Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

До семи пет 2 страница




Двое наших лучших друзей, консультанты по браку и се­мье, работают дома для того, чтобы вместе воспитывать двух своих дочерей. Один занимается домом и детьми, пока вто­рой работает, а потом они меняются ролями. Положение у них непростое, ибо им приходится подстраиваться под возмож­ности клиентов, школьное расписание, необходимость решать какие-то вопросы вне дома, справляться с домашними обя­занностями, не говоря уже об их общественной деятельнос­ти, но эта преданная своим убеждениям пара идёт на всё ради благополучия семьи.

В нашем обществе, враждебно настроенном к семье, са­мая тяжкая ноша ложится на плечи одиноких родителей. Смешно говорить о неполном рабочем дне тогда, когда зара­боток многих одиноких родителей и за полный рабочий день едва-едва покрывает расходы по жизнеобеспечению семьи, особенно если учитывать дороговизну хорошего ухода за детьми. Многие одинокие родители сначала пытаются воспользоваться помощью членов семьи, потом заполняют про­межутки друзьями, соседями и детским садом.

Я, наконец, нашла систему, которая меня устра­ивает, но я не знаю, надолго ли её хватит и смогу ли я долго выдерживать такой ритм. Мама с удо­вольствием сидит с Крис, но быстро устаёт, по­этому она не может более четырёх часов следить за подвижной трёхлетней девочкой. Я забрасы­ваю дочку к маме по пути на работу, а во время обеденного перерыва забираю её и отвожу к сосе­дям. Соседка уходит на работу в половине чет­вёртого, поэтому она отводит Крис в прогулочную группу, где дочка ждёт, пока в шесть освобожусь я. Я могу позволить себе побыть с ней только два часа в день. К тому моменту когда мы возвраща­емся домой, я уже вконец измучена, а Крис про­сто больна от бесконечных перемещений из одно­го места в другое. Но что ещё я могу сделать?

Эрин, мать трёхлетней Крис

Нет простого ответа на вопрос о том, как быть с детьми, и нет достоверных сведений, свидетельствующих о воздей­ствии, которое оказывают на наших детей детские сады и ясли. Реальность такова, что родители всегда работали и должны продолжать работать, чтобы обеспечить семью мате­риально и реализовать базовую человеческую потребность в творческом и продуктивном труде. Увеличение количества работающих матерей и рост числа одиноких родителей про­сто сделали проблему ухода за детьми более острой. Защит­ники детства призывают обеспечить «необходимый уход за детьми», но правда заключается в том, что в этой стране никто и никогда не думал о благе детей.

Мы все — родители, исполнительные директора предпри­ятий, педагоги, члены Конгресса, пенсионеры — должны сплотить свои усилия в поисках решения проблемы по обес­печению нормального ухода за детьми. Идеальный уход все­гда лучше, чем необходимый. Это должно быть тёплое, кра­сивое место поблизости от работы родителей. Место, где воспитатели и обслуживающий персонал относятся к детям с любовью и пониманием и считают себя равноправными партнёрами родителей в деле обеспечения наилучшего ухода за каждым ребёнком. Группа должна быть маленькой, и каж­дый ребёнок должен себя чувствовать в ней желанным, ощущая, что ему всегда будет уделено то внимание, в котором он нуждается, и тогда, когда он в нём нуждается. Персонал I должен меняться достаточно редко, чтобы дети могли к нему привыкнуть, ибо только тогда возможны согласованность, действий и формирование тесного контакта, которые необхо­димы маленькому ребёнку, чтобы он чувствовал себя в безо­пасности. Подробные ежедневные записи о каждом ребёнке помогут соблюсти единство подхода к ребенку дома и в яслях, а воспитатели и персонал должны приветствовать родительские визиты, с интересом прислушиваясь к наблю­дениям и пожеланиям родителей.

Общество может проявлять свою заботу о наших детях в различных формах, и пусть каждая семья выбирает, что ей больше подходит. Например, четыре мамы из Фолсома (штат Калифорния) объединились для творческого решения про­блемы ухода за своими детьми, организовав «материнскую команду». Они выручают друг друга при необходимости, все­гда готовы прийти на помощь в свободное время и делятся друг с другом своими родительскими навыками.

Маленьких девочек необходимо оберегать от теле­визора. И тому есть веские доказательства. Мы понимаем, что бросаем вызов привычке, столь же глубоко вошедшей в жизнь американского общества, как и привычка чистить зубы. Большинство из нас даже не могут себе представить, сколько всего мы и наши дети смотрим. На нас, родителях, лежит огромная ответственность за то, чтобы привить доче­ри только хорошие привычки. Телевизор — это то, без чего она прекрасно может обойтись.

Легко представить, какую тревогу испытывают сейчас те из нас, кто в какой-то сумасшедший момент совершенно бе­шеного дня уже надеялся, наконец, запереться в ванной и провести несколько минут в покое наедине с собой, оставив вместо няньки телевизор. А что делать тем, кто сам привык пользоваться телевизором, чтобы расслабиться после труд­ного дня? Не придётся ли нам ограничить и своё пребывание перед телевизором, если мы хотим исключить его из жизни дочери, пока ей не исполнится семь—восемь лет? Да. Бо­имся, что так. Но неужели жертва настолько велика, если учесть тот вред, который наносит телевидение развитию на­ших дочерей?

Честно говоря, вся эта дискуссия по поводу того, смотреть или не смотреть телевизор, наводит на меня тоску. Когда этот вопрос поднимают дру­гие, я им просто говорю: уберите телевизор на два года и посмотрите, как изменятся ваши дети. Это самый веский для меня аргумент. Вы не по­верите, как интересно начинает жить семья, ка­кими изобретательными могут быть дети, при­думывая увлекательные дела, сколько времени у вас сразу освобождается для всего того, что го­дами скапливалось под спудом, сколько замеча­тельных книг лежит в ожидании, пока вы их про­чтете. Я могла бы продолжать и продолжать.

Лаура, мать троих детей,

без телевизора в доме в течение пяти лет

и без планов на его приобретение в будущем

Каждый из нас должен найти своё собственное решение «телевизионной проблемы», мы свой «спрятали» в старый буфет и не стали абонировать кабель. Но, если вы не прини­маете наши слова на веру, обратите внимание на эти потря­сающие результаты наблюдений:

Семейный психолог Джон Роземонд утверждает, что си­дение перед телевизором детей в возрасте, когда они оформ­ляются, лишает их возможности обрести жизненный опыт. Если младшая дошкольница смотрит телевизор всего лишь двадцать часов в неделю,— а опросы показывают, что боль­шинство детей проводят у телевизора гораздо больше време­ни, — то к моменту поступления в первый класс она уже проведёт более четырёх тысяч часов перед мерцающим экра­ном. Доктор Роземонд пишет: «Четыре тысячи часов без тре­нировки каких бы то ни было навыков, безусловно, отрица­тельно скажутся на способностях ребёнка к обучению. В течение первых семи лет жизни окружение прочно запечат­левает свои образы на центральной нервной системе ребён­ка. Если маленький ребёнок проводит значительную часть времени, уставившись застывшим взором в мерцающее элек­тронное пространство, то разве не разумно предположить, что этот опыт станет помехой в становлении ключевых на­выков нервной системы, в том числе и умения продолжи­тельно концентрировать внимание и некоторых других ум­ственных способностей?»

Специалист по проблемам обучения доктор философии Джейн М. Хили, автор книги «Мозг в опасности, или почему наши дети перестали думать», пишет: «Исследование, общем, даёт веские основания предполагать, что быстрое дви­жение и особые эффекты могут препятствовать развитию» активного обучения навыкам... Иначе говоря, позволяя сво­им детям приучать мозг к получению лёгкого удовольствия: от мелькающего видеоряда, мы по-настоящему рискуем снизить их умственные способности».

Другим аспектом влияния телевидения на наших детей, не менее опасным, чем его физическое воздействие, является развитие в детях склонности к насилию. Постоянное лицезрение сцен насилия снижает восприятие чужой боли. Наши дети не изобретают насилие, они лишь отражают то, что видят вокруг себя. В среднем, на каждый час лучшего телевизионного времени приходится девять актов наси­лия, и двадцать один акт насилия на каждый час детских мультфильмов. К четырнадцати годам типичный американс­кий ребёнок становится свидетелем 11 000 телевизионных убийств.

В эти годы, когда маленькие дети особенно впечатлитель­ны, им трудно провести границу между реальностью и тем, что они видят по телевизору. Они учатся разрешать конф­ликты с окружающими при помощи насилия и других де­структивных методов. Количество случаев насильственных преступлений, совершённых девочками, постоянно растёт, и специалисты, которые держат руку на социологическом пуль­се нашего общества, приписывают этот рост тому, что дети видят по телевидению, видео, в кино, на спортивных состя­заниях и в компьютерных играх, а также доступности нарко­тиков и оружия. Кэрол Нэйги Жаклин, декан факультета об­щественных наук и связей в университете штата Южная Калифорния, утверждает: «Очень печально, что, с одной сто­роны, мы вроде бы осуждаем это насилие, но, с другой сто­роны, мы не останавливаем его там, где, точно знаем, его можно и нужно остановить».

Но ещё более, чем физиологические последствия или склон­ность к насилию, тревожит нас деградация воображения у девочек. Учитель Вальдорфской школы Карей Риверс пишет: «Мечты и ролевые игры способствуют созреванию перцептуальной сферы ребёнка, его эмоциональному развитию и становлению творческих способностей. Воображение — это способность мозга проецировать себя за пределы собствен­ных ощущений и восприятия». Без воображения мы не мо­жем взглянуть за пределы самих себя с сочувствием к стра­даниям окружающих. Без воображения мы не способны любить.

Любовьвеличайшая нравственная тайна; или выход за рамки нашей собственной природы и отождествление себя с красотой, которая суще­ствует в мысли, действии или человеке рядом с нами... Воображениевеличайший инструмент нравственной доброты...

Перси Биши Шелли «В защиту поэзии»

Родители и педагоги давно потеряли контроль над приоб­щением дочерей к культурным ценностям. Эту очень важ­ную функцию узурпировало телевидение. Интересовался ли кто-нибудь из нас, чему в действительности учит девочек телевидение? Что большинство проблем нужно решать при помощи насилия; что будешь пользоваться успехом, если одежда твоя достаточно сексуальна; что станешь счастли­вой, если будешь есть конфеты и пить лимонад; что хожде­ние по магазинам — самый приятный способ времяпре­провождения; что представители национально-культурных меньшинств либо глупы, либо странны, либо страшны; что хорошо, когда полоролевые стереотипы жёстки; что алко­голь и наркотики в небольших дозах можно принимать, что половая жизнь — это естественно.

В древности при общинном строе тщательно отбирались поучительные рассказы для детей, потому что люди знали: выживание племени зависит от единства убеждений. Обра­зы и символы этих историй графически чётко определяли, как нужно себя вести, и каждая девочка знала, какой вклад она должна внести в жизнь общины.

Мы не можем вернуться в прежние времена, да и не хотим той ограниченности свободы выбора, которая тогда была. Од­нако нам не надо думать, что поучительные истории, которые предлагают нашим детям тележурналисты и телепродьюсеры, наилучшим образом научат наших дочерей быть добры­ми, любознательными, сообразительными, заботливыми, ум­ными и умелыми человеческими существами. Мы абсолютно убеждены в том, что именно этого они-то и не сделают.

Мы понимаем, что исключить телевизор из нашей жизни» даже ради доброго дела не так-то легко. Вероятно, проще это будет сделать тем из нас, кто ещё только ждёт свою девочку; или у кого девочка настолько мала, что не подумает о том, как ей не хватает телевизора, если его уберут именно сейчас. Но многим семьям даже с девочками постарше удаётся это сделать.

Девочки расцветают в ритме жизни своей семьи.

С появлением младенца обычная жизнь в доме замер­ла. Я стала двигаться медленнее и осторожнее, веро­ятно, чтобы не разбудить её. Краски стали мягче, и всё вокруг казалось подёрнутым дымкой, наверное потому, что мне никак не удавалось выспаться. Чем бы это ни объяснялось, если такие объяснения кому-то нужны, но дни рядом с малы­шом идут в ритмичной череде купаний, кормлений, укачива­ний, сна, смены пелёнок, и снова кормление, укачивание...

По мере того как малышка растёт, она привыкает к этому ежедневному ритму и настраивает по нему свои внутренние часы, чувствуя себя спокойно и безопасно в заведенном рас­порядке каждого дня. Ей нужен этот медленный, спокойный ход времени, прежде чем суматоха и суета внешнего мира будут вытягивать её из этого сонного кокона.

Слишком часто потребность ребёнка в спокойном упоря­доченном ходе жизни вступает в конфликт с нашими взрос­лыми потребностями — удержаться на работе, не нарушить график рабочего времени и добиться того, чтобы «всё было сделано». Старый спор насчёт того, кормить ли ребёнка по потребности или по часам, так часто приводит нас в замеша­тельство, потому что мы не можем решить, что для нас важ­нее — то, что нужно нам, или то, что нужно нашим детям. Джон Дэйви, учёный и педагог, на отцовском опыте ухода за первым сыном пришёл к выводу, к чему нужно стремить­ся, чтобы сохранить жизнь своей семьи: «...найти ритм, ко­торый был бы удобен для всех нас».

«Найти ритм, удобный для всех нас», — задача, достой­ная того, чтобы над ней подумать, чтобы потратить на неё и силы, и внимание. Сумасшедший темп нашей жизни отделя­ет нас от ритмов природы, от потребностей наших детей, от отчаяния тех, кому трудно, от наших собственных грёз и снов. Мы жалуемся на недостатки нашего общества, на отсутствие подлинной привязанности к тем, кто разделяет с нами борьбу, мы мчимся сквозь дни от одного дела к друго­му, не давая себе времени даже подумать, а что же в этой жизни действительно важно.

Когда я только начинал свою психотерапевтиче­скую практику, я думал, что должен отвести ве­черние часы для работающих клиентов. Но мне были ненавистны дни, когда я не видел своих де­тей до того, как они уснут. В конце концов, я ре­шил, что отказываю себе слишком во многом. Ведь они будут маленькими так недолго. И у меня до сих пор полная нагрузка, потому что клиенты, если им нужно встретиться со мной, подстраива­ются под меня. Такое перераспределение приори­тетов существенно изменило жизнь нашей семьи.

Алехандро, тридцати девяти лет,

психотерапевт по вопросам брачных

и семейных отношений, отец двух девочек

Мы все как-то должны стараться внести больше порядка в нашу безумную жизнь; как говорит об этом доктор Джон Дэйви, мы должны найти «золотую середину, постичь искус­ство жить между заведенным порядком и сумасбродной при­хотью».

Ж: Как часто я вдруг обнаруживала, что моя дочь — просто неиссякаемый источник знаний о том, как жить более полноценной жизнью. Когда она была совсем крохой, я из-за нее замедлила темп своей жизни и в награду за это получила как бы «второе зрение». Я постигала её детский взгляд на мир, увиденный впервые, способность восхищаться чу­дом в каждом пузырьке, каждой почке, каждой букашке. Сейчас её юношеская проницательность снова напомнила мне, что не надо спешить, что нужно обратить внимание на простые милые вещи, окружающие меня. Большинство из них ничего не стоят, мало требуют, но приносят мне невероятную радость: уникальные розы соседа, закат солнца, нежное бородатое лицо мужа.

Прекрасное прекрасно вечно, Над ним не властно время быстротечно,

Его очарование не тает день за днём, Прибежище душе всегда мы в нём найдём,

Нам сладкий сон оно навеет в день несчастный, И мы спокойно, глубоко вздохнём.

Джон Ките «Эндимион»

Ритмичность жизни — дар, который наши дочери возьмут из родительской семьи в будущую жизнь.

Привычка ложиться спать рано и всегда в одно и то же время, отсутствие телевизора и других стрессогенных факторов обеспечат необходимый покой, который так нужен растущему телу и душе.

Такие ритуалы перед сном, как зажигание свечей, пе­ние песенки, молитва, чтение или рассказывание ска­зок и преданий, если они каждый день выполняются в одном и том же порядке, значительно облегчают пере­ход от бодрствования ко сну и сновидениям.

Утренние ритуалы, такие как особо накрытый к завт­раку стол, утренняя песня или какое-то особенное ут­реннее приветствие, помогают семье встречать каж­дый день с новыми надеждами.

Празднование смены времён года особым ужином или обедом, украшение дома коллекциями, собранными всей семьёй во время прогулки по лесу, особые традиции проведения семейных торжеств — всё это способству­ет формированию у девочки приятных воспоминаний о своём детстве.

Превращение обычных семейных дел в маленькие праз­днества создаст обстановку веселой игры, а не распола­гающую к силовой борьбе.

В процессе формирования ритма жизни нашей дочери и изобретения для неё особых ритуалов мы восстанавливаем заглохшую было связь с источником жизнерадостности и твор­чества внутри самих себя. Из этого кладезя своих юноше­ских надежд и ожиданий мы черпаем отвагу и смелость, что­бы нести дальше радость новой жизни.

Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, ко­торые бы способствовали развитию навыков и уве­ренности в себе. В своих играх девочки учатся говорить, а речь объединяет нас всех друг с другом. Детские стихи, рас­сказы и песни многому учат своим ритмом, повторяющимся размером, движением и сильными звуками. Они естествен­ным образом привлекают к себе внимание маленькой девоч­ки, которая, расцветая, познаёт мир всеми своими органами. Уют семейного распорядка и радость, которую доставляет наше пение, укачивание на руках, движения под музыку и подпрыгивание на наших коленях, ускоряют развитие доче­ри в раннем детстве.

Мы не предлагаем ограничить круг чтения девочки книга­ми, где есть сильный женский характер, потому что девоч­кам, как правило, нравятся хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги дочке вслух, потому что это даст пищу её воображению и здоровой са­мооценке, облегчит ее путь по жизненным ухабам и колдо­бинам.

В дополнение к игрушкам, которые обычно любят все де­вочки, мы рекомендуем игрушки, развивающие крупную мо­торику, пространственно-зрительные способности и навыки в решении конкретных задач:

Шарики для нанизывания на цепочку • гимнастиче­ские маты • набор для вязания с деревянными спица­ми • мини-трамплины • комплект для шитья с большими иглами • мячи • строительные блоки • портативный приёмо-передатчик • сигнальные флаж­ки • игры с шариками • шашки • необычные животные, такие как крысы и ящерицы, • шахматы, магниты • коллекции листьев, камешков, палочек

• большие куски шёлка пастельных тонов • деревянные головоломки • деревянные фигурки людей и животных • деревянный конструктор для строительства домиков • большие коробки или ящики.

При подборе игрушек мы должны руководствоваться од­ним критерием — вызывают ли они у дочери интерес. Мо­жет ли эта игра стимулировать воображение? Кукла, на лице которой застыла приятная улыбка, например, окажется не­уместной, если девочка раздражена или когда ей грустно. С простой картонной коробкой можно придумать много вари­антов игры, тогда как пластмассовая кухня служит только" по прямому назначению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.