уже в дошкольном возрасте мы стараемся те же рекомендации использовать, включая ведущую деятельность ребенка. В младшем школьном возрасте субъектность более явная. Надо пытаться подключить его сознание для совместных усилий.

· Принцип уважения личности и мнения родителей. Консультативная практика воспитала и укрепила установку на то, чтобы рассматривать родителей как партнеров для совместной диагностики ребенка. Позиция партнерства родителя и психолога: родитель – важнейший источник знаний о ребенке; а психолог – хранитель знаний закономерностей, норм, мер помощи. Эта взаимодополняемость и является потенциалом успешного консультирования. Раскрытие этого позволяет установить контакт. Мы всегда готовы выслушать родителя, но не обязаны вставать на его сторону.

· Принцип развития. Мы рассматриваем ребенка как существо, которое развивается. Развитие – важнейшее дело, которое он должен совершить. Этот принцип вынуждает нас оценивать движение ребенка к зрелости, к взрослой личности. Мы вправе оценивать его будущее, настоящее и прошлое. И то, на сколько его состояние отвечает задачам развития – это и есть одна из форм реализации этого принципа. Мы обязательно думаем о прогнозе, оценивая прошедшее. Если мы в результате обследования обнаруживаем что-то неблагоприятное в плане прогноза, мы обязаны об этом предупредить.

· Принцип возрастного анализа. Мы анализируем психологические проблемы, жалобы и запросы с обязательным учетом возрастного этапа.

· Принцип нормативности. Основой для оценки психологического статуса ребенка выступает нормативное содержание возрастной ступени. Возрастные нормы можно рассматривать как эталон, но его нельзя рассматривать строго. Норма – это диапазон. Каждый возраст играет свою особую роль в развитие ребенка, дает свой потенциал и учет возраста. эти принципы еще раз призывают нас к тому, чтобы ориентировать родителей в этих возрастных потенциалах. Все должно совершаться вовремя.

· Принцип индивидуального подхода. Мы должны признать, что возрастные закономерности реализуются только в индивидуально-модифицированных формах. Соответственно, и в консультировании индивидуальный подход строго обязателен. Перенос методов и форм с одного ребенка на другого не возможен.

· Принцип системности. Внутреннее единство всех осуществляемых психологом форм деятельности: диагностики, коррекции, профилактики и других видов деятельности. Диагностика и коррекция они абсолютно взаимосвязаны. Только тогда мы можем уверенно намечать ту или иную программу помощи, когда мы полностью разобрались с ситуацией.

· Принцип каузальной направленности психологической помощи. Существует каузальная и симптоматическая направленность. Каузальная имеет безусловный приоритет. Здесь воздействие направлено на устранение причины неблагополучия. Консультативная практика должна стремиться к выяснению причины проблемы, условий, которые их порождает. В коррекционной своей части воздействовать на нежелательные причины. Симптоматически-направленная помощь не редко дает временный эффект.

· Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе. Мы рассматриваем ребенка не как самостоятельное существо, он вписан в семейную систему, он связан тесными, значимыми отношениями со сверстниками, педагогами и другими социальными лицами. В коррекционной работе подключение других значимых взрослых необходимо.

 

36. Психологическое заключение. Содержание работы на заключительном этапе возрастно-психологического консультирования.

Психологическое заключение - это целостное, но сжатое изложение основных результатов и выводов, полученных в ходе обследования ребенка. Это не перечисление конкретных результатов по отдельным методикам, а в том числе и интерпретация совокупности всех полученных данных, и обязательно ответы на поставленные перед психологом вопросы и рекомендации.

Каких-либо стандартных, однозначных форм написания заключения не существует. И по содержанию, и по стилю текст психологического заключения может очень сильно отличаться в зависимости от того, кому оно предназначается (родителям ребенка, педагогу, школьной администрации, медикам, суду и т.д.) и каковы цели консультации (профилактический контроль за ходом развития, определение готовности к поступлению в дошкольное или школьное учреждение и выбор его типа, установление причин трудностей ребенка в поведении, обучении или взаимоотношениях и т.д. и т.п.). Однако существует некоторая общая логика и правила изложения материала.

Схема развернутого варианта психологического заключения:

1. Общие сведения о ребенке и его семье.

Основные данные о ребенке на момент его обследования: фамилия, имя, отчество, возраст, посещаемое дошкольное или учебное заведение, группа или класс, состав семьи, краткие сведения о родителях (возраст, занятие).

2. Причина обследования.

В этом пункте необходимо указать, кто обратился к психологу или по чьей инициативе проводилось обследование, а также кратко изложить содержание жалоб и/или основного запроса со стороны родителей.

3. Краткие сведения из истории развития ребенка.

Это сжатая характеристика того, насколько благополучно протекало развитие ребенка на последовательных этапах онтогенеза, начиная с пренатального периода, когда появились проблемы, указываются основные отличительные особенности социальной (прежде всего семейной) ситуации развития и здоровья ребенка, а также факторы риска (социально-психологические и медицинские).

4. Краткое описание содержания и результатов обследования.

Необходимо перечислить все использованные методики и приемы обследования и полученные с их помощью результаты. При этом учитываются не только конкретные методики, но и такие методы, как наблюдение за ребенком в рамках консультации вне ее, беседа с лицами, имеющими отношение к воспитанию ребенка. Отмечаются также различные предоставленные документальные источники сведений о ребенке.

5. Психологический диагноз.

Этот раздел содержит квалификацию психического развития ребенка и ответ на вопрос, что с ребенком. В соответствии с трехкомпонентной структурой психологического диагноза развития здесь дается

а) общая картина (оценка) психического развития ребенка с точки зрения соответствия возрастной норме;

б) описание индивидуально-психологических особенностей развития ребенка, т.е. с разной степенью подробности дается описание как отличительные черт его личности в целом, так и отдельных сторон его психической деятельности;

в) характер и степень трудностей и проблем ребенка.

Трехкомпонентная структура психологического диагноза позволяет отобразить не только слабые, проблемные стороны развития ребенка, но общую картину развития ребенка, в том числе и его сильные стороны, на которые можно опереться в ходе оказания психологической помощи и коррекционно-развивающей работы.

6. Причины установленных трудностей или нарушений.

В этом разделе заключения (по Л.С. Выготскому, это этиологический компонент диагноза развития) психолог указывает на факторы, обусловившие возникновение установленных трудностей, отклонений, или индивидуальных вариантов нормального развития. Выводы относительно происхождения проблем ребенка строятся на основе толкования всей совокупности данных о развитии ребенка, включая данные анамнеза и сведения об особенностях условий развития ребенка.

7. Прогноз.

Построение условно-вариантного прогноза предполагает ответ на три вопроса: 1) каков ожидаемый ход развития ребенка при сохранении сложившейся ситуации; 2) что и как может усугубить состояние ребенка, или чего следует избегать; 3) каков благоприятный вариант развития ребенка в случае снятия или ослабления существующих трудностей, проблем.

8. Рекомендации.

В этом разделе указываются основные направления психологической помощи и кратко формулируются советы по воспитанию и обучению, предложения по коррекционной работе.

9. Дата.

10. Подпись (как свидетельство личной ответственности составителя заключения).

 

При написании заключения следует строго соблюдать этические принципы деятельности психологов, в частности принцип конфиденциальности результатов обследования: только родители (или замещающие их лица) имеют право на получение полной информации о ребенке, включая психологический диагноз и прогноз развития.

Что касается остальных лиц, участвующих в воспитании, обучении или определении судьбы ребенка (это могут быть учителя, представители администрации различных детских учреждений, судебных и иных инстанций), то адресуемое им психологическое заключение, как правило, следует ограничивать только той информацией, которая необходима им для решения конкретных поставленных вопросов, например, определением мер для преодоления школьной неуспеваемости, обоснованием целесообразности проживания ребенка с матерью или с отцом после их развода и т.д. Следует помнить, что даже в случае необходимости раскрытие личной информации в заключении, адресуемом не родителям, возможно только с согласия самих родителей ребенка или подростка.

Заключительный этап – беседа с родителями или иными лицами, обратившимися к психологу:

· относительно результатов обследования,

· обсуждение психологического заключения и прогноза развития,

· совместная выработка программы психолого-коррекционных мероприятий.

Беседа, проводимая психологом по итогам всестороннего изучения случая, преследует несколько целей:

1. Подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степень и причины выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза

2. Совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы

3. Обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка

4. Планирование последующих встреч (в случае необходимости)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.