Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения по выполнению контрольной работы




ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине «Менеджмент»

 

для студентов специальности ____

«Национальная экономика»

Профиль – «Экономика организаций и предприятий»

 

г. Екатеринбург

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Уральского государственного экономического университета

 

Кафедра «Экономики предприятий»

 

Составитель:

Кокшарова В.В., профессор, к.э.н.

Орехова С.В., ст.преподаватель

 

Рецензент:

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  с.
1. Общие положения по выполнению контрольной работы……………..  
2. Содержание контрольной работы……………………………………….  
1 вариант…………………………………………………………………….  
2 вариант…………………………………………………………………….  
3 вариант…………………………………………………………………….  
4 вариант…………………………………………………………………….  
5 вариант…………………………………………………………………….  
6 вариант…………………………………………………………………….  
7 вариант…………………………………………………………………….  
8 вариант…………………………………………………………………….  
9 вариант…………………………………………………………………….  
10 вариант…………………………………………………………………...  
3. Критерии выставления оценок по контрольной работе………………  
4. Перечень рекомендуемой литературы………………………………….  

 

Методические указания по выполнению контрольной работы предназначены для самостоятельного изучения и закрепления знаний студентами заочного отделения различных специальностей по дисциплине «Менеджмент».

Целью написания контрольной работы является закрепление знаний и навыков в области решения экономических задач, умений аналитически мыслить и принимать управленческие решения с использованием методов логического, морфологического и сравнительного анализа.

Выполнение контрольной работы предполагает наличие у студентов знаний, полученных студентами в ходе предшествующего освоения курсов «Экономика предприятия (фирмы)», «Экономика труда», «Экономика отраслевых рынков», «Маркетинг», «Управление маркетингом» и др.

Выполнение контрольной работы осуществляется по вариантам. Выбор варианта определяется номером студента (последней цифрой) в списке группы. Каждый вариант содержит 5 заданий, 3 из которых носят теоретический и 2 – практический характер.

Задание №1-3 – позволяют оценить уровень теоретических знаний студента.

Тематика основных вопросов, предлагаемых к изучению:

1. Основные подходы к пониманию категории «менеджмент». Традиционный и процессно-ориентированный подходы к менеджменту организации

2. Теории управления

3. Национальные особенности менеджмента организации

4. Институциональная среда фирмы

5. Процесс принятия управленческих решений в организации

6. Стили и методы управления. Сущность и теории лидерства в менеджменте

7. Основные элементы политики (управления) фирмы

8. Коммуникационный процесс в менеджменте

9. Миссия и философия фирмы

10. Цели фирмы, их классификация

11. Стратегическое развитие фирмы, классификация стратегий

12. Организационная структура фирмы. Процесс координации, мониторинга и контроля в организации.

13. Корпоративная культура фирмы

14. Мотивация: сущность, виды

15. Содержательные и процессные теории мотивации.

Задание №4 – это практическая ситуация, где правильным ответом является не выбор конкретного варианта ответа, а его обоснование; данное задание позволяет оценить способность интерпретировать полученные результаты, делать логические выводы.

Задание № 5 – анализ ситуации в области менеджмента на примере конкретной организации. Студентам рекомендуется рассмотрение данного вопроса на примере организации, в которой они работают.

Контрольная работа оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным работам.

Ответ на каждый вопрос не должен занимать более 1-2 страниц.

 

 

Содержание контрольной работы

Вариант 1

1. Охарактеризуйте смысл организационной теории управления Файоля.

2. В чем отличие миссии компании от целей? Что такое дерево целей?

3. Что такое коммуникация с точки зрения менеджмента? Какие бывают коммуникационные потоки? Что такое коммуникационные помехи?

4. Подчиненный (коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимание на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.

Как вы поступите с этим подчиненным (коллегой) в дальнейшем?

А) разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, примите обычные административные меры наказания;

Б) в интересах дела постараетесь вызвать его не откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт;

В) обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено, и к нему примут меры общественного воздействия;

Г) попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчиненным (коллегой), а потом уже решите, как поступать.

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации. Вычертите схему и определите тип организационной структуры данного предприятия.

 

Вариант 2

1. Охарактеризуйте смысл теории научного управления Тейлора. Почему считается, что Тейлор рассматривал работника как фактор производства?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь элементов политики (управления) фирмы: миссия, цели, стратегия, организационная структура, корпоративная культура

 

3. Охарактеризуйте термин «лидерство». В чем разница между категориями «лидер», «руководитель». Как лидерство связано с категорией «стиль управления»?

4. Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.

Как вы начнете беседу при встрече?

А) независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснить об опозданиях на работу;

Б) извинитесь перед ним и начнете беседу;

В) поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?»;

Г) отмените беседу и перенесете ее на другое время.

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации. Определите основные стратегии развития данной компании и их типологию согласно классификации «направление роста» (стратегии диверсифицированного роста, интегрированного роста, концентрированного роста, целенаправленного сокращения)

 

Вариант 3

1. Охарактеризуйте направление бихевиоризма в менеджменте, основных авторов и смысл их теорий.

2. Определите смысл и основные элементы категорий «корпоративная культура» и «организационная культура».

3. Перечислите этапы процесса и основные методы принятия управленческих решений.

4. Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?

Как вы ответите на звонок?

А) «Действуйте согласно инструкции. Прочитайте ее, она лежит у меня на столе и сделайте все, что требуется»;

Б) «Доложите о случившемся вахтеру. Составите акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся»;

В) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь»;

Г) «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, вызовите врача».

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации. Определите основные цели компании, составьте «дерево целей» (иерархию целей).

Вариант 4

1. Что такое «синтетические» учения в менеджменте? Перечислите основные теории и их авторов.

2. Рассмотрите критерии неопределенности институциональной среды фирмы. Как неопределенность внешней (внутренней) среды влияет на выбор стратегии компании?

3. Перечислите процессные теории мотивации

4. Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего.

Какая и почему?

А) «чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности»;

Б) «главное в оценке людей - это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено»;

В) «успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его»;

Г) «лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации Определите сильные и слабые стороны внутренней среды.

Вариант 5

1. Охарактеризуйте смысл теорий «Х», «У», «Z» Оучи.

2. Определите стили и методы управления, их преимущества и недостатки.

3. Перечислите и кратко поясните сущность содержательных теорий мотивации.

4. В трудовой коллектив, где существует конф­ликт между двумя группами по поводу внедрения нового стиля руководства, пришел новый руководитель, приглашенный со сто­роны.

Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический кли­мат в коллективе?

А) установить тесный контакт со сторонниками нововведений и, не принимая всерьез доводы приверженцев старого стиля рабо­ты, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на несог­ласных силой своего примера и примера других;

Б) попытаться разубедить и привлечь на свою сторону при­верженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воз­действовать на них аргументами в процессе дискуссии;

В) выбрать наиболее авторитетных членов трудового коллек­тива, поручить им разобраться в сложившейся ситуации и пред­ложить меры по ее нормализации, опираясь на поддержку адми­нистрации, профсоюза и т.д.;

Г) изучить перспективы развития коллектива, поставить пе­ред коллективом новые задачи совместной трудовой деятельнос­ти, опираясь на лучшие достижения и трудовые традиции кол­лектива, не противопоставлять новое старому.

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации. Определите возможности и угрозы внешней среды.

Вариант 6

1. Перечислите основные особенности российского менталитета, влияющие, по Вашему мнению, на систему менеджмента организации.

2. Охарактеризуйте смысл функций координации, мониторинга и контроля в менеджменте.

3. Определите виды индивидуального и коллективного стимулирования (мотивации).

4. Вы - начальник цеха. После реоргани­зации вам срочно необходимо перекомплектовать несколько бри­гад согласно своему штатному расписанию.

По какому пути вы пойдете и почему?

А) возьмитесь за дело сами, изучите все списки и личные дела работников цеха (отдела), предложите свой проект на собрании коллектива;

Б) предложите решать этот вопрос отделу кадров — ведь это их работа;

В) во избежание конфликтов предложите высказать свои по­желания всем заинтересованным лицам, создадите комиссию по комплектованию новых бригад (бюро);

Г) сначала определите, кто будет возглавлять новые бригады (бюро) и участки, затем поручите эти людям подать свои предло­жения по составу бригад (бюро).

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации. Определите тип и вычертите схему организационной структуры производства.

Вариант 7

1. Охарактеризуйте смысл системного подхода в менеджменте.

2. Перечислите методы анализа институциональной среды фирмы.

3. Классифицируйте типы организационных структур, определите преимущества и недостатки каждого типа.

4. Между двумя подчиненными (коллегами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каж­дый из них в отдельности обращался к вам с просьбой разобрать­ся и поддержать его позицию.

Выберете и обоснуйте свой вариант пове­дения в этой ситуации:

А) пресечь конфликт на работе, а конфликтные взаимоотно­шения порекомендовать разрешить в неслужебное время;

Б) попросить разобраться в конфликте специалистов лаборато­рии социологических исследований или другого подразделения службы управления персоналом, в чьи функции это входит;

В) лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон вариант примирения;

Г) выяснить, кто из членов коллектива является авторитетом для конфликтующих сотрудников, и попытаться через него воз­действовать на них.

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации. Обозначьте основные положения ее миссии в отношении персонала, клиентов, поставщиков, конкурентов и прочих контрагентов фирмы.

 

Вариант 8

1. Охарактеризуйте основные теории лидерства в менеджменте.

2. Определите критерии эффективности организационных структур фирмы. Как критерии связаны между собой и как выбор критерия зависит от вида деятельности компании?

3. Определите взаимосвязь организационной культуры и стратегического развития фирмы.

4. Вы недавно работаете начальником цеха в крупной промышленной организации (на эту должность перешли из другой организации). Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва два часа. Идя по коридору, вы видите трех рабочих вашего цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимание. Возвраща­ясь через 20 минут, видите ту же картину.

Как вы себя поведете?

А) остановитесь, дадите понять рабочим, что вы новый начальник цеха. Вскользь заметите, что беседа их затянулась и пора браться за дело;

Б) спросите, кто их непосредственный начальник, вызовите его к себе в кабинет;

В) сначала поинтересуетесь, о чем идет разговор, затем пред­ставитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к адми­нистрации. После этого предложите пройти в цех на ра­бочее место;

Г) прежде всего представитесь, поинтересуетесь, как обстоят дела в их бригаде, как загружены работой, что мешает ра­ботать. Возьмете этих рабочих на заметку.

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации. Определите цели и постройте дерево целей конкретной организации. На основании чего определены цели компании?

Вариант 9

1. Что такое организационное проектирование? Каковы его основные элементы?

2. Охарактеризуйте взаимодействие личности и организации. Перечислите основные теории поведения личности.

3. Что такое бизнес-процесс? Чем отличается процессно-ориентированный подход в менеджменте от традиционного (функционального) подхода?

4. Долгое время отель «Лазурный берег» предлагал «рай» отдыхающим. Под умелым руководством Джорджа Смитта отель, расположенный в Италии, получил хорошую репутацию. Смерть господина Смитта поставила под угрозу будущее отеля. Руководство делом перешло в руки миссис Смитт, дочери мистера Смитта.

Отель имел 25 спален, восемь из них с ваннами, обеденный зал на 60 человек, зал для торжеств на 200 человек, общий бар для отдыха с видом на море, бар в подвале и игровую комнату для детей. Она узнала, что в последние годы дело не расши­рялось, а прибыли уменьшились. Само здание отеля в некоторых местах выглядело ветхо.

Рассмотрев финансовые показатели, Мэри обнаружила, что в 2007 г. оборот отеля был чуть больше 110 тыс. долл. Это соответствовало среднему показателю по отрасли для данного количества комнат. Кухня была сильной стороной отеля.

Кроме «Лазурного берега» на курорте было еще два отеля, и казалось, что дела там шли хорошо. Мягкий климат означал шестимесячный туристический сезон. «Лазурный берег» оставался открытым в течение всего года. В осенне-зимний сезон в отеле останавливалось небольшое число туристов. Мэри было ясно, что «Лазурный выживал за счет репутации и кухни.

Тем не менее отель внутри и снаружи требовал обновления. Мэри решила обратиться в «Кольт» (английское консалтинговое агентство) за советом.

«Кольт» предложил провести изменения: семнадцать спальных комнат без ванных превратить в десять комнат с ванными за 94 тыс. долл.; косметический ремонт оставшихся спален и залов стоил бы еще 35 тыс. долл.; дополнительно предусматривалась установка системы центрального отопления за 10 тыс. долл.

Сумма вложений показалась Мэри шокирующей. Она успокоилась, когда узнала, что «Кольт», скорее всего, окажет субсидию в 36% сто­имости. Более того, Мэри обнаружила, что ее отец положил на счет в банке свыше 20 тыс. долл. на модернизацию отеля. Теперь Мэри долж­на была решить, какую рыночную политику она выберет на будущее.

А) Какие факторы внешней среды оказывают влияние на отель «Ла­зурный берег»?

Б) Как Вы охарактеризуете уровень неопределенности внешней среды?

В) Какую стратегию может избрать отель «Лазурный берег» для вза­имодействия с окружающей средой?

5. Охарактеризуйте род и масштабы деятельности конкретной организации. Определите основные ценности, поддерживаемые в компании. Как ценности компании влияют (определяют) на целевые установки фирмы?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.