Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная этика: От 2500 т. лет до н.э и до 10 в н.э




Наметившийся в 5 в. до н.э. поворот философии к проблемам человека имел решающее значение для становления этики.

Яркими представителями данного античного периода принято считать Протагора (конец 5-4 вв. до н.э.), Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотеля (4 в. до н.э.), Зенона (4-3 вв. до н.э.), Сенека (54г. до н.э. – 36 г.н.э.), Эпиктет и Марк Аврелий (1-2вв. н.э.).

В этот период поднимаются проблемы:

1. Нравственности, нравственности человека и для человечества;

2. Добра и зла, борьбы со злом;

3. Разума и внутренней гармонии;

4. Нравственной свободы,

5. Роли добродетелей в жизни человека (разум, чувства, страсти, познание, опыт, высшее благо, семья, общество, духовные наслаждения);

6. Роли человека в жизни общества, служение обществу ради общего блага;

7. Справедливости и зол встающих на пути и приводящих к несправедливости;

8. Счастья и наслаждений, роль счастья в жизни человека;

9. Наслаждения духовные и физические;

10. Ограничений желаний для освобождения от зла;

11. Соблюдение нравственных законов и т.п.

Таким образом, античная этика утверждает образ уравновешенного, гармоничного человека, и внутри себя, и в общении с миром.

Интересными наш взгляд являются идеи о труде и правильной жизни, которые активно развиваются и транслируются в форме мифов, верований и поэм.

В начальный период истории развития ремесел, наук и искусств формированию представлений об их значимости, их моральных основ, их «идеологии» служила сакрализация в виде мифов о покровительстве богов, каждый из которых научил и содействовал определенным видам деятельности.

Греческий Гермес, в Риме – Меркурий были покровителями пастухов и торговцев, Дионис – виноградарей и виноделов, Артемида – охотников, Посейдон – мореплавателей, Аполлон – всех искусств, Музы – дочери Зевса и Мнемосины – покровительницы наук, поэзии и искусств, каждая конкретно какому-либо, Евтерпа, например – лирической поэзии, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Эрато – любовной поэзии, а Терпсихора собственно танцев, Клио – истории и, по-видимому, историков.

Место и роль на Олимпе помогали понять значимость, ценность каждого из них. «Долг ради свободы выражался принципом «чему не способствует Бог, то не сопровождается успехом». Так, горшечник перед началом работы обращался к … Афине Эргане с просьбой об успехе своего дела, кузнец – к Богу кузнечного дела Гефесту, принося им обязательную жертву и клятву» (Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., Юрайт,1998. – С. 241-242). Жертвоприношения этим богам, молитвы святым и почитание их в определенные дни способствовали осмыслению высшего предназначения той или иной деятельности, ее священного смысла, формировали основы профессиональной морали. «Боги принимали участие в качестве свидетелей во всех правовых ситуациях, будь то на суде или в экономических спорах.

В Древнем мире складывались основы отношения к профессии и понимания профессий.

Предпосылками ремесленных цехов были общины Орфиков, Пифагорейцев. Согласно Пифагорейскому уставу, философ (т.е. «любящий мудрость») должен вести определенный образ жизни, включающий воздержание от мясной пищи, ежедневные упражнения в запоминании важнейших истин, поддержание хорошей физической формы, ежедневный самоотчет в нравственности содеянного. Пифагорейцы имели представление о значимости коллегиальности, взаимной помощи, профессиональной тайне, верности долгу, заботе о престиже общины.

Уже в Древнем мире профессионализм связывался с образованностью, широтой кругозора. Еще Аристотель в «Политике» обратил внимание, что среди имеющих отношение к медицине есть три типа людей: практикующий врач, творческий исследователь, знакомящий практика со своими выводами и просто образованный в медицине человек. И добавляет, что подобное деление существует в других специальностях.

Именно в медицине впервые возникают представления о несовместимости с врачеванием злоупотребления доверием больного, манипулирования его волей, необходимости заботы о непричинении боли, которой можно избежать, также как и невольного вреда. Постепенно эти требования складывались в кодексы, уставы профессиональных цехов, сочетавшие как специальные сведения, описания рецептов и технологий, так и моральные обязательства, и запреты для профессионалов.

В этот период появляются назидательные поэмы целью которых, является показать ориентиры правильной жизни. К числу таких назидательных поэм относят работу Гесиода «Труды и дни». Она является историческим свидетельством развитии трудовой морали в период ранней античности.

Данная поэма носит последовательно назидательный, морализаторский характер, в ней отражено становление ново трудовой морали. Поэма «Труды и дни» представляет собой назидания Гесиода его младшему брату Персею.

Персей после смерти отца возбудил дело о разделе наследства и, подкупив часть судей, завладел большей его частью. Гесиод сумел сохранить лишь небольшую часть хозяйства. Однако впоследствии Персей разорился и был вынужден обратиться за помощью к Гесиоду. Праздность Персея, его склонность к обману, нежелание честно трудиться характеризуются Гесиодом как типичные черты моральной испорченности.

Поэт в поэме «Труды и дни» поднимает проблемы:

1. труда и справедливости, которые тесно связаны между собой: труд является источником богатства, а справедливость охраняет это богатство и стимулирует трудолюбие как единственный способ честного обогащения. Прилежная работа и добросовестный труд приносят богатство и уважение, лень и праздность ведут к разорению и бесчестью.

2. должного поведения и моральных ценностей.

3. мелких землевладельцев-собственников, чье существование зависело именно от трудолюбия и бережливости.

4. моральных требований, в которых дается рациональное обоснование нравственным нормам трудовой деятельности.

Помимо развития общих норм трудовой морали к эпохе античности относится и появление первых профессиональных кодексов-клятв. В клятве врачей-асклепиадов Древней Греции говорится о профессиональных обязанностях медиков, а также формулируется понятие врачебной тайны: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе и буду предохранять их от всякого вреда и порока... Что бы ни случилось видеть или слышать при моей врачебной деятельности….о том я буду хранить молчание и считать тайной то, что не подлежит оглашению...»

Период Античности считают период трудовой морали, когда было четко сформулировано требование добросовестного труда как норма нравственной жизни человека: несмотря на различный подход к оценке трудовой деятельности в целом, различение умственного и физического труда, в период зрелой античности и в последующее средневековье именно трудовая мораль являлась одной из важных сторон нравственного регулирования.

Период профессиональной морали, начинается с возникновением первых ремесленных цехов.

 

Этика эпохи Средневековья (10 -15 века)

Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством.

Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога, который создал мир, весь мир развивается из него, он его непосредственный управитель. Все остальные создания существуют благодаря и для Бога. Высшая цель - служить богу. Человек подобен богу, но не более. Он изначально греховен. Греховность человека непреодолима его собственными силами. Это достигается прямым и непосредственным участием бога. На вопрос учеников: «Так кто же может спастись?»

Выражением такого божественного вмешательства, призванного указать путь к спасению, является приход Христа. Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этики Христа есть заповедь любви к богу, что требует всего человека целиком, все его мысли и дела.

Яркими представителями средневековой этики были Августин Блаженный, Фоме Аквинскому. В своих работах данные философы поднимали проблемы:

1. Блага (Бог, блаженство, добро, божественные заповеди, истинность, гуманность, нравственное совершенство,

2. Добра и зла;

3. Греховности человечества и несовершенства человека;

4. Деятельность как критерий добра;

5. Брачных отношений, воспитание детей.

Если античная этика исходила из убеждения, что нравственное совершенство человека доступно ему самому, что нравственность это совокупность добродетелей человека, то нравственные требования средневековой этики выступают как заповеди бога.

Профессионализм в Средневековье получает новый импульс в связи с распространением Христианства. Строительство храмов, их обустройство востребовало зодчих и кузнецов, стекольщиков и живописцев, серебряных дел мастеров, ткачей и златошвей.

В этой необходимости «трудиться для Бога» (а не для себя) - и корень высокого качества производимых изделий, и причина распространения профессиональных технологий в пространстве культуры. Строгое следование образцу «Божьего дома», «писания Лика» обусловило каноничность и других ремесел, всей культуры. Авторитет мастера в ремесленном сообществе (цехе) зиждется на параллели с авторитетом Создателя и является предпосылкой для формирования отношения к труду как к «творению», сопряженному с особым усердием и старанием. Средневековье формирует традицию монотеистической культуры. Так «православные храмы являлись не только культовыми, но и … общественными зданиями совершались … торжественные приемы князей». В церквях хранились частные сокровища, «важнейшие документы…внешней и внутренней торговли. По Уставу Владимира церковь стала хранительницей весов и мер» (Помпеев Ю.А.История и философия отечественного предпринимательства.. СПбГУКИ, 2002. –С.44). В этот период в недрах формирующихся цехов складывается профессиональная мораль. Расцвет цеховой организации ремесленного труда в Европе приходится на конец 15 – начало 16 века, когда ручной труд особенно искусен и цехи наиболее влиятельны в обществе.

Вера во всемогущего, всеведущего Бога придаёт целостность духовному миру личности, которой предпосылается постоянная религиозная рефлексия: грех или нет, угоден ли Господу поступок, деяние, намерение? В этой связи формируется представление о том, что «Плохой человек не может сделать хорошую вещь», поскольку все, что делается людьми, то делается с Божьей помощью, а Господь помогает только истинно верующим.

 

Возникновения ремесленных цехов в XI-XII вв. Для защиты своих интересов городские средневековые ремесленники объединялись в цехи (цех - это объединение ремесленников одной или нескольких родственных профессий). На общем собрании выбирали руководителей цеха - старшину и надзирателей, а также принимали обязательные для всех ремесленников правила - устав цеха. Согласно уставу, ремесленнику разрешалось иметь только одну мастерскую, нескольких учеников и подмастерьев. Устав ограничивал рабочий день мастера, указывал, из какого сырья следует изготавливать товары, какое оборудование использовать.

Одним из основных в уставе являлось требование честного и добросовестного труда: устав запрещал производить изделия низкого качества, а также переманивать покупателей или работников у других ремесленников. За несоблюдение этих правил мастер мог быть оштрафован, привязан к позорному столбу на главной площади или вообще изгнан из города. Таким образом, именно в Средние века в цеховых уставах появляются этические требования, регламентирующие отношение к профессии, груду, товарищам по работе, потре­бителям производимого специалистами-ремесленниками продукта.

Так, например, парижские ремесленные цехи выработали ряд правил, ставящих членов цеховой общины в равные отношения в смысле закупки сырья, подготовки учеников, использования подмастерьев, распределения заказов и т.п. За экономическим содержанием внутрицеховой регламентации, стремящейся воспрепятствовать накоплению капитала и развитию свободной конкуренции, проступал ярко выраженный нравственный аспект. Так, мастер не имел права расхваливать свой товар и таким путем зазывать покупателя. Нельзя было переманивать покупателя в то время, когда он останавливался перед лавкой соседнего мастера. Выставлять свои изделия из окон разрешалось только таким образом, чтобы они не очень бросались в глаза и не закрывали собой лавок соседей.

Существенную роль в развитии профессионального сознания сыграла этика протестантизма, утвердившая понятие профессионального призвания человека как средства его спасения. В XVI в. понятие «профессиональное призвание», носящее нравственный оттенок, прочно укоренилось как в церковной, так и в светской литературе. Этому способствовали два фактора: во-первых, реальное развитие и дифференциация профессиональной деятельности в результате ремесленного разделения труда; во-вторых, теоретическая деятельность Лютера, который ввел в оборот понятие «Beruf» в чисто мирском значении, как «профессия». М. Вебер в своем исследовании, посвященном развитию протестантской этики, отмечал, что Лютер даже переводил соответствующие слова Иисуса сына Сирахова из Библии как «пребывай в профессии своей» и «оставайся в профессии своей» вместо «пребывай в работе своей», как было в ранних католических переводах.

В этот период появляется четкое понимание слова «мастер» - не только создатель вещи (продукта), но и гарант качества производимого, обладатель собственного клейма, он наделен ответственностью за сохранение технологии в неизменном виде, за передачу ее новым поколениям.

Деятельность мастеров и деятельность цехов имела ограничения:

1. Мастера обладают правом научения подмастерьев.

2. 4-5 лет подмастерий должен быть учениками.

3. Мастер учит ответственному отношению к профессии.

4. Мастером мог стать лишь человек незапятнанной репутации, добросовестный прихожанин, законнорожденный, образованный в рамках профессии.

5. Отвечает за сохранение и передачу знаний, текстов, традиции ремесленных технологий, их историю.

6. Все знания необходимо держать в тайне. Разглашение ремесленного секрета, вывоз инструментов или переселение мастеров в другие города запрещалось под угрозой смертной казни.

7. Члены цехов – мастера и подмастерья - должны были давать клятву в выполнении этих предписаний.

8. Мастером мог стать только посвященный, то есть тот кто смог пройти испытания и экзамены на мастерство, на моральную зрелость, сообразительность и приверженность профессии, цеху, готовность пострадать, т.е. самозабвенно, терпеливо и неустанно создавать изделие, ни в чём не отступая от наставлений и указаний мастеров и строго следуя канону.

9. Культивировались ценности мастерства, как скромного и сосредоточенного воспроизводства вещей в полном и ненарушимом соответствии с технологией, способствовало укоренению традиций.

10. Человек должен был гордились не своим вкладом, но достигнутым пониманием рецепта, целей профессии, своим цехом, учителем, благодарить Создателя, что Он избрал их и позволил довершить труд.

Распространенной была анонимность творческого труда. Традиционализм средневекового понимания ремесла как усердной репродуктивной деятельности обусловил стандартизацию вещного мира в Новое время. Общинность существования цехов формировала общинные ценности, среди которых непременной была скромность.

К новым изобретениям, как и ко всякого рода «новшествам» ремесленные цехи проявляли крайне враждебное отношение, решительно запрещая всякое отступление от раз установленных правил. Способ производства, качество продукта, ширина и длина его, материал – все это точно определялось цеховыми уставами, не допускалась замена ручного труда приспособлениями. В преддверии и в период Возрождения консерватизм технологий тормозит развитие производства.

Мастерство в Средневековье - оценка профессиональной и духовной зрелости человека, основанная на приоритете моральных качеств. Мастер - это не только лучший профессионал, но и Учитель, Наставник (воспитатель), Хранитель Рецепта, тот, чей авторитет бесспорен, кому доверены честь и судьба всего профессионального цеха. Ценность мастерства, формировавшаяся в Средневековье, подготовила значение, придаваемое профессионализму в культуре Нового времени.

Подобное отношение к профессионализму культивировалось и в России.

Послушание как необходимая добродетель при овладении профессией.

Наряду с этим долгое время в христианстве труд рассматривается как наказание за первородный грех. Смиренно и добросовестно трудясь, человек искупает грехи, получает надежду на прощение в иной жизни. Христианская культура требует аскезы в профессиях, связанных с храмом - монахи - художники (иконописцы после разрешения в 8 веке церковного спора иконоборцев и иконофилов в пользу последних), архитекторы и строители церквей тщательно соблюдают посты, ведут скромную, сосредоточенную на вере жизнь. Они, как правило, не подписывают своих произведений, отказываясь от авторства, поступают так и другие ремесленники. Дар творения пока еще признается только за Всевышним. В творчестве не мыслится новое. Анонимность рассматривается как безусловный признак скромности - все делается с помощью Божьей, художник «лишь кисть в Его руке». Трудясь по наставлениям и науке старших, согласно канону, автор мыслит себя одним из многих, причастных к созиданию, прилагая все силы весь талант к наилучшему воспроизведению образца.

Ученичество в цехе, у мастера, родственника сродни монашескому послушничеству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.