Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение педагогической культуры




Лекция 2. Понятие педагогической культуры, ее значение в педагогической деятельности

Раскрытие педагогической культуры преподавателя как явления, которое вызывает специальный интерес, определено спецификой педагогической деятельности и постоянным ростом запросов к личности учителя.

Не вызывает колебания чрезмерная существенность, наблюдательная нужда подготовки будущих преподавателей, которые владеют общей и педагогической культурой, умением независимо и стойко размышлять, активно и творчески разрешать профессиональные и жизненные вопросы.

Понятие «Педагогическая культура» давно отведено в практику педагогической деятельности, но нет особенных работ, посвященных целостному теоретическому исследованию данного феномена. Как научное понятие «педагогическая культура» не выявлена не в педагогическом словаре, не в педагогической энциклопедии, не в существующей педагогической литературе. Тем не менее, в связи с рассмотрением собственной педагогической деятельности, исследованием педагогических способностей, педагогического ремесла преподавателей, педагогов ВУЗов данная проблема нашла отображение в работах С.И. Архангельского, А.А. Деркача, А.А. Исаева, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максилова, А.Т. Маинко, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевича, Г.И. Хозяинова и других. Рассмотрение современной специальной литературы разрешает определить немного назначений в теоретическом обосновании феномена педагогической культуры.

Исследования последних лет (Е.Б. Гамаш, Т.В. Иванова, А.И. Лобач) построены в основном на концептуальных расположения данного направления. Т.В. Иванова рассматривает педагогическую культуру педагога через такое личностное образование, как способности: способность общаться с культурой, способность к культурным мнениям и т.д. Е.Б. Гамаш в своем исследовании выделяет 3 группы качеств личности педагога как проявление его педагогической культуры: мастерски-этические, личностно-высокопрофессиональные и штатские.

Педагогическая культура преподавателя полагает возрождение и самореализацию творчества учителя и воспитанников. Методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур (B.C. Библер). Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, грядущих. Педагогическую культуру позволено рассматривать как общение 2-х индивидов в разные моменты передачи человеческой культуры:

1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение).

2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и умственного становления субъектов педагогического взаимодействия.

3. Открытие личности для себя в иной личности.

Педагогическую культуру позволено рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, методов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с поддержкой которого передают высокопрофессиональные умения.

В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и мастерски-личностные качества учителя - это личное отношение к определенным сторонам реальности, проявляющейся в соответствующем поведении. Педагогическая позиция - это определенный нравственный выбор, тот, который делает учитель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании социальной важности профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические тезисы); поведенческая (выражается в способности учителя принимать решения, нести за них ответственность и создавать данные для самореализации личности ребенка).

Педагогическая позиция реализуется через личностно-высокопрофессиональные качества учителя, его интересы и нравственные надобности. Она включает в себя: целенаправленность личности, которая выражается в убеждениях, общественной активности, гражданственности личности; моральные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность; отношение к педагогическому труду.

Группу компонентов педагогической культуры составляют педагогические умения и мышление.

Педагогическую культуру определяет не столько присутствие умений, сколько отношение к ним. Отношение к умениям определяется уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя: скептическое мышление (подразумевает надобность исследовать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную целенаправленность мышления (учитель не должен быть идентичным); проблемно-вариативное мышление.

К третьей группе компонентов педагогической культуры относятся высокопрофессиональные знания и творческий характер педагогической деятельности.

Одним из ведущих качеств личности учителя, которое определяет его педагогическую культуру, является «коммуникативное ядро» (термин А.А. Бодалева), что полагает непрерывное внимание к становлению у ребенка способностей к знанию иного человека и самопознанию, образованию восприятия, отношения к иному человеку как высшей ценности и знания творчески строить непосредственное общение с ним.

В представление «коммуникативное ядро» входит характерное для него солидарность отражения, отношения и поведения. Проявляемое при взаимодействии с другими людьми и общностями, с которыми - индивиду доводится вступать в прямое либо опосредованные какими-то техническими средствами (телефон, радио, телевидение) контакты. Это, во-первых, все формы познания (образы воспринятия, представления памяти, представление, образы воображения) о людях и общностях, которыми располагает человек и которые больше либо менее полно актуализируются у него в общении с ними; во-вторых, все больше обобщенные либо частные переживания, которые проявляются в контактах с другими людьми либо общностями, в третьих, все виды вербального и невербального поведения

Высокопрофессиональные познания сами по себе не определяют педагогическую культуру педагога. Педагогическая культура определяется отношением к этим познаниям, знаниям педагога распорядится этими умениями, применять их для своего и профессионального роста. Только в том случае, если познания перейдут в разряд убеждений, они станут показателями педагогической культуры педагога. В.А. Сластенин пишет о том, что познания учителя обязаны быть соотнесены с решением определенных педагогических задач. «Практическая реализация этих задач трансформирует познания в инструмент профессиональной деятельности педагога».

Следственно, для того, чтобы быть способным к передаче культурных ценностей и культурно - важного навыка, нужны не только познания, но и сформированность общепедагогических и профессиональных познаний и знаний, т.е. педагог должен уметь применить полученные познания на практике. Знания, приобретенные грядущим учителем в процессе обучения, выступают показателем качества усвоенных умений, составляют его ядро, являются одним из ведущих компонентов культуры педагога.

Педагогическая деятельность настолько трудна и многогранна, что ее не может обеспечить одна лишь педагогическая основа: она опирается на чувствительную сферу, на все богатство духовного мира учителя, на его педагогический навык, тот, что составляют мастерски-педагогические познания и фактически усвоенные навыки и знания.

Педагогическая интуиция является одним из системообразующих компонентов педагогической культуры, устанавливающим молниеносный и безукоризненный выбор способа, приема, слова, интонации. Педагогическая деятельность не мыслиться без чутья, предвидения, интуиции, импровизации.

Если учесть неполноту и приблизительность информации, которой располагает учитель, разнообразие допустимых вариантов, сжатость времени для поиска решений, то становится представлением, что в таких условиях точный расчет дюже зачастую легко немыслим, а интуитивное предвосхищение может оказаться вернее каждых логических выкладок. Интуиция, педагогическое чутье зачастую заменяют опытному учителю логические рассуждения

В психологии интуиция рассматривается как новообразование в психологии человека, которое основано на познание и навыке, которые определяют действия человека как бы без предварительного анализа, мгновенно, но вдохновенно. Она помогает обнаружить положительное решение в условиях недостаточности информации и времени, на основе ориентированного поиска и экстраполяции. А такой недобор неизменно велик там, где дело касается живого человека.

Педагогическая интуиция не случайное явление, а правомерный и главный компонент творческой деятельности педагога, его педагогической культуры, выступающей как средство оперативной корректировки педагогического плана.

Умственная интуиция - это постижение истины умом, а чувственная - это познавательная действие: итог ее - вербализованная правда в виде представления, закона, идеи. Тут образно-чувствительные формы мышления приводят к «прорыву» невербализованных образов, эмоций в формы слова, к словесной формулировке мыслительных образов либо выстраиванию ассоциативной цепи по самым непредвиденным основаниям. Чувственная интуиция - это преобразованная деятельность (фактическая), в которой знания «знание появляется и существует» т.е. играет вспомогательную орудийную роль, где вербализованные логические представления входят в образно-чувствительные модели мышления, где непосредственное мышление может быть невербализованно, а воплощено сразу в действие, образы почаще наглядны и связаны именно с чувственным уровнем.

Компоненты (слагаемые) чувственной интуиции: острая внимательность, цепкая память, стремительные ассоциации, идеальная логика. Стержневой правило чувственной интуиции - тезис теста: по деталям о целом, по малому о малом.

Нужно сказать, что многие опытные педагоги обладают в совершенстве чувством интуиции.

Высшим проявлением интуиции является умственная (творческая) интуиция, т.е. по определению Е.Н. Князева «достижение состояния инсайта, само достраивания - переход от примитивный конструкции к трудной, саморазвитие, усложнение изначальной конструкции.

Творческая интуиция появляется у человека только на уровне высшего проявления мастерства, когда есть теснее большие познания своего предмета и нужный навык, когда нужная информация выводится из-под контроля сознания, вытесняется автоматизмы, отпускается в подсознание. В итоге освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для интуитивного видения, для вспышек и озарения.

Помимо того, триумф появления интуитивного решения зависит от того, насколько удалось исследователю освободится от образца, удостовериться в непригодности ранее вестимых путей и совместно с тем сократить увлеченность задачей.

Таким образом, педагогическая культура - часть всеобщей культуры, в которой в наибольшей степени отразились нравственные и физические ценности, а также методы творческой педагогической деятельности, нужные обществу для сервиса исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Значимым составным компонентом педагогической культуры являются личностные качества педагога, которые во многом устанавливают уровень его профессионализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.