Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие педагогического общения




Лекция 3. Культура общения. Понятие «педагогическое общение».

 

Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности. Как отмечают А.А. Реан и Я.Л.Коломинский и педагогическую психологию можно рассматривать через призму общения, т.к. практически все стороне процессов воспитания и обучения опосредованы общением.

Общение можно определить как процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей, партнеров, направленное на удовлетворение этих потребностей и опосредованными определенными межличностными отношениями.

Педагогическое общение, с одной стороны, подчиняется общим психологическим закономерностям, присущим общению, структуру которого образуют когнитивно-информационный, регулятивно-поведенческий, аффективио-эмпатийный, социально-перцептивный компоненты, а с другой стороны педагогическое общение имеет свои специфические особенности. Эти специфические особенности педагогического общения отмечены, а определениях данного понятия. Понятие "педагогическое общение" впервые появилось на V съезде Общества психологов СССР в1977 году там прозвучал доклад Алексея Алексеевича Леонтьева, посвященный этой проблеме. По утверждению А.А. Леонтьева он вместе с Виктором Абрамовичем Кан-Каликом практически одновременно в 1976-1977 годах обратились к этой теме и стали активно вводить это понятие. В настоящее время проблема педагогического общения интенсивно разрабатывается.

В определениях педагогического общения разногласий между разными авторами практически не наблюдается Педагогическое общение -- совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Столяренко Л.Д.)

Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им (Кан-Калик В.А)

Б. ф. Ломов выделяет три основных компонента общения: когнитивно-информационный - связан с процессом приема и передачи информации, осуществляемым знаковыми средствами, регуляционно-коммуникативный - заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, взаимной регуляции их действий, эффективно-коммуникативный - описывает общение как процесс обмена информацией"на эмоциональном уровне.

Педагог в своей деятельности должен реализовать все функции общения -- выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

В процессе обучения, как известно, решаются три основные задач обучающая, воспитывающая, развивающая.

При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивает; реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.

При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический контакт между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения в ученическом коллективе

При решении развивающих задач через общение создаются педологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

-- преодолеваются социально-психологические факторы, одерживающие развитие личности а процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.),

-- создаются возможности для выявления и учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;

-- осуществляется социально-психологическая коррекция в развили и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т, г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.