КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СамоуправленияЧ
ВВЕДЕНИЕ
Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств. Однако с древних времен люди больше внимание уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т.д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который, в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели. Местное самоуправление - низовой уровень управления, от работоспособности которого зависит эффективность и конкурентоспособность всей российской экономики. Ведь именно разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Каждый менеджер знает, что, прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. Цель выпускной квалифицированной работы является разработка предложений по эффективности выработки и реализации принятия управленческих решений в органах местного самоуправления (на примере МО «Граховский район»). В соответствии с данной целью ставятся следующие задачи: 1. Охарактеризовать теорию принятия управленческих решений 2. Проанализировать теорию местного самоуправления;
3. Исследовать деятельность местных органов власти. В качестве объекта исследований является деятельность органов местного самоуправления, а предметом процессы принятия и реализации управленческих решений в системе МО «Граховский район». Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время идет реформа местного самоуправления и важнейшим ее условием является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления. Вопросы местного самоуправления никого не оставят равнодушным, так как это наша жизнь, это мы будем принимать решения о том, как нам жить, на кого надеется. В работе рассмотрен процесс проведения муниципальных преобразований и предложен ряд конкретных правовых решений анализируемых проблем. В первой главе раскрыты особенности и проблемы эффективности принятия управленческих решений в органах местного самоуправления с использованием различного рода литературы о местном самоуправлении. Во второй главе проанализирована организация деятельности местного самоуправления в муниципальном образовании «Граховский район». В ней говорится о том, как становилось местное самоуправление, какие территории входили в состав нашего района, дается характеристика органов местного самоуправления, правовые и экономические основы деятельности органов местного самоуправления, их основные направления деятельности, чем занимается Граховский районный Совет депутатов и Администрация МО «Граховский район», приведен анализ кадрового состава органов местного самоуправления, деятельности и сравнительный анализ бюджета, его плановых показателей. Третья глава данной работы предлагает основные пути эффективности принятия и реализации управленческих решений в органах местного самоуправления. В заключении говорится о том, какие цели мы достигли в результате наших исследований.
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО 1.Правовые условия эффективности местного самоуправления Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года1. В соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти. В той же статье в части 3 Конституции Российской Федерации содержится положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». В совокупности нормы частей 2 и 3 статья 3 Конституции определяют, что местное самоуправление является формой народовластия и может осуществляться народом непосредственно (в отношении местного самоуправления - через местный референдум и муниципальные выборы), а также через формируемые органы местного самоуправления. Поскольку статьей 12 Конституции Российской Федерации местному самоуправлению предоставлена самостоятельность в пределах его полномочий, а также предусмотрено, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», можно сделать вывод об относительной автономии местного самоуправления, то есть о существовании в системе органов публичной власти в Российской Федерации наделенного собственной компетенцией, самостоятельного в пределах, установленных федеральными законами, и не относящегося к государственным органам института осуществления народом своей власти, имеющего в соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации, установившей, что положения главы 1 Конституции, в которую входят все упоминавшие выше статьи, составляют основы конституционного строя Российской Федерации. В части организационных форм осуществления местного самоуправления глава 8 Конституции называет, кроме уже названных (референдум, выборы), «другие формы прямого волеизъявления», а в отношении органов местного самоуправления использована формулировка «выборные и другие». При этом в соответствии с частью 1 статьи 131 Конституции «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». На основании этого можно сделать следующие выводы: - могут существовать «другие формы прямого волеизъявления», причем Конституцией не установлено, какие именно; - в структуре органов местного самоуправления должны существовать выборные органы; - разделение властей на представительную и исполнительную в отношении местного самоуправления Конституцией не установлено; - право принятия решения о структуре органов местного самоуправления, в том числе о «других органах местного самоуправления», принадлежит населению, но порядок и формы принятия населением решения о структуре органов местного самоуправления Конституцией не определены. Частично Конституцией Российской Федерации решается вопрос о компетенции местного самоуправления, в соответствии с частью 1 статьи 130 и частью 1 статьи 132 конституции предметы ведения местного самоуправления определены как «вопросы местного значения». Среди вопросов местного значения, указанных Конституцией названы владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Причем население и органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Перечисленными вопросами компетенция местного самоуправления не исчерпывается, так как в статье 132 Конституции упоминаются «иные вопросы местного значения». Кроме того, Конституция предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых материальных и финансовых средств. В отличие от решения вопросов местного значения, в реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обладают меньшей самостоятельностью, так как в этой части подконтрольны государству. Конституцией Российской Федерации в общем виде определена территориальная основа местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, то есть поселения прямо названы субъектами местного самоуправления, хотя понятие поселения не определено. Указанной статьей предусматривается возможность осуществления местного самоуправления «и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций». Поскольку местные традиции в полной мере могут быть учтены в самих субъектах Российской Федерации, а также на муниципальном уровне, то установление границ территорий муниципальных образований может быть отнесено к ведению субъектов Российской Федерации при условии учета мнения населения соответствующих территорий. Конституционные гарантии местного самоуправления установлены статьей 133 и обеспечиваются правами местного самоуправления на судебную защиту и компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате принятия решений органами государственной власти, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления. Из этого следует, что население и органы местного самоуправления вправе обращаться в суд с исками о нарушении прав на осуществление местного самоуправления, а органы государственной власти, принимая решения, влекущие дополнительные расходы местных бюджетов, обязаны возмещать местному самоуправлению эти расходы. Рассмотрение вопроса об установлении общих принципов организации местного самоуправления начнем с того, что предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации является «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления». Вообще говоря, общие принципы организации местного самоуправления установлены Конституцией Российской Федерации, которая в этой части опирается на положения Европейской Хартии местного самоуправления, а та, в свою очередь исходя из принципов, сформулированных в двадцатых годах прошлого столетия профессором Л.А. Велиховым в его работе «Основы городского хозяйства». Коротко эти принципы местного самоуправления формулируются так: - наличие собственной компетенции; - обеспеченность исполняемых функций собственными ресурсами; - обязательность существования в структуре органов местного самоуправления выборных органов; - законодательное регулирование местного самоуправления. Но ограничиться перечислением этих принципов - значит фактически отказаться от регулирования местного самоуправления на федеральном уровне. Поэтому законодатель расширил сферу регулирования, а в некоторых случаях ввел в Федеральный Закон «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации»1 нормы прямого действия, обеспечивающие реализацию установленных принципов, для удобства именуя его «Федеральный закон». Глава 1 Федерального закона формулирует основные понятия и термины. Для нас принципиально важны два из них - «местное самоуправление» и «муниципальное образование», так как они являются ключевы- ми для понимания сущности местного самоуправления. Как уж было отмечено, Конституция Российской Федерации не дает определения термину «местное самоуправление». Федеральный закон его трактует как «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций». То есть местное самоуправление определено, как форма народовластия; субъектом этой формы публичной власти является население, объединенное общими интересами, к предметам деятельности отнесены вопросы местного значения. Существенными характеристиками местного самоуправления следует считать слова «самостоятельное» и «под свою ответственность». Иначе говоря, подразумевает наличие собственной компетенции местного самоуправления, и при этом за результаты деятельности в пределах компетенции отвечает само население и созданные им органы. Территориальные основы местного самоуправления - не менее важный вопрос. Следуя Конституции Российской Федерации, Федеральный закон определяет муниципальное образование как городское или сельское, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, давая следующие определения этим населенным территориям: - сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; - городское поселение - это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющимися сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления. - муниципальный район - несколько поселений или поселений и меж-селенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. - городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. - внутригородская территория города Федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления. Таким образом, федеральный законодатель исчерпывающе установил категории муниципальных образований и ввел обязательность наличия как минимум двух из них - поселений и муниципальных районов. Но понятие «муниципальное образование», кроме населенной территории, определяется и другими признаками. В каждом муниципальном образовании должны наличествовать муниципальная собственность и местный бюджет. Во многом это продиктовал Гражданский Кодекс Российской Федерации, так как именно он впервые ввел этот термин. В соответствии с ним муници-
пальные образования вступают в отношения, регулируемых гражданским законодательством, то есть являются субъектами гражданских правоотношений. Рассмотрим теперь, каким образом раскрываются в Федеральном законе основополагающие принципы организации местного самоуправления.1 Первый принцип - наличие собственной компетенции, нашел отражение в статьях 14,15,16 и 17 Федерального закона, определяющих, соответственно, вопросы местного значения городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов, а также полномочия органов местного самоуправления по их решению. Перечни этих вопросов установлены исчерпывающе и могут быть изменены только посредством внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон. При этом предусмотрена возможность принятия муниципальными образованиями к своему рассмотрению иных вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, взаимного делегирования полномочий на основе соглашений между поселениями и муниципальными районами. Кроме того, на органы местного самоуправления федеральными законами и законами может возлагаться исполнение отдельных государственных полномочий. Окончательно компетенция муниципального образования устанавливается с принятием устава муниципального образования. Второй принцип - наличие собственных ресурсов и их соответствия исполняемым функциям. Финансовые, материальные и природные ресурсы составляют экономическую основу местного самоуправления. В отношении соответствия ресурсов исполняемым функциям определено, что экономиче-скую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Достаточность ресурсов для выполнения функций в минимально не- обходимом объеме достигается за счет том их бюджетной обеспеченности. Выше было указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, которые влекут дополнительные расходы. Кроме того, финансовые потери муниципальных образований возможны по причине принятия органами государственной власти решений, уменьшающую налоговую базу местных бюджетов, например установление всякого рода льгот, или требующих дополнительных затрат из средств местного бюджета (например, дополнительные выплаты отдельным категориям граждан). Законодатель предусмотрел обязательность в этих случаях дополнительных расходов и недополученных доходов. Очевидно, что даже при самых благоприятных экономических условиях минимальные местные бюджеты недостаточны для полноценного удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения. Поэтому Федеральным законом предусмотрено создание в составе бюджетов субъектов Российской Федерации фондов финансовой поддержки муниципальных образований, муниципального развития, компенсации со финансирования социальных расходов. Следующий принцип - выборы - обязательный атрибут представительной демократии. Применительно к местному самоуправлению выборы играют еще большую роль, так как сущность самоуправления состоит в самостоятельной и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Очевидно, что население в целом, особенно в крупных поселениях, не может прямо осуществлять текущее управление местным хозяйством. Для этих целей должны быть сформированы специальные органы, выполняющие две основные задачи - представление интересов населения и практическую реализацию этих интересов. Для решения этих задач создаются обычно два вида органов - представительные и исполнительные (административные), хотя возможно и объединение функций в одном органе. Выборы принципиально важны для формирования представительного органа,
так как, с одной стороны, прямыми выборами обеспечивается выражение этим органом интересов населения, с другой - появляется реальный механизм контроля за деятельностью представительного органа местного самоуправления, состоящей в периодической сменяемости депутатов, а также в возможности их досрочного отзыва и даже досрочного прекращения полномочий всего органа. Органы, выполняющие функцию управления местным хозяйством, целесообразно формировать на основе найма профессионалов на основе найма профессионалов на контрактной основе. Для того, чтоб гарантировать достаточность полномочий выборного органа, представляющего интересы населения, в статье 35 Федерального закона устанавливается перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительных органов муниципальных образований, причем этот перечень содержит важнейшие вопросы, определяющие деятельность остальных органов. Федеральный закон не исключает возможность наличия в структуре органов местного самоуправления других выборных органов и выборных должностных лиц. Одно выборное лицо обозначено в статье 36 Федерального закона - глава муниципального образования. Но, обеспечив обязательность выборных органов в структуре органов местного самоуправления, Федеральный закон не нарушает прав населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, представляя населению самостоятельно решать этот вопрос посредством принятия основных положений устава муниципального образования. И, наконец, четвертый принцип, который Л.А. Велихов в своей работе «Основы городского хозяйства» назвал «подзаконностью», имея при этом в виду, что местное самоуправление - власть, которая действует в рамках, установленных государством посредством принятия законов. Сегодня мы смотрим на этот принцип и с другой стороны. Местное самоуправление должно регулироваться только законами, что ограничивает возможность вмешательства в его компетенцию со стороны государственных органов и государственных
должностных лиц. Во всех положениях Федерального закона, которые предусматривают регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления, использованы формулировки «установленных законом», «в соответствии с законом». В части определения полномочий органов государственной власти законодатель ввел еще одно ограничение. Перечень вопросов в области местного самоуправления, подлежащих регулированию федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов российской Федерации, также установлен федеральным законом. Принимая во внимание федеративное устройство России и гарантированную Конституцией Российской Федерации самостоятельность местного самоуправления, законодатель определил компетенцию местного самоуправления. Завершают развитие рассматриваемого принципа нормы Федерального закона, предусматривающие, что возможные разногласия государственных органов и органов местного самоуправления разрешаются в судебном порядке. То есть произвольное вмешательство государства в деятельность местного самоуправления невозможно, если конечно, не говорить о незаконных действиях отдельных органов и должностных лиц. Но для пресечения этих действий также существуют судебные органы и орган прокуратуры. В целом состав федерального законодательства по вопросам местного самоуправления может быть определен только на основе вышеуказанных нормативных акта, так как именно они устанавливают предметы ведения и полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления. Всю систему федерального законодательства в области местного самоуправления можно разделить на два блока законодательных актов - собственно акты по вопросам местного самоуправления и акты, содержащие нормы муниципального права (отдельные положения, касающиеся местного самоуправления). Формирование первого блока законов основывается на пункте «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящем к предметам ве-
дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления. Из этого положения следует необходимость принятия соответствующего Федерального закона, что и было реализовано. Разработка и принятие других федеральных законов по вопросам местного самоуправления обуславливаются полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления, установленными Федеральным законом с учетом предметов введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Эти полномочия названы статьей 5 Федерального закона. В целях определения состава первого блока укажем лишь те из них, которые влекут принятие федеральных законов, прямо касающихся вопросов местного самоуправления: - определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской федерации, устанавливаемых федеральным законом; - правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; - правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; - правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом. Количество перечисленных вопросов и их формулировки не подразумевают количество и наименование принимаемых
законов. Следует говорить только о том, что названные вопросы подлежат регулированию федеральными законами. Второй блок федеральных законов - законы, содержащие нормы муниципального права, - связан с предметами ведения местного самоуправления. В целом вопросы местного значения можно рассматривать как выделенную часть общегосударственных вопросов. Поэтому решение вопросов местного значения может регулироваться федеральными законами в той мере, в какой эти вопросы входят в сферу регулирования федеральными органами государственной власти. Для ясности приведем несколько примеров. К вопросам местного значения муниципальных районов относятся, в частности, «организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В то же время общие вопросы образования отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Очевидно, что деятельность органов местного самоуправления в сфере общего образования не может быть полностью выделена из решения общих вопросов образования. Поэтому федеральное законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам общего образования будет содержать нормы муниципального права, то есть определенным образом регулировать деятельность местного самоуправления в указанной сфере. Это можно отнести и к вопросам здравоохранения, культуры и многим другим. Среди вопросов местного значения названа охрана общественного порядка. Как и в предыдущем случае, соответствующий вопрос - общественная безопасность - относится к предметам совместного ведения. Следовательно, деятельность муниципальных органов охраны общественного порядка будет осуществляться в рамках, заданных федеральным законом.
Отметим еще как важнейший вопрос участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, а если несколько уже - осуществление муниципальными образованиями самостоятельной финансово - хозяйственной деятельности. Сфера хозяйственных отношений практически полностью регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и связанным с ними законодательством. Органы местного самоуправления ничем не выделяются среди других юридических лиц, разве что дополнительными организациями их хозяйственной деятельности, связанными с особенностями этих органов. Иначе говоря, их деятельностью в гражданской сфере подлежит еще и специальному регулированию. При внимательном изучении всего перечня вопросов местного значения выясняется, что каждый из них попадает в сферу законодательного регулирования или, как минимум, регулируется ведомственными нормативными актами. Таким образом, к законодательству, содержащему нормы муниципального права, может быть отнесено значительное количество федеральных законов, и это нужно иметь в виду по двум причинам: Во - первых, органы и должностные лица местного самоуправления должны располагать всей полнотой правовой информации и руководствоваться ею в своей деятельности. Во - вторых, законодатель в своей законотворческой работе должен исходить из принципа системного единства законодательства и разрабатывать «отраслевые» законы с учетом того, что и иерархии законов Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» занимает место одного из немногочисленных и основополагающих законов о системе власти в России, то есть о ее конституционном строе.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |