Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Почва как среда обитания. Экологические группы педобионтов




 

Почвасамый поверхностный слой суши Земли, возникающий в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительных, животных и микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Почва обладает присущим только ей строением, составом и свойствами, является важнейшим компонентом всех на-земных экосистем и биосферы Земли в целом и представляет главную среду обитания огром-ного числа живых существ. Учение о почве разработано в знаменитом труде В. В. Докучае-ва «Русский чернозем» (1883), а затем последовательно развито в работах Н. М. Сибирцева, В. И. Вернадского, К. Д. Глинки, Г. И. Танфильева и др. По мнению академика М. С. Гиля-рова (1949), почва явилась промежуточной средой обитания между водной и наземно-воздушной и обеспечила выход многих групп животных на сушу.

 


Задание 1. Строение почвы представляет результат ее генезиса, постепенного развития почвы из материнской породы, которая дифференцируется на горизонты в процессе почво-образования. Каждый тип почвы имеет вполне определенный характер почвенного профиля и, зная это, можно определить название почвы в полевых условиях. Изучите строение почвенного профиля (рис. 16) и дайте характеристику генетических горизонтов и слоев почвы.

 

 

Рис. 16. Обобщенная схема почвенного профиля (по Э. Либберту, 1982)

Перегнойно-аккумулятивный горизонт (А) _________________________________________

________________________________________________________________________________

Подстилка (А0)________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Гумусовый слой (А1)____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Подзолистый слой (А2)_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Иллювиальный горизонт (В) ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Материнская порода (С) __________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задание 2 (для самостоятельной работы). Механический состав является важной характеристикой, необходимой для определения типа и качества почвы. В полевых условиях можно воспользоваться мокрым способом определения механического состава почвы путем скатывания в шнур почвенной пробы и последующим (если это возможно) сворачиванием шнура в кольцо. Определите тип почвы по следующим результатам анализа:

 

Шнур не образуется__________________________________________________________

Образуются зачатки шнура____________________________________________________

Шнур дробится при раскатывании______________________________________________

Шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается ____________________________

Шнур сплошной, кольцо с трещинами___________________________________________

Шнур сплошной, кольцо цельное_______________________________________________

 

Задание 3. Почва – сложная трехфазная система, в которой твердые частицы окружены воздухом и водой. Изучите рис. 17 и опишите формы присутствия воды в почве.

 


Связанная вода ________________

______________________________

Капиллярная вода ______________

______________________________

Гравитационная вода __________

______________________________

Парообразная вода _____________

______________________________

 

Рис. 17. Состояния воды в почве


 

Задние 4. В почве возможно обитание организмов, дышащих как по водному, так и воздушному типу; имеет также место вертикальный градиент для таких параметров как свет, газовый состав среды, температура и др. Все это определяет распространение жизни в почве: если микроорганизмы встречаются по всей ее толщине (для них на протяжении несколько метров в глубину характерна мелкая очаговость), то растения своей корневой системой связаны лишь с наружными горизонтами (лишь у некоторых деревьев корни проникают до 8–10 м). Беспозвоночные животные обитают главным образом в верхних горизонтах почвы. Норы и ходы грызунов, некоторых насекомых и червей проникают в почву на глубину обычно не более 5–7 м. Неоднородность почвы приводит к тому, что для организмов разных размеров она выступает как разная среда. В связи с этим выделяют микрофауну, мезофауну, макрофауну и мегафауну почвы. Изучите рис. 18–20, дайте краткую характеристику насе-ления почвы и приведите примеры организмов из каждой экологической группы.


 

Рис. 18. Микрофауна почвы (по W. Dunger, 1974)

2–4 – голые амебы, 5–6 – раковинные амебы; 7–10 – жгутиковые; 11–13 – инфу­зории; 14–16 – круглые черви; 17–18 – коловратки; 19–20 – тихоходки

 

Микрофауна ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мезофауна ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Макрофауна _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мегафауна ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рис. 19. Мезофауна почвы (по W. Dunger, 1974)

1 – лжескорпион; 2 – гамазовый клещ; 3, 4 – панцирные клещи; 5 –многоножка-пауропода; 6, 7 – коллемболы; 8 – жук из семейства Ptiliidae; 9 – личинка комара-хирономиды


Рис. 20. Макрофауна почвы (по W. Dunger, 1974)

1 – дождевой червь; 2 – мокрица; 3 – губоногая многоножка; 4 – двупарноногая многоножка; 5 – личинка жужелицы; 6 – личинка щелкуна; 7 – медведка;

8 – личин­ка хруща




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.