КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типичные ошибки при выборе профессии
Одним из условий преодоления указанных сложностей и, следовательно, правильного выбора профессии является профориентация, представляющая собой комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности общества в специалистах.
Выделяют несколько подходов в решении задач профессиональной ориентации. Основные положения диагностического подхода сформулированы в трехфакторной модели профориентации Ф. Парсонса. В рамках данной теории выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. На основе результатов тестирования психических и личностных особенностей претендента на профессию делается заключение относительно свойственной ему, не поддающейся изменению структуры профессиональных способностей [6; 12]. Другой разновидностью профориентационного подхода является так называемая воспитательная концепция, предполагающая, что любой человек может быть подготовлен к любой профессии. Сторонники такого подхода, представляющие одну из научных психологических школ — бихевиоризм, — опирались на представление о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних раздражителей. В то же время собрано немало фактов, свидетельствующих о важной роли наследственности в формировании профессионала. Еще в исследованиях М. Я. Басова приводятся соответствующие примеры из жизни нескольких поколений выдающихся людей*. Игнорирование природного фактора может привести к тому, что выбранная трудовая деятельность будет выполняться со значительным напряжением, следствием чего станут потеря интереса к профессии, разочарование в своих способностях, даже нервные заболевания. Поэтому современный подход в профориентации — личностно- ориентированный — предполагает своевременную поддержку и развитие тех особенностей и характеристик личности, которые служатпредпосылкой будущей успешной профессиональной деятельности,способствуют познанию окружающего мира, самопознанию, самореализации личности, осознанию собственной роли в выборе профессии, принятии ответственности за него.
При этом также следует учесть необходимость своевременного выявления и коррекции черт личности, которые могут препятствовать профессиональному становлению, вызвать профессиональную деформацию личности — переоценку своих профессиональных подходов и ценностей, нечувствительность к иным социальным и профессиональным позициям, конфликтность в отношениях с другими, формирование специфической профессиональной этики, обслуживающей узко личные устремления [9]. В структуре профессиональной ориентации выделяют следующие компоненты: • профориентация; • профконсультация; • профотбор. Взаимосвязи структурных элементов прослеживаются в треугольнике профориентации (рис. 3) [14]. Одна сторона его — хорошее знание требований, которые предъявляют к человеку различные профессии. Этим вопросом занимается профессиография. Вторая сторона — знание рынка возможного труда, потребностей общества в тех или иных специалистах. Третья сторона — знание особенностей личности и, прежде всего, способностей и призвания в целом как сочетания интересов, склонностей, желаний и способностей к той или иной профессии.
' См.: Басов М. Я. Личность и профессия. — М.; Л., 1926. — С. 48-49. В смежных углах обозначены формы профориентации. Рис. 3. Треугольник профориентации (по К. К. Платонову)
Одна из них — профинформация — предполагает ознакомление с различными видами профессионального труда, социально-экономическими и психофизиологическими условиями выбора профессии. Основой (источником) профинформационной работы является профессиография — это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку. 3.3.Результатом профессиографии являются профессиограммы - описание и обоснование системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Часть профессиограммы — психограмма — представляет собой перечень требований, предъявляемых к психике человека в контексте развития необходимых профессиональных способностей. Таким образом, описание профессии (профессиограмма) включает такие аспекты, как:
1) общие сведения о профессии (история ее возникновения и развития, изменения в связи с развитием науки и техники, экономическое и социальное значение, перспективы развития и т. д.); 2) производственная характеристика профессии и ее специальностей, характеристика процесса труда; 3) санитарно-гигиенические условия труда (режим работы; медицинские противопоказания с выделением так называемой профессиональной вредности, требования к здоровью); 4) психограмма как характеристика психологических требований данной профессии, перечень не только необходимых (основных) и желательных (дополнительных) психических особенностей (особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, сенсомоторики и пр.), но и психофизиологических противопоказаний; психограмма помогает определить те свойства, которые поддаются развитию в процессе обучения. К таким свойствам в основном относятся психомоторные свойства и пространственно-временная координация трудовых действий; при этом учитывается возможность компенсации за счет развития других психических качеств; 5) пути приобретения профессии (перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, характеристика видов и сроков профессионального обучения, возможности повышения квалификации и профессионального роста) [12; 14]. Профессиография включает в себя и классификацию профессий. Одну из таких классификаций разработал Дж. Холланд. Он основывался на том, что все существующие профессии можно объединить в 6 основных моделей профессиональной среды, которым соответствует 6 основных типов ориентации личности: реалистический (рабочие, автоводители); интеллектуальный (ученые); социальный (учитель, врач); стандартный (клерк); предприимчивый (бизнесмен, продавец); артистический (художник, актер). Учитывалась, кроме того, склонность личности не только к тем или иным типам, но и к определенным должностям, к роли и положению в профессиональной иерархии [6; 123].
Не менее известна классификация Э. Ро, включающая 8 групп: 1-я — группа сервиса (работники службы быта, официанты); 2-я — группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний); 3-я — группа организаторов (администраторы, директора); 4-я — группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, рыбаки, работники сельского хозяйства); 5-я — группа технических профессий (инженеры, конструкторы, техники); 6-я — группа профессий в области науки; 7-я — группа профессий в области культуры; 8-я — артистические профессии. В каждой из этих групп Э. Ро выделяет 6 квалификационных уровней, для которых приведены данные о чертах личности, особенностях психики и психофизиологических различиях [5]. В нашей стране общепризнанной и наиболее используемой в проф- ориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е. А. Климовым [12]. В основу этой классификации положено 4 признака. Первый, основной, — это особенности предмета (объекта) труда. Исходя из этого признака, все профессии делятся на 5 типов, представленных в табл. 2. С точки зрения второго классификационного признака — цели груда, — каждый из указанных в таблице типов профессий делится на 3 класса: гностические, преобразующие, изыскательские. Третий классификационный признак — характер используемых орудий труда — позволяет разделить все профессии на 4 группы: 1) ручного труда; 2) механизированного труда; Таблица 2 Классификация профессий
3) автоматизированного труда; 4) труда, в котором основным орудием являются умственные умения и навыки (учитель, врач, ученый-теоретик). Четвертый классификационный признак — условия труда — выделяет 4 подгруппы профессий: 1) подгруппа М характеризуется повышенными требованиями к моральным качествам (судья, врач, работник милиции); 2) группа Н — необычными условиями работы — летчик-испытатель, водолаз; 3) группа Б — бытовым микроклиматом (бухгалтер, официант, библиотекарь); 4) группа О — работой на открытом воздухе (полевод, лесовод, тракторист). Описанные классификационные признаки создают в различных сочетаниях определенный, характерный лишь для данной профессии комплекс требований к способностям работника. Так, например, каждая из профессий, относящаяся к типу "человек — человек" требует подготовки как в профессиональной области производства, науки, техники, так и в области межличностного взаимодействия. Стержневыми для данного типа профессий (педагоги, руководители всех рангов) являются коммуникативные и организаторские способности, уровень развития которых можно выявить (КОС-!) [17]. Существует еще одна широко применяемая классификация профессий, в основу которой положено понятие профессиональной пригодности (пригодности человека к конкретной трудовой деятельности). Под профессиональной пригодностью понимают совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда в той или иной профессии. В это понятие входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. Среди основных компонентов пригодности человека к работе выделяют [12]: • гражданские качества (идейный, нравственный облик человека как члена общества, уровень развития его гражданского самосознания); • отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности; • общая дееспособность (состояние физического и психического здоровья, общие способности, в основе которых лежат способность к саморегуляции человека как субъекта деятельности); • единичные, частные, специальные способности (индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие успех в данной профессии при оптимальных нервно-психических затратах); • навыки, умения, знания, опыт, определяющиеся на основе профессионально-квалификационных характеристик данной специальности. Если профессия предъявляет жесткие требования к психологическим особенностям индивида, к свойствам его нервной системы, ее следует отнести в первую группу профессий с абсолютной профпригодностью. Если же данным видом труда может овладеть практически любой здоровый человек, то его можно отнести в группу профессий, требующих относительной профпригодности. Их еще называют профессиями I и II типов [4]. Выявление пригодности человека к профессии I типа требует особой формы профориентации — профотбора.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |