Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная и несовершенная конкуренция




Формы конкуренции (5):

· в зависимости от степени монополизации рынка и свободы конкуренции:

o совершенная конкуренция;

o несовершенная конкуренция:

§ монополистическая конкуренция;

§ олигополия;

§ чистая монополия.

Совершенная конкуренция – ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизированные, однородные) товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.

Черты совершенной конкуренции:

· Очень большое число участников;

· Стандартизированная (однородная) продукция;

· Конкуренция носит ценовой характер;

· Входные и выходные барьеры низки, легко преодолимы;

· Каждая фирма производит настолько малую часть от общего объема производства, что никак не может повлиять на уровень цен, является «прайс-тейкером» (price-taker).

Несовершенная конкуренция – конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке, и тем самым имеет место неравенство условий конкуренции.

Монополистическая конкуренция – конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции.

Черты монополистической конкуренции:

· Относительно большое число фирм

· Дифференциация товара

· Основное внимание уделяется неценовой конкуренции

· Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко

· Фирмы обладают ограниченной возможностью воздействия на цену в силу квазимонопольного положения на рынке своего дифференцированного продукта (но не на рынке в целом)

Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики

Черты олигополии:

· Относительно малое число фирм на рынке

· Продаваемые товары могут быть как однородными (стандартизированными), так и разнородными (дифференцированными)

· В зависимости от того, какой характер имеет продукция (дифференцированный или однородный) большее или меньшее распространение имеет неценовая конкуренция

· Высокие входные барьеры

· В той или иной степени возможен контроль над ценами со стороны олигополистов

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов

Черты монополии:

· Единственный продавец

· Уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей

· Конкуренция по определению отсутствует

· Вступление на рынок очень затруднено или даже заблокировано

· Значительный контроль над ценой

Монопсония – рынок, на котором действует только один покупатель.

Виды монополии:

· открытая монополия;

· закрытая монополия;

· естественная монополия.

Открытая монополия – монополия, возникающая в результате обладания конкурентными преимуществами; не имеет специальной защиты от конкуренции, поэтому часто носит временный характер.

Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (например, патентным правом).

Естественная монополия – монополия, существование которой признаётся обществом экономически целесообразным; возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда весь рынок обслуживает только одна фирма.

13.5. Определение цены и объема производства
в условиях совершенной конкуренции

Рыночное поведение фирмы предполагает определение цены и объёма производства; различно в зависимости от структуры рынка (в условиях совершенной и несовершенной конкуренции).

Цена в условиях совершенной конкуренции не зависит от фирмы. Фирма является субъектом, «соглашающимся с ценой» (price-taker); это связано с тем, что на этом рынке кривая спроса на продукцию каждой отдельной фирмы является совершенно эластичной.

Объём производства в условиях совершенной конкуренции является основным планируемым показателем. Оптимальным будет такой объем производства, при котором максимизируется прибыль или минимизируются убытки. Общий подход к его определению – сопоставление издержек и выручки.

Методы определения оптимального объёма производства:

· метод сопоставления общей выручки с общими издержками;

· метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками.

1. Метод сопоставления общей выручки с общими издержками:

· случай максимизации прибыли;

· случай минимизации убытков;

· случай закрытия.

Рис. 13.1. Случай максимизации прибыли

Рис. 13.2. Случай минимизации убытков

Рис. 13.3. Случай закрытия

2. Метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками:

· случай максимизации прибыли;

· случай минимизации убытков;

· случай закрытия.

Рис. 13.4. Случай максимизации прибыли

Рис. 13.5. Случай минимизации убытков

Рис. 13.6. Случай закрытия

Гипотеза о нулевой экономической прибыли:

· в результате перелива капитала цена на рынке совершенной конкуренции в долговременном периоде стремится к минимуму средних издержек;

· в этой ситуации фирмы имеют нулевую экономическую прибыль.


13.6. Определение цены и объема производства
в условиях несовершенной конкуренции

Цена и объём производства в условиях чистой монополии:

· устанавливаются монополистом;

· ограничены уровнем спроса (не могут быть сколь угодно высоки);

· фирма является субъектом, «ищущим цену» (price-searcher).

Метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками:

· случай максимизации прибыли;

· случай минимизации убытков;

· случай закрытия.

Рис. 13.7. Случай максимизации прибыли

Рис. 13.8. Случай минимизации убытков

Рис. 13.9. Случай закрытия

Высокие входные барьеры могут позволить монополисту получать экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долговременном периоде.

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии зависит не только от издержек и спроса (как в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии), но и от реакции конкурентов.


Контрольные вопросы

1. Конкуренция способствует:

а) эффективному использованию ресурсов

б) повышению качества товаров и услуг

в) созданию условий для снижения издержек производства

г) все перечисленные ответы верны

2. К формам конкуренции в зависимости от степени концентрации участвующих субъектов относится:

а) ценовая конкуренция

б) несовершенная конкуренция

в) индивидуальная конкуренция

г) конкуренция продавцов

3. К характеристике дифференциации продукта не относится:

а) индивидуализация продукции

б) формирование потребительских предпочтений

в) формирование лояльности потребителей

г) здесь нет правильного ответа

4. Предметная конкуренция – это разновидность:

а) неценовой конкуренции

б) межотраслевой конкуренции

в) монополистической конкуренции

г) здесь нет правильного ответа

5. К числу входных барьеров относится:

а) ограниченность ресурсов

б) необходимость списания крупных инвестиций

в) большие затраты по ликвидации производства

г) противодействие клиентов

6. Условиям совершенной конкуренции в наибольшей степени соответствует рынок:

а) стали

б) канцелярских товаров

в) автомобилей

г) банковских услуг

7. Признаком монополистической конкуренции является:

а) однородная продукция

б) ценовой характер конкуренции

в) уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей

г) входные и выходные барьеры сравнительно невысоки

8. Признаком монополии является:

а) отсутствие конкуренции

б) отсутствие близких заменителей производимого продукта

в) значительный контроль над ценой

г) все перечисленные ответы верны

9. [...] возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда весь рынок обслуживает только одна фирма:

а) двусторонняя монополия

б) естественная монополия

в) искусственная монополия

г) монопсония

10. Может ли фирма-монополист получать прибыль в долгосрочном периоде:

а) нет, поскольку в долгосрочном периоде ее средние издержки обя­зательно уравниваются с ценой товара

б) может в том случае, если ей удается обеспечить поддержку государства

в) нет, так как в долгосрочном периоде фирма-монополист не может обеспечить равенства MR=MC

г) может, ибо в долгосрочном периоде она всегда может найти объем производства, при котором MR>MC

11. Конкуренция покупателей:

а) характерна для рыночной экономики

б) существует на рынке покупателя

в) характерна для командно-административной экономики

г) здесь нет правильного ответа

12. К формам конкуренции в зависимости от используемых методов относится:

а) ценовая конкуренция

б) несовершенная конкуренция

в) индивидуальная конкуренция

г) конкуренция продавцов

13. К характеристике дифференциации продукта относится:

а) производство широкого ассортимента разнообразных товаров

б) обеспечение узнаваемости торговой марки производителя

в) дифференцированный подход к установлению цен

г) все перечисленные ответы правильны

14. Видовая конкуренция – это разновидность:

а) ценовой конкуренции

б) внутриотраслевой конкуренции

в) совершенной конкуренции

г) здесь нет правильного ответа

15. Признаком совершенной конкуренции является:

а) ценовой характер конкуренции

б) дифференциация товара

в) высокие входные барьеры

г) возможность контроля над ценой

16. Признаком монополистической конкуренции не является:

а) стандартизированная продукция

б) дифференцированная продукция

в) неценовые методы конкуренции

г) низкие входные барьеры

17. Олигополистическая структура рынка предполагает:

а) преодоление серьезных трудностей при вхождении фирмы и отрасль

б) функционирование в отрасли нескольких крупных фирм

в) производство дифференцированных или однородных товаров

г) все перечисленные ответы верны

18. Признаком монополии не является:

а) единственный продавец

б) уникальность продукции

в) полный контроль над ценой

г) здесь нет правильного ответа

19. Закрытая монополия – это:

а) монополия, защищенная юридическими запретами

б) монополия, возникающая в результате внедрения новых технологий

в) убыточная монополия, подлежащая закрытию

г) здесь нет правильного ответа

20. В условиях совершенной конкуренции для максимизации прибыли фирма должна:

а) соблюдать равенство средних издержек и цен

б) обеспечивать соответствие предельных издержек и спроса

в) обеспечивать равенство предельных издержек и предельного дохода

г) все предыдущие варианты ответов неверны




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.