Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во время первого знакомства, нужно подвести собаку не слишком близко, определяя дистанцию индивидуально для каждого пациента




Особенности канистерапии с детьми-аутистами

В начале работы нужно познакомить ребенка с животным.

Многие аутичные дети «пугаются» собаки, - взвизгивают, отдергивают руки или корпус, отворачиваются и т.п.

На самом деле они не боятся собаку, подобно тому, как боятся ее взрослые или нормально развивающиеся дети, имевшие неприятный опыт общения.

Нормально развивающиеся дети, напуганные собакой или, чаще, напуганные рассказами о «страшной собаке» выстраивают в уме ассоциативную цепочку типа: «собака- может укусить -плохая- страшная - боюсь».

Аутичный ребенок не осознает связи между собакой и возможным укусом, даже если он повторяет фразу «собака – укусит».

Скорее всего, он уже слышал эту фразу по телевизору или от взрослых и повторяет ее. В некотором роде, произнесение этой фразы является положительным моментом.

Она означает, что ребенок осознал, что это животное собака, идентифицировал данную собаку со словом собака и старается завязать контакт, демонстрируя свое участие в процессе общения.

Нужно учитывать, что для аутичного ребенка сложны абстрактные понятия и большая рыжая собака не то же самое животное (или предмет), что маленькая серая собака.

Поэтому, знакомя ребенка с новым животным, нужно быть готовым к непониманию и объяснять, что это тоже собака.

Аутичный ребенок «пугается» собаки просто потому, что это новый предмет, свойства которого ему неизвестны.

Следует помнить, что для аутиста назначение, применение объекта (предмета) не имеют существенного значения, для него важнее ощущения, получаемые от контакта с предметом или манипуляциями с ним.

С аутичным пациентом, как ни с кем другим важно сразу же создать положительный или нейтральный образ собаки.

Для этого нужно строго контролировать поведение собаки. Собака должна стоять или очень медленно двигаться, недопустимы резкие движения, импульсивное поведение, любые звуки, быстрое приближение к пациенту.

При этом нужно внимательно наблюдать за реакцией аутиста.

При первых признаках защитного отторжения (сжимание пальцев, прижимание рук к телу, отстраняющиеся движения корпуса, отдергивание и «зависание» рук, остановка мимики и т.п.) нужно отодвинуться назад до расслабления пациента.

Если пациент не показывает защитного поведения, нужно остановиться в метре от него, сесть и начать гладить собаку, негромко и умеренно эмоционально рассказывая, какая она мягкая, теплая, хорошая.

Желательно, чтобы ваши поглаживания были стереотипными, имитирующими стереотипию пациента.

Это вызовет его доверие и успокоит его.

Слова также, должны быть одними и теми же и произноситься с одинаковой интонацией.

Достаточно часто аутистов пугают глаза собаки, поэтому желательно подводить собаку для знакомства боком, для поглаживания подставлять спину, заднюю часть собаки, в тяжелых случаях знакомство начинать с хвоста собаки.

Лежащая спиной или боком к аутисту собака вызывает меньшее отторжение, чем стоящая и смотрящая на него.

Часто встречающееся при первых встречах поведение - демонстративный уход от собаки, отворачивание, убегание, отдергивание рук, громкий визг или крик. Это поведение выражает не испуг, а протест против вторжения в его мир чего-то нового.

Истинный испуг выражается замиранием, «замораживанием» пациента.

Испуг, переходящий в агрессию – выражается повышением голоса, громким повторением фраз с включением слов «нельзя», «не разрешается» и близких по смыслу. Таким образом, пациент пытается объяснить, что ему не хочется делать то, к чему его вынуждают.

Если продолжать настаивать, то отрицательные реакции пациента усугубятся постукиванием конечностями, иногда и головой о стены, мебель, пол с переходом в истерический припадок и каталепсию.

Единственно правильная реакция канис-терапевта на нарастание испуга – увеличить дистанцию между собакой и пациентом, предоставив ему возможность разглядывать и осознавать наличие собаки, без давления и навязывания каких-либо действий.

Хорошим результатом первого знакомства будет отсутствие реакции избегания собаки. Очень хорошим результатом – интерес, выражающийся рассматриванием собаки, для пациентов владеющих речью- повторением произносимых вами слов.

Отличным результатом первого занятия можно считать активные действия пациента – взгляд в глаза, поглаживание собаки и повторение действий и слов, произнесение фраз, в которых есть услышанные им слова, даже если общий смысл фразы, с точки зрения здорового человека, отсутствует или негативный.

Маленькие пациентов или плохо говорящие могут произносить звуки или плохо различимые слова.

Превосходным результатом будет вовлечение пациента в игру с собакой.

Если контакт с пациентом налажен, нужно отчетливо и эмоционально-доброжелательно комментировать свои действия. Например, «я глажу собаку», «собака легла»,«собака идет», «ты играешь с собакой».

Фразы не должны быть слишком длинными и сложными. Количество слов и сложность фраз подбираются индивидуально и зависят от степени нарушений у пациента и его возраста.

Даже, если пациент не говорит, для него тем не менее обязательно нужно комментировать все происходящее.

Заканчивая занятие нужно также с комментариями вроде: «собака устала», «пора прощаться», стимулируя пациента к развитию социального поведения и пониманию происходящего.

Все манипуляции, как пациента, так и вовлеченных в занятие людей и собак нужно комментировать, мягко побуждая пациента к ответным реакциям.

Первые вербальные реакции аутиста будут вероятнее всего, эхолалией, т.е повтором ваших слов и интонаций.

Хорошим результатом занятий являются постепенно появляющиеся – самостоятельная интонация при повторе ваших слов, затем перестроение фразы, затем включение других слов, затем произнесение своих слов или фраз в ответ на ваш вопрос или предложение.

Очень хорошим результатом является самостоятельное произнесение (без подсказки или вопроса) слов или фразы, в качестве реакции на ситуацию.

Продолжительность первого занятия варьируется от 15 до 40 минут. Последующие занятия продолжаются от 30 минут до 60 минут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.