Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободные Связанные




Корень слова

Виды морфем

Понятие морфемы

Г.

Словообразование

Методическое пособие

 

Печатается по решению предметно-цикловой комиссии русской словесности

 

Составители:

Панферова Е.Ю. – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения

Парнюгина А.К. – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ Российской Федерации

 

 

Пояснительная записка

 

Данное пособие предназначено студентам 2-6 группы, изучающим раздел «Морфемика. Словообразование» в курсе «Современный русский язык».

Навыки выделения значимых частей слова (морфем), понимание значения частей слов и родственных связей, углубляемых в процессе морфемного и словообразовательного анализа, способствуют правильному словоупотреблению, развитию языкового чутья.

Важность изучения разделов «Морфемика», «Словообразование» определяется тем, что более двух третьих орфографических правил опираются на умение анализировать состав слова.

 

 

Цель – формирование умений и навыков по разделу «Морфемика. Словообразование».

 

Задачи:

1. Знать основные понятия по разделу «Морфемика. Словообразование».

2. Понимать отличие между морфологическими и неморфологическими способами образования.

3. Уметь определять единицы морфемной и словообразовательной систем, способы словообразования.

4. Выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

5. Структурировать теоретический материал.

6. Оценивать собственные знания по изученной теме.

 

? Из каких частей состоит раздел «Словообразование»? Что изучает каждый подраздел?

I. Шанский Н.М. 1. Морфемика изучает минимальные значимые части слов (учение о строении, структуре слова). 2. Учение о словообразовательной структуре слова – структурные типы производных слов и их классификацию. 3. Деривация – способы создания производных слов, особенности образования слов различных частей речи. II. Диброва Е.И., Лекант П.А. 1. Морфемика. 2.Словообразование (дериватология, деривация)

 

Морфема – минимальная значимая часть слова. (Шанский Н.М., Лекант П.А.)

Это «двуплановая единица, обладающая формой и значением (семантикой)» (Лекант П.А.)

 

Корневые –обязательная часть слова,смысловое ядро, носитель лексического значения. Аффиксальные –факультативная часть слова, конкретизирующая семантику корневой морфемы
Корень Флексия Префикс Суффикс Постфикс Интерфикс Асемантическая прокладка

 

 

 

? Выделите и прокомментируйте основные части определения корня.

«Корень – морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющая его лексическое значение; общая часть родственных (однокоренных) слов». (П.А.Лекант)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Корень – главная и обязательная часть слова. Нет ни одного слова без корня: СОГНУТЬ.

Чтобы правильно выделить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова, опираясь налексическое значение слова; корень должен быть зафиксирован хотя бы в двух из них; выделить общую часть: ТЁМНЫЙ – ТЬМА, ПОТЁМКИ – корень –ТЁМ-, а не –тёмн-.

В трудных случаях смотреть «Словарь морфем» и «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи.

В корне может быть 2 – 6 звуков, реже 1. Больше 6 – в заимствованных словах: ультиматум.

С выделением корня нужно быть осторожными:

- не путать омонимичные корни: носик – носить (учитывать лексическое значение слова);

- при подборе родственных слов нужно учитывать чередования гласных и согласных в корне: звук – звучать; растение – росток – выращивать (опираться тоже на ЛЗ).

Нельзя путать

однокоренные (родственные) слова и формы одного слова:

Разное лексическое значение Одинаковое лексическое значение Отличаются словообраз. аффиксами Отличаются окончаниями и

формообразующими аффиксами

Разные части речи – однокор. слова.

 

Вода, водный, приводниться. Вода, воды, воде, водою.

 

Виды корней:

Употребляются в сочетании со словообразовательными аффиксами и без них: звездный – звезда Употребляются только со словообразовательными афиксами:   улица – уличный – переулок- проулок.

 

Флексия (окончание) (от лат. «сгибание, изгиб»)

 

? Сравните два определения флексии. Составьте свое определение.

Флексия (от лат. – сгибание) – наиболее употребительная разновидность словоизменительных морфем, служит для связи данной словоформы с другими словами. (Лекант П.А.)

Флексия – это служебные морфемы, образующие грамматические формы и выражающие грамматические значения слов. (Тихонов А.Н.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

? Все ли слова имеют флексию?

Изменяемые Неизменяемые
Имеют окончание: - материально выраженное (в виде фонем): веснА-веснЫ-веснЕ - нулевое: дом Не имеют окончания (всё слово, за исключением формообразующих суффиксов, – основа): хорошо
Имена: существительное, прилагательное, числительное; Местоимение Глагол Причастие Несклоняемые существительные: кафе Сравнит. степень прилаг., наречия и категории состояния: лучш- е Инфинитив: зна - ть Деепричастие: игра - я Наречие: долго Категория состояния: можно Служебные части речи: если Междометие: ура

? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить флексию?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудные случаи выделения окончания:

 

- конь, краток, бежал;

- линия, учение, санаторий, герой, сарай;

- узкий, лисий – лисья, помещичий – помещичьи;

- гуляй, намажь;

пусти - пустите;

улыбай ся – улыбайтесь;

увидите - пишите

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.