Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы во второй половине дня




Речевая карта

1. Дата поступления ребенка в группу______________________________________________________

2. Фамилия, идея____________________ _________3. Возраст_________________________________

4. Домашний адрес__________________________5. Откуда поступил______________________________ 6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать_____________________________________________________________________

Отец ________________________________________________________________________________

7. Анамнез: от какой беременности по счету? ______________________________________________

Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________

Когда закричал? _______________________________________ Как протекало физическое развитие:

стал держать головку _______________ _____________сидеть ________________________________

вставать___________________ _____________ходить _____________________________________

Какие заболевания перенес от года?_____________________ _______________________________

Речевое развитие ребенка: гуление____________________лепет __________________________________

первые слова _______________ ___________речь фразой__________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Как быстро наращивался словарный запас? _________________ _______________________________

8. Слух________ ________9. Зрение_____________________ 10. Интеллект________________________

11. Речевая среда и социальные условия _____________________ _______________________________

Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия?_______________________________ их результативность_________________________________________________________________

Как сам ребенок относится к речевому дефекту?___________________________________________

12. Общее звучание речи: темп____________ голос,____________ разборчивость___________________ дыхание_______________________________.

13. Обследование артикуляционного аппарата:

подвижность языка,___________ __________________прикус_________________________________

строение нёба_____________________ ___________ зубов __________________________________

состояние подъязычной уздечки________ ___________губы___________________________________

14. Состояние общей моторики (координированносгь движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)______________________________________________________

15. Общее развитие ребенка

а) разговорно-описательная беседа:

Как тебя зовут? ___________________ __________________ _______________________________

Сколько тебе лет? _________________________ __________________________________________

 


Где ты живешь?___________________________________________________________________

Как зовут маму?___________________________ ________________________________________

Есть ли у тебя друзья? _____________________ ________________________________________

б) счет прямой ______________ _________обратный______________________________________

в) геометрические формы: квадрат,______ __прямоугольник__________________________________

г) основные цвета____________ __________оттеночные _____________________________________

д) классификация предметов___________________________ _____________________________

е) выделение четвертого лишнего ______________________ _____________________________

ж) ориентация во времени_________________в пространстве____________________________

з) способность к логическому мышлению _______________________________________________

16. Обследование понимания речи:

а) выполнение инструкций_____________________________ _____________________________

б) понимание значения предлогов ______________________ _____________________________

в) понимание числа,_______ ___________рода,___________ падежа ______________________

17. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке_____________________ _____________________________

б) доставление рассказа по серии картин _________________ _____________________________

в) пересказ__________________________________________________________________________

г) рассказ-описание или рассказ по представлению_________ _____________________________

18 Обследование грамматического строя:

а) образование множественного числа существительных и ро­дительного падежа существительных множественного числа:

мост _____________________ _______________дом ___________________________________ стул _____________________ _______________пчела____________________________________

ведро_____________________________________ухо_______________________________________

воробей ___________________________________утенок___________________________________

б) образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом____________ ________елка____ ______________ Женя_ ______________________________

стул___________ _________гриб____ ______________ Костя_________________________________

в) префиксальное словообразование: шел_________________ летел______________________________

г) согласование прилагательных с существительными:

синий шар__________ __ ____________красный флажок__________________________________

синяя машина__________ ___________красное солнышко_________________________________

синее платье_________________________красная звезда _________________________________

 

 

д) согласование существительных с числительными:

___1___ ___ 2___ ___ 3 ___

ухо ____________ ____________ ___________________________ _____________________________

помидор ______________________ ___________________________ _____________________________

стул___________________________ ____________________________ ______________________________

ручка_________________________ ___________________________ ____________________________

е) предложно-падежные формы: ______________________ _______________________________

19. Состояние словаря

1. Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник________________ _________________ пылесос__ _______________________________

б) показ и называние частей предметов:

Чайник: донышко_____________ __________________Стул: сиденье ________________________________

носик_____________ ____________________спинка ___ _______________________________

крышка______________________________________ножки______________________________________

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________ _______________________________

Сапоги, туфли, тапочки, валенки __________________________________________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка_________________________ _____________________________

Помидор, репа, морковь, капуста___________________________________________________________

Яблоко, персик, груша, лимон_____________________________ _____________________________

Кошка, собака, волк, еж_________________________________________________________________

Голубь, утка, воробей____________________________________________________________________

Шкаф, стол, кресло, тумбочка___________________________________________________________

Автобус, электричка, трамвай, самолет____________________________________________________

2. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон — какой?,.______ ________платье — какое?_______________ лиса — какая?_________________

б) подбор антонимов

широкий.____________ ________длинный___ __________________высокий________________________

веселый____________ ________светлый____ ___________________________ больной__________________________

прямой ,____________ __________сухой___ ______________________холодный_____________________

в) образование прилагательных от имен существительных

Ручка из пластмассы,___________ _________сумка из кожи____ ______________________________

Матрешка из дерева____________ _________стакан из стекла___ _____________________________

Сок из клюквы __________________________шуба из меха __________________________________

 

г) образование притяжательных прилагательных

Чей хвост?____________ _____________Чей дом?_____________ _____________________________

3. Глагольный словарь:
а) что делают?

повар______________________учительница_______________________врач_________________________

почтальон____________________________________

б) кто как голос подает?

кошка_______________________собака__________________________гусь__________________________

утка_________________________петух__________________________мышь_________________________

корова_______________________лягушка________________________свинья________________________

20. Звукопроизношение.

Гласные: А ________ У ________ О ________ Ы________

Согласные: С ________ СЬ________ 3____________________ ЗЬ

Ц __________ Ч ________ Щ________ Ш ________ Ж ________

Л __________ ЛЬ________ Р _________ РЬ________ Йот_______

Г __________ К _______ X ________ Б _________ П _________

Д __________ Т _________ Н_________ М_________

21. Фонематический слух.

а) дифференциация звуков:

С—3__________ С—Ш _______ Ш—Ж _______ Ж—3 _______

Ш—Щ_________ Ш—СЬ ________ Д—С ______ Ц—ТЬ_______

Ч—С__________ Ч—ТЬ ________ Ч—Ц ______ Ч—Ш _______

Щ-Ж___________Л—Р__________ Д—Б ______ Т-Д _________

К-Х _________ К—Г___________Ы—И ____________________

б) повторение: та—да—та ______________________________________________________________

да—та—та ______________________________________________________________

ка—га—га ______________________________________________________________

в) повторение: кот—год—кот __________________________________________________________

том—дом—ком _________________________________________________________

22. Анализ звукового состава слова

а) выделение первого звука в слове:

Алик_______________________утка____________________город_____________________________

Оля________________________эхо_____________________волк______________________________

Ира________________________окна____________________банка_____________________________

б) выделение последнего звука в слове:

пух________________луна_________________кот_______________шары__________________

сок________________мука_________________руки______________нос___________________

23. Произношение слов сложного слогового состава

строительство_________________________велосипед____________________________________

милиционер___________________________аквариум_____________________________________

24. Повторение предложений: типа
Экскурсовод проводит экскурсию _____________________________________________________

25 Логопедическое заключение:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Глава III. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном дет­ском саду для детей с речевыми нарушениями, путем использова­ния поэтапной системы формирования речи. Коррекционная систе­ма обучения и воспитания детей с ОНР 5—7 лет разработана в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедре логопе­дии МГОПИ. В основу ее положены следующие принципы:

— раннее воздействие на речевую деятельность с целью пре­дупреждения вторичных отклонений;

— развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

— взаимосвязное формирование фонетйко-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений про­изношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время, развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

— дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

— связь речи с другими сторонами психического развития, ко­торые раскрывают зависимость формирования отдельных компо­нентов речи от состояния других психологических процессов.

Вы­явление этих связей лежит в основе воздействия на те психологи­ческие особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически пра­вильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

— практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

— формирование правильного произношения (воспитание арти­куляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

— подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;

— развитие навыков связной речи.

Организация обучения и воспитания детей

с общим недоразвитием речи

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях Н' группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя.

Логопед работает с 9 до 13 часов. Воспитатель ежедневно проводит занятия с группой по всем видам учебной деятельности (оз­накомление с окружающим, развитие элементарных математичес­ких представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура).

Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспита­ния коррекционных задач.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразви­тием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопеди­ческих занятий, а также частично и воспитательских, целесообраз­но делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий:

— занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

— занятия по формированию произношения.

Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.

В I периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально.

Bo II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неде­лю, а фонетические—1 раз.

В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению по­ставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.

В это время фронтальные занятия проводятся 5 раз в неделю: 3 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию правильного звукопроизношения.


Организация занятий в первой половине дня

Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы: с I подгруппой 9.00—9.20; со II —9.30—9.50. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной группой по разным видам учеб­ной деятельности. С 10.00 до 13.00 логопед проводит индивидуаль­ную работу с детьми, а остальные дети находятся с воспитателем на прогулке до подготовки к обеду (12.30).

Воспитатель во II половине дня осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия и т. д.

После прогулки перед ужином в течение 20 минут воспитатель проводит фронтальные занятия со всей группой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.