Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гоголь Николай Васильевич 3 страница




[103] Петрарка Франческо (1304-1374) - итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения, оказавший значительное влияние на развитие европейской поэзии. «Канцоньере» («Книга песен») — сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327-74) — лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Петраркой созданы поэмы «Африка» (1339-42; на латинском языке) о 2-й Пунической войне, «Буколики» (1346-57), автобиографическая проза («Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру», 1342-43; «Письмо к потомкам», 1374).

[104] Боккаччо Джованни (1313-1375) - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Среди его сочинений: поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), поэма «Ворон» (1354-55, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон» (1350-53, опубликовано в 1470) — книге реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, — представлена многоцветная панорама нравов итальянского общества.

[105] Джотто ди Бондоне (1266 или 1267-1337) - итальянский живописец, представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, Джотто внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320-25) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. Джотто – автор проекта колокольни собора во Флоренции.

[106] Канон - форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации — проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем.

[107] Контрапункт (нем. Kontrapunkt) в музыке — одновременное сочетание самостоятельных мелодий в разных голосах.

 

[108] Легат (лат. legatus) - титул высших дипломатических представителей Ватикана.

 

[109] Главный труд Дж. Вазари (1512 – 1574) – книга «Le Vite de'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti» («Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов»), которая была окончена в 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников вышла в 1568 г.

[110] 1492 год – генуэзец Христофор Колумб пересек Атлантический океан и вышел к берегам Нового Света. 1498 год – португалец Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии. Португальский мореплаватель Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие (20.09.1519 – 6.09.1522).

[111] Коперник Николай (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

[112] Николай Кузанский (1401-64), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.

[113] Фичино Марсилио (1433-99) - итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской. Перевел на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии 15-16 вв.

[114] Пико делла Мирандола Джованни (1463-94) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

[115] Парацельс (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim, 1493-1541) - прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения.

[116] Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ-пантеист и поэт. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Автор антиклерикальной сатирической поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», философских сонетов.

[117] Лютер Мартин (1483-1546) - деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

[118] Кальвин Жан (1509-1564) - французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Кальвина — «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, Кальвин превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

[119] Эразм Роттердамский (1467-1536, Базель) - гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), богослов, филолог, писатель. Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.

[120] Лойола Игнатий (1491-1556) - католический святой, основатель ордена иезуитов (1534) и его генерал с 1541.

[121] Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

[122] Мазаччо (1401-28) - итальянский живописец, представитель флорентинской школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения. Воплощал в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности.

[123] Анджелико (ок. 1400-55) - итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения.

[124] Боттичелли Сандро (1445-1510), итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции.

[125] Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).

[126] Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор, представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Проектировал собор Св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.

[127] Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

[128] Брунеллески Филиппо (1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Брунеллески отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений (купол собора Санта-Мария дель Фьоре, 1420-36; Оспедале дельи Инноченти, 1421-44; капелла Пацци, 1429, — все во Флоренции).

[129] Браманте Донато (1444-1514) - итальянский архитектор, представитель Высокого Возрождения. Работал в Милане (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро, 1479-83), Риме (часовня-ротонда Темпьетто, 1502; дворы Ватикана, с 1503; проект собора святого Петра, между 1506-14).

[130] Палладио (наст. фам. ди Пьетро) Андреа (1508-80) - итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592).

[131] Эйк (Ван Эйк) Ян (ок. 1390-1441) - нидерландский художник. Один из основоположников искусства Северного Возрождения.

[132] Босх Иероним (около 1450-1516) - нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

[133] Брейгель Старший, или «Мужицкий», Питер (между 1525 и 1530-1569) - нидерландский живописец и рисовальщик. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Поста и Масленицы», 1559; «Безумная Грета», 1562; «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568).

[134] Дюрер Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. н. мастерские гравюры, 1513-14). Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. 900 рисунков).

[135] Нитхардт (Nithardt) Матис (между 1470 и 1475-1528), немецкий живописец эпохи Возрождения. С 17 в. его ошибочно называли Грюневальд (Grunewald). В Изенхеймском алтаре (1512-1515) мистические образы соседствуют с гуманистическими просветленными. Готические традиции выразились в трагических образах, в экспрессии линий, мощных аккордах цвета.

[136] Кранах Лукас Старший (1472-1553) - немецкий живописец и график. Ранние произведения (портрет И. Куспиниана, 1502-03; «Отдых на пути в Египет», 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности («Источник молодости», 1546).

[137] Хольбейн (Гольбейн) Ханс Младший (ок. 1497-98-1543) - немецкий художник, выдающийся портретист и график, один из крупнейших мастеров немецкого Возрождения.

[138] Рабле Франсуа (1494-1553) - французский писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (кн. 1-4, 1533-52, кн. 5 — опубликована 1564) — энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев, навеянных фольклором (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург), гуманистические идеалы своего времени.

[139] Сервантес Сааведра Мигель де (1547-1616) - испанский писатель. Главное произведение — роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» («Дон Кихот», ч. 1, 1605, ч. 2, 1615), в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика — одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики.

[140] Шекспир Уильям (1564 -1616, там же), английский драматург, поэт; был актером королевской труппы. «Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм.

[141] Текст предшествующего изложения представляет собой сокращенный вариант статьи из электронной энциклопедии «Кирилла и Мифодия».

[142] В это время территория Нидерландов занимала современную Бельгию, Нидерланды, Люксембург и некоторую часть северо-восточной Франции. Исторические Нидерланды состояли из 17 провинций: в число южных входили провинции Фландрия, Брабант, Люксембург, Артуа, Геннегау; северных — Голландия, Зеландия, Фрисландия. С конца 15 века Нидерланды принадлежали Габсбургам, с 1556 года — Испании.

[143] Мейстерзингеры (нем. Meistersinger - мастера пения) – представители немецкого бюргерства, создававшие цеховые объединения поэтов-музыкантов из числа ремесленников; пришли на смену рыцарскому миннезангу во второй половине 13 века.

 

[144] Ученый просчитал соотношение частей в бревисах – 168: 112: 56: 84, что при сокращении дает формулу 6: 4: 2: 3.

[145] Относительно категории тенор – см. ссылку на с. 71.

[146] Великий Леонардо писал: «разнообразь всегда, потому что природа разнообразна до бесконечности… разнообразь как только можешь».

[147] Орландо Лассо родился около 1532 года в Монсе и рано стал мальчиком-певчим в местной церкви. От рождения его звали Роланд, и лишь значительно позднее он итальянизировал свое имя. Феноменальные музыкальные способности обнаружились с детских лет: он превосходно пел, привлекая к себе всеобщее внимание (рассказывают, что его даже похищали, как маленькое чудо).

Первый биограф Лассо, его соотечественник и современник С. Квикельберг сообщает, что в 1544 году мальчик с чудесным голосом был приведен к генералу Ферранте Гонзага, когда тот стоял военным лагерем под Сен Дидье. По-видимому, юный музыкант был обманом увезен из Монса как подлинный вундеркинд. Гонзага оставил его у себя и затем взял в Италию. Сопровождая Гонзага во многих поездках, Лассо побывал, кроме итальянских городов (Мантуи, Палермо, Милана), и во Франции, в Париже. В Милане Лассо имел возможность общаться с капельмейстером собора, нидерландцем Херманом, а также изучать в соборном архиве многочисленные рукописи итальянских, нидерландских и испанских композиторов. В 1548 году Лассо освободился от службы у Гонзага и одно время находился в Неаполе, где служил в доме поэта и любителя искусств Д. Б. д'Адза делла Терца. Знаток литературы, член неаполитанской "академии Le'Sereni", общавшийся со многими итальянскими поэтами, дела Терца способствовал литературному образованию Лассо, привил ему вкус к поэзии. Спустя некоторое время Лассо оказался в Риме, куда его пригласил флорентийский архиепископ А. Альтовити. С 1553 года Лассо стал капельмейстером Латеранского собора. В Риме он проработал недолго, но, тем не менее, мог ознакомиться с первыми изданиями месс Палестрины (который находился там же) и узнать об исканиях Вичентино в области хроматизма. Из Рима, по-видимому, Лассо поспешил на родину, осведомленный о тяжелой болезни родителей. В Монсе он не застал их в живых, но не вернулся тут же в Италию: с начала 1555 года по осень 1556-го он находился в Антверпене. Известный нотоиздатель Тильман Сузато выпустил в 1555 году первый сборник сочинений Лассо, включивший 5 мотетов, 7 мадригалов, 6 вилланелл и 6 chansons.

С 1556 года жизнь Лассо оказалась связанной с одним крупным музыкальным центром: баварский герцог Альбрехт V пригласил Лассо к своему двору в Мюнхен, где композитор и проработал до конца дней. Сначала он был певцом в капелле герцога, затем стал ее руководителем. До него тут же работал Л. Зенфль. Мюнхенский двор был богат и привлекал к себе многих художников. Лассо пользовался в этой среде огромным авторитетом, ему оказывались почести как крупнейшему музыканту. В Мюнхене широко развернулась его творческая деятельность. В короткий срок его произведения завоевали европейскую известность: они были изданы в Нюрнберге, Мюнхене, Венеции, Флоренции, Неаполе, Антверпене, Лионе и Париже. Его прославляют и Пьер Ронсар, и римские кардиналы, и католическое духовенство Мюнхена. Нижней Австрии, Швабии, и протестанты. Его называют "божественным Орландо". Скончался Лассо 14 июня 1594 года в Мюнхене. В его эпитафии было сказано, что он наполнил своей музыкой целый мир.

Творческое наследие Орландо Лассо значительно по своему масштабу. Многие его сочинения издавались при жизни. Вскоре после смерти композитора его сыновья (они тоже служили в герцогской капелле в Мюнхене) собрали и выпустили отдельным изданием 516 его мотетов под общим названием "Magnum opus musicum" ("Великое музыкальное творение"). Общее число мотетов Лассо превышает 700. Им написано 58 месс, несколько десятков мадригалов, французских шансон, песен на немецкие тексты, виланелл.

 

[148] Контрреформация - церковно-политическое движение в Европе середины 16-17 веков во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского собора 1545-1563 годов. Осуществлялась в основном с помощью инквизиции. Активные проводники контрреформации — монашеские ордена.

 

[149] Авиньонское пленение пап - вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне (Южная Франция) в период между 1309 и 1378 гг. Авиньонский период в истории папства приходится на понтификат пап: Климента V (1305-1316), Иоанна XXII (1316-1334), Бенедикта XII (1334-1342), Климента VI (1342-1352), Иннокентия VI (1352-1362), Урбана V (1362-1370), Григория XI (1370-1378). Неблагоприятная политическая и социальная обстановка в Италии, мятежи в Папском государстве и антипапские выступления в самом Риме, возглавлявшиеся крупнейшими аристократическими семействами, в интриги которых папы были также вовлечены; зависимость от поддержки Франции; удобство положения новой резиденции, — все это почти 70 лет удерживало пап в Авиньоне.

 

 

[150] Часто Палестрина использует контрастное сопоставление имитационно-полифонических разделов (или частей произведения) и аккордовых.

[151] Литания (греч. litaneia — моление) - в латинском обряде разновидность молитвы, в которой различные призывания Бога и святых дополняются повторяющимися прошениями

[152] Пассионы («Страсти») - храмовое действо, содержание которого основано на евангельской истории страданий и смерти Христа. Вошли в церковный обиход в 4 в., первоначально в виде псалмодии. С 13 в. текст «Страстей» исполнялся в диалогической манере, с нач. 16 в. озвучивался в формах полифонического многоголосия (мотетные «Страсти»). В 16в. появляется респонсорный тип страстей – чередуются псалмодии евангелиста с хоровыми мотетами. В 17-18 вв. распространился ораториальный тип «Страстей» (использовались речитативы, арии, вокальные ансамбли, хоралы и др.). Расцвет жанра связан с немецкой культурой 18 в. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» И. С. Баха).

[153] Род его повседневных занятий – игра на тромбоне, отсюда прозвище; работал при мантуанском дворе, писал музыку для праздничных представлений.

[154] Был превосходным певцом, в основном жил в Мантуе, находился на службе у герцога Гонзаго; создал около 100 фроттол.

[155] Комедия дель арте (commedia dell’arte – комедия масок) – вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария, а в качестве героев выступали персонажи-маски – Коломбина, Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Панталоне и др.

[156] Галилеи был учеником крупнейшего музыкального ученого, органиста собора Св. Марка в Венеции — Джозеффа Царлино.

 

[157] Франциск I был яростным противником гугенотов, жестоко их преследовал, для суда над ними учредил в 1547 году «Огненную палату». В 1559 году он издал эдикт, требовавший смертной казни для еретиков. Наиболее яростные религиозные войны между католиками и гугенотами велись во Франции с 1562 по 1594 годы. Одной из самых страшных страниц стала Варфоломеевская ночь - массовая резня гугенотов католиками в ночь с 24 на 25 августа 1572 года (день святого Варфоломея) в Париже, организованная Екатериной Медичи и Гизами.

[158] Пьер Ронсар — французский поэт (1524-1585), глава Плеяды. Происходил из знатной семьи, служил пажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Оглохнув еще в молодые годы, он отказался от придворной жизни, изучал философию и древние языки, внес значительный вклад в развитие французской поэзии. В сборниках «Оды» (1550-52), «Гимны» (1555-56), «Сонеты к Елене» (1578) выражены гуманистические идеалы Возрождения. В 1565 году свои взгляды он сформулировал в трактате «Краткое изложение поэтического искусства».

[159] Итальняские войны 1494-1559 годов велись преимущественно на территории Италии за господство на Аппенинском полуострове между Францией, Испанией, «Священной Римской империей» (с вмешательством других государств) и закончились утверждением власти Испании над большей частью Италии.

[160] Эта песня многократно переиздавалась при жизни композитора и позднее, как во Франции, так и в других странах, перекладывалась для лютни и органа. На основе материала этой песни Жанекен создал и мессу.

[161] Лютер Мартин (10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония, — 18 февраля 1546, там же), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

[162] В дальнейшем стали появляться другие сборники с текстами других поэтов. Подлинный расцвет немецкой духовной поэзии наступил в конце XVI – первой половине XVII века. К концу семнадцатого столетия собрание песен насчитывало уже свыше пяти тысяч. Самым ярким поэтом, которого почитал и И.С. Бах, был Пауль Герхардт (1607-1676).

[163] Известно высказывание Лютера о Жоскене Депре: «Он хозяин над звуками: они делают то, что он хочет; другие же мастера делают то, что хотят звуки».

[164] Т. Мор был известным государственным деятелем, канцлером Англии (1529-1532), одним из основоположников утопизма. В 30-х годах в стране развернулось активное реформаторское движение – англиканство. Томас Мор, будучи преданным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, за что был обвинен в государственной измене и казнен. Спустя 400 лет он был канонизирован католической церковью (1935).

[165] Томас Кид (1558-94) - английский драматург, развивший стиль насыщенного драматизма в «трагедии мести» - «Испанская трагедия» (опубликована 1594).

[166] Уильям Шекспир (23 апреля 1564, Стратфорд-он-Эйвон — 23 апреля 1616, там же) - английский драматург, поэт; актер. Поэмы «Венера и Адонис» (1593) — на мифологический сюжет, «Лукреция» (1594) — из римской истории. «Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Комедии - «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Трагедии «Ромео и Джульетта» (1595), «Юлий Цезарь» (1599), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607). Исторические хроники - «Ричард III» (1593), «Генрих IV» (1597-98).

[167] Джонсон Бенджамин (1573-1637) - английский драматург. Автор комедий, трагедий, стихов. Комедии нравов «Вольпоне, или Лис» (1607), «Алхимик» (1610) вскрывают социально-типичные пороки разных слоев общества. Гуманистические идеалы проявляются в трагедии «Заговор Катилины» (1611). Повлиял на английский реалистический роман 18-19 вв.

[168] Существуют даже отдельные исследования, посвященные этой теме, например книга Нейлора «Шекспир и музыка».

[169] Его называли «испанским Палестриной».

[170] Виуэла – щипковый струнный инструмент, близкий гитаре.

[171] По Е. Милетинскому, мифическое время – есть «правремя», время до времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.