Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение професии




Профконсультация

Профотбор и нормативные характеристики профессии

Лекция 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Профотбор представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности, точности выполнения заданий, устойчивой эмоциональной регуляции.

Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии:

социальные (функции, задачи, цели);

операциональные (точность исполнения, временные, пространственные, логические характеристики);

организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда).

Профотбор предусматривает несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:

предварительный, на котором производится отбор по медицинским показателям, состоянию здоровья;

проведение психодиагностического обследования с использованием различных комплексов тестов, имитационного эксперимента, воспроизводящего фрагменты, ситуации, этапы реальной трудовой деятельности при строгой регистрации показателей функционального состояния, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности;

прогнозирование успешности овладения профессией на основе сопоставления ее требований с психодиагностическими данными с учетом возможности компенсации некоторых недостаточно развитых качеств за счет более высокого развития других.

Круг профессий I типа, требующих профотбора, относительно невелик.

Следует также учесть, что признак "пригодности" может приписываться человеку лишь как ситуативный, присущий не столько ему, сколько системе "субъект — объект", то есть речь должна идти о взаимной пригодности человека и его трудового поста. Ведь непригодными могут оказаться плохо спроектированные и неудачно организованные условия труда. В связи с этим Е. И. Климов приводит простой пример: установка цветных сигналов светофора способствовала признанию части людей, не различающих красные и зеленые цвета (дальтоников), непригодными для водительских профессий. Этого можно было бы избежать, изменив цвета на определенные символы, например, красный — на горизонтальную черту (символ шлагбаума), зеленый — на вертикальную линию (символ открытого пути), желтый — на круг или крест [12].

В подавляющем большинстве профессий одинаково успешно могут трудиться люди с различными психофизиологическими и психологическими характеристиками. Профессиональная пригодность при этом формируется в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально как некое врожденное качество. Под влиянием требований, выдвигаемых профессией, на основе специальных способностей формируются профессионально важные качества. О больших возможностях развития профессионально важных качеств свидетельствует их высокий уровень у мастеров. Например, обычно люди различают 2-3 оттенка черного цвета, а красильщики —до 50 оттенков [6].

Не менее важна также высокая пластичность способностей, позволяющая сформировать индивидуальный стиль деятельности, при котором максимально эксплуатируются природные данные и компенсируются недостатки.

Кроме того, ситуацию взаимной пригодности субъекта и его трудового поста можно создать, снабдив его более совершенными техническими средствами труда или распределив трудовые функции, с которыми человек не справляется, между двумя или более людьми, что может, кстати, привести к появлению новых профессий.

Поэтому профотбор не может быть единственным средством определения взаимной пригодности человека и его профессии. Трудности с поиском претендентов могут стимулировать улучшение условий труда, создание новых, более привлекательных профессий, совершенствование средств труда. Безусловно, в определенных случаях профотбор необходим, но при этом следует помнить, что он является следствием неумения гарантировать работнику физическое и психическое здоровье, обучить его соответствующим навыкам саморегуляции, дать ему необходимые внешние и внутренние средства труда (рис. 4) [12].

Рис. 4. Изучение профессиональных способностей

 

В связи с этим чаще более целесообразной, чем профотбор, является профконсультация.

4.2.Профконсультация представляет собой систему психолого-педагогического изучения личности с целью оказания ей помощи в выборе такой профессии, в которой наиболее полно реализовывались и развивались бы ее способности. При этом профконсультация способствует установлению оптимального соотношения между стремлениями и возможностями человека и реальными потребностями рынка в специалистах соответствующей квалификации [16].

В мировой практике профконсультирования большое распространение получили тестовые батареи, то есть группы тестов, направленные на то, чтобы измерить способности, необходимые в разных видах труда и позволяющие ориентировать человека на целый спектр профессий. Одной из самых популярных групп тестов является Батарея общих способностей (ГАБТ), используемая службой занятости для профконсультации при поступлении на работу в государственные учреждения США. ГАБТ включает двенадцать субтестов, измеряющих девять способностей.

Диагностика общих умственных способностей осуществляется на основе трех субтестов (пространственное восприятие, математическое мышление, запас слов). Вербальные способности определяются путем заданий на вычленение антонимов и синонимов. Числовые способности диагностируются с помощью двух субтестов на вычисление и математическое мышление. Восприятие формы изучается путем сопоставления рисунков, изображающих рабочие инструменты и геометрические формы. Пространственные способности анализируются с помощью геометрических разверток, которые надо мысленно составлять в различные фигуры. Скорость восприятия диагностируется путем установления идентичности пар слов. Моторная координация представлена в серии заданий, в которых необходимо как можно быстрее делать пометки карандашом в заданных квадратах. Ловкость рук и пальцев изучаются с помощью специального приспособления, представляющего прямоугольную доску с отверстиями, в которые требуется вставлять стержни в заданном порядке.

При обработке результатов тестирования число правильно выполненных заданий сверяется со значениями стандартизированных показателей для каждой профессии. Например, для бухгалтера требуется получить показатель не ниже 115 по фактору числовых способностей и не ниже 105 по фактору общих способностей [2].

В то же время на практике оказывается, что даже профессионалы высокого уровня могут иметь различную степень выраженности каждого фактора способностей.

В результате все больше известных специалистов склоняются к заключению о невысокой прогностичности тестов профессиональных способностей [2; 6]. Точность прогноза успешности в профессии на основе профессиональной мотивации значительно выше, чем на основе специальных способностей. Исследования свидетельствуют, что выбор профессии успешен в большей степени, если среди мотивов выбора профессии на первом месте находится интерес к ней [16].

При профконсультировании следует учитывать согласованность в структуре личности трех факторов, которые можно выразить в формуле "хочу-могу-нужно". Особое значение в данном случае имеет ситуация, когда существует расхождение между интересами и способностями ("хочу" и "могу"). При принятии решения в подобной ситуации необходимо учесть:

• устойчивость данного интереса;

• тренируемость соответствующих способностей;

• соответствие выбранной профессии потребностям рынка.

В результате профконсультации выявляется индивидуализированная структура способностей и личности в целом, позволяющая увидеть позитивные и негативные тенденции в подготовке к профессии, пути организации профессионального обучения.

Следует отметить, что в целом выделяют ряд возможностей установления взаимосоответствия человека и профессии в зависимости от уровня его активности и самостоятельности в выборе профессии, становлении как профессионала (табл. 3).

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.