КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II период обучения (декабрь, январь, февраль, март)
Во II периоде обучения речевые возможности детей значительно возрастают. Коррекционно-воспитательная работа логопеда направлена на интенсивное развитие первоначальных навыков монологической речи. Это подготовлено тем, что у детей значительно возрос запас пассивных речевых средств, улучшилось слуховое восприятие, появилось более осознанное и дифференцированное употребление отработанного лексико-грамматического материала с использованием ряд поставленных звуков. Изменяется и речевое поведение детей. Они становятся более активными в общении, используют накопленные речевые умения в простых коммуникативных ситуациях. Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю. При этом решаются следующие задачи: а) закрепление в собственной речи правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях I периода; б) постановка и первоначальная автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков в соответствии с данными первичного обследования детей; в) дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; г) формирование фонетического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость и др.; д) воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. На фронтальных занятиях изучаются и уточняются произношение согласных: п, т, к, в, ф, м, н, х в твердом и мягкой варианте; звуков л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, т, д, р, л у ряда детей в специальной коррекции. Последовательность и сроки изучения перечисленных звуков могут варьироватся в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.
Поскольку звуки п, т, к, в, ф, м, н, х не вызывают трудностей в произношении, они могут использоваться в качестве полноценной опоры для развития четкого фонематического восприятия, а также для воспитания навыка произношения усложненных слоговых структур. Звуки, отнесенные к более трудным для произнесения (л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, т, д, р, л), нуждаются в отработке артикуляции, в автоматизации в различных позициях и в уточнении восприятия на слух. Работа по формированию фонематических представлений предполагает определенную последовательность. От четкого восприятия правильно произносимых ребенком фонем (типа: п, т, к) к различению звуков, резко отличающихся артикуляционным укладом (т от с, п, р и др.), и постепенно к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам (п—б, с—з, с—ш и т. п.). На отработку каждого звука планируется примерно два занятия. Исключение составляет звук с (пять занятий). Это объясняется тем, что важно особенно тщательно обработать артикуляционный уклад и различие данного звука, так как он является хорошей базой для появления последующих звуков. Одновременно продолжается работа по дальнейшему развитию фонематического восприятия. Следует помнить, что у детей с ОНР рецептивные умения формируются постепенно. Сначала проводятся упражнения по различению звуков по признаку глухости и звонкости, мягкости и твердости. На доступном материале расширяется количество слов для запоминания и повторения. Появляется возможность заучивания слов со сходными звуками (зуб—суп, коза— коса), предложений и коротких текстов, что является новой ступенью сложности. Большое внимание на этих занятиях уделяется выделению звуков на слух. Причем изучаемый звук (например, с) обязательно сравнивается со всеми звуками, в том числе и с теми, которые дети еще не могут правильно произносить. Это является одним из условий спонтанного появления новых звуков, с одной стороны, а с другой — ускоряет и облегчает последующий процесс, связанный с дифференциацией звуков. Поясним это на примере. Так, для различения, например, на слух звука с логопед предлагает послушать ряд звуков: с, з, с, ц, с, ш, с, щ, ц и вычленить из него изучаемый. Далее дети в ряду слов определяют слова только со звуком с. Сначала предлагаемый ряд состоит из 2—3 слов с «далекими» звуками (сумка, ракета, кубик). Затем постепенно количество слов увеличивается, а сами слова становятся более сложными по звуковому составу (шапка, сумка, цапля, заяц, щетка).
Постепенно логопед подводит детей к выполнению ряда заданий: отобрать картинки с заданным звуком (сначала при активной помощи логопеда), затем придумать слова с этим звуком. Отличительной чертой II периода обучения является отработка перечисленных видов на достаточно ограниченном речевом материале. Это обусловлено тем, что выдерживается методическое требование: усложнение новой слоговой структуры осуществляется только на базе четко отработанных звуков. Логопед обращает внимание детей на отчетливое произнесение окончаний прилагательных (-аи, -ой, -ые и др.), существительных в косвенных падежах и глаголов в соответствии с материалом, изучаемым на занятиях по развитию речи. Индивидуальные занятия по формированию звукопроизношения, так же как и в I периоде обучения, носят опережающий характер. В процессе подготовки детей к элементарным навыкам звукового анализа и синтеза логопед должен научить их выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове, гласный в начале слова в позиции под ударением и начальный согласный. Дети упражняются в воспроизведении звуковых последовательностей,, определяют порядок и количество звуков в ряду (а у— а у и). К концу II периода обучения дети должны уметь определить гласный в прямом слоге и в односложных словах. Ниже приводится примерный конспект фронтального фонетического занятия. Тема: «Звук о» Цель: Учить детей различать на слух и правильно произносить звук о.
Примерный ход занятия I. Организационный момент. Логопед: — Сядет тот, кого я назову ласково (Наталья — Наташенька, Татьяна —Танюшка, Сережа — Сереженька и т. д.). II. Повторение пройденного материала. — Назовите предметы, имена, которые начинаются со звуков а, у, и. — Я скажу звуки тихо-тихо, а вы угадаете их и повторите хором: — А—и—у, у-и-у, а—у. Логопед только показывает артикуляцию звуков, не произнося их вслух. Дети повторяют хором звуки. — Сколько звуков я произнесла? — Какой звук первый, второй, третий?
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |