Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон убывающей предельной полезности




Тема 9. Рыночное поведение потребителей

Условия потребительского выбора:

· рациональное (разумное) поведение потребителя;

· независимость принятия решений;

· отчетливая система предпочтений;

· бюджетное сдерживание, т.е. ограниченность денежных доходов потребителей;

· фиксированный уровень цен.

Рациональный потребитель стремится максимизировать совокупную полезность приобретаемых благ при минимизации затрат.

Излишек потребителя – разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он заплатил фактически.

Полезность выдвигалась в качестве основы для определения стоимости товаров, начиная со средних веков (Св. Фома Аквинский; Николас Барбон; Этьен Кондильяк; Фердинандо Галиани; Джереми Бентам и др.).

Парадокс Смита:

· блага, имеющие наивысший полезный эффект (вода, хлеб, воздух), ценятся гораздо ниже, чем блага, польза которых с точки зрения естественных потребностей человека не вполне очевидна (бриллианты);

· разрешается с появлением теории предельной полезности.

Авторы теории предельной полезности: Герман Генрих Госсен; Карл Менгер; Фридрих Визер; Ойген Бём-Баверк; Уильям Стенли Джевонс и др.

Два уровня полезности:

· общая (совокупная) полезность – оценка потребителем полезности всего доступного ему запаса блага.

· предельная полезность – оценка потребителем полезности последней (предельной) единицы из этого запаса (т.е. такой единицы, которая удовлетворяет наименее насущную потребность).

Факторы предельной полезности:

· интенсивность потребности;

· редкость благ.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): полезность каждой последующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы (предельная полезность блага убывает с увеличением запаса).

9.2. Кардиналистский подход к обоснованию
потребительского выбора

Кардиналистский подход (от англ. cardinal – количественный):

· предельная полезность может быть измерена по абсолютной шкале измерения наподобие физической величины (например, в ютилях);

· целью потребительского выбора является достижение потребительского равновесия.

Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, изменяя набор приобретаемых товаров.

Правило максимизации полезности (второй закон Госсена): при заданных ценах и бюджете потребитель достигнет максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене будет одинаково по всем потребляемым благам.

· где MUi – предельная полезность i-го блага (marginal utility);

· Pi – цена i-го блага.

9.3. Ординалистский подход к обоснованию
потребительского выбора

Ординалистский подход (от англ. ordinal – порядковый):

· потребители не измеряют предельную полезность, но могут сопоставить все наборы товаров и услуг;

· предпочтения потребителей транзитивны (если набор A лучше B, а B лучше C, то A лучше C);

· потребители предпочитают большее количество товара меньшему.

Кривая безразличия – линия, соединяющая комбинации двух товаров, имеющие одинаковую полезность для потребителя. Такие комбинации называют наборами безразличия.

Свойства кривых безразличия:

· кривую безразличия можно провести через любую точку;

· кривые безразличия не пересекаются;

· множество параллельных кривых образуют карту безразличия;

· кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

· кривые безразличия являются выпуклыми по отношению к началу координат;

· наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замещения.

Рис. 9.1. Кривая безразличия

Предельная норма замещения – количество заменяемого товара (Y), которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить одну дополнительную единицу заменяющего товара (X) без выигрыша или потери общей полезности набора товаров.

· где MRS – предельная норма замещения (marginal rate of substitution);

· ΔQY – изменение количества заменяемого товара;

· ΔQX – изменение количества заменяющего товара;

Закон понижения предельной нормы замещения: По мере уменьшения у потребителя количества заменяемого товара (Y) и увеличения количества заменяющего товара (X) предельная норма замещения снижается (т.е. замена происходит все менее охотно).

Бюджетная линия – показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода; совокупность точек, отвечающих условию равенства:

· где I – доход (бюджет) потребителя;

· PX, PY – цены товаров X и Y;

· QX, QY - количества товаров X и Y, приобретаемых потребителем.

Рис. 9.2. Бюджетная линия

Свойства бюджетных линий:

· увеличение дохода потребителя (или синхронное снижение цен) сдвигает бюджетную линию вправо, уменьшение дохода (или повышение цен) – влево;

· изменение соотношения цен меняет угол наклона бюджетной линии.

Рис. 9.3. Равновесие потребителя

Условие равновесия потребителя:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.