Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие экономической теории




Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Введение

Дисциплина «Экономическая теория» является важнейшей общепрофессиональной дисциплиной для студентов экономических специальностей, теоретической и методологической базой всех остальных общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Цель дисциплины – фор­мирование у студентов самостоятельного экономического мышления, характеристиками которого являются всесторонность, глубина, аналитичность и научность.

Задачи дисциплины предполагают изучение:

- общественных производственных отношений и объективных законов их функционирования и развития;

- поведения отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов;

- функционирования экономики в целом, способов обеспечения ее стабильного развития.

По окончанию изучения дисциплины «Экономическая тео­рия» студент должен быть способен самостоятельно обобщать и систематизировать эко­номические явления и процессы, давать самостоятельную оценку происходя­щим в экономике изменениям, легко ориентироваться в поиске и анализе экономической литературе по изученным проблемам.

Важным результатом освоения курса является использование теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности.

Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, обучающихся по модульно-рейтинговой системе. Его особенностями являются:

- сжатое, тезисное изложение, ориентированное на облегчение восприятия учебного материала студентами и содержащее все наиболее важные понятия дисциплины в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

- снабжение всех тем курса контрольными вопросами в тестовой форме (из предложенных четырех вариантов ответа в каждом случае необходимо выбрать один правильный);

- наличие рекомендательного списка основной и дополнительной литературы по дисциплине.


Раздел I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Термин «экономика» происходит от греческих слов οικος (ойкос) – дом, хозяйство и νομος (номос) – правило, закон, порядок, строй. Следовательно, экономика – это наука о ведении хозяйства.

Рис. 1.1. Этапы развития экономической мысли

Экономическая мысль древности развивалась в рамках общей системы знаний о мире (философии).

Представители: Ксенофонт (автор труда «Экономикос»), Платон, Аристотель и др.

Основной объект изучения – домашнее хозяйство.

Экономика как самостоятельная наука формировалась по мере развития хозяйственных связей в период разложения феодального строя

Основные вопросы:

· В чем состоит источник богатства народов?

· Какова роль государства в развитии экономики?

Первая школа экономической теории как науки – меркантилизм.

Период: конец XVI – XVII вв.

Название восходит к итальянскому слову mercante(мерканте) – торговец.

Представители: Уильям Стаффорд, Томас Мэн, Антуан Монкретьен (автор труда «Трактат политической экономии») и др.

Основные идеи:

· Воплощение богатства – деньги;

· Источник богатства – сфера обмена (торговля), ее и должна изучать экономическая наука;

· Государство должно играть активную роль в развитии экономики;

· Задача экономистов – дать рекомендации правителям.

Меркантилисты дали экономической науке ее первое «имя» – «политическая экономия». Определение «политическая» происходит от греческого слова πολις (полис) – государство.

На смену меркантилизму пришла школа физиократов.

Период: конец XVII – XVIII вв.

Название восходит к греческим словам φυσις (фюзис) – природа и κρατος (кратос) – власть.

Представители: Франсуа Кенэ, Анн-Робер-Жак Тюрго и др.

Основные идеи:

· Воплощение богатства – не деньги, а блага;

· Источник богатства – сельское хозяйство, оно и должно быть объектом экономической науки;

· Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, соблюдая принцип свободы предпринимательства (laissez faire, laissez passer).

Идеи физиократов легли в основу классической политической экономии.

Период: конец XVIII – XIX вв.

Представители: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Джон Стюарт Милль и др.

Основные идеи:

· Воплощение богатства – блага, продукты;

· Источник богатства – все общественное производство (хозяйство);

· Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, экономика регулируется невидимой рукой рынка (invisible hand).

В последней трети XIX в. в экономической теории выделилось несколько ответвлений. Одно из них – марксистская политическая экономия.

Период: с конца XIX в.

Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ульянов (Ленин), Г.В. Плеханов и др.

Основные идеи:

· Объект изучения политической экономии – общественные производственные отношения и законы их развития;

· Противоречия капитализма неизбежно ведут к его гибели и становлению коммунистических производственных отношений;

· Наиболее эффективна экономика, планомерно регулируемая государством.

Другим направлением стала неоклассическая школа.

Период: с конца XIX в.

Представители: Альфред Маршалл (автор труда «Принципы экономики»), Карл Менгер, Фридрих фон Хайек, Милтон Фридмен и др.

А. Маршалл отказался от слова «политическая» в названии науки и предложил использовать более короткое – «экономика» (economics).

Основные идеи:

· Государство не должно вмешиваться в экономику (идея классиков);

· Основной объект изучения экономики – фирма;

· Основная проблема экономики – эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимизации удовлетворения потребностей.

Неоклассики заложили основы микроэкономики как раздела экономической науки. Основная заслуга в создании макроэкономики принадлежит кейнсианской школе.

Период: с 30-х гг. XX в.

Представители: Джон Мейнард Кейнс, Алвин Хансен, Рой Харрод, Пол Самуэльсон, Джон Хикс и др.

Основные идеи:

· Государство играет важную роль в экономике;

· Основной объект изучения – национальная экономика;

· Основная проблема экономики – выработка эффективной экономической политики государства.

Одной из ведущих экономических школ современности является институционализм.

Период: с 20-30-х гг. XX в.

Представители: Торстейн Веблен, Джон Кеннет Гэлбрейт, Рональд Коуз, Дуглас Норт и др.

Основные идеи:

· Объект изучения – социальные (в том числе неэкономические) институты и их эволюция;

· Основная проблема – повышение эффективности социальных институтов и экономической системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.