Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание блога магистранта




ВВЕДЕНИЕ

В переводе с греческого «библио» — значит «книга», «тека» — «хранилище», «библиотека» — это «хранилище книг». Первоначально библиотеки полностью оправдывали свое название и являлись хранилищем документальных свидетельств исторических эпох. Как известно на сегодняшний день самой древней библиотекой явилась коллекция клинописных табличек в дворце ассирийского царя около VII века до нашей. э. в Ниневии. В индустриальную эпоху к основной функции библиотек как общественных хранилищ памятников письменности добавились иные, которые известны и в настоящее время.

Индустриальная эпоха не только породила потребность в высококвалифицированных и образованных кадрах, но и позволила разграничить сферы труда и отдыха, способствуя появлению такого социокультурного феномена как досуг. При этом чтение начинает занимать не последнее место в структуре досуга. Как результат к концу XIX – начале XX века в Англии, Швейцарии, США создаются сети публичных библиотек[1].

Постиндустриальная эпоха не только изменила социальные функции библиотек, но и значительно их расширила. В.Л.Иноземцев сформулировал основные положения о трех обществах, согласно которому доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека с природой, индустриальное - на взаимодействии с преобразованной им природой, а постиндустриальное общество - на взаимодействии между людьми[2].

Далее он утверждает, что в доиндустриальных обществах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, в индустриальном - усвоение знаний и возможностей прошлых поколений, в постиндустриальном же обществе интерперсональные взаимодействия становятся подлинно комплексными, что и определяет новые свойства всех элементов социальной структуры.

И.П. Тикунова также отмечает, что «происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций». Далее автор диссертации утверждает, что социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, и в качестве основных функций упоминает мемориальную, коммуникационную, информационную, образовательную, социализирующую и культурную.

Коммуникационная функция тесно переплетается с информационной, которая предполагает сам процесс передачи информации, т. е. процесс коммуникации. При этом понятие «коммуникация» в контексте рассмотрения институциональных качеств библиотеки служит в большей степени для определения принципов социального взаимодействия, а не способов его организации. В то же время информационная функция сопровождает все процессы, связанные с обращением к содержанию документа, пронизывает все элементы библиотечного труда, поскольку любое действие, включающее работу с документами на уровне его содержания, семантики предполагает выделение его смысла, создание преобразованной информации, метазнаний[3].

Итак, приоритетность коммуникационной функции библиотеки, подкрепленная информационной, возможно позволит изменить кризисное состояние современных библиотек, которое проявляется в оттоке читателей, сокращении книжного рынка, свёртывании библиотечных сетей, депопуляции библиотечной профессии.

Современная библиотека, как социальный институт функционирует в сложной системе социокультурных коммуникаций.

Используя понятия «коммуникация» и «общение» в сфере библиотечно-библиографической деятельности, мы будем опираться на разделение понятий «коммуникация» и «общение», данное М. С. Каганом в области философии; типизацию коммуникаций, предложенную А. В. Соколовым в сфере социальных коммуникаций [4][7, с.25]; подходы к общению, разработанные Г. М. Андреевой, Б. Д. Парыгиным, А. В. Петровским, М. Г. Ярошевским в психологии [см.: 7, с.67]. В частности, М. С. Каган отмечает, что общение является связью равных - партнеров, стремящихся к совместной выработке информации, тогда как коммуникация есть процесс, предполагающий функциональное неравенство сторон[5] [4, с.295]: общение имеет целью общность и постоянное возрастание информации, а цель коммуникации - передача информации и ее убывание в канале связи [4, с.296]; общение может осуществляться лишь при свободном вхождении в него участников, а процесс коммуникации облигаторный г общество обязывает принять и усвоить ту или иную значимую для него информацию [4, с.296]; об­щение интенционально - предполагает ощущение индивидуальности партнера и ориентацию высказывания на его характер, его тезаурус, его мировоззрение, на его к тебе отношение, акт коммуникации может быть безличен - послание отправляется «всем, всем, всем» [4, с.296].

А. В. Соколов, рассматривая четыре типа коммуникации: материальную, генетическую, психическую, социальную, - отмечает, что последние три типа являются смысловыми, т.е. в качестве передаваемого сообщения выступают не данная в ощущении вещь или вещественное свойство, а умозрительно постигаемый смысл. Сообщение смысловых коммуникаций всегда имеет идеальное (духовное) содержание и, как правило, не всегда материальную, чувственно воспринимаемую форму [7, с.26].

Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошсвекий выделяют три стороны общения: перцептивную, коммуникативную, интерактивную. Перцептивная сторона - взаимное восприятие, стремление к пониманию мотивов поведения партнеров; коммуникативная сторона - обмен высказываниями, знаковыми сообщениями; интерактивная сторона - обмен не только словами, но и действиями согласно принятой программе совместной практической деятельности [см.: 7, с.67].

Автоматизация библиотечно-библиографических процессов, подключение библиотек к сети Интернет, создание веб-сайтов, страничек библиотек в социальных сетях позволили расширить процесс передачи информации, тем самым увеличить количество объектов библиотечно-библиографической деятельности за счет увеличения виртуальных пользователей библиотек, среди которых большое количество иностранных граждан и соотечественников, проживающих как в стране, так и за ее пределами. Библиотечная межкультурная электронная коммуникация осуществляется с помощью организации аудиовидеоконференций, чат-коммуникации, через электронную почту и в мультипользовательских областях (веб-сайты международных, этнических, национальных организаций, форумы). С. А. Езова рассматривает чат, электронную почту и другие средства электронной коммуникации как формы виртуального общения, а также предлагает сферы виртуального общения: общение в сфере комплектования; общение -изучение читателя; общение пользователя с электронным каталогом; общение в сфере каталогизации; общение с удаленным пользователем и т. д.[6] [2, с.75].

Таким образом, предметом данной дисциплины является рассмотрение изучение профессиональных коммуникаций с использованием информационных технологий, т.е. совокупности средств, методов и способов распространения информации в сети Интернет с целью привлечения внимания, а также воздействия на поведение потребителей по отношению к объекту рекламирования.

Задачи изучения дисциплины:

— формировании комплексного представления о возможностях информационного, методического, организационного обеспечения профессиональной коммуникации;

— освоении форм, методов, приёмов, технологий, алгоритмов обеспечения профессиональной коммуникации;

— усовершенствовании представлений о новых информационных технологиях, применяемых в обеспечении профессиональной коммуникации;

— развитии представлений о мероприятиях с использованием новых информационных технологий в целях осуществления профессиональной коммуникации;

— освоении приёмов поиска новых адресов и возможностей профессиональных коммуникаций.

Требования к знаниям и умениям:

В результате изучения курса магистрант должен знать:

возможности информационного, методического, организационного обеспечения профессиональной деятельности;

формы, методы, приёмы, технологии и алгоритмы обеспечения профессиональной коммуникации в целях повышения её оперативности, качества и эффективности

В результате изучения курса магистрант должен уметь:

подготовить необходимые документы для информационного обеспечения профессионального мероприятия

организовать информационное обеспечение профессионального мероприятия

с помощью компьютерных систем и программного обеспечения систематизировать и разрабатывать логическую структуру предстоящего исследования

В результате изучения курса магистрант должен владеть

навыками информационного и организационного сопровождения профессиональной деятельности

навыками работы с новыми информационными технологиями, применяемыми в обеспечении профессиональной коммуникации

навыками оповещения и информирования о подготавливаемых профессиональных мероприятиях.

 


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Понятие коммуникации. Коммуникационный процесс, его основная цель. Коммуникативные функции: профессионально-деловая, познавательная, педагогическая, управленческая, обратной связи, самоутверждения, самореализации личности.

Цели внутренних коммуникаций социальной группы: обмен информацией, решение проблем, координация действий, решение конфликта.

Коммуникационный стиль. Межличностная коммуникация. «Барьеры» коммуникаций, их преодоление. Общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций.

Понятие и виды профессиональных коммуникаций. Вербальная (письменная и устная) и невербальная профессиональная коммуникация.

Вербальные средства коммуникации. Коммуникационная деятельность и общение. Коммуникационные действия и их формы. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Типы приема и передачи информации. Язык – речь – речевая деятельность.

Вертикальные коммуникации. Коммуникации по нисходящей. Коммуникации по восходящей. Горизонтальные коммуникации.

Неформальные коммуникации. Коммуникация, характер профессионального взаимодействия с позиций дискурса.

Языки профессиональной коммуникации. Критерии эффективности новых форм профессиональной коммуникации: выбранная тематика, участники, регламент, Интернет-технология, ожидаемый результат.

Тема 1. Профессиональная коммуникация: роль, цель, функции, потребности, проблемы, перспективы

1.1.

В настоящее время накопилось множество определений коммуникации. Cлово коммуникация пришло в западноевропейские языки (в английском — communication, в немецком — kommunikazion) из латыни. Оно происходит от латинского communico — «делаю общим, связываю, общаюсь». В европейских языках есть достаточно слов, которые имеют сходное происхождение с интересующим нас термином, например communion (сходство, общность), communal (общинный, коммунальный), commune (коммуна) и даже communism (коммунизм). Главное, что объединяет эти слова, указывая на их общую генетическую основу, — акцент на обеспечение общности, связи между людьми. Эта этимологическая привязка к понятиям общности, совместной деятельности, как мы увидим впоследствии, играет очень важную роль в современном научном понимании сущности коммуникационных процессов.

В обыденном английском языке существительное communication понимается в трех базовых значениях:

человеческое общение, контакты, связи между людьми; связь, осуществляемая посредством технических устройств, средства сообщения; процесс передачи информации[21][7].

Автор учебника Д. Гавра. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. — 288 с., 2011 хорошо знаком с историей развития теории коммуникации: ему хорошо известно, насколько широким является спектр попыток определить коммуникацию. Еще в далекие 70-е годы ХХ века Ф. Данс рассмотрел 95 определений коммуникации, используемых в западных работах, которые появились в 50-60-е годы[17][8]. Он пришел к выводу, что эти определения столь различны (им было выделено 15 концептуальных компонентов), что коммуникацию лучше было бы представлять как «семью» родственных понятий, а не как единый концепт, чтобы избежать «разногласий, академических перестрелок и теоретических поводов для раскола»[9][18]. Ф. Данс и К. Ларсон в 1976 году расширили этот список до 126 определений, и с тех пор это число только увеличивалось[19].

Прошло много времени, мир изменился, но не изменилось количество попыток дать дефиницию категории коммуникации, предпринимаемых каждым новым поколением ученых. По приблизительным подсчетам автора, этих определений к 2009 году было уже свыше 200.

«Большой энциклопедический словарь» указывает два значения термина «коммуникация» - 1) это путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка [1, 379][10].

Согласно ГОСТу 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» под коммуникацией понимается управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами.

Библиотечные коммуникации - это проблема, изучаемая в последние годы всесторонне и многоаспектно. Свои концепции, взгляды на данный вопрос высказывают такие ученые - библиотековеды, как С.А. Езова, В.А.Минкина, Ю.Н. Столяров, Э.Р. Сукиасян, А.В. Соколов, Р.С. Мотульский [2, 27].

Езова, Светлана Андреевна. Библиотекарь и читатель: типы поведения: научно-методическое пособие / С. А. Езова.— М.: Либерея-Бибинформ, 2009.— 109 с.: ил.; 21 см. — (Библиотекарь и время. XXI век; № 116).— Библиогр. в конце глав.

В своих научных трудах они выделяют следующие уровни библиотечной коммуникации:

- общение между библиотекарями и читателями;

- общение между библиотекарями на всех уровнях библиотечной системы;

- немаловажным является и общение с партнерами библиотеки: органами власти, книготорговыми организациями, общественными организациями.

Одним из центральных уровней библиотечной коммуникации является общение между библиотекарями и читателями[11] [c.167].

Под библиотечным общением понимается «коммуникация людей в процессе библиотечного обслуживания, в том числе: библиотекаря с пользователем, межличностное общение пользователей и профессиональное общение библиотекарей» [12][56, с. 22]. Как можно убедиться, что между общением и коммуникацией никак не удается установить родо-видовые отношения.

Герберт Маршал Маклюэн, автор коммуникационной версии философии истории, создатель трехступенчатой модели всемирной истории полагал, что все фундаментальные культурные сдвиги обусловлены, прежде всего, сменой господствующих видов коммуникаций. Согласно его теории, первая ступень развития общества, эпоха племенного индивида, характеризуется преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации и выражается в мифологических стереотипах сознания, так называемый «человек слушающий». Отправной точкой следующей эпохи, является изобретение печатного станка И. Гуттенбергом. Это эпоха типографского, или индустриального индивида — «человека смотрящего», отличающегося визуальным мировосприятием. Характерным для второй ступени является утверждение рационалистического, опосредованного видения мира, интенсивное развитие промышленности, конфронтация с окружающей средой. Именно третья ступень, благодаря средствам электронной коммуникации, по мнению ученого, должна стать эпохой синтеза «человека слушающего» и «человека смотрящего», которая приведет к слиянию мифологического и рационалистического способов видения мира, соединению специального и природного начал в культуре, городского и крестьянского образа жизни в рамках всемирной цивилизации «глобальной деревни».


Задание на практическую работу №1

Профессиональная коммуникация: роль, цель, функции, потребности, проблемы, перспективы

Цели занятия: освоение сетевых технологий и алгоритмов обеспечения профессиональной коммуникации

Время: 4 часа

Вопросы (задачи):

1. Создание блога магистранта

2. Изучение собственной коммуникативной культуры и самооценка коммуникативного потенциала. Тестирование.

3. Подробный разбор диалога.

4. Изучение методов ведения переговоров

Методика выполнения

Введение

blogosphere, Всемирное общество blogs, быстро развились в феномен, который нужно брать серьезно, со многими библиотекарями в авангарде этого издания революции. Blogs - легкое, экономически выгодное средство PR для интеллектуальных библиотекарей и осуществлено, для различных целей, в каждом типе библиотеки. Эта записанная библиография включает определения, статьи о blogging и о библиотеке blogs, книги, исследования, ссылки в образцы библиотеки мириадов blogs, инструментальные средства для создания и использования blogs, и ссылок в представление в blogging. Коррекция моего сначала blog, BlogBib, представленное как сеанс объявления на Американской Библиотечной Ежегодной Конференции Ассоциации в 2002, библиография организована категориями, затем в алфавитном порядке в пределах категорий, и - доступный online в http://blog-bib.blogspot.com/. Пока наиболее данные - из Соединенных Штатов Америки, BlogBib включает blogs и комментарию с Канады, Европы, и Австралии также. Охват включает ученого, публики, школы, и специальных библиотек. Из-за области и размера библиографии, статьи, фокусирующиеся на RSS умышленно проигнорированы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.