Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы региональных и местных бюджетов




Экономическое содержание и классификация доходов бюджета

 

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием (принимается Госдумой и одобряется Советом Федерации) и имеющий статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. [1]

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Налоги - главный метод перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов. [7]

Фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета – налоги и неналоговые платежи. Главной из них, конечно, являются налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местные бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Прежде всего, они преобладают количественно. Основной доход в составе неналоговых платежей – это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это, как бы, доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Возможно, их доля в ближайшее время несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организованна на более выгодных для государства началах, а также в случае повышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества. [17]

Итак, главный источник доходов государства – это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту взимания. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваются следующие группы налогов: (статья 49 БК РФ) федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения, в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ:

- налог на прибыль (доход), сюда включаются налоги на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц;

- налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы: НДС, акцизы по товарам, производимым в РФ, и по товарам, ввозимым в РФ, сборы;

- налоги на совокупный доход - это налоги, в основном, для мелких предпринимателей, которые в своем учете не отделяют прибыль от валового дохода, здесь же фигурирует налог на вмененный доход;

- налоги на добычу полезных ископаемых;

- прочие налоги и пошлины, здесь самый заметный платеж – государственные пошлины.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти РФ;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы. [6]

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1) в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2) по социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3) в зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

4) по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5) по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Особая проблема – распределение налогов и других доходов бюджета по уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные (муниципальные) бюджеты. Общий принцип такой: поступления от определенного налога либо целиком идут в один бюджет, либо они делятся между различными бюджетами. Это практически очень сложная и очень важная проблема, так как налоги далеко не равноценны для финансистов бюджетников. Есть крупные налоги с хорошей «собирательностью», а есть и мелкие налоги, от уплаты которых легко уклониться. Поэтому распределение налогов между бюджетами – актуальный и очень конфликтный вопрос. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональнымипризнаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ. Это налог на имущество физических лиц, региональные лицензионные сборы и др.

Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. [15; 7]

 

 

 

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. [4]

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

1. налог на имущество предприятий;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1. обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3. проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

4. обеспечение реализации региональных целевых программ;

5. формирование государственной собственности субъектов РФ;

6. содержание и развитие предприятий учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

7. обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;

8. оказание финансовой помощи местным бюджетам;

9. компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. [3]

Как видим, главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство); на втором месте - расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) - более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%. [12]

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. [14]

Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

1. формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;

2. распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. [13]

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

А также средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.

Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты (от 30% до 60%).

Существенную роль в создании стабильной финансовой базы муниципальных образований играют неналоговые доходы. Например, в бюджете Одинцовского МР неналоговые доходы составляли в 2005году 60% от общего объема доходов, в 2006г. – 42%.

В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований органам местного самоуправления следует постоянно проводить проверки, в том числе и выездные, по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества.

Существенную роль в доходах бюджетов МО играют в последнее время доходы от предпринимательской деятельности и иной, приносящей доход деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской деятельности являются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этом следует иметь в виду, что социально гарантированный минимум услуг должен предоставляться населению бесплатно и финансироваться за счет средств местных бюджетов.

В целях упорядочения взимания платных услуг с населения органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетными учреждениями за плату, единую методику предоставления платных услуг в муниципальном образовании, а также рекомендации по размерам платы за предоставление различных видов услуг муниципальным бюджетным учреждениям. [5; 3]

 

Jyhfghh3jghhgtf yyttyrytuy3uyytr ytrtry3tutyt utyrhyu3yyr uytyty3uytr utyytrjiu3yynj jytytrfhg3hg hygfgfd3htrgfd gtrdg3ffghgfrtgfg hgrf3hgdc hfghgg3gfgb hfgfhghf3gh hfggfhhghgf3h hghgfjhjhg3hg jhghghg3jg hghgjhjh3jhhg jhghgjhkk3pook juhygt3vcx 3gffgbhujui 3ytrewwqfdf 3hhjkmjhhgg 3hgfdgthjj ggfg3hhgf gghh3hhh hghgjhhg3 fgfrfrthg3 cftg3jjg gfdt4vcx fghjkuyg6v fghjhkutyf6v,lyhfrd6vcsr wqnjhjt5xz hgdetv6n hgfyh8bhggf gkol9jnhg ngtrdswe4 fdrggfvgf6 rtyujnhfdeju0h fdfdfdgf6hjg fgdfer5gfbv hgftrt5fgffgd hgfgfrt7ghgfg hggdrdgj6 hgfgrfth76ghfgf hgyhtrfyt5ghgfdt 5 fgfdgghhj7jhhf8 hjghtgyhg8ghgfghfhg 9iiuytrfghygv 7fdetghujkkl 7fdvjhtfbn 8fgghgfgh 6vgfghbgg ghgffv6gvgbh 7resdcvhyuujk 6trfbghytrdcvbhhy 7hyttrvfbhuhtyfvgjnju 7tyftrgghtgffgjk 8redcnklioljhhg 8trfdghjukm,m 7gftghggtgyhh 7grtuioiljhfdfsdxcbn 7grterdfghjuiytvbn 6trdfgfvjhjutyrf 5eertyuijkjgfvcb 4trtyhygfryhy 5tryikjmngfgbvjgt 3greefgyujmkligy 5utrghyikmbnfg 7juytrtfgjiytgvjnhji 8iytgvhjutfbhki 9uhytghujyghjyghu8b uy76ghhgfhj 0kjuytfnbjfrdv 5eedfgjutfvgjkliytr 3yrefdvbjiutrfbmjkutr 5trdfgjhkiuytfgvgb 6yredfjijmhytrdvfh 8ujytrcvbujtgfgbjkuyt 7ytrfbhyutrffvbn 8utgfnjgyghjyhgbh 9ougnkhuyh 0hgfhgjghg kjiy7jhhg iut6r hgytrftrkjhujtg8hjjgh jhyuyuy6 jhytytjhoi8jhhygtfy jghytrdfgcfh7hjhgf gyhtfyfghghjh9uytfhb6 yhyfrgvnjhuyttrdfd4hgghtf gghfhhbkj8jhhgf hgfgdhgjyttr6jhhfd jggfhg0kjj jghfghbjhg8jh jhfgdjdhjh4 hghfgdjfhjdhgft9 0jhghdfgfhdfjhdfhj 7ghgfhghjhi 6trrewxcbbj 5dregjmnjkjiuy 4grrgvbnmjiuy 3hgtdfhgbjh 6juyytrtcvjhbjh 1qeewerryyiu 4ghbjkiyhujh 9kjuytygvjmhgyted 7uytgyfhbguyt 6trevhhiytr 5gftdfhgyhgfh 4yfggtfhgbhjhu 0uyuyrfthgvbjhuyfrt 8yutyredfchhjkuyuyfg 7gtfgvbjhuyfgvbjhgg 6ugttyfgvghjtgtfd 5yggchjhutrrdffhgt 8utytfhhjhjg 7hgftrdsgvhgytgfgtfghgu 9uiuyhgjhjghgh 6tefdbghgjh 5ytersdgvhgyf 3ghgjnkjyhu 9jujgthgvhgh 7hghbgbhkjj 0uyfrgfvhjhu 7ghtrfchjgtytf 6gtrrtdggjhjghgvjh 6tedfgchgttdgvhy 5tereyuijkjhggfdfxcvbvbm,mliiyytrdghghkk 7iuyttrefhjkjk 6jhfghgjhuygfhg 8iyytrffhhbkkiyutytf 7hgfggjhgghf 9jghgfhhjgh 6trersfcbhytrdgvnjh 6gttdghgjgfgfdhg 5uyttrdbbkuuytgfcdbbj 6ttydgggttrdg 7jggtfghghjgg 9jughgfvhjhhf 5hyrtrfdbbhjjuyfftgdf 5htggfdcghgjh 7uyttdegvfgmj 7uytytdgvjkjuy 5tersdvgvhjhuyt 0uyt 9iyuytf 9yuyr 8hgfd 6trcg 6htfrgcv 5ftrghvnjh 4ytgfgh 4gfgfdjh 2frtrevhbgh 67jhhgfh 98nkhjhgvh 8jyhyhgfhb 6tgtrdhnj 7uygttfhnhj 5ytrredgvjh 0kjnhjhg 9yhghnjg 8gtghfh 7ggdfg 6ggfd 5fgdhg 4gfgfdg 3gfgf 7jyytf 8jhhgfrgf 5trtrdefgfc 4fgfdbnh 8hjgfg 9kjhhgfhfy 5fdfdxbhg 4rewggtjy 87jhjgf 9htgjh 67jhggfg 8jyhyt 6jhght 6htfrgcfgh 5gfdvhjk 5hgfdghj 7kjhgf 9kjhgf 8uytr 6jhgf 5kjhgf 9kjhg 7tyfhg 6hsdvfcfghj 6tyerrtrf 5trfgjn 4htfgjh 5jhhgvffsdr 1vvbgnb 9jhgfcghnhj 6jhgfgfc 6jhgfdvb 9kjhghffgvbh 0jhhgf 6hgfrvbh 4hgdhnj 5hgtfvgbn 7kjhg 5fdfg 8jhgfhj 7kjyfghg 6jhgfdhgj 5rteyuy 4ytrghh 4htregbhbj 4jhggcvbn 7jhgfbn 7iytrtyu 9jhgfghjk 7jhgfhj 7jhgfghj 6jhgfghj 76jhgfhj 5ytre 6hgf 6mnbv 7xv 6eghj 8jkhn 9jkhgv 7trcfvgb hj4gfhj 7jhgfdv9kjnhj 0mjnhjgfv 5gfdfgb 6dwvf 5hgfghn 7bjhg 9kjgfvb 6redfgbhn 4hjngfdc 7jhgfg 2ghgdfthbjj 9jnkgffg 7gfghn 5hjhfgjhjkn 4hjhfghn 5gjhgdfghnhgfdghjkhgfhjjkhgfdghjkhgfhjkljhgfhjkjhgfghjkkhgfhjkhgfhjkhg 1jkhgfhjkhyuytfhjgfuytfgmjhbgjfghjgkjhjkl 1iuythbgbhennhk 1ioyhgvfbgnhjgh 1luoytgbnjhgi 1yutruiiouytrrytui 2ytrvbnklfgvbdnhjhgvcbnhd 4jhtgfvgbhnjiuhygfcvgbhnju 4uytrfvbhjiuhygfc 4uytfrdghjkijuhgf 4uhjygfghjkloijuhyg 4juhygfcdvbnjuhygfvg 4liuhygfvghjuygtf 4iugvhjuhygfc 4gfvhbjuygfvh4 uyghgh4 gfggf4 juhghbjn4 hgjh4 uyhjuh4 hghbjuh4 jhghjuh4 8nhjh kjh7nbj jjhhgfgf1 jgghjjh1h jhjhtghg1h jhghgfjhjk1jh jghhgfhjhgj1jhjhg jhghgjh1 jhhfhghjhg1 ghgg1hhgf

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.