Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, функции и характерные черты рынка




Тема 6. Рынок и рыночная экономика

Рынок – совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена товарами.

Функции рынка:

· ценообразующая функция;

· информационная функция;

· регулирующая функция;

· посредническая функция;

· стимулирующая функция;

· контрольная функция;

· санирующая функция.

Условия существования рынка:

· независимость экономических субъектов, их правомочность в заключении сделок и распоряжении своими доходами;

· наличие конкуренции, возможность для продавцов и покупателей выбора контрагентов;

· достоверная информация о рынке у его субъектов;

· право субъектов самим определять цены на свои товары.

6.2. Рынок как способ организации обмена.
Основные виды рынков

Виды рынков:

· по пространственному признаку:

o местный рынок;

o региональный рынок;

o межрегиональный рынок;

o национальный рынок;

o международный (мировой) рынок.

· по степени влияния субъектов рынка:

o рынок покупателя;

o рынок продавца.

· по соблюдению законности:

o легальный (официальный) рынок;

o нелегальный («теневой», «черный») рынок.

· по степени свободы конкуренции:

o рынок свободной (совершенной) конкуренции;

o рынки несовершенной конкуренции.

· по объемам продаж:

o оптовый рынок;

o розничный рынок.

· по характеру сделок:

o спотовый рынок (сделки с немедленной поставкой, «спот»);

o срочный рынок (сделки с отсроченной поставкой).

· по объектам рыночных отноений:

o потребительский рынок;

o рынки факторов производства:

o рынок труда;

o рынок земли;

o рынок капитальных активов;

o финансовые рынки

§ кредитный рынок;

§ рынок ценных бумаг (фондовый рынок);

§ валютный рынок.

· по группам потребителей:

o определяются в процессе сегментации рынка.

Сегментация рынка – разделение рынка какого-либо товара на сегменты, т.е. группы потребителей, имеющих общие признаки и предъявляющих к товару одинаковые требования.

Виды сегментов:

· географические сегменты:

o по территориальному делению:

§ страна, регион, город...

o по плотности населения:

§ город, пригород, сельская местность...

o по климатическим условиям:

§ континентальный, тропический, морской...

· демографические сегменты:

o по возрасту;

o по уровню дохода;

o по профессиональному составу:

§ ИТР, рабочие, служащие...

o по уровню образования;

o по национальному составу.

· психографические сегменты:

o по стилю жизни:

§ богемный, элитный, молодежный...

o по личным качествам:

§ амбициозные, авторитарные, импульсивные...

6.3. Рынок как механизм регулирования экономики.
Положительные и отрицательные стороны рынка

Преимущества рынка:

· свобода (суверенитет) экономических субъектов;

· способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством;

· эффективность распределения ресурсов;

· мотивация к внедрению новых технологий и повышению качества товаров;

· гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.

Недостатки (провалы, фиаско) рынка:

· неспособность решать социальные проблемы, воспроизводство неравенства;

· удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос, отсутствие стимулов для производства социально-значимых и общественных благ;

· неспособность решать социальные проблемы, воспроизводство неравенства;

· удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос, отсутствие стимулов для производства социально-значимых и общественных благ;

· тенденция к угасанию конкуренции вследствие монополизации экономики;

· неспособность преодолевать отрицательные внешние эффекты хозяйственной деятельности.

Проблема безбилетника заключается в том, что люди могут пользоваться выгодами от некоего продукта, не неся никаких издержек на его производство.

Внешние эффекты (экстерналии) – побочные результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц.

6.4. Взаимодействие рынка и государства.
Модели рыночной экономики

Смешанная экономическая система – современный вариант рыночной системы, при котором товарное хозяйство гармонично сочетается с государственным регулированием экономики.

Экономические функции государства:

· обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

· защита конкуренции;

· перераспределение дохода и богатства;

· корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;

· стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Американская модель рыночной экономики:

· в основе экономической системы – идеология всемерного поощрения предпринимательства, достижения личного успеха, обогащения наиболее активной части населения.

· прямое государственное вмешательство в экономику незначительно, приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения, как и регулирование других вопросов экономики, обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода через госбюджет.

· решающая роль в рыночном механизме отводится бирже.

Японская модель рыночной экономики:

· хозяйственная деятельность подчинена общим национальным задачам, высоко развито чувство «общины» и национальной гордости.

· руководящее воздействие государства на основные направления развития экономики. Государство принимает непосредственное участие в становлении отдельных отраслей; однако роль его в решении социальных задач гораздо ниже. Эти вопросы решаются преимущественно на корпоративном уровне, причем характерным является определенное отставание уровня жизни населения от роста производительности труда, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке.

· в рыночном механизме решающая роль отводится банкам.


· Немецкая модель рыночной экономики:

· очень близка к японской, поэтому их иногда объединяют, называя «японо-немецкой моделью». Как и в Японии, в Германии высоко развито чувство национальной гордости.

· государство играет значительную роль в экономике, но она проявляется прежде всего в решении социальных проблем и создании общественных благ (например, охране окружающей среды, строительстве дорог и др.) В связи с этим немецкая модель получила название «социальной рыночной экономики».

· в рыночном механизме решающая роль отводится банкам.

Шведская модель рыночной экономики:

· социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения;

· государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены;

· высокий удельный вес государственного сектора.

Французская модель рыночной экономики:

· высока регулирующая роль государства (с 1947 г. составляются 5-летние планы развития);

· значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства;

· вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Южнокорейская модель рыночной экономики:

· широко используется планирование экономического развития (с 1962 г. разрабатываются 5-летние планы);

· длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере;

· регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта.

Китайская модель рыночной экономики:

· осуществлен переход от модели «централизованной плановой экономики» к модели «социалистической плановой товарной экономики»

· сочетание рыночных отношений с государственным планированием

· в сельском хозяйстве осуществлен переход от «народных коммун» к системе «семейного подряда»

· оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения «права собственности» от «права хозяйствования»

· установление прямых хозяйственных связей между предприятиями

· создание системы рынков (фондовые рынки, рынки услуг, рынки информации, техники, технологии).


Контрольные вопросы

1. Рынок – это форма организации отношений:

а) производства; б) обмена; в) распределения; г) потребления

2. Стимулирующая функция рынка заключается в том, что:

а) рынок побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами

б) рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве за счет расширения или сужения спроса и предложения

в) рынок возмещает производителю затраты на производство продукции

г) на рынке происходит выявление общественных потребностей и доведение товара до потребителя

3. Элементом структуры рынка по пространственному признаку является:

а) монопольный рынок

б) внешний рынок

в) рынок труда

г) финансовый рынок

4. Элементом структуры рынка в зависимости от обращающихся товаров является:

а) рынок несовершенной конкуренции

б) рынок труда

в) местный рынок

г) внутренний рынок

5. Какой тип рынка характерен для традиционной экономической системы?

а) свободный; б) деформированный; в) неразвитый; г) регулируемый

6. Современную рыночную экономику называют «смешанной экономикой» в связи с тем, что:

а) на рынке продаются как отечественные, так и импортные товары

б) рыночный механизм не способен решать социальные проблемы

в) рыночный механизм сочетается с государственным регулированием

г) существуют различные модели рыночной экономики

7. «Проблема безбилетника» связана с:

а) отсутствием контролеров в общественном транспорте

б) производством и потреблением общественных благ

в) ошибками в централизованном планировании

г) низким уровнем жизни населения

8. Свойством общественных благ не является:

а) неисключаемость из потребления

б) неделимость

в) относительно равное распределение

г) невозможность равного распределения

9. Общественным благом не является:

а) общественный правопорядок

б) охрана права частной собственности

в) общественный транспорт

г) уличное освещение

10. Проявлением внешних эффектов является:

а) внешность продавца в магазине

б) эффектное оформление витрины

в) автостоянка для покупателей магазина

г) очищенный от снега и льда тротуар рядом с магазином

11. К обязательным условиям существования рынка не относится:

а) достоверная информация о рынке у его субъектов

б) независимость рыночных субъектов

в) государственное регулирование рыночных отношений

г) право субъектов самим определять цены на свои товары

12. Регулирующая функция рынка заключается в том, что:

а) рынок побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами

б) рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве за счет расширения или сужения спроса и предложения

в) рынок возмещает производителю затраты на производство продукции

г) функционирование рынка регулируется со стороны государства

13. Элементом структуры рынка по пространственному признаку является:

а) финансовый рынок

б) местный рынок

в) рынок недвижимости

г) крытый рынок

14. Элементом структуры рынка в зависимости от обращающихся товаров является:

а) местный рынок

б) рынок монополистической конкуренции

в) рынок недвижимости

г) теневой рынок

15. Какой тип рынка характерен для командной экономической системы?

а) свободный

б) деформированный

в) неразвитый

г) регулируемый

16. Наиболее либеральной из перечисленных моделей рыночной экономики является:

а) американская модель

б) китайская модель

в) японская модель

г) немецкая модель

17. Постепенное угасание конкуренции связано с тем, что

а) в рыночные процессы вмешивается государство

б) растет культурный уровень производителей

в) проигравшие в конкурентной борьбе разоряются

г) изменяются методы конкуренции

18. Свойством общественных благ является:

а) исключаемость из потребления

б) общественная потребительная стоимость

в) относительно равное распределение

г) невозможность равного распределения

19. Общественным благом является:

а) прибрежный маяк

б) личная охрана бизнесмена

в) общественный транспорт

г) высшее образование

 

20. Проявлением внешних эффектов не является:

а) высокое качество дорожного покрытия на платной автомагистрали

б) повышенная концентрация выхлопных газов в воздухе

в) шум от движения автотранспорта

г) свет фар машины на неосвещенной улице

Тема 7. Институты в рыночной экономике




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.