Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа научного управления и научная организация труда




Основные школы управления

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Фредерика Уинслоу Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбрет и Генри Ганта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Тейлор обнаружил то, что им самим было названо «работа с прохладцей», т.е. ситуации, в которых работники специально трудились в низком темпе. Он установи причины:

- боязнь работников, что после завершения работы они будут уволены;

- оплата труда, несвязанная с выполненной работой (отсутствие норм);

- отсутствие расчетов необходимого времени и числа, рабочих для каждого задания и т.д.

Найдя «наилучший способ» выполнения каждой операции погрузки железнодорожного грузового вагона балками, он поднял производительность рабочего по имени Генри Нолл с 12,5 до 47 тонн в день. Применив тот же принцип в кладке кирпича, он выработал технику, позволившую увеличить производительность кладки с 1000 до 2700 кирпичей в день.

Тейлор считал, что любого сотрудника можно научить быть «первоклассным» специалистом в каком-либо деле, и что обязанность руководства - определить соответствующие возможности и дать свободу в совершенствовании.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Г. Ганта, наиболее близкого его ученика, который внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Наиболее известной работой Ф. Гилбрета стали эксперименты по уменьшению движений при укладке кирпича. Его удивил тот факт, что, хотя история кирпичной кладки насчитывает тысячи лет, не существует общепринятой техники этой работы. Проанализировав работу каменщика, он разделил все движения на правильные и неправильные. Исключив неправильные движения, внедрив новый способ укладки кирпичей и различную консистенцию раствора, Гилбрет добился повышения производительности труда каменщика в 3 раза.

Гилбреты были среди первых, кто использовал кинокамеру для изучения движения рук и тела, в поле зрения кинокамеры устанавливались часы с циферблатом, проградуированным в долях минут. Эти два новшества позволили выделить и хронометрировать мельчайшие операции. Излишние движения, которые невозможно было заметить невооруженным глазом, были, таким образом, выявлены и устранены.

Гилбреты также разработали схему классификации, выделявшую 17 основных микродвижений рук, таких как «поиск», «выбор», «захватывание» и т.д., которые были ими названы «терблигами». Это дало более точный способ анализа элементов движений рук рабочих. Результаты этих исследований привели к разработке стандартов выполнения трудовых операций.

При определении стандартов учитывались:

- факторы среды рабочего места – освещение, отопление, цвета, качество материала и т.д.;

- факторы процесса движения – ускорения, автоматизм, скорость, протяженность и др.;

- характеристики самого работника – физиологические, опыт, темперамент и др.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон, который исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.