Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика деловой коммуникации как разновидности социальной коммуникации




Вопросы

1. Общая характеристика деловой коммуникации как разновидности социальной коммуникации.

2. Особенности и формы деловой коммуникации.

Деловая коммуникация – это одна из разновидностей социальной коммуникации, ее частный случай, поэтому начинать ее анализ следует с общей характеристики социальной коммуникации как родового явления. Для этого обратимся к базовым положениям общей теории коммуникации.

Слово «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) имеет в русском языке два основных значения:

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) общение; сообщение или передача информации средствами языка.

Первое подразумевает пути (линии, способы) движения, перемещения материальных объектов (грузов, людей, энергии и др.). Таковы, напр., транспортные, инженерные, энергетические коммуникации. Здесь слово «коммуникация» употребляется в техническом значении. Второе значение – социальное, оно подразумевает человеческоеобщение; обмен сообщениями, информацией, мыслями, чувствами.

«Вебстеровский» словарь дает три основных значениях термина «коммуникация»:

1) акт общения, совместного взаимодействия, связи субъектов взаимодействия;

2) пути или средства связи, сообщения;

3) собственно сообщение, послание.

В современной науке понятие коммуникации имеет больше значений и множество смысловых нюансов, что отражает сложность и многогранность коммуникации как универсального явления, которое существует не только в человеческом обществе, но и во всей живой природе, а так же в неживом мире и созданных человеком технических системах и механизмах.

Будучи универсальным явлением, коммуникация является объектом изучения многих естественных и гуманитарных наук. В свою очередь, научное понимание коммуникации многоаспектно, поскольку сложен и многогранен сам процесс коммуникации. Многоплановость подходов к феномену коммуникации порождает большое число значений и определений этого термина в научных дисциплинах. Так, психологи рассматривают коммуникацию как психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), как общение, установление и развитие контактов между людьми в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают социальный процесс, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию (общение) как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка.

В самом широком смысле коммуникация понимается как связь, движение, передача информации (сигналов и сообщений) в технических, биологических и социальных системах. Говоря о коммуникации в социуме, то есть в человеческом обществе, мы будем иметь в виду, что здесь коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных). По сути, это понятие социокоммуникации. Именно его разновидность/ является деловая коммуникация. Специфику социальной коммуникации хорошо сформулировал петербургский профессор А.В. Соколов, определив ее как движение смыслов (знаний, эмоций, переживаний, волевых воздействий) в социальном пространстве и времени.

Поскольку очень часто понятия (термины, слова) «коммуникация» и «общение» употребляются в одном ряду как тождественные, синонимичные, необходимо внести ясность в их соотношение.

Существуют три точки зрения о соотношении этих понятий.

1. Они тождественны, на чем настаивают лингвисты при рассмотрении этимологии слов «общение» и «коммуникация» и их значений в разных языках. Такой подход нашел свое отражение во многих словарях, где эти слова употребляются как синонимы. Это же характерно и для бытового использования данных понятий.

2. Вторая позиция (особенно характерная для психологов и культурологов) состоит в том, что понятие (и феномен) «общение» рассматривается как более широкое, чем коммуникация. При этомвобщении выделяют три взаимосвязанные стороны (и функции): 1) коммуникативную – обмен информацией между общающимися; 2) интерактивную – обмен своеобразными психоло-гическими действиями, воздействиями, образуемыми в результате передачи сообщений, эмоций; 3) перцептивную – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

3. Понятие «коммуникация» шире общения, так как коммуникация, являясь процессом обмена информацией, информационным взаимодействием, носит универсальный характер - имеет место в обществе, живой и неживой природе, в технических системах.

Мы в курсе «Деловая коммуникация» будем исходить из того, что общение– это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый их потребностями, в том числе необходимостью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, деятельностью и восприятие и оценку друг друга. Общение – это и условие появления человека, и решающий фактор возникновения языка и речи, и источник информации, и фактор детерминации человеческого поведения. В процессе общения происходит коммуникация (информационно-смысловое взаимодействие) в том или ином виде (вербальная или невербальная), форме (беседа, спор, собрание), на том или ином уровне (межличностная, групповая, массовая коммуникация). Рассматривая межличностную коммуникацию, можно говорить о межличностном общении, которое имеет коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную, креативную и другие функции.

Всякая человеческая (социальная) коммуникация – это всегда информационный обмен, точнее взаимодействи е посредством знаков (символов, кодов). Основной и самой распространенной знаковой системой, которой мы ежечасно пользуемся общаясь между собой является речь, наш язык. Знаковый характер и социальная обусловленность человеческой коммуникация составляют ее фундаментальные характеристики и важнейшие признаки.

Социальная обусловленность коммуникации означает, что содержание нашего общения, знаки и формы, в которых оно происходит во много предопределены культурой, технологией, общественными и политическими отношениями и другими социальными факторами. Что и как мы говорим и пишем, каким образом общаемся, что используем в качестве каналов и средств коммуникации, установления обратной связи – на всем этом лежит печать общества, уровня его развития, его специфики – исторической, национальной, экономической, культурной и т.д.

К числу неотъемлемых общих свойств всякой коммуникации, в том числе и социальной относятся такие, как динамизм, процессность и необрати­мость.

Важно иметь в виду, что социальную коммуникацию нельзя сводить к механической передачи-получению информации от одного участника коммуникации к другому. Социальная коммуникация носит деятельностный характер и должна рассматриваться как творческое взаимодействие ее участников ( коммуникантов) - отправителя (говорящего, пишущего) и получателя (слушающего, читающего). Последний внимает, слушает, осмысливает, уясняет (декодирует) сообщение и реагирует на него тем или иным образом (обратная связь).

К числу важнейших отличительных признаков социальной коммуникации относится ее осознанный, целенаправленный и смысловой характер. Другими словами, обмен содержанием, значением, заложенным в информации, сообщении. Если нами не понят, не уяснен смысл (значение) и нформации, полученных сведений, такая коммуникация бесполезна, не имеет практического значения. Следовательно, главное в социальной коммуникации – обмен смыслами. В противном случае мы имеем дело с фиктивной коммуникацией, псевдокоммуникацией. Не случайно ряд специалистов определяют социальную коммуникацию именно как информационно-смысловое взаимодействие между людьми.

Перейдем к структурной характеристике социальной коммуникации, то есть выяснению того, какие элементы (компоненты) участвуют в коммуникации. Таких базовых элементов, составляющих структуру акта коммуникации три:

1. коммуникант (коммуникатор, отправитель, адресант),

2. сообщение (информация, послание)

3. реципиент, (коммуникант, получатель, адресат).

В теории коммуникации существуют и другие структурные модели[1] коммуникационного акта (процесса), которые различаются количеством элементов и др. характеристиками. Наибольшую известность и влияние имеет модель коммуникации, разработанная американским социологом Гарольдом Лассуэллом (Harold Dwight Lasswell, 1902—1978). Это так называемая «пятивопросная модель», выделяющая пять основных элементов, описывающих коммуникацию:

1. Who says? - кто (говорит, информирует) - отправитель

2. what to? - что (говорит) - сообщение

3. whom in? - кому (говорит) - получатель

4. which channel? - как (говорит) - канал

5. with what effect? - с каким эффектом (говорит) - эффект, результат.

Эти и подобные модели

Современное представление о процессе социальной коммуникации включает в себя такие элементы: 1) отправитель; 2) сообщение; 3) кодирование; 4) канал; 6) барьеры 7) получатель 8) декодирование; 9) обратная связь.

Интерактивная модель коммуникации с обратной связью представлена на рис.

Обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, диалогом, позволяя каждой из сторон корректировать
свои действия и цели. Таким образом, социальная коммуникация – это двусторонний процесс, когда отправитель и получатель информации взаимодействуют друг с другом, обмениваются сооб­щениями, впечатлениями, интерпретациями и т.п.

Важно также учитывать контекст, среду, обстановку, ситуацию, в которой происходит коммуникация, поскольку это напрямую влияет на процессы восприятия, понимания, эффект и результат общения.

 

 

 

 

Социальная коммуникация выполняет различные функции, важнейшими из которых являются

· информационная (передача информации);

· экспрессивная (выражение чувств, оценок);

· прагматическая (передача коммуникативной установки, оказание воздействия на получателя информации, эмоции).

· коммуникативная (общение, установление и поддержание контакта);

· интерактивная (обмен воздействиями, значениями);

Специализированными функциями коммуникации являются: контактоустанавливающая; самопрезентации; аппелятивная; побудительная; волеизъявительная; регулирующая; ритуальная и др.

Кроме структурных моделей коммуникации существуют и другие, играющие важную роль в изучении процессов коммуникации, Это, к примеру, семиотическая (знаковая) модель коммуникации Р. Якобсона (называемая так же моделью речевого события).

Вопрос о классификации коммуникации решается в зависит от критерия, или основания, по которой она производится. Приведем один из вариантов.

 

Критерий Класс /вид / тип коммуникации
1. Число коммуникантов   1. Автокоммуникация (или интраперсональная) 2. Межличностная (интерперсональная) 3. Межгрупповая и внутригрупповая 4. Публичная 5. Массовая  
2. Cпособ кодирования информации / язык, система знаков   1. вербальная 2. невербальная  
3. Канал передачи 1. визуальная 2. аудиальная 3. тактильная 4. обонятельная  
4. Предмет коммуникации 1. деловая 2. светская 3. бытовая  
5. Статус коммуникантов 1. формальная (официальная) 2. неформальные (неофициальные  
6. Получатель информации 1. внешняя 2. внутренняя  
7. Направленность информации 1. вертикальная 2. горизонтальная



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.