Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миссионерское богослужение




В настоящее время накопленный опыт работы миссионерских станов свидетельствует об их реальной эффективности. Постоянное пребывание миссионеров в распоряжении епархиальных архиереев позволяет планировать долгосрочные программы. Особое внимание в работе миссионерских станов уделяется просветительским программам в труднодоступных районах.

Миссионерские станы находятся в каноническом подчинении епархиального архиерея и обслуживаются силами как епархиальных, так и (по приглашению епархиального Преосвященного) синодальных миссионеров.

Миссионерский стан

«С апостольских времен существовали общины, которые выполняли функции миссионерских станов, занимаясь миссией по преимуществу. Такой общиной была, например, антиохийская община, при поддержке которой начал свою первую миссионерскую экспедицию св. апостол Павел. Эту общину можно считать первым миссионерским станом.

Миссионерский стан — региональный центр православной миссии, в функции которого входят:

— координация, методологические обеспечение и обобщение опыта миссии, осуществляемой на определенной территории;

— организация работы по созданию миссионерских переводов на национальные языки народов, проживающих на территории данного региона, Священного Писания и богослужебных текстов;

— связь с миссионерскими приходами;

— обеспечение деятельности миссионерских приходов специальной литературой и иными методическими материалами;

— предоставление, при возможности, гуманитарной помощи в целях осуществления гуманитарной миссии.

Одним из методов деятельности в рамках миссионерского стана можно считать миссию в транспортных потоках. Для ее успешного осуществления требуются:

— бесплатная раздача миссионерской литературы на авто-, авиа-, водном и железнодорожном транспорте (на маршрутах дальнего следования);

— строительство часовен и храмов на вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах;

— привлечение для проповеди Благой вести особо подготовленных мирян;

— осуществление миссионерской катехизаторской деятельности среди обслуживающего персонала на транспорте.

Возможности транспорта следует использовать и для решения другой миссионерской задачи. Миссия Церкви должна распространяться не только в мегаполисах, но и в труднодоступных районах. Для того чтобы нести Благовестие «даже до края земли» (Деян. 1.8), миссии нужна мобильность. Необходимо задействовать все современные виды транспорта, что особенно важно для отдаленных регионов (храмы-автомобили, храмы-корабли, храмы-вагоны, палаточные храмы и т. д.)».

Первичными «миссионерскими станами» можно считать общины христиан, описанные в «Деяниях святых апостолов». По крайней мере, они имели главные признаки этого апостольского учреждения: территориальность, постоянную связь с Церковью и поставление апостолами сотрудников из местных «аборигенов». Например, ап. Павел в течение двух лет преподает основы веры в Ефесе, в училище Тиранна так, что его за это время смогли услышать все окрест живущие греки и евреи, после чего, оставив там местных пресвитеров, удаляется, но не порывает связи с этой общиной.

В Византийский период специфика исторического развития Восточной Церкви как имперского института не позволяет четко выделить традицию миссионерских станов. Разве что в Кирилло-Мефодиевском опыте появляется еще один важный их признак — акцент на местную культуру и язык. Солунские братья даже претерпевают гонения за использование славянского языка в проповеди и молитве.

В немалой степени, развитием традиции «миссионерских станов» можно назвать и монашескую колонизацию сначала Русского Севера, а позже, в XVIII в., Сибири и Дальнего Востока. Монастырь всегда становился центром евангельской проповеди окрестным народам, своеобразным «координатором» миссионерской деятельности среди языческого населения.

В западном, инославном миссионерстве, традиция миссионерских «станций» получает в то время большее развитие (собственно говоря, сам термин перешел в православие из западного миссионерства). К XVII в. на католическом Западе существует множество миссионерских организаций, таких как доминиканское «Societas fratrum peregrinantium propter Christum inter Gentes» (Объединение братьев, странствующих среди народов ради Христа) и им подобных. В 1622 г. папой Григорием XV создается «Sacra Congregatio de Propaganda Fide» (Святая Конгрегация Пропаганды Веры), преобразованная в 1988 г. в «Конгрегацию Евангелизации Народов». Все эти организации управляют миссионерскими станциями преимущественно в Азии, Индии, Китае и Северной Африке. Также в XIX-XX вв. особенный размах приобретают протестантские миссии.

Миссионерские станции становятся для западных христиан генеральным методом евангелизации языческих территорий, но, впоследствии, в протестантском мире наступает разочарование: «В современной миссионерской стратегии, «станциям миссии» отводится малая роль, так как исторически они показали свою неэффективность. В «станциях миссии» часто обращались в веру люди, которые были замечены как изгои в своей семье и культурной группе. Во многих случаях среди новообращенных людей были только сироты, воспитанные в приюте станции. Современные миссионерские доктрины обращения в христианство теперь сосредотачиваются на том, чтобы сеять христианские воззрения в уже сформировавшихся группах местных жителей, не навязывая им другую чужеродную культуру» (Д. Бош).

Смена дискурса связана с тем, что западный опыт устроения миссионерских станов в своем большинстве (за исключением западных миссионеров, подобных Роберто ди Нобили, Бартоломео де лас Касасу или Франциску Ксаверию) не имел целью созидание местной христианской общины, базирующейся на автохтонной культуре, и к XX в. западная миссиология констатирует неудачу такого подхода.

На территории Российской империи исторически миссионерские станы состояли, как правило, либо из комплекса компактно расположенных строений с богослужебным помещением (походная церковь), либо из нескольких сел с церквами, часовнями и школами; на них возлагался широкий комплекс миссионерских задач — проповедь, культурно-просветительская деятельность и благотворительность[16].

Для православной традиции устроения миссионерских станов изначально были характерны следующие, основополагающие принципы:

— территориальность — проповедь Евангелия, охватывающая конкретную территорию «миссионерской ответственности»;

— связь с Церковью — через посланничество миссионеров, через материальную помощь на первых порах, через преемство в хиротонии пресвитеров;

— поставление сотрудников из местных жителей — важная составляющая часть Кирилло-Мефодиевской традиции;

— использование местного языка и культуры — признак универсальности Евангелия и вселенского характера проповеди Христа.

Базой для создания миссионерских станов являются православные общины, имеющие свой храм или молитвенный дом и ориентированные преимущественно на служение благовествования. В стане непременно должен иметься постоянный священник-миссионер.

Наибольшее влияние на каноническое обоснование и формирование структуры миссионерских станов в православной традиции имеет опыт алтайской миссии, описанный прп. Макарием (Глухаревым), и труды свт. Иннокентия, митр. Московского. В свое время, известный переводчик и миссионер Н. И. Иль-минский проповедь именно этих двух великих тружеников сравнил с пламенем: «По силе и благодати Божией, явились нерукотворно, то есть без человеческой миссионерско-научной и искусственной подготовки и выправки, два миссионерских огня в Сибири: Иннокентий и Макарий Глухарев».

Вот как наставляет свт. Иннокентий нушаганского миссионера, иеромонаха Феофила: «Поставь себе в правило: во время посещения отдаленных мест (таких, где уже положено начало христианства) не начинать отправления богослужений и треб дотоле, пока не предложишь посещаемым тобою прихожанам хотя краткого поучения.

Проповедь слова Божия естественно начинать прежде там, где ты будешь иметь постоянное местопребывание; но если обстоятельства заставят, или будут представляться случаи быть и в других дальнейших местах, то, несмотря на то, что ты еще немного успел между живущими с тобою, не упускай случая быть где только можно и предлагай слово свое везде и всем сообразно возрасту, состоянию и времени.

Время для поучений и бесед с инородцами избирай преимущественно то, в которое они бывают в сборе; для сего ты можешь или идти к ним, или, если можно, приглашать их к себе.

В начале по незнанию языка инородцев ты должен употреблять переводчика (толмача) твоих речей; старайся избирать его из самых благочестивых и благонамеренных и заблаговременно обучай его катехизису. Лучше, если переводчик при тебе будет всегда один и тот же».

В общей истории христианского миссионерства, русского православного в том числе, христианизация часто начиналась и заканчивалась актом крещения, после чего новообращенный предоставлялся самому себе. К крещению, по большей части, относились как к деянию самодостаточному, так сказать, «магически» предопределяющему искомый результат. «Издержки» подобного миссионерства достаточно известны, засвидетельствованные многочисленными сообщениями об отпадении крещеных обратно в язычество. Поэтому, по слову Господа, очень важно крестить людей, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28.20), не оставляя на «самотек» их духовное развитие, по крайней мере на первых порах становления в вере. Для этого, если нет возможности иметь непосредственного общения и духовного руководства, то следует поддерживать связь по переписке или с помощью средств коммуникации.

Алтайская миссия, благодаря ее «отцу-основателю», сразу же определила для себя иной путь. Сохранились описания того, как прп. Макарий (Глухарев) готовил обращаемого к крещению: «Обычно он узнавал так или иначе, что в том или ином пункте имеется инородец, расположенный к принятию христианского учения. Тогда он спешил в то место, оглашал инородца, затем крестил, поручал надежному восприемнику, который и ограждал новообращенного от вредных влияний… Оглашение продолжалось от одного дня до двух недель, в зависимости от возраста и развития, умственного и нравственного, оглашаемого». За крещением следовало обязательное приобщение новообращенного к жизни церковной общины.

Основываясь на опыте «делателей» христианского свидетельства, можно вывести следующие основополагающие принципы православной традиции устроения «миссионерских станов»:

— поскольку разовые и кратковременные миссии не в состоянии служить главному делу христианского свидетельства — основанию устойчивых евхаристических общин, целесообразно устраивать постоянно действующие миссионерские станы;

— месторасположение миссионерского стана должно позволять координировать миссионерскую деятельность на максимальной территории, для чего его следует располагать на транспортном и коммуникационном узле;

— для обеспечения слаженной деятельности необходимо наличие двух и более священников и не менее двух катехизаторов;

— священники и катехизаторы обязаны получить специализированную миссионерскую подготовку, прежде чем начать свое служение;

— если миссионерский стан расположен на территории компактного проживания какого-либо этноса, то священники и катехизаторы обязаны овладеть начатками языка и местной культуры;

— богослужение должно совершаться с элементами молитв на местном языке или, при существовании одобренного перевода богослужения, — как можно чаще полностью на местном языке;

— следует уделять особое внимание подготовке местных сотрудников и получению ими духовного образования с перспективой последующего рукоположения в священный сан;

— миссионерский стан не может быть самоокупаемым, так как не предполагается обязательное требование денег за свечи, частные богослужения, поминальные записки и проч. Необходима (хотя бы на начальном этапе) связь с Синодальным миссионерским отделом в виде финансовой и материальной помощи сотрудникам;

— деятельность миссионерского стана (включая финансовую отчетность) должна быть максимально прозрачной для всех;

— сотрудники миссионерского стана должны сохранять высокие духовные стандарты в жизни и не подавать соблазна для окружающих своим поведением. Необходимо немедленно отстранять нарушителей этого правила от практической деятельности с последующим увольнением;

— миссионерские станы создаются на основании п. 3.3 «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» и являются региональными центрами православной миссии, координирующими и обеспечивающими миссионерскую деятельность на определенной территории;

— миссионерский стан в вопросах богослужебной деятельности действует по благословению епархиального архиерея и в полном каноническом подчинении ему;

— миссионерский стан в вопросах организации и практической реализации миссионерских программ подотчетен в своей деятельности председателю Синодального миссионерского отдела.

«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе на епархиальном собрании духовенства Московской епархии в 2004 году отметил: «Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта… Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всем должна быть разумная дисциплина и благоустроенная свобода».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.