Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы упражнений по сложности




1. Работа с собакой на расстоянии (без контакта):

Прогулка на поводке. Пациент идет с собакой на длинном поводке, пристегнутом к шлейке, вожатый ведет собаку на коротком поводке с другой стороны. Следует контролировать движение таким образом, чтобы собака не сокращала дистанцию до пациента. Упражнение усложняется остановками, поворотами, командами выполняемыми собакой во время остановок.

Расчесывание расческой на длинной ручке. Пластмассовая или резиновая расческа удлиняется полой пластиковой трубкой на 10-20 см. Расчесывать собаку сначала лучше лежа. Потом посадить ее, потом поставить.

Выполнение команд на месте. Пациент держит собаку за длинный поводок, вожатый за короткий поводок. Пациент повторяет команды за вожатым.

2. Работа с собакой на короткой дистанции с кратчайшими элементами контакта с телом (то – же, что и первой группе упражнений, но на более короткой дистанции собака-пациент):

Прогулка на коротком поводке.

Расчесывание расческой на короткой ручке, расческой-перчаткой

Выполнение команд на месте, собака рядом с пациентом

3. Сложное взаимодействие пациент-собака-предметы-люди (внимание пациента акцентируется на совместности действий, подчеркивается «мы вместе»):

Отвести собаку к другому человеку (сначала родители, затем другие люди). Вожатый предлагает задание – отвести собаку к папе (маме, тете и т.п.), по дороге нужно взять разные предметы, потом отдать часть предметов, потом собаку, потом принести предметы и поменять на собаку и т.п.

Совместные действия с собакой (командовать по очереди, вместе держать обручи, вместе принести кольца, вместе одеть их на собаку, вместе держать за поводок и т.п.)

Принести предметы к собаке (коврик, миску, подкормку, расческу, обручи), заменить предмет на «более подходящий» цвет, размер назначение и т.п.

Бросать предмет для собаки.

Внимание! Собака подает предмет вожатому или родителям, не подходя к пациенту слишком близко.

4. Манипуляции с предметами и собакой, контакт короткий. При выполнении упражнения озвучивается необходимость действия пациента для собаки. (положить еду в миску, миску поставить собаке; собрать шлейку для собаки, разделить сухарик (печенье) для собаки.

5. Акцентированное взаимодействие с собакой и для собаки, контакт средней продолжительности.

При выполнении упражнений подчеркивается, зависимость собаки от действий пациента (ей без тебя не поесть, самой лапы не вытереть и т.п)

Действия с собакой «для пользы собаки» (покормить, напоить, вытереть морду после еды, лапы после гуляния, пристегнуть ошейник, сделать «массаж», одеть ошейник и поводок, отвести на место и уложить спать, при дрессировке «помогать руками и подсказками» и т.п.)

6. Самостоятельные действия с собакой, контакт продолжительный.

Пациент сам надевает на собаку ошейник и поводок, «ухаживает и дрессирует» собаку под присмотром вожатого.

Используется стандартный набор команд общего курса дрессировки, элементы ухода за собакой, простая трюковая дрессировка.

При возможности, эту группу упражнений можно дополнять чтением книги про собак, ведением дневника или изготовлением поделок, рисованием и т.п.

Во время работы с собакой пациент общается с вожатым и другими людьми.

Контроль эффективности терапии необходимо проводить после каждых 10 занятий, например, по оценочной шкале раннего детского аутизма

3.Работа с детьми и подростками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) особую ценность представляет методика развития когнитивной сферы.

В ходе занятий употребляется много новых слов и терминов из кинологии, в игровой форме предлагаются различные интеллектуальные задания и дети в форме игры расширяют свой кругозор, повышают интерес к обучению, тренируют свою произвольность.

Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей.

В связи с этим у детей с гиперактивностью часто встречается эмоциональная депривация, которая сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, асоциальным поведением (таким, как чрезмерное неконтролируемое проявление агрессии к окружающим, воровство и т.п.), депрессивными состояниями.

Общение с животными помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний, их рефлексию и анализ.

Расставляя определенные акценты в работе с такими детьми, методика канистерапии позволяет закреплять полученный результат и прогнозировать дальнейшее развитие ребенка.

В чем же заключается специфика данной методики?

Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата.

Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и, исходя из этой специфики, прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий.

Взрослые выступают посредниками данного взаимодействия и предлагают определенное наполнение программы и занятий.

Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.

Группы объединяются по симптоматике.

На занятиях используются самые различные приемы: игры, викторины, сказкотерапия (дети сочиняют истории и сказки о собаках, наполняя их сюжетами и проблемными ситуациями из своей собственной жизни.

Такое проживание чувств и эмоций, связанных либо со страхами, либо с социально не одобряемыми стереотипами, позволяет более полно развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка), арттерапия — рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т.д.

Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса.

Произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес.

С этой точки зрения присутствие животного в значительной мере расширяет спектр предоставляемых возможностей, но в то же время повышает требования к профессиональной подготовке специалистов.

Сложность заключается в том, что, будучи замечательными и высокопрофессиональными специалистами в области кинологии, волонтеры должны обладать достаточными знаниями в области медицины, в частности педиатрии, психологии и педагогики.

Главной целью занятий детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания является уменьшение случаев нарушения поведения и трудностей в учебе.

Коррекционно-психологическая работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1.Нормализовать обстановку в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

2.Приучить ребенка к послушанию, привить ему аккуратность и навыки самоорганизации, развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

3.Научить ребенка уважать права окружающих людей, сформировать правильное речевое общение и контроль собственных эмоций (поступков).

4.Повысить самооценку ребенка, уверенность в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижения успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка.

Коррекция носит комплексный характер и включает в себя следующие этапы:

— просветительные беседы с ребенком, родителями, учителями;

— отработку с родителями понимания специфики поведения с детьми в семье, обсуждение новых стратегий поведения;

— расширение круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и собаками;

— рекомендации по составлению учебной нагрузки с учетом особенностей ребенка в случае возникновения трудностей с учебной деятельностью;

— специальные коррекционные упражнения с собакой;

— эмоциональную стабилизацию и выработку ребенком эффективных стратегий поведения и взаимодействия с окружающими с обязательной рефлексией.

Перед началом занятий проводится разъяснительная работа с детьми и родителями, которая позволяет уяснить суть занятий и их специфику.

В результате данных бесед происходит определение направления коррекционных мероприятий и результатов взаимодействия.

Важно отметить, что ребенок обязательно участвует в этих обсуждениях. Ему разъясняется смысл прохождения программы, в результате чего повышается мотивация, а это, в свою очередь, способствует развитию произвольности и более эффективной рефлексии.

Ключевым моментом прохождения программы кинологической психокоррекции является изменение окружения ребенка с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

Домашняя программа включает:

— изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

— изменение психологического микроклимата в семье;

— организацию режима дня и места для занятий.

Программа коррекции в Центрах канис-терапии включает:

— создание положительной мотивации успеха;

— коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;

— расширение спектра активно проявляемых эмоций, предоставление возможности для активного выражения эмоционального и психологического напряжения;

— развитие координации движений, повышение уровня появления продуктивной активности, развитие произвольности и рефлексии;

— оптимизация ожиданий со стороны взрослых к изменениям ребенка, т.к. положительные изменения в поведении ребенка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим.

Коррекционная программа проводится в тесном сотрудничестве врачей, психологов, педагогов и кинологов.

Коррекционная программа ориентирована на возраст 5-10 лет, когда очень велики компенсаторные возможности мозга и еще не успел сформироваться патологический стереотип.

Программа включает в себя физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.

При этом механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ — эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека.

Особое внимание уделяется психотерапии как самого ребенка, так и родителей.

Взаимодействие с собакой показано детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в связи с тем, что это способствует более быстрому налаживанию эмоционального контакта и доверительных отношений, что особенно важно при общении с этими детьми, повышает уровень ответственности, самостоятельности и «взрослости».

Собака считывает информацию об эмоциональном состоянии ребенка на невербальном уровне, что позволяет ей более чутко реагировать на изменяющиеся состояния ребенка и помогать ему контролировать свои состояния.

Изучение работ ученого Рейнольда Берглера (Германия) позволило с большей уверенностью рекомендовать занятия по программе «Юного кинолога» детям с синдромом гиперактивности.

Он обнаружил, что дети, чьи семьи содержат дома собак, отличаются примерным поведением в школе и добиваются больших успехов в учебе.

Профессор и его коллеги опросили 400 матерей о поведении и обучении их детей в возрасте 13-15 лет. Половина опрошенных содержат собак.

Выяснилось, что дети с собаками, особенно мальчики, чаще получают в школе хорошие оценки, чем их ровесники, не имеющие четвероногих друзей. Проведенное исследование показало, что в этих семьях успеваемость детей выше на 30%.

Р. Берглер считает, что регулярные прогулки, кормление собак и тому подобное воспитывают в детях чувство ответственности.

Так что собаки способствуют не только личностному, но и интеллектуальному развитию ребенка.

 

Любое воспитание — это комплексный подход и процесс.

Невозможно развивать одну область личности, забывая о других.

Нельзя вырастить целостную личность, если заниматься только обучением, и забывать о необходимости формировать у ребенка навыки активности, самоопределения, самообразования, целеполагания и т.п.

Ведь если говорить о больных детях, то помощь в развитии и формировании произвольности и целеполагания становится вопросом первостепенной важности.

Это залог их способности успешного выживания в социуме и удовлетворении потребности самореализации.

Целью занятий с «трудными детьми» является позитивный эмоциональный настрой и проведение социальной адаптации и интеграции.

Хотелось бы отдельное внимание уделить психологическим особенностям детей младшего подросткового и подросткового возраста.

В работе с этими детьми лечебная кинология также достигла определенных успехов.

Наиболее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодействия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, принятие ответственности за собственные решения, самоидентичность, доверие к окружающим.

У детей с вышеперечисленными синдромами наблюдаются достаточно серьезные трудности в формировании этих личностных характеристик.

Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субъектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками.

Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть дуальную связь «собака — ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия.

Эта задача реализуется через выполнение различных совместных заданий, совместную подготовку собак для выполнения служебных заданий таких, как охрана, поиск вещей и предметов, несение пограничной службы, спасательные работы.

Таким образом, у подростка происходит формирование активной жизненной и общественной позиции, воспитание гражданской ответственности, повышение эмпатийного понимания страданий и переживаний других людей.

Грамотная организация пространства межличностного взаимодействия и своевременное переключение акцентов взаимодействия с одного субъекта на другой,

расширение стереотипов поведения,

формирование различных механизмов эмоционального реагирования, предоставляя при этом, возможность сохранять аутентичное состояние к себе и внешнему миру отличает общение со своей собакой дома и в коррекционных группах, организуемых нашими специалистами.

Главным принципом работы с «трудными» детьми можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций.

При взаимодействии с собакой такие дети раскрываются гораздо быстрее, так как уровень доверия к взрослым достаточно низкий.

Программа занятий с этими детьми готовится по индивидуальному плану и включает в себя больше практических аспектов применения кинологических знаний детьми, общественную значимость собак, формирование патриотического сознания.

В этой программе подростки более активно принимают участие в дрессировке собак, изучают основные приемы дрессуры, сопровождают собаку при выполнении служебных поручений.

Как пример хочется привести мероприятие по передаче собак в ряды Российской армии, которое проводилось совместно с подростками, воспитывающими этих собак.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.