Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гоголь Николай Васильевич 1 страница




AGNUS DEI

SANCTUS

AGNUS DEI

SANCTUS

CREDO

GLORIA

KYRIE

CREDO

GLORIA

KYRIE

MISSAE ORDINARIUM


  1. Kyrie eleison, Kyrie eleison, Kyrie eleison.
  2. Christe eleison, Christe eleison, Christe eleison.
  3. Kyrie eleison, Kyrie eleison, Kyrie eleison.

 

  1. Gloria in excelsis Deo.
  2. Et in terra pax hominibus bonae voluntatis.
  3. Laudamus te.
  4. Benedicimus te.
  5. Adoramus te.
  6. Glorificamus te.
  7. Gratias agimus tibi propter magnam gloriam tuam.
  8. Domine Deus, Rex caelestis, Deus Pater omnipotens.
  9. Domine Fili unigenite, Jesu Christe.
  10. Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris.
  11. Qui tollis peccata mundi, miserere nobis.
  12. Qui tollis peccata mundi, suscipe deprecationem nostram.
  13. Qui sedes ad dexteram Patris, miserere nobis.
  14. Quoniam tu solus sanctus.
  15. Tu solus Dominus.
  16. Tu solus Altissimus, Jesu Christe.
  17. Cum Sancto Spiritu, in gloria Dei Patris.
  18. Amen.

 

  1. Credo in unum Deum,
  2. Patrem omnipotentem, factorem caeli et terrae, visibilium omnium et

invisibilium.

  1. Et in unium Dominum Jesum Christum, Filium Dei unigenitum.
  2. Et ex Patre natum ante omnia saecula.
  3. Deum de Deo, lumen de lumine, Deum verum de Deo vero.
  4. Genitum, non factum, consubstantialem Patri per quem omnia facta sunt.

 

  1. Qui propter nos homines et propter nostram salutem descendit de Caelis.
  1. Господи, помилуй (трижды).
  2. Христос, помилуй (трижды).

 

  1. Господи, помилуй (трижды).

 

  1. Слава в вышних Богу
  2. И на земле мир людям доброй воли.
  3. Хвалим Тебя,
  4. Благословляем Тебя,
  5. Поклоняемся Тебе,
  6. Прославляем Тебя.
  7. Благодарность возносим Тебе по великой славе Твоей.
  8. Господь Бог, Царь небесный, Бог Отец всемогущий.
  9. Господь Сын единородный, Иисус Христос.
  10. Господь Бог, Агнец Божий, Сын Отца,
  11. Берущий на себя грехи мира, помилуй нас.
  12. Берущий на себя грехи мира, прими молитву нашу.
  13. Сидящий по правую руку от Отца, помилуй нас.
  14. Ибо Ты один Свят,
  15. Ты один Господь,
  16. Ты один Высочайший, Иисус Христос.
  17. Со Святым Духом, во славе Бога Отца.
  18. Аминь.

 

  1. Верую в единого Бога,
  2. Отца всемогущего, творца неба и земли, всего видимого и невидимого

 

  1. И в единого Господа Иисуса Христа, Божьего Сына единородного
  2. И от Отца рождённого прежде всех веков.
  3. В Бога от Бога, в свет от света, в Бога истинного от Бога истинного,
  4. Рождённого, не сотворённого, единосущного Отцу, которым всё сотворено,
  5. Который ради нас, людей, и ради спасения нашего сошёл с небес,

 

 

29. Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine et homo factus est.

30. Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato

passus et sepultus est.

31. Et resurrexit tertia die secundum scripturas.

 

32. Et ascendit in caelum, sedet ad dexteram Patris.

 

33. Et iterum venturus est cum gloria, judicare vivos et mortuos cuius regni non erit finis.

34. Et in Spiritum Sanctum, Dominum et

vivificantem qui ex PatreFilioque procedit.

 

35. Qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur qui locutus est per Prophetas.

 

36. Et unam sanctam catholicam et apostolicam Ecclesiam.

37. Confiteor unum baptisma in remissionem peccatorum.

38. Et exspecto resurrectionem mortuorum.

39. Et vitam venturi saeculi.

40. Amen.

 

41. Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth.

42. Pleni sunt caeli et terra gloria tua.

43. Hosanna in excelsis.

44. Benedictus qui venit in nomine Domini.

45. Hosanna in excelsis.

 

46. Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis.

47. Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis.

48. Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, dona nobis pacem.

 

 

29. И воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и стал человеком.

30. И распят за нас при Понтии Пилате,

принял страдание и был погребён.

31. И воскрес на третий день согласно Писанию.

32. И взошёл на небо, - он восседает по правую руку Отца.

33. И вновь грядёт со славой судить живых и мёртвых; царству Его не будет конца.

34. [Верую] и в Духа Святого, Господа животворящего, который исходит от Отца и Сына,

35. Которого мы наравне с Отцом и Сыном почитаем и прославляем и который вещал через пророков.

36. [Верую] и в единую святую, вселенскую и апостольскую церковь.

37. Исповедую единое крещение во отпущение грехов.

38. И ожидаю воскресения из мёртвых

39. И жизни будущего века.

40. Аминь.

 

41. Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф.

42. Небеса и земля полнятся славой твоей.

43. Осанна в вышних.

44. Блажен грядущий во имя Господа.

45. Осанна в вышних.

 

46. Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас.

47. Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас.

48. Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, даруй нам мир.

 


 

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Андреев М. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X-XIII вв). - М., 1989.

2. Античная музыкальная эстетика (под ред. Шестакова). - М. 1960.

3. Аристотель. Поэтика / Аристотель и античная литература. - М., 1978.

4. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М. 1990.

5. Борев Ю. Эстетика. - М. 1988.

6. Гуревич А. Категории средневековой культуры. - М., 1972.

7. Даркевич В. Народная культура Средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. - М., 1988.

8. Жизнеописания трубадуров. Серия Литературные памятники. - М. 1993.

9. Иллюстрированная история мирового театра (под ред. Дж. Рассела Брауна). - М., 1999.

10. Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1963.

11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. – М., 1963.

12. Крывелев И. История Религий. Тт.1(кн.1,2), 2 (кн.1, 2). - М., 1988.

13. Кун И. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1975.

14. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

15. Лосев А. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

16. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории). – СПб., 2006.

17. Мокульский С. История западноевропейского театра. Тт. 1,2. - М., 1937.

18. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения (под ред. В. Шестакова). - М., 1975.

19. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. - М., 1975.

20. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII в. - М. 1966.

21. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII в. - М., 1975.

 

 

УЧЕБНИКИ

 

22. Браудо Е. Всеобщая история музыки. Т. 1. – Пб., 1922.

23. Грубер Р. Всеобщая история музыки. - М. 1965.

24. Грубер Р. История музыкальной культуры. Тт.1,2 (ч.1,2).- М.-Л., 1941, 1953, 1959.

25. Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып.1. – М., 1933; Вып. 2. – М., 1936; Вып. 3. – М., 1939.

26. История полифонии. Т. 1, 2а, 2б. - М., 1983, 1989, 1998.

27. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т.1. - М. 1983.

28. Пэрриш К., Оуэл Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. - М. 1975.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

29. Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности: Часть вторая: Грегорианский хорал.- М., 2004.

30. Баранова Т. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории 16-17 вв. // Из истории зарубежной музыки. Вып 4. - М., 1980. – С. 6-27.

31. Брюнель-Лобришон Ж.., Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII веков/ Пер. с фр., предисл. Е. Морозовой. – М., 2003.

32. Герцман Е. Античная музыкальная педагогика. - СПб., 1996.

33. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. - М., 1985.

34. Герцман Е. Гимн у истоков Нового Завета: беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. – М., 1996.

35. Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. - СПб., 1995.

36. Грищенко Е.. Лесовиченко А. Идея “суммы” и её воплощение в мессе Гийома де Машо // Культура-Религия-Церковь. - Новосибирск, 1992. - С. 121-130.

37. Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы. Вып.2. - М., 1972. – С. 55-97.

38. Дубравская Т. Мадригал: жанр и форма // Теоретические наблюдения над историей музыки. - М., 1978. – С. 108-126.

39. Евдокимова Ю. Тематические процессы в мессах Палестрины // Теоретические наблюдения над историей музыки. - М., 1978. – С. 78-107.

40. Евдокимова Ю. Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения (cantus prius factus и работа с ним). - М. 1982.

41. Ефимова Н. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. (К проблеме эволюции модальной системы средневековья). – М.: МГК, 1998.

42. Ефимова Н. Ранние тонарии и их роль в развитии западноевропейской монодии // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 156-167.

43. Ефимова Н. Tonus-Tropus-Modus: латинская экзегеза или поиск пути обоснования модальных октав // “Laudamus”. - М., 1992. - С. 207-214.

44. Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки / Сб статей ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 40. - М., 1978.

45. Казарян Н. О мадригалах Джезуальдо // Из истории зарубежной музыки. Вып 4. - М., 1980. – С. 28-54.

46. Карцовник В. Тропы входных антифонов в истории западноевропейского средневекового хорала // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. / Проблемы музыкознания. Вып. 1. - Л., 1988. - С. 24-50;

47. Карцовник В. У истоков литургического театра западноевропейского средневековья // Музыкальный театр / серия: Проблемы музыкознания. Вып.6. - СПб., 1991. - С.

48. Коледа Е. Некоторые принципы формообразования нидерландской шансон XV-XVI вв. // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 287-299.

49. Коледа Е. Философско-культурный смысл категорий “concinnitas” и “varietas” в композиционном мышлении Ренессанса // Музыка в контексте духовной культуры. Сб.ст. ГПМИ им. Гнесиных, вып. 120. - М. 1992., с.32-58.

50. Конен В. Очерки по истории зарубежной музыки. - М., 1997.

51. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М., 1975.

52. Коннов В. Нидерландские композиторы XV-XVI вв. - Л., 1984.

53. Кудряшов Ю. Гокет в музыке средних веков // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3.- М., 1975. С.

54. Кудряшов Ю. Музыкальная готика Мессы Гийома де Машо // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. / Проблемы музыкознания. Вып. 1. - Л., 1988. - С. 105-128.

55. Культура-Религия-Церковь. - Новосибирск, 1992.

56. Лебедев С. Грокейо и Аристотель. Философские предпосылки трактата Иоанна де Грокейо «О музыке» // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 253-262.

57. Лебедева И. К изучению формульной структуры в хоральной монодии Средневековья // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. / Проблемы музыкознания. Вып. 1. - Л., 1988. - С. 11-23.

58. Лебедева И. Проблема формульности в средневековом хорале // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 148-155.

59. Лесовиченко А. Диалектика статического и динамического в средневековом хорале // Культура-Религия-Церковь. - Новосибирск, 1992. - С. 100-107

60. Лесовиченко А. Вопросы взаимоотношений культового искусства и идеологии средневековья. - Улан-Удэ, 1990.

61. Лесовиченко А. Каноны в музыкальной культуре Нового времени. - Новосибирск. 2002.

62. Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. // Проблемы музыкознания. Вып. 1. - Л., 1988.

63. Музыкальная культура христианского мира: материалы международной научной конференции. – Ростов-н/Д., 2001.

64. Пелецис Г. Месса Жоскена Депре “Malheur me bat” (к вопросу о технике сочинения на cantus firmus) // Теоретические наблюдения над историей музыки. - М., 1978. - С. 54-77.

65. Пелецис Г. Особенности тематизма в музыке Палестрины в связи с музыкальными жанрами // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 300-312.

66. Пелецис Г. Строение квадруплей Перотина // Вопросы музыкальной формы. Вып 4.- М., 1985. – С. 151-188.

67. Поспелова Р. Гарландия – Франко – Витри: три реформатора в мензуральной теории XIII – начала XIV веков // “Laudamus”. - М., 1992. - С. 222-228.

68. Поспелова Р. Западная нотация XI-XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). – М., 2003.

69. Поспелова Р. Трактат, давший имя эпохе // Старинная музыка. - М., 1999. №1.

70. Поспелова Р., Шведова Н. К вопросу о значении трактата Франка Кёльнского // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 241-252.

71. Проблемы теории и истории западноевропейской музыки/Сб.тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65. - М., 1965.

72. Русская книга о Палестрине / Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 33. - М., 2002.

73. Сапонов М. Артистические профессии средневековья // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 19-31.

74. Сапонов М. Менестрели: Книга о музыке средневековой Европы. - М., 2004.

75. Сапонов М. Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. - М., 1978.

76. Сапонов М. Неологизмы Иоанна де Грокейо. // “Laudamus”. - М., 1992. - С. 229-234.

77. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. - М., 1985.

78. Симакова Н. Дискретное остинато как выражение игрового принципа в музыке Возрождения // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 278-285.

79. Симакова Н. Мелодия “L’homme arme” и ее преломление в мессах эпохи Возрождения // Теоретические наблюдения над историей музыки. - М., 1978. – С. 17-53

80. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М., 1975.

81. Сорокина Т. Юкечева О. Мотетное творчество Палестрины // Культура-Религия-Церковь. - Новосибирск, 1992. - С. 143-155.

82. Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989.

83. Сухомлин И. Техника изоритмии: теория, история // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII-XVII вв.) / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65. - М., 1983. – С. 59-82.

84. Теоретические наблюдения над историей музыки. - М., 1978.

85. Теоретические проблемы полифонии / Сб.тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 52. - М., 1980.

86. Федотов В. К вопросу о происхождении модальной нотации // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. - М., 1989. - С. 215-225.

87. Федотов В. Средневековая секвенция // Культура-Религия-Церковь. - Новосибирск, 1992. - С. 108-120.

88. Федотов В. Учение о модусе в западноевропейской ритмической теории XIII века // “Laudamus”. - М., 1992. - С. 215-221.

89. Филипп де Витри. Ars Nova // Старинная музыка. - М., 1999. №1.

90. Ходорковская Е. Система сольмизации и звуковые аспекты доклассическолй модальной техники // Аспекты теоретического музыкознания / серия: Проблемы музыкознания. Вып.2. - Л., 1989. - С.51-60.

91. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. – СПб., 2001.

92. Шуранов В. Христианский идеал церковности как смысл и интонация духовной музыки Возрождения // Культура-Религия-Церковь. - Новосибирск, 1992. - С. 131-142.

 


[1] В эпоху неолита происходит переход к земледелию и скотоводству. В позднем неолите человек научился плавить металл. Первыми металлическими изделиями стали медные орудия труда. По форме они повторяли каменные рубила и мотыги. В Месопотамии медные орудия появляются в четвертом тысячелетии до нашей эры, в Европе — в третьем-втором тысячелетии до нашей эры. Переходный период от неолита к бронзовому веку называют медным веком (халколитом или энеолитом).

[2] Бронза — это сплав меди с оловом и свинцом. Бронза отличается от меди относительно меньшей температурой плавления и значительно большей прочностью. Древнейшие бронзовые орудия были найдены в Месопотамии и относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Период, когда в передовых культурных центрах бронза занимала ведущее место, как материал для производства оружия и орудий труда, называют бронзовым веком. В Азии бронзовый век стал временем дальнейшего развития цивилизаций в Египте и Месопотамии, а также формирования новых цивилизаций в долине Инда и в Китае. Но и вне зоны древнейших государств распространяются металлические и бронзовые изделия, происходит интенсивное разложение первобытного общества. В начале первого тысячелетия до нашей эры бронзовый век сменяется железным.

[3] Железо было известно еще в доисторические времена, однако широко применяться оно стало значительно позже, так как получение его из руд стало возможным лишь на относительно высоком уровне развития производительных сил. Вероятно, впервые человек познакомился с метеоритным железом, о чем свидетельствуют хеттские тексты и его название на древнеегипетском языке. Способ получения железа из руд был изобретён в Западной Азии во втором тысячелетии до нашей эры. Тогда же использование железа началось в Вавилоне, Египте и Греции. На смену бронзовому веку пришёл железный век.

[4] Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

[5] Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

[6] Магия - совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов.

[7] Тотем - у первобытных народов обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода.

[8] Первые пещерные росписи были обнаружены в 1864 году французским палеонтологом Ф. Гарригу. Самые известные сегодня пещеры – Ляско (Франция), Альтамира (Испания).

[9] Суггестия (фр. suggestion, нем. Suggestion, лат. Suggestion) - внушение, намек.

[10] Их можно рассматривать в качестве зачаточных форм творческой деятельности, т.е. собственно искусства.

[11] Цель магии – воздействие на действительность (в противовес искусству, цель которого – воздействие на человека).

 

[12] По Е. Милетинскому, мифическое время – есть «правремя», время до времени.

[13] В 1918 и 1922 гг. вышли 2 тома книги немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы». В этих работах основоположник философии культуры изложил учение о циклическом (а не поступательно-линейном) характере развития культур. По его мнению, за всю историю человечества существовало 8 равноценных по уровню достигнутой зрелости культур – обособленных в пространстве и во времени, с присущим им внутренним единством и индивидуальностью:

· египетская

· вавилонская

· индийская

· китайская

· греко-римская (аполлоновская)

· западноевропейская (фаустовская)

· византийско-арабская

· культура майи

Каждая культура проходит в своем развитии (жизненном цикле) несколько фаз:

1. Мифосимволическую

2. Раннюю культуру

3. Метафизико-религиозную, высшую культуру

4. Позднюю культуру, переходящую в цивилизацию (симптомы отмирающей культуры)

 

 

[14] Зиккурат – тип культового здания в Шумере (башня), состоявший из 3-х ступеней – платформ в соответствии с тремя главными божествами – Анну (бог неба), Энлиль (владыка воздуха и земли, сын Анну), Энки (владыка мировых вод, мудрости и хранитель человеческих судеб). Наверху находился небольшой храм – жилище бога, к которому подняться можно было по специальным лестницам. Длительный подъем ассоциировался с идеей бесконечного пути в небо. Окраска платформ символична: нижняя – черный цвет – подземное царство, средняя – обожженный кирпич – земная жизнь, верхняя – белого и красного цвета – небо. Храмик бога – синего цвета.

[15] Была разрушена в конце VI в. до н.э. персидским царем Ксерксом.

[16] В 605 году захватил территорию Сирии и Палестины, в 598 совершил поход в Сев. Аравию. В 597, затем в 587 (по другим данным, 586) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи.

[17] Вавилон периода расцвета был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука — зиккурат Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами. Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» — «Врагу не добиться победы». Дорога процессий кончалась у храма Мардука — Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 м.

[18] Гласные звуки на письме египтяне не обозначали.

[19] Анналы - вид хроники, отличающийся сжатым изложением событий.

[20] I таблица рассказывает о царе Урука Гильгамеше, безудержная удаль которого причиняла много горя обитателям города. Решив создать ему достойного соперника и друга, боги слепили из глины Энкиду и поселили его среди диких зверей. II таблица посвящена единоборству героев и их решению употребить во благо свои силы, нарубив в горах драгоценный кедр. Их сборам в дорогу, путешествию и победе над Хумбабой посвящены III, IV и V таблицы. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш отвергает любовь Инанны и укоряет ее за вероломство. Оскорбленная Инанна просит богов создать чудовищного быка, чтобы уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду убивают быка; не в силах отомстить Гильгамешу, Инанна переносит свой гнев на Энкиду, который слабеет и умирает. Рассказ о его прощании с жизнью (VII таблица) и плач Гильгамеша по Энкиду (VIII таблица) становятся перломным моментом эпического сказания. Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Его странствия описаны в IX и X таблицах. Гильгамеш скитается в пустыне и достигает гор Машу, где люди-скорпионы стерегут проход, через который восходит и заходит солнце. «Хозяйка богов» Сидури помогает Гильгамешу найти корабельщика Уршанаби, переправившего его через гибельные для человека «воды смерти». На противоположном берегу моря Гильгамеш встречает Утнапиштима и его жену, которым в незапамятные времена боги подарили вечную жизнь. XI таблица содержит знаменитый рассказ о Потопе и строительстве ковчега, на котором Утнапиштим спас от истребления человеческий род. Утнапиштим доказывает Гильгамешу, что его поиски бессмертия тщетны, поскольку человек не в силах победить даже подобие смерти — сон. На прощание он открывает герою секрет растущей на дне моря «травы бессмертия». Гильгамеш добывает траву и решает принести ее в Урук, чтобы дать бессмертие всем людям. На обратном пути герой засыпает у источника; поднявшаяся из его глубин змея съедает траву, сбрасывает кожу и как бы получает вторую жизнь. Известный нам текст XI таблицы заканчивается описанием того, как Гильгамеш показывает Уршанаби воздвигнутые им стены Урука, надеясь, что его деяния сохранятся в памяти потомков.

 

[21] В долине Нила, в его устье, вдоль берегов его многочисленных рукавов, в медленно текущей воде, растут обширные заросли папируса — травянистого растения, из которого уже в древности изготовляли писчий материал. В Древнем Египте, во времена Птолемеев, папирус считался царским растением, и его специально выращивали. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса стали делать писчий материал. Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность.

[22] Осирис (Озирис, грецизир. форма древнеегипет. Усир) - бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора, покровитель и судья мертвых.

[23] Исида (Изида) - супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.

 

[24] Сюжетный центр поэмы образует распря, расколовшая род властителей могущественного племени куру, род бхаратов, как его обычно называют в поэме («Махабхарата» — «Сказание о великой битве бхаратов»). Две группы героев, противостоящие друг другу, — это пятеро сыновей умершего вскоре после их рождения царя Панду (Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева) и их двоюродные братья, сто сыновей царя Дхритараштры, старшего из которых звали Дурьйодханой. Первых эпос собирательно именует Пандавами, вторых — Кауравами. Другом и помощником Пандавов является их двоюродный брат по матери Кришна. Одним из главных соратников Кауравов становится Карна, сводный брат Пандавов, до брака рожденный их матерью Кунти от бога Солнца, брошенный ею и воспитанный приемными родителями (ни Панданы, ни Карна не подозревают о своем родстве). Симпатии сказителей эпоса — на стороне Пандавое. Все они, считаясь сыновьями Панду, в действительности рождены богами. Воплощением бога Вишну считает эпос и их союзника Кришну. Напротив, Кауравы — воплощение демонов, они неправедны, и родовой конфликт вызван их завистью и неоправданными притязаниями Дурьйодханы на престол, по праву принадлежащий Юдхиштхире. Ненависть Кауравов к Пандавам возникает уже в детстве, но ситуация становится особенно острой после достижения братьями совершеннолетия. Козни Дурьйодханы, пытающегося заманить Пандавов в ловушку, не увенчиваются успехом, а после того как Пандавы женятся на царевне сильного племени панчалов — Драупади, Кауравам приходится примириться с ними. Братья делят между собой царство; в одной половине царем становится Юдхиштхира, в другой — Дурьйодхана. Но Кауравы не успокаиваются на этом. Мечтая завладеть всем царством, Дурьйодхана вызывает Юдхиштхиру на игру в кости. Игра, которая происходит в собрании старейшин племени куру, завершается полным поражением Юдхиштхиры: он проигрывает и царство, и все свои богатства, и себя с братьями, и их общую жену Драупади. Кауравы торжествуют победу. Они силой приводят в собрание Драупади и подвергают ее оскорблениям, чего Пандавы уже никогда не могли им простить. Впрочем, результаты игры по настоянию собрания аннулируются. Игра повторяется на тех условиях, что проигравшая сторона на 13 лет лишится царства и удалится в изгнание. Проигрывает опять Юдхиштхира. 13 лет проводят Пандавы в изгнании, соблюдая условия игры. Но по истечении этого срока Дурьйодхана отказывается вернуть им царство. Обе стороны собирают союзников, и две огромные армии сходятся на поле Куру, чтобы решить их спор. Великая битва длилась 18 дней. С величайшим трудом удалось Пандавам вырвать победу и истребить своих противников. Юдхиштхира возвращает себе престол и много лет мудро правит царством. Но, в конце концов, решив, что настало время покинуть мир, он сажает на престол внука Арджуны и вместе с братьями и Драупади отправляется к космической горе Меру, чтобы, взойдя на нее, вступить в царство богов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.