КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика деловой коммуникации как разновидности социальной коммуникации
Вопросы 1. Общая характеристика деловой коммуникации как разновидности социальной коммуникации. 2. Особенности и формы деловой коммуникации. Деловая коммуникация – это одна из разновидностей социальной коммуникации, ее частный случай, поэтому начинать ее анализ следует с общей характеристики социальной коммуникации как родового явления. Для этого обратимся к базовым положениям общей теории коммуникации. Слово «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) имеет в русском языке два основных значения: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение; сообщение или передача информации средствами языка. Первое подразумевает пути (линии, способы) движения, перемещения материальных объектов (грузов, людей, энергии и др.). Таковы, напр., транспортные, инженерные, энергетические коммуникации. Здесь слово «коммуникация» употребляется в техническом значении. Второе значение – социальное, оно подразумевает человеческоеобщение; обмен сообщениями, информацией, мыслями, чувствами. «Вебстеровский» словарь дает три основных значениях термина «коммуникация»: 1) акт общения, совместного взаимодействия, связи субъектов взаимодействия; 2) пути или средства связи, сообщения; 3) собственно сообщение, послание. В современной науке понятие коммуникации имеет больше значений и множество смысловых нюансов, что отражает сложность и многогранность коммуникации как универсального явления, которое существует не только в человеческом обществе, но и во всей живой природе, а так же в неживом мире и созданных человеком технических системах и механизмах.
Будучи универсальным явлением, коммуникация является объектом изучения многих естественных и гуманитарных наук. В свою очередь, научное понимание коммуникации многоаспектно, поскольку сложен и многогранен сам процесс коммуникации. Многоплановость подходов к феномену коммуникации порождает большое число значений и определений этого термина в научных дисциплинах. Так, психологи рассматривают коммуникацию как психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), как общение, установление и развитие контактов между людьми в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают социальный процесс, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию (общение) как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка. В самом широком смысле коммуникация понимается как связь, движение, передача информации (сигналов и сообщений) в технических, биологических и социальных системах. Говоря о коммуникации в социуме, то есть в человеческом обществе, мы будем иметь в виду, что здесь коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных). По сути, это понятие социокоммуникации. Именно его разновидность/ является деловая коммуникация. Специфику социальной коммуникации хорошо сформулировал петербургский профессор А.В. Соколов, определив ее как движение смыслов (знаний, эмоций, переживаний, волевых воздействий) в социальном пространстве и времени. Поскольку очень часто понятия (термины, слова) «коммуникация» и «общение» употребляются в одном ряду как тождественные, синонимичные, необходимо внести ясность в их соотношение.
Существуют три точки зрения о соотношении этих понятий. 1. Они тождественны, на чем настаивают лингвисты при рассмотрении этимологии слов «общение» и «коммуникация» и их значений в разных языках. Такой подход нашел свое отражение во многих словарях, где эти слова употребляются как синонимы. Это же характерно и для бытового использования данных понятий. 2. Вторая позиция (особенно характерная для психологов и культурологов) состоит в том, что понятие (и феномен) «общение» рассматривается как более широкое, чем коммуникация. При этомвобщении выделяют три взаимосвязанные стороны (и функции): 1) коммуникативную – обмен информацией между общающимися; 2) интерактивную – обмен своеобразными психоло-гическими действиями, воздействиями, образуемыми в результате передачи сообщений, эмоций; 3) перцептивную – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. 3. Понятие «коммуникация» шире общения, так как коммуникация, являясь процессом обмена информацией, информационным взаимодействием, носит универсальный характер - имеет место в обществе, живой и неживой природе, в технических системах. Мы в курсе «Деловая коммуникация» будем исходить из того, что общение– это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый их потребностями, в том числе необходимостью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, деятельностью и восприятие и оценку друг друга. Общение – это и условие появления человека, и решающий фактор возникновения языка и речи, и источник информации, и фактор детерминации человеческого поведения. В процессе общения происходит коммуникация (информационно-смысловое взаимодействие) в том или ином виде (вербальная или невербальная), форме (беседа, спор, собрание), на том или ином уровне (межличностная, групповая, массовая коммуникация). Рассматривая межличностную коммуникацию, можно говорить о межличностном общении, которое имеет коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную, креативную и другие функции. Всякая человеческая (социальная) коммуникация – это всегда информационный обмен, точнее взаимодействи е посредством знаков (символов, кодов). Основной и самой распространенной знаковой системой, которой мы ежечасно пользуемся общаясь между собой является речь, наш язык. Знаковый характер и социальная обусловленность человеческой коммуникация составляют ее фундаментальные характеристики и важнейшие признаки.
Социальная обусловленность коммуникации означает, что содержание нашего общения, знаки и формы, в которых оно происходит во много предопределены культурой, технологией, общественными и политическими отношениями и другими социальными факторами. Что и как мы говорим и пишем, каким образом общаемся, что используем в качестве каналов и средств коммуникации, установления обратной связи – на всем этом лежит печать общества, уровня его развития, его специфики – исторической, национальной, экономической, культурной и т.д. К числу неотъемлемых общих свойств всякой коммуникации, в том числе и социальной относятся такие, как динамизм, процессность и необратимость. Важно иметь в виду, что социальную коммуникацию нельзя сводить к механической передачи-получению информации от одного участника коммуникации к другому. Социальная коммуникация носит деятельностный характер и должна рассматриваться как творческое взаимодействие ее участников ( коммуникантов) - отправителя (говорящего, пишущего) и получателя (слушающего, читающего). Последний внимает, слушает, осмысливает, уясняет (декодирует) сообщение и реагирует на него тем или иным образом (обратная связь). К числу важнейших отличительных признаков социальной коммуникации относится ее осознанный, целенаправленный и смысловой характер. Другими словами, обмен содержанием, значением, заложенным в информации, сообщении. Если нами не понят, не уяснен смысл (значение) и нформации, полученных сведений, такая коммуникация бесполезна, не имеет практического значения. Следовательно, главное в социальной коммуникации – обмен смыслами. В противном случае мы имеем дело с фиктивной коммуникацией, псевдокоммуникацией. Не случайно ряд специалистов определяют социальную коммуникацию именно как информационно-смысловое взаимодействие между людьми.
Перейдем к структурной характеристике социальной коммуникации, то есть выяснению того, какие элементы (компоненты) участвуют в коммуникации. Таких базовых элементов, составляющих структуру акта коммуникации три: 1. коммуникант (коммуникатор, отправитель, адресант), 2. сообщение (информация, послание) 3. реципиент, (коммуникант, получатель, адресат). В теории коммуникации существуют и другие структурные модели[1] коммуникационного акта (процесса), которые различаются количеством элементов и др. характеристиками. Наибольшую известность и влияние имеет модель коммуникации, разработанная американским социологом Гарольдом Лассуэллом (Harold Dwight Lasswell, 1902—1978). Это так называемая «пятивопросная модель», выделяющая пять основных элементов, описывающих коммуникацию: 1. Who says? - кто (говорит, информирует) - отправитель 2. what to? - что (говорит) - сообщение 3. whom in? - кому (говорит) - получатель 4. which channel? - как (говорит) - канал 5. with what effect? - с каким эффектом (говорит) - эффект, результат. Эти и подобные модели Современное представление о процессе социальной коммуникации включает в себя такие элементы: 1) отправитель; 2) сообщение; 3) кодирование; 4) канал; 6) барьеры 7) получатель 8) декодирование; 9) обратная связь. Интерактивная модель коммуникации с обратной связью представлена на рис. Обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, диалогом, позволяя каждой из сторон корректировать Важно также учитывать контекст, среду, обстановку, ситуацию, в которой происходит коммуникация, поскольку это напрямую влияет на процессы восприятия, понимания, эффект и результат общения.
Социальная коммуникация выполняет различные функции, важнейшими из которых являются · информационная (передача информации); · экспрессивная (выражение чувств, оценок); · прагматическая (передача коммуникативной установки, оказание воздействия на получателя информации, эмоции). · коммуникативная (общение, установление и поддержание контакта); · интерактивная (обмен воздействиями, значениями); Специализированными функциями коммуникации являются: контактоустанавливающая; самопрезентации; аппелятивная; побудительная; волеизъявительная; регулирующая; ритуальная и др. Кроме структурных моделей коммуникации существуют и другие, играющие важную роль в изучении процессов коммуникации, Это, к примеру, семиотическая (знаковая) модель коммуникации Р. Якобсона (называемая так же моделью речевого события). Вопрос о классификации коммуникации решается в зависит от критерия, или основания, по которой она производится. Приведем один из вариантов.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |