Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Свет как экологический фактор




ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМЫ

ТЕМА 1. ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Любой живой организм существует в сложном и постоянно меняющемся мире, поэтому успех его жизнедеятельности определяется исторически сформировавшимися и постоянно совершенствующимися адаптациями, которые затрагивают всю его организацию и, в то же время, определяют характер взаимодействия со средой и с другими организмами.

Отдельные свойства или компоненты среды, прямо или косвенно воздействующие на организмы, называются экологическими факторами.

Задание 1. Раскройте понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», приведите примеры. Изучите рис. 1, дайте определения терми-нам «оптимум», «экологическая валентность», «экологический спектр вида», приведите примеры стенобионтных и эврибионтных видов растений и животных.

Абиотические факторы __________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Биотические факторы ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Антропогенные факторы _________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


 

Рис. 1. Общая схема действия экологического фактора на живой организм

1 – точка минимума; 2 – точка оптимума; 3 – точка максимума


Оптимум _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологическая валентность ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Экологический спектр вида _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Стенобионты ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эврибионты ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Сформулируйте основные закономерности, присущие действию экологичес-ких факторов на живые организмы.

 

Закон лимитирующих факторов (Блэкман, 1909) ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон толерантности (Шелфорд, 1913) ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон неоднозначного действия фактора на различные функции организма ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон (эффект) компенсации факторов (Рюбель, 1930) _______________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Закон незаменимости фундаментальных факторов (Вильямс, 1949) __________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Закон совокупного действия факторов _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило экологической индивидуальности (Раменский, 1924) _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило взаимодействия факторов _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 1. Изучите схемы на рис. 2, 3. Опишите основные процессы преобразования и использования потока солнечной энергии.

 


 

Рис. 2. Баланс солнечной радиации на поверхности Земли

 

 

 

 

Рис. 3. Прохождение УФЛ через атмосферу


Ультрафиолетовые лучи _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физиологическая радиация _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инфракрасные лучи ______________________________________________________________

 

Задание 2. Используя гербарии и учебные пособия, изучите основные экологические группы растений по отношению к свету и заполните таблицу 1.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.