Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Однотомные издания




Многотомные издания.

Примеры библиографического описания для списка и ссылок.

Элементы библиографического описания.

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Заголовок описания – фамилия и инициалы автора.
  2. Заглавие – название произведения.
  3. Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.
  4. Выходные данные – место издания, наименование издательства и год издания.
  5. Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц (с.), листов (л.).
  6. Надзаголовочные данные (необязательный элемент описания) – наименование учреждения, от имени которого публикуется произведение, название серии.

Условные разделительные знаки. Последовательность расположения.

  1. Заголовок описания. Основное заглавие.
  2. : Другое заглавие.
  3. / Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).
  4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.
  5. .- Место издания.
  6. : Издательство (книга).
  7. , Год издания (книга).
  8. .- Год издания (журнал).
  9. .- Номер (журнал).
  10. .- Количество страниц (в книге: - 143с.; страницы, на которых помещена составная часть: - С. 117-125).

Например:

Санакоев Ш.П., Капченко Н.И. Внешняя политика и борьба идей. – М.: Междунар. отношения, 1981. – 254 с.

Организация Объединенных Наций: Краткий справочник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1980. – 143 с.

Соломахин Д. Проблемы формирования менеджеров нового типа // Проблемы теории и практики управления. – 1993. - №2. – С. 56-62.

- Издания в целом:

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. – М.: Искусство, 1969-1971. – 4 т.

- Отдельный том:

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. – М.: Искусство. – Т.2. – 1969. – 326 с.

- Книги одного автора:

Антонов В.И. Символ как культурологическая категория // РАУ. – М.: Луч, 1992. – 39 с.

- Книги двух авторов:

Васильев Г.И., Галанов С.С. Новый механизм расчетов и кредитования внешнеэкономического комплекса. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 237 с.

Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа: Николай Бердяев: Жизнь и творчество. – М.: Высш. шк., 1993. – 271с.

- Книги трех авторов:

Лазарев Л.В. и др. Иностранные граждане: (правовое положение) / Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. – М.: Российское право, 1992. – 315 с.

- Книги под общей редакцией:

Приватизация: чему учит мировой опыт / Под общ. ред. Б.М.Болотина. – М.: Междунар. отношения, 1993.- 280 с.

  1. Статьи из журналов.

Аникеев А. Национальное самосознание и судьбы государства // Диалог. – 1993. - №4. –С. 4-10.

  1. Статьи из газет.

Соколовская Г. Конкуренция или сотрудничество? // Экономика и жизнь. – 1993. – Февр. (№5). – С.7.

  1. Диссертации, авторефераты диссертаций.

Панасюк А.Ю. Психологические основы утверждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология: Дис. … д-ра психол. наук / РАН. – М.: 1992. – 68 с.

  1. Официальные документы.

Российская Федерация. Правительство. Об образовании Российского центра международного научного и культурного сотрудничества: Постановление Правительства Российской Федерации, 8 апр. 1994 // Рос. газ. – 1994. – 15 апр.

Библиографическая ссылка.

Внутритекстовая ссылка приводится в круглых скобках.

- Перед круглыми скобками и в круглых скобках после описания документа точка не ставится.

Например:

В конце 30-х – начале 40-х годов В.И. Вернадский сам писал по поводу этой работы: «Многое теперь пришлось бы в ней изменить, но основа мне представляется правильной» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М., 1997. – Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. – С. 39).

- Если автор произведения в основном тексте указан, то в библиографической ссылке его фамилию и инициалы допускается не повторять.

Например:

Бердяев с горечью пишет, что «старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него» (Смысл истории. – М., 1990. – С. 166).

Подстрочная ссылка – ссылка под текстом.

- При записи подряд нескольких библиографических ссылок на один и тот же документ в повторной ссылке приводятся слова Там же.

Например:

Там же. – С. 300.

- В целях сокращения библиографических ссылок допускается не указывать в них отдельные обязательные элементы (объем, наименование издательства).

Например:

Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Харьков, 1991.

- В повторных библиографических ссылках на авторский документ допускается опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием и указывать только имя автора, заглавие и страницы.

Например:

Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М., 1986. – С. 135.

Афанасьев В.Г. Мир живого… - С. 205.

Задания к практическому занятию:

1. Прочитайте текст статьи, а также составленные на его основе аннотацию, реферат и рецензию. Проанализируйте композицию текста аннотации, реферата и рецензии, обратите внимание на выделенные в них слова и словосочетания, которые служат для организации этих типов текстов.

Искусственный разум. Феномен мышления.

Машины уже научились, и делают это весьма добротно, слагать стихи, сочинять музыку, рисовать картины. Возможно, кому-то покажется, что это – несомненный признак их разумности. Ведь если ЭВМ доступно творчество, которое всегда считалось свойством высокого интеллекта, то справедливо ли отказывать ей в разуме? Может, укоренившееся предрассудки мешают нам более широко взглянуть на мир?

Все же большинство из нас едва ли согласится считать рисующую и сочиняющую стихи ЭВМ мыслящей. Что же тогда следует назвать мышлением? Как отличить мыслящее от немыслящего?

Далекому от науки человеку трудно себе представить, как много умеют делать современные кибернетические устройства. Стоит хотя бы упомянуть о так называемых «экспертных системах», которые на основе имеющихся в их памяти сведений (к тому же они еще и обучаются на собственном опыте) анализируют состояние больного, режим технологического процесса, расстановку сил на поле боя и тому подобные многофакторные явления и дают советы, как поступить в том или ином случае. При этом ЭВМ не только сообщает свое решение, но и объясняет, почему оно должно быть таковым. По сравнению с электронной памятью, выдачей архивных справок и математическими вычислениями, что у большинства людей ассоциируется сегодня с образом компьютера, это – качественно новая ступень интеллектуальной деятельности, когда на основе имеющегося вырабатывается новое знание. Не преобразуется из одной формы в другую, а именно вырабатывается. До сих пор это всегда считалось неоспоримой привилегией человеческого мозга. Неудивительно, что тому, кто впервые встречается с подобными системами, часто просто не верится, что он имеет дело с «железной ЭВМ», а не со спрятавшимся где-то оператором-человеком.

Да и способность ЭВМ выполнять математические расчеты, к чему теперь мы привыкли, еще совсем недавно рассматривалась как одна из самых высших ступеней духовной деятельности человека. Комплексные числа, с которыми сегодня легко оперирует почти любая ЭВМ, даже некоторые карманные калькуляторы, Г. Лейбниц, сам выдающийся математик, называл «духовными амфибиями», удивительным «порождением духа Божьего», а писатель В. Одоевский в своей «Русской речи» писал о нашей способности к вычислениям как о каком-то непостижимом, почти мистическом свойстве: «При всяком математическом процессе мы чувствуем, как к нашему существу присоединяется какое-то другое, чуждое, которое трудится, думает, вычисляет, а между тем наше истинное существо как бы перестает действовать, не принимая никакого участия в этом процессе, как в деле постороннем, ждет своей собственной пищи, а именно связи, которая должна существовать между ним и этим процессом, - и этой-то связи мы и не находим».

Можно представить, как был бы поражен Одоевский, узнав о вычислительных способностях наших ЭВМ! И тем не менее мы не считаем их думающими. Чего же им недостает?

Любая вычислительная машина, каким бы поразительным ни было ее «умение» обучаться, работает на основе заранее составленной для нее программы и поступающих внешних данных. Правда, мы, люди, тоже реализуем определенные программы действий, особенно в первые месяцы жизни, когда наше поведение почти целиком определяется заложенной в нас генетической программой. Однако принципиальное различие в том, что человек способен мотивированно, т.е. в зависимости от определенных условий, изменять программу и делает это так, что между старой и новой программами нет непрерывного логического мостика. Как это происходит, тоже пока не ясно, тут много споров и различных точек зрения, но это уже – другой вопрос, важно, что современные вычислительные машины этим свойством не обладают. Вот если бы случилось так, что какая-то ЭВМ, решавшая, скажем, задачи по электромагнетизму и квантовой механике, объединила бы эти два раздела науки и вывела уравнения квантовой электродинамики, а потом с их помощью предсказала бы новые явления в этой неизвестной ей ранее области, тогда, наверное, мы были бы вправе назвать ее думающей. И прежде всего потому, что она сама, без всякой программной подсказки, решила заняться качественно новой задачей. Слово «решила» как раз и означает, что она мыслит.

Всякая интеллектуальная задача представляет собой поиск способа достижения поставленной цели, а иначе это будет не решением задачи, а просто действием по точной инструкции, мало чем отличающимся от работы станка-автомата. Когда мы говорим, что школьник решает задачу, это означает прежде всего, что он должен сообразить, какую взять для этого формулу, какие подставить в нее числа. Однако если он, заглядывая в тетрадь соседа, подставляет указанные там числа в написанную на доске формулу, это уже не решение, а механическое повторение. Именно так ведут себя современные ЭВМ. Строго говоря, никаких задач они не решают, не понимая ее смысла и не умея даже на волосок отступить от того, что ей подсказывают. Поэтому мы и не считаем ее разумной.

Способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение – это как раз и есть то главное, что характеризует феномен мышления.

Правда, кое-кто, наверное, сразу же вообразит: глупая рыбка в аквариуме и даже примитивная амеба, преодолевая препятствия в погоне за добычей, тоже ставят себе задачи, изменяющиеся в зависимости от конкретных условий, значит – и они мыслят?

А почему бы и нет? Могут быть примитивные формы мышления, ведь объяснять поведение животных во всем многообразии жизненных ситуаций одним лишь инстинктом – это гипотеза. И было бы весьма странным, если бы природа пошла только по этому жесткому пути, совершенно не использовав возможностей приспосабливаться к окружающей обстановке «по ходу дела».

Кстати, животным и птицам присуще такое «высшее свойство» мышления, как способность к обобщению. Например, они узнают пищу в самых различных конкретных формах, так сказать – пищу вообще. Пес узнает своего собрата а огромном доге и в крохотной, умещающейся на ладони японской собачке. Неторопливо разгуливающие по бульвару голуби не обращают внимания на людей, но сразу же взлетают, стоит появиться поблизости кошке. Читатель найдет еще более убедительные примеры.

Наше обыденное понимание разумного слишком очеловечено, и, подобно тому, как в прошлом веке многим казалось нелепой сама мысль о преемственной связи между человеком и обезьяной, сегодня многих из нас смущает мысль о возможности нечеловеческого интеллекта. В частности, сами того не замечая, мы часто связываем представление о мышлении со способностью осознавать собственное «я», и это мешает нам более широко взглянуть на феномен мышления. Правда, связь между мышлением и чувством «я», по-видимому, действительно существует. Можно думать, что в условиях прихотливо изменяющейся внешней обстановки сложная система будет устойчивой лишь в том случае, если она обладает способностью ощущать сое состояние, а в этом, собственно, и состоит суть нашего «я». Анализ показывает, что подобное чувство необходимо уже многим роботам-автоматам. Ведь робот, да и вообще всякая с ложная самообучающаяся и активно общающаяся с человеком машина должна сообщать ему о состоянии своей памяти, о том, что ей понятно, а что – нет и почему. А для этого автомат должен ощущать и быть способным выразить свое состояние. Это нужно роботу и для того, чтобы вовремя заметить неполадки в своем «организме». Не осознающий себя робот едва ли сможет долго просуществовать в сложной, быстро меняющейся и воздействующей на него обстановке. Конечно, «я» робота сильно отличается от нашего самосознания. Но и здесь не должно быть резкой грани.

Как это ни удивительно, но многое из того, что принято считать неотъемлемо человеческим, имеет продолжение и на низших этажах природы…

АННОТАЦИЯ

Статья доктора физико-математических наук, заведующего отделом Объединенного института ядерных исследований в Дубне Барашенкова В.С. «Искусственный разум. Феномен мышления», опубликованная в журнале «Человек» 1991, №1, посвящена проблеме создания искусственного разума.

В статье говорится о широких возможностях современных кибернетических устройств, а также называются факторы, характеризующие феномен мышления, без учета которых нельзя говорить об искусственном разуме.

РЕФЕРАТ

Статья под заголовком «Искусственный разум. Феномен мышления» написана доктором физико-математических наук В.С. Барашенковым и опубликована в журнале «»Человек» №1 за 1991 год.

В данной статье речь идет о проблеме искусственного разума.

Автор рассказывает о современных ЭВМ и ставит вопрос о возможности создания разумных машин.

В начале автор отмечает, что современные кибернетические устройства выполняют операции, считавшиеся до недавнего времени привилегией человеческого мозга. На примере «экспертных систем» он объясняет действия таких машин и утверждает, что это качественно новая ступень интеллектуальной деятельности, когда на основе имеющейся информации вырабатывается – именно вырабатывается, подчеркивает ученый, - новое знание. Однако автор не может назвать их думающими.

Далее говорится о том, что недостает ЭВМ, чтобы считаться мыслящими, разумными.

Автор пишет, что любая вычислительная машина действует по инструкции, работает на основе заранее составленной для нее программы, мотивированно изменять которую она не в состоянии. Всякая же интеллектуальная задача, подчеркивает автор, представляет собой поиск способа достижения поставленной цели. Ученый подводит нас к мысли, что феномен мышления характеризуется, самое главное, способностью ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способностью к обобщению.

В конце статьи автор анализирует вопрос о связи между мышлением и чувством «я» и утверждает, что в сложной, быстро меняющейся обстановке существовать может только автомат, осознающий себя, способный выразить свое состояние. У не сознающего себя робота нет будущего.

Таким образом, можно прийти к выводу, что современные ЭВМ, не обладающие пока перечисленными характеристиками, нельзя назвать мыслящими, а значит нельзя еще говорить об искусственном разуме.

РЕЦЕНЗИЯ

Тема статьи доктора физико-математических наук В.Барашенкрова - одна из самых актуальных в эпоху НТР: и ученых, и далеких от науки людей волнует мысль о возможности существования нечеловеческого интеллекта.

Тема раскрывается автором с научных позиций, но доступно и ярко.

Используя интересные примеры, иллюстрации, ученый рассказывает о новых кибернетических устройствах, способных сочинять стихи, музыку, создавать художественные полотна, анализировать человеческие заболевания, устанавливать режим технологических процессов и многое другое, что совсем недавно считалось интеллектуальной, духовной деятельностью только человека.

В ходе рассуждений автор убеждает нас, что, хотя современные ЭВМ находятся на качественно новой ступени интеллектуальной деятельности, их нельзя еще считать думающими, мыслящими.

В связи с этим на первый план правомерно выдвигается вопрос о феномене мышления, о том, что его характеризует, как представление о мышлении связано со способностью осознавать собственное «я». Убедительно звучит тезис о том, что главное, что характеризует феномен мышления, - это способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способность к обобщению.

Видимо, не все бесспорно в рассуждениях автора, и его точка зрения, конечно же, не нова и отнюдь не сенсационна, что признает он сам, но стержень, ключ к проблеме, на наш взгляд, найден верный. Все дело, безусловно, не в непостижимых способностях суперсовершенной ЭВМ, а в мотивированности действий, и мышление машины – это, прежде всего, следствие масштабности, глубины разума человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.