Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники загрязнения водоемов, состав и свойства сточных вод. 2 страница




Темпы особенно ускорились в XX в.: из-за разрушения естественных биоценозов гибнет огромное число беспозвоночных животных, множество мелких позвоночных: от 1 до 10 видов в день – вот современные темпы вымирания фауны. Под угрозой вымирания, по данным МСОП, (за 1980г.) находится большое количество видов. Из них большое количество резко сокращает численность из-за чрезмерной добычи:

Таксоны Число видов Число п/видов Всего % от числа видов Чрезмерная добыча
Млекопитающие       6,2 54%
Птицы       4,6  
Рептилии       1,8  
Земноводные       2,8  
Рыбы       3,5  

По беспозвоночным точных данных нет, но поскольку они напрямую связаны с растениями, а под угрозой исчезновения находится около 25 тыс. видов высших растений, можно предположить, что под угрозой исчезновения находятся еще большее количество беспозвоночных – до нескольких десятков тысяч.

Уменьшение количества видов характерно для всех материков, но особенно для Африки, Австралии с Океанией и Северной Америки. В Океании особенно пострадали колонии птиц и виды-эндемики. Так на Гавайях (Тихий океан) на памяти человека вымерло 26 видов и подвидов птиц, что составляет 60% фауны этих островов, на Маскареках (Индийский океан) – 86% фауны.

Каковы же современные причины вымирания животных? Их подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся: чрезмерная добыча, уничтожение с целью защиты с/х культур и промысловых животных, случайное уничтожение. К косвенным относятся: разрушение мест обитания, ухудшение экологической обстановки, влияние интродуцирования, т.е. вселения новых видов. Для крупных животных причинами исчезновения видов чаще являются прямые, для мелких – ведущее значение имеют косвенные. От чрезмерной добычи больше всего страдают крупные копытные, а также морские черепахи, крокодилы, фазаны, голуби.

Значительная часть видов гибнет в результате разрушения мест обитания. Под разрушением мест обитания понимают вырубку лесов, распашку территорий, их мелиорацию. При этом происходит изменение климатического, гидрологического, пищевого режимов местообитания, что и является причиной гибели организмов.Сильно влияет и загрязнение, особенно это сказывается на водной фауне.

Влияние интродукции – сильнейший фактор нашего времени. Интродукция бывает преднамеренной и непреднамеренной (когда человек с грузами случайно перевозит животных). Примеры: 1) катастрофические последствия для австралийской флоры и фауны вызвал завоз туда кроликов – произвольная; 2) завоз в Европу колорадского жука из Америки (фауна Европы возможно от этого не пострадала, зато пострадала картошка) – непроизвольная. Подсчитано, что больше 20 видов птиц, вымерших в XVII-XX вв., погибло из-за завоза домашних животных (особенно кошек) и 12% – от зубов крыс. Гибнуть продолжают и сейчас. В последнее время интродукцию новых видов проводят более осмотрительно, хотя достаточно интенсивно: так в нашей стране были попытки интродукции более, чем 100 видов животных, из которых прижились около 20 видов. Своеобразным экспериментальным полигоном по интродукции стала Новая Зеландия, где прижилось около 70 видов млекопитающих, птиц и рыб, завезенных со всех континентов. Но в связи с отрицательными последствиями переселения животных в законодательства многих стран введен закон о запрете ввоза новых видов и создана карантинная служба, следящая за соблюдением этого закона.

Влияние прямых причин исчезновения видов сейчас снижена в связи с принятием законодательных мер по охране животных. Составлены списки видов, которым грозит вымирание. Это так называемая Красная книга МСОП. В ней приводится научное описание редких исчезающих видов, их численность и необходимые меры охраны. Кроме международной Красной книги, в 20 странах существуют национальные Красные книги. В Красной книге РФ все виды подразделяют на 5 категорий; начиная с видов, находящихся под угрозой полного исчезновения и до видов, которые с помощью принятых мер, восстановили свою численность, но нуждаются в контроле.

В Красной книге МСОП есть и черные страницы, описывающие виды, вымершие на памяти человека (их иногда называют полуископаемые): млекопитающие (тур, тарпан, стеллерова корова); птицы (3 вида дронтов, большой моа и самая крупная птица нашего тысячелетия – мадагаскарский эпиорнис, масса яйца которого достигала 9 кг). Для охраны редких животных большое значение имеет принятие международной конвенции об ограничении торговли редкими видами животных и растений. Выделено 2 категории: для первой категории торговля запрещена только в исключительных случаях (продажа в зоопарк), для второй категории – продажа строго регламентирована.

Рациональное использование диких животных. Дикие животные с давних времен являются объектами охоты и промысла. У нас такими объектами всегда были копытные: лось, косуля, северный олень, кабан, – и дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка и т.п. Издавна сильно истреблялись пушные звери, т.к. начиная с XVI в. русская пушнина – шкурки соболя, черно-бурой лисицы, бобра, горностая и др. – пользовались высоким спросом на внешнем рынке. К началу XX в. количество пушных зверей резко сократилось. На грани исчезновения оказались соболь, калан, бобр, морской котик, выхухоль; из хищников – белый медведь, уссурийский тигр; из копытных – зубр, пятнистый олень, сайгак, кулан. Резко снизилась численность лося, косули, кабана, дикого северного оленя. В связи с вырубкой хвойных лесов в Европейской части и передобычей сократилась численность белки; из-за ухудшения мест обитания – зайцев.

После Революции был издан ряд декретов, направленных на улучшение положения с ценным пушным зверем: в частности, была запрещена охота на соболя, созданы государственные заповедники, проводились работы по расселению соболя в пределах прежнего ареала (Сибирь). Только с 1939 по 1959 гг. было расселено более 3 тыс. соболей. В Баргузинском и Кондо-Сосьвинском заповедниках были созданы научные центры по изучению экологии этого ценного зверя (практически не разводится в неволе). В последние десятилетия количество их увеличилось настолько, что разрешена добыча. Аналогично – бобр (запрет на добычу, заповедник – Воронежский; сейчас – рациональный промысел). Удалось сохранить зубра – когда-то бывшего объектом охоты (Беловежская Пуща, Кавказский заповедник). На грани исчезновения были у нас лось, дикий кабан, косуля. Восстановлены.

Т.о., одно из основных мер по сохранности промысловых диких животных является своевременно организованный учет численности животных, определение их оптимальной плотности на территории, управление этой плотностью путем отстрела или отлова при значительном размножении и временные запреты на добычу при сокращающейся численности. Другая мера – разведение диких животных в неволе, т.е. использование зверофермы. На стадии полуодомашнивания в настоящее время находится лось (лосеферма в Печерском заповеднике), антилопа Канна (Аскания-Нова); из птиц – соколиные (используемые для охоты), из куриных – фазаны, куропатки, перепела.

 

 

ТЕМА 13: Организационные и правовые основы охраны окружающей среды

 

1. Государственная политика защиты окружающей среды

В настоящее время для защиты среды обитания в каж­дой стране разрабатывается природоохранное законодатель­ство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержа­щий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юриди­чески закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы: 1. Государствам следует ввести эффективное законодатель­ство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приори­теты должны отражать реальную ситуацию в этой области. 2. Государство должно разработать национальное зако­нодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущер­ба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Академик Н. Моисеев в обобщенной форме обрисовал сло­жившуюся ситуацию так: "Дальнейшее развитие цивилиза­ции возможно только в условиях согласования стратегии при­роды и стратегии человека".

В различные исторические периоды развития нашей стра­ны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окру­жающей природной среды. Так, в 70-80-е гг. прошлого века в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Такие при­родные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмеща­лись с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало самого себя. Общий коор­динационный орган, который объединял бы природоохран­ную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ве­домств, а также подчиненных им крупных предприятий, ко­торые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Решение экологических задач на современном этапе дол­жно реализовываться как в деятельности специальных госу­дарственных органов, так и всего общества. Целью такой де­ятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обу­чение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заклю­чается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

2. Экологическое законодательство

Охрана окружающей среды и рациональное использова­ние природных ресурсов представляют собой сложную и мно­гоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулирова-

нием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и пра­вил. В нашей стране такая система установлена в законода­тельном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокуп­ность установленных государством правовых норм и возника­ющих в результате их реализации правоотношений, направ­ленных на выполнение мероприятий по сохранению естествен­ной среды, рациональному использованию природных ресур­сов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система го­сударственных мероприятий, закрепленных в праве и направ­ленных на сохранение, восстановление и улучшение благо­приятных условий, необходимых для жизни людей и разви­тия материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят че­тыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов; 2) организация воспитания и обучения кадров, финанси­рование и материально-техническое обеспечение природо­охранных действий; 3)государственный и общественный контроль за выпол­нением требований охраны природы; 4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объек­том правовой охраны выступает природная среда объек­тивная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования. Источниками экологического права признаются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор­мы, регулирующие экологические отношения. К ним отно­сятся законы, указы, постановления и распоряжения, нор­мативные акты министерств и ведомств, законы и норматив­но-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международно­го права.

В результате последней кодификации сложилась систе­ма экологического законодательства, в основе которой нахо­дятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государствен­ном суверенитете Российской Советской Федеративной Со­циалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и сво­бод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российс­кой Федерации, принятая в результате всенародного голосо­вания 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства, руководству­ющаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресур-сное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федераль­ный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружаю­щей среды" и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства вхо­дят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах", Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", а также другие законодатель­ные и нормативные акты.

В Конституции РФ отражены основные положения эко­логической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятель­ности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конститу­ции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации исполь­зуются и охраняются как основа жизни и деятельности наро­дов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информа­цию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на зем­лю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-пра­вовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение зем­лей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспече­ние экологической безопасности являются совместной компе­тенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация при­нимает федеральные законы, которые являются обязатель­ными на территории всей страны. Субъекты Федерации име­ют право на собственное регулирование экологических отно­шений, включая принятие законов и иных нормативных ак­тов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны про­тиворечить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" оп­ределяет правовые основы государственной политики в обла­сти охраны окружающей среды, обеспечивающие сбаланси­рованное решение социально-экономических задач, сохра­нение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

• основы управления в области охраны окружающей среды;

• права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

• экономическое регулирование в области охраны окру­жающей среды;

• нормирование в области охраны окружающей среды;

• оценка воздействия на окружающую среду и экологи­ческая экспертиза;

• требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;

• зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций;

• государственный мониторинг окружающей среды (госу­дарственный экологический мониторинг);

• контроль в области охраны окружающей среды (эколо­гический контроль);

• научные исследования в области охраны окружающей среды;

• основы формирования экологической культуры;

• международное сотрудничество в области охраны ок­ружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэто­му в законодательных актах, направленных на охрану здоро­вья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права слу­жит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здо­ровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно яв­ляются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направле­ны нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезв­реживании и утилизации производственных и бытовых отхо­дов и т. д.

Другим источником экологического права служат Осно­вы законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. В целом они отно­сятся к источникам административного права, так как регу­лируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в эколо­гически неблагополучных районах.

Эти два больших закона комплексной подсистемы эколо­гического законодательства составляют основу для охраны окружающей природной среды и обеспечения экологического законодательства.

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природо-ресурсного законодательства России. К ним относятся Осно­вы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Феде­ральный закон "О животном мире" и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут изда­ваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обес­печению устойчивого развития".

На основании и во исполнение Конституции РФ, феде­ральных законов, нормативных указов Президента РФ Пра­вительство РФ издает постановления и распоряжения, отве­чая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответ­ствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспе­чивает проведение в Российской Федерации единой государ­ственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для опре­деления компетенции органов управления и контроля. Третья группа постановлений включает нормативно-пра­вовые акты дальнейшего правового регулирования экологи­ческих отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наде­ляются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного испол­нения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила — са­нитарные, строительные, технико-экономические, техноло­гические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружа­ющей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой техни­ческие правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете "Российские вести". Согласно Конституции РФ субъекты Федерации так­же вправе принимать законы и иные нормативные право­вые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормот-ворческой деятельностью вправе заниматься представитель­ные и исполнительные органы власти республик, краев, об­ластей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользова­нию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ

"О недрах", водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом "О животном мире", по окружающей природной среде — Феде­ральным законом "Об охране окружающей среды". В основе такого разделения правового регулирования лежит отноше­ние к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Пре­зидента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конститу­ции РФ и федеральным законам. В случае наличия противо­речия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене ука­зом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологи­ческого содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономичес­кую, хозяйственную и административную деятельность пред­приятий. Под экологизацией понимают внедрение экологичес­ких требований в нормативно-правовые акты неэкологичес­кого содержания. Необходимость такого процесса объясняет­ся тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо со­стоянию окружающей среды. В законах о местном самоуп­равлении, налогообложении юридических лиц отражены раз­личные льготы за снижение выбросов, использование чис­тых технологий и т. д.

Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует отме­тить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняются техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по ох­ране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.

3. Органы управления, надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды

Исключительно важную роль в реализации основ эколо­гического законодательства играют органы управления, над­зора и контроля в сфере охраны окружающей среды России. Действующей структурой органов управления в указанной области деятельности предусматриваются две категории: орга­ны общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции отно­сятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Государ­ственная Дума, Правительство РФ, представительные и ис­полнительные органы власти субъектов Федерации, муници­пальные органы. Наряду с охраной окружающей среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют функции в сфере приро­допользования и охраны окружающей среды.

Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" ус­тановлена новая структура государственного управления в Российской Федерации, включающая: федеральные министер­ства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство природных ресурсов Российской Федера­ции (МПР России) является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, лесным хозяйством, водными объек­тами и особо охраняемыми природными территориями.

МПР России осуществляет координацию и контроль дея­тельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального аген­тства водных ресурсов, Федерального агентства хозяйства и Федерального агентства по природопользованию.

При этом МПР России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, установлен­ных указами Президента РФ или постановлениями Прави­тельства РФ.

Функции по контролю и надзору возложены на Феде­ральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральную службу по экономическо­му, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящихся в ведении Правительства РФ.

Росприродназдор осуществляет функции по контролю и надзору в следующих областях:

• охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охо­ты, надзор за которыми осуществляет Федераль­ная служба ветеринарного и фитосанитарного надзора);

• организации геологического изучения и рационального использования недр;

• использования и охраны лесного фонда, водных объек­тов;

• государственного земельного контроля в пределах сво­ей компетенции;

• ввоза и вывоза дикой фауны и флоры;

• организации и проведения государственной экологичес­кой экспертизы;

• ведения Красной книги российской территории;

• ведения кадастра особо охраняемых территорий. Ростехнадзор является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по принятию нор-

мативных правовых актов, контролю и надзору в сфере ох­раны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия. Ростехнадзор является:

• регулирующим органом по Конвенции о ядерной безо­пасности и компетентным органом Российской Федерации по Базельской конвенции о контроле за трансграничной пере­возкой опасных отходов и их удалением;

• органом государственного горного надзора;

• специально уполномоченным государственным органом в области экономической экспертизы в установленной сфере деятельности;

• специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Ростехнадзор осуществляет нормативное правовое ре­гулирование по вопросам взимания платы за негативное воз­действие на окружающую среду.

Федеральная служба по экологическому, технологичес­кому и атомному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования призваны обеспечить взаимо­действие в области осуществления государственного эколо­гического контроля и проведения государственной экологи­ческой экспертизы. Экологическая политика Российской Федерации в облас­ти охраны окружающей среды и рационального использова­ния природных ресурсов на современном этапе должна бази­роваться на программных документах, принятых в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и в 2002 г. на всемир­ном саммите в Йоханнесбурге.

Основными стратегическими целями экологической по­литики России в настоящее время являются:

• последовательное решение проблем развития хозяй­ственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические ус­ловия конкретных территорий для обеспечения благосостоя­ния народов, населяющих эти территории;

• последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвеча­ющего не только принятым сегодня санитарно-гигиеничес­ким нормам, но и той системе его оценок, которая учитыва­ла бы генетическое здоровье населения;

• восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях), генети­ческого фонда животного и растительного мира;

• рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

Реализации перечисленных направлений должно способ­ствовать формирование эффективной системы органов госу­дарственного управления в области экологии и природополь­зования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему.

По-видимому, наряду с основами природоохранного за­конодательства необходим экологический кодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральных ценностей и имел бы нравственную направленность и воспи­тательное значение

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.