Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные ошибки при выборе профессии




Этапы выбора Типичные ошибки и проблемы
Постановка проблемы выбора профессии Неверное осознание сути проблемы, подмена проблемы профессионального самоопределения проблемой определения в социальном плане, выбора престижной профессии без учета личных склонностей
Определение источников ин- формации, круга компетентных лиц для принятия решения при выборе профессии Неправильное понимание собственной роли при выборе профессии, низкий уровень самостоятельности, активности  
Сбор необходимой информации Наличие негативной установки в отношении официальных каналов информации; расхождение в оценке субъективной и объективной значимости информации о профессиях; отсутствие полной ориентировки в мире профессий
Обобщенное представление о ситуации выбора профессии Фрагментарное понимание сложившейся ситуации, низкий уровень критичности
Поиск и оценка вариантов профессионального самоопределения Наличие неадекватной самооценки; пере- оценка фактора престижной профессии; отсутствие представлений о параметрах оптимального выбора, неоптимальный стиль поиска решений, недооценка усилий по достижению цели
Принятие решения о выборе конкретной профессии Переоценка или недооценка степени риска и его "цены", возможной неудачи или отсрочки в достижении цели

 

 

Одним из условий преодоления указанных сложностей и, следовательно, правильного выбора профессии является профориентация,

представляющая собой комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности общества в специалистах.

Выделяют несколько подходов в решении задач профессиональной ориентации.

Основные положения диагностического подхода сформулированы в трехфакторной модели профориентации Ф. Парсонса. В рамках данной теории выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. На основе результатов тестирования психических и личностных особенностей претендента на профессию делается заключение относительно свойственной ему, не поддающейся изменению структуры профессиональных способностей [6; 12].

Другой разновидностью профориентационного подхода является так называемая воспитательная концепция, предполагающая, что любой человек может быть подготовлен к любой профессии.

Сторонники такого подхода, представляющие одну из научных психологических школ — бихевиоризм, — опирались на представление о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних раздражителей. В то же время собрано немало фактов, свидетельствующих о важной роли наследственности в формировании профессионала. Еще в исследованиях М. Я. Басова приводятся соответствующие примеры из жизни нескольких поколений выдающихся людей*.

Игнорирование природного фактора может привести к тому, что выбранная трудовая деятельность будет выполняться со значительным напряжением, следствием чего станут потеря интереса к профессии, разочарование в своих способностях, даже нервные заболевания.

Поэтому современный подход в профориентации — личностно- ориентированный — предполагает своевременную поддержку и развитие тех особенностей и характеристик личности, которые служатпредпосылкой будущей успешной профессиональной деятельности,способствуют познанию окружающего мира, самопознанию, самореализации личности, осознанию собственной роли в выборе профессии, принятии ответственности за него.


При этом также следует учесть необходимость своевременного выявления и коррекции черт личности, которые могут препятствовать профессиональному становлению, вызвать профессиональную деформацию личности — переоценку своих профессиональных подходов и ценностей, нечувствительность к иным социальным и профессиональным позициям, конфликтность в отношениях с другими, формирование специфической профессиональной этики, обслуживающей узко личные устремления [9].

В структуре профессиональной ориентации выделяют следующие

компоненты:

• профориентация;

• профконсультация;

• профотбор.

Взаимосвязи структурных элементов прослеживаются в треугольнике профориентации (рис. 3) [14]. Одна сторона его — хорошее знание требований, которые предъявляют к человеку различные профессии. Этим вопросом занимается профессиография. Вторая сторона — знание рынка возможного труда, потребностей общества в тех или иных специалистах. Третья сторона — знание особенностей личности и, прежде всего, способностей и призвания в целом как сочетания интересов, склонностей, желаний и способностей к той или иной профессии.

 

 

' См.: Басов М. Я. Личность и профессия. — М.; Л., 1926. — С. 48-49.

В смежных углах обозначены формы профориентации.

Рис. 3. Треугольник профориентации

(по К. К. Платонову)

 

Одна из них — профинформация — предполагает ознакомление с различными видами профессионального труда, социально-экономическими и психофизиологическими условиями выбора профессии.

Основой (источником) профинформационной работы является профессиография — это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку.

3.3.Результатом профессиографии являются профессиограммы - описание и обоснование системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Часть профессиограммы — психограмма — представляет собой перечень требований, предъявляемых к психике человека в контексте развития необходимых профессиональных способностей.

Таким образом, описание профессии (профессиограмма) включает такие аспекты, как:

1) общие сведения о профессии (история ее возникновения и развития, изменения в связи с развитием науки и техники, экономическое и социальное значение, перспективы развития и т. д.);

2) производственная характеристика профессии и ее специальностей, характеристика процесса труда;

3) санитарно-гигиенические условия труда (режим работы; медицинские противопоказания с выделением так называемой профессиональной вредности, требования к здоровью);

4) психограмма как характеристика психологических требований данной профессии, перечень не только необходимых (основных) и желательных (дополнительных) психических особенностей (особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, сенсомоторики и пр.), но и психофизиологических противопоказаний; психограмма помогает определить те свойства, которые поддаются развитию в процессе обучения. К таким свойствам в основном относятся психомоторные свойства и пространственно-временная координация трудовых действий; при этом учитывается

возможность компенсации за счет развития других психических качеств;

5) пути приобретения профессии (перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, характеристика видов и сроков профессионального обучения, возможности повышения квалификации и профессионального роста) [12; 14].

Профессиография включает в себя и классификацию профессий. Одну из таких классификаций разработал Дж. Холланд. Он основывался на том, что все существующие профессии можно объединить в 6 основных моделей профессиональной среды, которым соответствует 6 основных типов ориентации личности: реалистический (рабочие, автоводители); интеллектуальный (ученые); социальный (учитель, врач); стандартный (клерк); предприимчивый (бизнесмен, продавец); артистический (художник, актер). Учитывалась, кроме того, склонность личности не только к тем или иным типам, но и к определенным должностям, к роли и положению в профессиональной иерархии [6; 123].

Не менее известна классификация Э. Ро, включающая 8 групп:

1-я — группа сервиса (работники службы быта, официанты);

2-я — группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний);

3-я — группа организаторов (администраторы, директора);

4-я — группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, рыбаки, работники сельского хозяйства);

5-я — группа технических профессий (инженеры, конструкторы, техники);

6-я — группа профессий в области науки;

7-я — группа профессий в области культуры;

8-я — артистические профессии.

В каждой из этих групп Э. Ро выделяет 6 квалификационных уровней, для которых приведены данные о чертах личности, особенностях психики и психофизиологических различиях [5].

В нашей стране общепризнанной и наиболее используемой в проф- ориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е. А. Климовым [12]. В основу этой классификации положено 4 признака. Первый, основной, — это особенности предмета (объекта) труда. Исходя из этого признака, все профессии делятся на 5 типов, представленных в табл. 2.

С точки зрения второго классификационного признака — цели груда, — каждый из указанных в таблице типов профессий делится на 3 класса: гностические, преобразующие, изыскательские.

Третий классификационный признак — характер используемых орудий труда — позволяет разделить все профессии на 4 группы:

1) ручного труда;

2) механизированного труда;


Таблица 2

Классификация профессий

Типы профессий Классы профессий
гностические преобразующие изыскательские
"человек — природа" учетчики и приемщики полеводы, каменотесы селекционеры
"человек — техника" контролеры ОТК, работники госприемки слесари, водители, механизаторы конструкторы
"человек — человек" инспекторы, следователи медсестры, продавцы, работники по кадрам, руководители всех уровней работники НОТ
"человек — знаковая система" корректоры наборщики, операторы ЭВМ, бухгалтеры программисты
"человек — художественный образ" контролеры, приемщики малярных работ маляры, художники модельеры
основные личные качества, необходимые работнику интерес к свойствам определенных объектов, выраженная познавательная активность, устойчивость внимания, наблюдательность склонность к практическому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу и результату этого влияния, активность и работоспособность интерес к новому, способность легко отказываться от привычного образа мышления, искать новые варианты

3) автоматизированного труда;

4) труда, в котором основным орудием являются умственные умения и навыки (учитель, врач, ученый-теоретик).

Четвертый классификационный признак — условия труда — выделяет 4 подгруппы профессий:

1) подгруппа М характеризуется повышенными требованиями к моральным качествам (судья, врач, работник милиции);

2) группа Н — необычными условиями работы — летчик-испытатель, водолаз;


3) группа Б — бытовым микроклиматом (бухгалтер, официант, библиотекарь);

4) группа О — работой на открытом воздухе (полевод, лесовод, тракторист).

Описанные классификационные признаки создают в различных сочетаниях определенный, характерный лишь для данной профессии комплекс требований к способностям работника.

Так, например, каждая из профессий, относящаяся к типу "человек — человек" требует подготовки как в профессиональной области производства, науки, техники, так и в области межличностного взаимодействия. Стержневыми для данного типа профессий (педагоги, руководители всех рангов) являются коммуникативные и организаторские способности, уровень развития которых можно выявить (КОС-!) [17].

Существует еще одна широко применяемая классификация профессий, в основу которой положено понятие профессиональной пригодности (пригодности человека к конкретной трудовой деятельности).

Под профессиональной пригодностью понимают совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда в той или иной профессии. В это понятие входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Среди основных компонентов пригодности человека к работе выделяют [12]:

гражданские качества (идейный, нравственный облик человека как члена общества, уровень развития его гражданского самосознания);

отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;

• общая дееспособность (состояние физического и психического здоровья, общие способности, в основе которых лежат способность к саморегуляции человека как субъекта деятельности);

единичные, частные, специальные способности (индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие успех в данной профессии при оптимальных нервно-психических затратах);

• навыки, умения, знания, опыт, определяющиеся на основе профессионально-квалификационных характеристик данной специальности.

Если профессия предъявляет жесткие требования к психологическим особенностям индивида, к свойствам его нервной системы, ее следует отнести в первую группу профессий с абсолютной профпригодностью. Если же данным видом труда может овладеть практически любой здоровый человек, то его можно отнести в группу профессий, требующих относительной профпригодности. Их еще называют профессиями I и II типов [4].

Выявление пригодности человека к профессии I типа требует особой формы профориентации — профотбора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.