Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа человеческих отношений




Управления

Классическая (административная) школа

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

А.Файолю можно поставить в заслугу то, что он одним из первых стал рассматривать менеджмент скорее как процесс, а не набор правил или структур.

Он первым выделил управленческие функции, как неотъемлемую составляющую деятельности руководителя:

1) планирование/прогнозирование; «исследование будущего и формулировку плана действий»;

2) организация; «построение структуры, создание материальной базы производства и профессионального коллектива»;

3) координация; «соединение и гармонизацию всех действий и усилий»;

4) командования; «обеспечение продуктивной деятельности персонала»;

5) контроль «отслеживание того, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и изданными приказами».

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Свой богатый опыт продолжительной работы в промышленности Анри Файоль обобщил в 14 общих принципах менеджмента:

1) разделение труда; «Цель разделения труда — увеличить производительность и повысить качество работы одновременно;

2) власть и ответственность (власть немыслима в отрыве от ответственности); «В общем, ответственности боятся в той же мере, в которой ищут власти, а боязнь ответственности парализует инициативу и разрушает многие полезные качества. Хороший лидер должен обладать смелостью и вселять ее в окружающих с целью вдохновить их на принятие ответственности»;

3) дисциплина (высокая дисциплина – результат эффективного руководства);

4) единоначалие; «Везде - в человеческих отношениях, в промышленности, в коммерческой деятельности, в армии, в доме и в государстве двойное руководство является вечной причиной конфликтов...»;

5) единство направлений (нацеленность на достижение единой цели);

6) подчинение индивидуальных интересов общим; «Это представляет собой великую трудность менеджмента». Способы ее разрешения: а) твердость и хороший пример со стороны руководства, б) максимально достойные соглашения и в) постоянный надзор;

7) вознаграждение персонала; «Оплата труда повышает ценность персонала, поскольку улучшает условия жизни сотрудников, а также усиливает желание работать на всех уровнях - следовательно, зарплата должна быть предметом постоянного внимания руководителя»;

8) централизация и децентрализация; «Поиск того, что даст наивысший результат, - вот сложность выбора централизации или децентрализации. Все, что увеличит важность подчиненности, - децентрализация, а все, что уменьшит, - централизация»;

9) скалярная цепочка управления (иерархия);

10) порядок («Определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте; определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте»);

11) справедливость; «Руководитель предприятия обязан бороться за укоренение чувства равенства на всех уровнях скалярной цепи»;

12) стабильность персонала (высокая текучесть персонала неэффективна);

13) инициатива; «Успешная реализация задуманного плана приносит огромное удовлетворение мыслящему человеку и является одним из сильнейших трудовых стимулов... Инициатива менеджера, получающая поддержку, если необходимо, представляет собой великий источник энергии бизнеса... Руководитель должен быть способен принести в жертву свое тщеславие ради того, чтобы предоставить своим подчиненным возможность испытать подобные чувства»;

14) корпоративный дух.

Пять функций менеджмента и 16 организационных обязанностей должны выполняться в соответствии с предлагаемыми А.Файолем 14 принципами управления. Большая часть организационных обязанностей сведена к возлагаемым на линейных менеджеров обязанностей по управлению человеческими ресурсами. Файоль утверждал, что одни и те же принципы управления можно применять в организациях любой направленности, вне зависимости от их размера - на промышленных предприятиях, в коммерческих, правительственных, политических или даже религиозных структурах.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, А.П. Слоун, Г. Черч.

Макс Вебер был первым из всех творцов теории менеджмента, кто проанализировал роль лидера в организации и исследовал, как и почему индивидуумы реагируют на различные виды власти. Вебер выделял три типа законной власти, которая не заставляет других следовать за собой силой:

- рационально - правовая власть - основывается на законности введенных в действие правил; (он считал, что она доминирует в современных организациях);

- традиционная власть – основывается на традициях;

- харизматическая власть – на убеждениях последователей в том, что их лидер обладает уникальными качествами.

Идеальному типу бюрократического управления по Веберу присущи:

- разделение труда на базе функциональной специализации;

- четкая иерархическая система распределения власти;

- система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;

- система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;

- отсутствие личностного начала в отношениях между сотрудниками организации (только деловые отношения);

- прием в организацию на основе компетенции специалиста и потребностей организации;

- продвижение внутри организации на основе компетентности и производственного опыта, которые достигаются в результате выслуги лет;

- наличие стратегии к пожизненному найму;

- четкая система карьеры;

- управление административной деятельностью, которое состоит в разработке доскональных писем и инструкций внутри организационной деятельности.

Бюрократия – это организация, характеризующаяся разделением труда, четкой иерархией, подробными правилами, инструкциями и обезличенными отношениями. «Опыт повсеместно показывает, что организации, управляемые истинным бюрократическим путем, в техническом отношении могут достичь высокой эффективности в работе, а, следовательно, этот способ управления является наиболее рациональным в управлении людьми. Эта система превосходит все другие точностью, стабильностью, четкостью дисциплины и надежностью. Следовательно, она обладает высокой степенью предсказуемости результата, что полезно для руководства. И, наконец, она лучшая в эффективности, в наборе операций и может быть применена в любой из административных задач».

М.Вебер признавал, что такая «идеальная бюрократия» в реальности не существует, но сохраняет свое значение в качестве инструмента анализа организационных структур. Задача состоит в том, чтобы понять, насколько хорошо эти структуры соответствуют элементам бюрократии идеального типа.

Честер Ирвинг Барнардопределял организацию как систему осуществления скоординированных действий, целью которых является предоставление индивидам возможности достичь таких результатов, которых они никогда бы не смогли добиться поодиночке. Он считал, что организация является динамической социальной системой, в которой одновременно могут происходить как формальные, так и неформальные процессы.

Барнард признавал, что предприятия и организации состоят из отдельных личностей, обладающих индивидуальной мотивацией, а также что каждая крупная организация включает в себя несколько меньших подразделений, чьи цели руководителям следует принимать во внимание. Менеджмент должен быть связующим звеном в цепи, говорил Барнард. Он также отделял эффективность управления от продуктивности управления и утверждал, что достичь эффективности можно, только если цели предприятия приняты всеми работниками. Желание всех заинтересованных лиц сотрудничать в достижении общей цели жизненно необходимо для выживания организации.

Идеи Барнарда о сущности лидерства нашли отражение в работах многих его последователей.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

- четкое функциональное разделение труда;

- передача команд и распоряжений сверху вниз;

- единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

- соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое распространение информационных технологий значительно упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.