Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы системы банковского кредитования




Устаревшая терминология Современная терминология
Название элементов системы креди- тования Название составляющих компонентов кредитной сделки
Субъекты кредитных отношений: а) кредиторы; б) заемщики Участники кредитных сделок: а) кредиторы; б) заемщики
Объекты кредитования Кредитные продукты банков
Порядок и степень участия собствен- ных средств заемщиков в кредитной сделке Условия доступа на кредитный рынок
Способы регулирования ссудной за- долженности Границы кредита
Методы кредитования Кредитные технологии
Формы ссудных счетов Учетный регистр кредита
Банковский контроль в процессе кре- дитования Кредитный мониторинг

Поскольку рыночная экономика — это экономика договорных отно- шений, то и основанием для юридического признания кредитной сдел- ки является кредитный договор (или кредитное соглашение), выступа- ющий основным финансовым инструментом кредитного рынка1.

Итак, мы можем сделать следующие выводы.

1.
Участниками кредитной сделки на рынке банковского корпора- тивного кредитования со стороны заемщиков выступают целевые груп- пы заемщиков — нефинансовых организаций. Они выбираются банками исходя из рыночной стратегии развития с учетом опыта обслуживания компаний разных отраслей, форм собственности и величины бизне- са, экспертных прогнозов развития и мер государственной поддержки каждой отрасли, необходимости диверсификации кредитного портфе- ля, возможности получения дополнительных выгод и перспективности обслуживания заемщиков и закрепляются в положении о кредитной по-

1 А на банковском кредитном рынке это еще и депозитный договор, юридиче- ски закрепляющий передачу экономическими субъектами банку во времен- ное пользование свободных денежных средств на условиях срочности, воз- вратности и платности, а также долговой финансовый инструмент (если в нем определены сроки возврата основного долга и процентов по нему) — банков- ский сертификат, банковский вексель, банковская облигация.


 

литике. По каждой приоритетной для кредитования отрасли устанав- ливаются требования к стажу работы компании-заемщика, рыночной доле его продукции, структуре корпоративного управления и качеству менеджмента, квалификации персонала, кредитной истории, классу кредитоспособности с определением предельной доли кредитов дан- ной отрасли в кредитном портфеле банка, целей кредитования и кре- дитных продуктов.

2. Кредитные продукты выступают конкретным воплощением (спо- собом оказания) кредитной услуги в форме ее четкого определения или структурирования условий, рассчитанных на конкретного заемщика или на их группу. Кредитный продукт предполагает определенную последо- вательность совершения банковских операций и банковские докумен- ты, удостоверяющие совокупность юридических прав и обязанностей сторон. Конкретно кредитные продукты банков определяет сочетание категории заемщика (в смысле специфики его финансовых потребно- стей), вида кредита (по набору его параметров1) и, что следует выде- лить отдельно, технологии кредитования. Эти продукты имеют стои- мость, выражающуюся в величине процентной ставки, комиссий банков, и потребительную стоимость (полезность для конкретного заемщика). Для кредитных продуктов характерен ряд особенностей, обуслов-

ленных ролью банков как финансовых посредников, а именно:

● их продажа банками на условиях возвратности, срочности и плат- ности;

● зависимость их параметров от ресурсной базы банков, гибкости цен- трализованной (ЦБ РФ, ВЭБ, АИЖК) и рыночной системы рефи- нансирования, а также предпочтений заемщиков и ориентиров кре- дитной политики самих банков;

● регулирование их предложения мерами экономической, инвести- ционной, монетарной политики государства и регулятивными тре- бованиями ЦБ РФ;

● подверженность обесценению в силу кредитного, процентного, ва- лютного рисков.

В основе кредитных продуктов лежат, по сути, кредитные услуги; в то

же время один и тот же кредитный продукт может сочетать в себе не- сколько банковских услуг. В отличие от банковских услуг, набор кото- рых является относительно постоянным, перечень банковских продук-


1 Срок, сумма, обеспечение кредита, уровень, порядок начисления и выплаты процентов, комиссий и т. д.


 

тов практически ничем не ограничен. При этом по кредитным услугам набор банковских продуктов является одним из самых разнообразных, что обусловлено широким спектром финансовых потребностей клиен- тов банков.

В современных условиях банки предоставляют своим клиентам — нефинансовым организациям разнообразные виды кредитов (кредит- ных продуктов), которые можно классифицировать по различным при- знакам:

● по группам заемщиков: кредиты промышленности, торгово-снабжен- ческим организациям, сельскому хозяйству, предприятиям транс- порта, строительной сферы и т. д.;

● по целям кредитования: кредиты на текущие нужды (обслуживают потребности компаний в оборотных средствах) и кредиты на ин- вестиционные цели (для финансирования инвестиций компаний в основные средства);

● по срокам предоставления средств:

* кредиты до востребования;

* срочные кредиты, которые подразделяются на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до трех лет) и долго- срочные кредиты (более трех лет). Как правило, кредиты, форми- рующие оборотные средства, являются краткосрочными, а кре- диты, участвующие в обновлении, расширении, реконструкции и т. д. основных средств, — среднесрочными и долгосрочными;

● по размеру: крупные кредиты (размер которых превышает 5% соб- ственных средств (капитала) банков), средние (величиной от 1 до 5% собственных средств банков) и мелкие кредиты (величиной ме- нее 1% собственных средств банков);

● по обеспечению:

* необеспеченные (бланковые) кредиты;

* обеспеченные кредиты, которые по характеру обеспечения под- разделяются на: залоговые кредиты, кредиты под обеспечение по- ручительствами третьих платежеспособных лиц и банковскими гарантиями, застрахованные кредиты;

● по валюте предоставления средств: кредиты в национальной валю- те, кредиты в иностранной валюте, кредиты с правом выбора заем- щиком валюты кредита (мультивалютные кредиты);

● по способам выдачи и погашения кредитов (методам кредитования): разовые, срочные кредиты, кредитные линии, овердрафты, синдици- рованные кредиты;


 

● по направлению выдачи: кредиты, выдаваемые на расчетный (теку- щий) счет заемщика, и кредиты, выдаваемые непосредственно на проведение платежей (платежные кредиты (не разрешены прави- лами ЦБ РФ));

● по видам процентных ставок: кредиты с фиксированной процентной ставкой и кредиты с плавающей процентной ставкой;

● по периодичности погашения: кредиты, погашаемые единовремен- но (на определенную дату, обычно в конце срока договора) и пога- шаемые в рассрочку (частями — равномерными или неравномерны- ми, в сроки, согласованные с банком);

● по степени риска: стандартные кредиты, нестандартные кредиты, сомнительные кредиты, проблемные кредиты и безнадежные кре- диты1.

Состав кредитных продуктов у каждого банка определяется целе-

выми группами клиентов и спецификой их финансовых потребно- стей, которые, прежде всего, различаются в сфере обслуживания те- кущей деятельности и развития бизнеса. Поэтому базовыми видами кредитных продуктов являются краткосрочные (на текущие нужды) и инвестиционные продукты. Они должны обеспечивать индивиду- альный подход к заемщикам при стандартных кредитных процеду- рах банков.

Краткосрочные кредитные продукты банков отличают следующие особенности:

● кредит используется для поддержки действующего бизнеса, не ме- няет структуру и качество производственных мощностей, не тре- бует разработки и представления в банк инвестиционного проекта и бизнес-плана его реализации;

● источником возврата кредита выступает текущая выручка от реали- зации продукции (оказания услуг, выполнения работ), и, соответ- ственно, кредит возвращается сразу после завершения одного опе- рационного цикла предприятия;

● надежность кредита определяется банками на основе анализа об- щей кредитоспособности предприятия и денежных потоков по его банковским счетам.

В целом такие кредиты надежным заемщикам существенно снижают

кредитные риски банков и риски ликвидности и платежеспособности


1 Категории качества кредитов в соответствии с Положением ЦБ РФ № 254-П от 26.03.2004 г.


 

заемщиков1 и ускоряют оборачиваемость кредитных вложений банков и капитала заемщиков. Назначение данных продуктов состоит в сти- мулировании непрерывности текущего платежного оборота компаний, своевременное начало и завершение которого обеспечивает погашение кредитов, что требует от банков разработки условий данных продуктов в полном соответствии с его закономерностями. Только на этой основе может быть обеспечена активная роль банков в организации платежно- го оборота предприятий и банковские гарантии эффективности их биз- неса и развития рыночной экономики. Как свидетельствует зарубежная практика, ее обеспечивают кредиты до востребования, выдача и пога- шение которых осуществляются в пределах открытого лимита и обще- го срока действия соглашения в полном соответствии с кругооборотом капитала компаний2.

Инвестиционные кредитные продукты банков имеют свою специ- фику, которая состоит в следующем:

● кредит изменяет качество и структуру производственного потен- циала предприятий, т. е. участвует в создании новых, более совер- шенных, основных фондов и нематериальных активов, технологий и производственных мест;

● обязательным условием получения кредита является представле- ние инициаторами проектов банку бизнес-планов их практической реализации;

● участие банка в кредитовании проектов может осуществляться в раз- ных формах (инвестиционное, проектное кредитование, проектное финансирование, лизинг, покупка ценных бумаг предприятий — ини- циаторов проекта) и на разных этапах реализации проекта, исходя из уровня риска, который готов принять на себя банк;


инвестирование банком средств в проект осуществляется в течение длительного срока, определяемого периодом освоения нового про- изводства или окупаемости затрат действующих предприятий. Со- ответственно кредит, является средне- или долгосрочным;

1 Поддерживая непрерывность платежного оборота предприятий.

2 Эти кредиты исторически обусловили отличия систем краткосрочного кре- дитования западных стран друг от друга, которые в США основаны на кре- дитных линиях, в Германии — на контокоррентных кредитах, в Великобрита- нии — овердрафтах. В США кредитные линии открываются на срок 1–2 года с последующей пролонгацией договора, а для надежных заемщиков — сра- зу на 5–10 лет; в Великобритании и Германии сроки названных кредитных продуктов также составляют несколько лет с их последующим продлением на аналогичный срок.


 

● погашение кредита и процентов по нему осуществляется преиму- щественно или только за счет доходов от реализации инвестицион- ного проекта.

Специфика инвестиционных кредитов выдвигает на первое место

детальный анализ не самого заемщика (его текущей кредитоспособно- сти и делового риска), а эффективности его инвестиционного проекта и его инвестиционной кредитоспособности. Инвестиционная кредито- способность характеризует способность заемщика к своевременному и полному погашению кредита в результате реализации проекта. Оце- нивать инвестиционную кредитоспособность следует, увязывая теку- щее финансовое состояние заемщика с денежными потоками проекта, что позволяет спрогнозировать, как реализация проекта повлияет на него и, наоборот, как предприятие с генерируемыми им рисками спо- собно снизить эффективность проекта либо даже оказаться не в состо- янии осуществить проект.

Как правило, российские банки при оценке инвестиционных проек- тов отдают предпочтение при их анализе и отборе финансовым показа- телям проектов. Вместе с тем, как свидетельствует передовой зарубеж- ный и российский опыт, более правильным является первоначальная оценка и отбор проектов по экономическим критериям, включающим изучение стратегических приоритетов (целей) проектов и их соответ- ствия инвестиционной политике банка. Здесь основным фактором при- влекательности проектов для банка выступает развитие какого-либо от- раслевого или регионального рынка за счет наращивания конкурентных преимуществ заемщиков путем внедрения современных технологий, техники, диверсификации бизнеса. Помимо стратегических задач ин- вестиционных проектов их оценка по экономическим критериям долж- на включать анализ обоснованности планов практической реализации проектов, рыночной конкурентоспособности продуктов или услуг, пла- нируемых к выпуску (оказанию), опыта и финансового состояния парт- неров заемщика по проектам.

Кредитными продуктами, востребованными предприятиями нефи- нансового сектора экономики на этом рынке, являются:

на текущие нужды — кредиты на закупку сырья, материалов, ком- плектующих изделий, на оплату выполненных работ и услуг, на завер- шение расчетов, на выплату заработной платы, оплату таможенных платежей, налогов и сборов, на пополнение оборотных средств;

на инвестиционные цели — кредиты на осуществление реконструк- ции, модернизации, технического перевооружения основных фон-


 

дов, их расширение, обновление, строительство новых сооружений и производств, организацию выпуска новой продукции, создание опытных образцов, НИОКР и т. д.

О распределении кредитных продуктов, предоставленных органи- зациям нефинансового сектора экономики, можно судить на основа- нии данных табл. 3.5.

3. Порядок и степень участия собственных средств заемщика в кре- дитуемой операции — или, в современной интерпретации, условия до- ступа заемщика на кредитный рынок. Данное положение учитывается банками непосредственно при кредитовании инвестиционных проек- тов в виде требования обязательного участия их инициаторов в объеме как минимум 30% проектных затрат и опосредованно — при оценке воз- можности выдачи кредитов и определении их параметров (путем ана- лиза кредитоспособности заемщика), т. е. как источник возврата долга. При значительных объемах выдачи средств (например, синдицирован- ные кредиты) и их предоставлении без обеспечения для банков важное значение имеет введение в кредитный договор финансовых ковенант, ограничивающих действия заемщика на период кредитования, в части требований по поддержанию определенной величины и структуры соб- ственного капитала и обязательств, при нарушении которых банки мо- гут потребовать досрочного возврата долга по всем выданным кредитам.

4. Границы кредита находят выражение в лимитах кредитования, устанавливаемых банком с учетом требований ЦБ РФ, своей кредит- ной политики, организационной структуры и видов кредитных продук- тов. Они имеют целью ограничение кредитных рисков банка:

● по отдельным заемщикам (лимиты кредитования на одного заемщи- ка (группу связанных заемщиков) по всем видам кредитных продук- тов данного банка);

● по каждому кредитному продукту конкретного заемщика;

● по кредитному портфелю в целом, что предполагает его диверсифи- кацию на основе лимитов кредитования, устанавливаемых по груп- пам заемщиков1 и по видам кредитных продуктов2, и определяет структуру ресурсной базы банков;

● по коллегиальным органам управления, комитетам, должностным лицам и филиалам банка, определяющее их полномочия по приня-


1 В разрезе их отраслей, географических регионов, форм собственности, мас- штабов бизнеса, классов кредитоспособности и пр.

2 Краткосрочные и инвестиционные, в рублях и иностранной валюте и т. д.


 

тию решений в сфере кредитования и регулирующее кредитные вло- жения филиалов.

Таким образом, следует говорить о системе лимитов кредитова- ния, которые должны охватывать все виды кредитных продуктов бан- ка, иметь разное назначение и быть связанными друг с другом. Банки должны определять подходы к их расчету и регулированию, способам компенсации заемщиками принятых банком твердых обязательств по выдаче кредитов и применять кредитные продукты с разными вариан- тами использования лимитов заемщиками (например, с правом или без права их превышения, что не запрещено ЦБ РФ).

5. Кредитные технологии. Исходя из понятия технологии как по- следовательности методов, операций и процедур, их можно рассматри- вать с нескольких позиций:

● во-первых, как организацию кредитного процесса банка в целом. При этом кредитный процесс определяется нами как комплекс по- следовательных, регламентированных процедур и действий банка, увязанных с его стратегическими и текущими приоритетами разви- тия, по разработке и продаже кредитных продуктов и управлению отношениями в области кредитования. При этом любой кредитный продукт неотделим от бизнес-процессов его продажи (доведения до конкретного заемщика) и сопровождения, а значит, должен проек- тироваться вместе с ними как технология кредитования;

● во-вторых, в более узком смысле — как конкретные методы и приемы разработки и продажи кредитных продуктов, выступающие неотъ- емлемым элементом маркетинговой и кредитной политики банков, а также как способы выдачи и погашения кредитов. В современных условиях методы разработки и продажи кредитных продуктов раз- виваются в направлении обеспечения клиентоориентированного подхода. Этот подход обеспечивают: CRM (Customer Relationship Мanagement), дистанционные каналы обслуживания (интернет-бан- кинг), стратегия совмещенных продаж продуктов банка (и его парт- неров) и обратная связь с клиентами.

CRM выступает современной технологией управления взаимоотно-

шениями с клиентами на всех стадиях разработки и продажи продуктов, стратегией организации бизнеса и должна основываться на передовых информационных системах. CRM предполагает наличие единого хра- нилища информации, где в любой момент доступны все данные о кли- ентах на всех этапах их жизненного цикла и по всем случаям взаимо- действия с ними, систематизацию и постоянный анализ полученной


 

информации о клиентах. IT-системы путем оценки клиентской базы позволяют банкам параметризировать поведенческие характеристики, выявлять специфические потребности клиентов и предлагать соответ- ствующие им кредитные продукты, т. е. обеспечивать индивидуальный подход к клиентам и принятие управленческих решений. Внедрение СRM-технологий является практически важным для банков РФ в свете перехода к продвинутым подходам Базеля II, предполагающих исполь- зование банками внутренних рейтингов и моделей. Однако пока они до- ступны лишь крупным банкам в силу высокой стоимости их внедрения (по разным оценкам, в пределах $3–8 млн США). Здесь банки могут снижать расходы путем предоставления клиентам возможности изме- нения своих персональных данных с помощью интернет-портала.

Под совмещенными продажами нами понимается продажа двух или более отдельных1 продуктов в одном пакете. Например, комбинация банковских кредитных и страховых продуктов или комбинация толь- ко банковских продуктов. Совмещенные продажи могут организовы- ваться банками путем выбора продукта первоначального (наиболее частого) пользования клиентом (т. е. основного продукта) и привяз- ки к нему дополнительных продуктов, при этом клиент для получения доступа к последним должен принимать предложение целиком (так называемые связанные или перекрестные продажи). Например, «кре- дит» (основной продукт) и «расчетный счет» (дополнительный про- дукт, причем с обязательством клиента о проведении по нему в опре- деленной доле или полностью оборотов по кредитуемой сделке), или

«кредит» и «депозит» (с оформлением прав по нему в залог банку, что делает возможным упрощенную процедуру рассмотрения кредитной заявки), или «кредит на инвестиционные цели» и «кредит на пополне- ние оборотного капитала», или «кредит» и «гарантийные продукты» (аккредитив, банковская гарантия, поручительство банка), или «кре- дит банка» и «страховые продукты» его партнеров (например, страхо- вание залогового имущества).

Преимущества стратегии совмещенных продаж для банков состоят в экономии затрат (на маркетинговые исследования, привлечение но- вых и удержание старых клиентов) за счет продажи уже имеющимся клиентам не одного, а сразу нескольких видов продуктов и в заранее подготовленном пакете, в росте доходов от одного клиента и повыше- нии лояльности клиентов, в снижении кредитных рисков, улучшении характеристик продуктов, стимулировании спроса на них и дифферен-


1 Для которых существуют индивидуальные рынки.


 

циации линейки продуктовых предложений, что затрудняет их копиро- вание конкурентами. Этими выгодами банки могут делиться с клиента- ми, продавая им второй и каждый следующий продукт в составе пакета по более низкой цене. Анализ эффекта и потенциала данной стратегии может проводиться банками, например, по показателю среднего коли- чества банковских продуктов (по которым было движение средств за анализируемый период) на одного клиента.

Обратная связь с клиентами предполагает их информирование о ли- нейке и преимуществах кредитных продуктов банков и получение от них отзывов, в том числе по уже приобретенным в банке кредитным продуктам, необходимых для приближения этих продуктов и способов их продажи к потребностям клиентов. Она может быть организована с помощью интернет-сайта банка, обращений клиентов в его филиалы, представительства и анкетирования компаний.

В свою очередь, способы выдачи и погашения кредитов регламен- тированы ЦБ РФ в виде незакрытого перечня: разовое предоставление денежных средств заемщику на его банковский счет, открытие кредит- ной линии (под лимит выдачи или лимит задолженности), кредито- вание банковского счета клиента-заемщика при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств (овердрафт). Рассмотрим эти спо- собы подробнее.

Так, разовые кредиты — это кредиты, которые предоставляются за- емщикам от случая к случаю на удовлетворение различных потребно- стей. При этом каждый кредит оформляется индивидуальным кредит- ным договором с указанием цели и суммы кредита, срока его возврата, размера процентной ставки и обеспечения кредита. Выдача разового кредита производится единовременно с простого ссудного счета с за- числением суммы кредита на расчетный счет заемщика. Заемщик может иметь в банке несколько простых ссудных счетов, если он одновремен- но пользуется кредитами на разные цели, сроки и под разную процент- ную ставку. Погашение кредитов может производиться как единовре- менно, разовым платежом по окончании установленного в договоре срока возврата кредита, так и периодически, в согласованные с банком сроки, в соответствующей оговоренной сумме.

Открытие кредитной линии представляет собой принятие банком обязательства предоставлять заемщику кредиты в пределах заранее уста- новленного на определенный срок лимита, который может быть исполь- зован им на основании кредитного договора по мере возникновения по- требности в дополнительных средствах в пределах установленного срока без дополнительных переговоров с банком и какого-либо документаль-


 

ного оформления. Кредитная линия открывается, как правило, на один год, но может открываться и на меньший срок (например, полгода). Ли- мит кредитования может пересматриваться банком по просьбе клиен- та при наличии достаточных оснований. В то же время он не является обязательным для банка в плане выдачи кредитов, если банк установит ухудшение финансового положения заемщика, снижение поступлений на его расчетный счет и прочие неблагоприятные факторы.

Кредитные линии могут быть: возобновляемые (кредитование под лимит задолженности) и невозобновляемые (кредитование под лимит выдачи). Под возобновляемой (револьверной) кредитной линией пони- мается договор о предоставлении заемщику кредитов, в котором опре- деляется максимальный размер единовременной задолженности заем- щика по полученным кредитам (лимит задолженности) с учетом всех выдач и погашений кредитов. Неоднократные автоматические выдачи и погашения кредитов в рамках возобновляемой кредитной линии яв- ляются ее главным достоинством. Под невозобновляемой кредитной ли- нией понимается договор, по которому предусмотрена выдача кредитов несколькими суммами (траншами) в пределах общей суммы договора (лимита выдачи) независимо от их частичного погашения. Лимит вы- дачи считается полностью использованным, если оборот суммарной вы- дачи кредитов по всем траншам равен сумме, предусмотренной в кре- дитном договоре. Такая кредитная линия подходит для кредитования компаний-заемщиков с неравномерным (сезонным) кругооборотом ка- питала, у которых она будет обслуживать постепенное нарастание за- трат с последующим погашением кредитов по мере реализации гото- вой продукции (товаров).

Овердрафт представляет собой особую форму краткосрочного кре- дита, при которой банк осуществляет кредитование расчетного или теку- щего счета клиента. Под кредитованием счета, согласно ст. 850 ГК РФ, понимается осуществление банком платежей со счета, несмотря на от- сутствие или недостаток на нем денежных средств. Кредитование сче- та клиента может осуществляться только в том случае, если оно преду- смотрено в договоре банковского счета. Овердрафт выступает льготной формой кредитования, т. е. он предоставляется самым устойчивым в фи- нансовом отношении заемщикам при кратковременном недостатке (от- сутствии) у них на счетах средств для совершения платежей и предо- ставляется, соответственно, на очень короткий срок.

Кредитование в форме овердрафта, так же как и по кредитной ли- нии, осуществляется при установленных клиенту лимите (максималь- ной сумме, на которую могут быть проведены операции по счету сверх


 

остатка средств на счете) и сроках, в течение которого должны быть по- гашены выданные кредиты. При этом следует различать общий срок кре- дитования по овердрафту (например, один год) и срок выдачи каждого кредита в рамках этого общего срока договора об овердрафте с клиентом (например, 14 дней). Образовавшееся при овердрафте на расчетном или текущем счете клиента дебетовое сальдо переносится с данного счета на отдельный ссудный счет по учету кредитов в форме овердрафта. Пога- шаются кредиты по овердрафту с расчетного или текущего счета клиен- та ежедневно в конце операционного дня свободным остатком средств на данном счете (после проведения банком всех платежей клиента).

Эти способы определяют для банков порядок регулирования ссуд- ной задолженности и подходы кредитного мониторинга. По существу, они должны обеспечивать выдачу кредитов непосредственно в момент возникновения у заемщиков потребности в средствах, банковский кон- троль целевого использования кредитов и погашение задолженности в момент формирования у заемщиков источников ее возврата, т. е. со- ответствовать закономерностям платежного оборота клиентов и мини- мизации кредитных рисков банков.

Соответственно, способы выдачи и погашения кредитов следу- ет рассматривать как целенаправленное сочетание организационно- экономических приемов предоставления и погашения кредитов, ко- торые на основе обеспечения непрерывности платежного оборота заемщиков должны способствовать снижению кредитных рисков бан- ков. В рамках правил ЦБ РФ данным условиям наиболее всего отвечает такая технология кредитования, как кредитная линия. Это подтверж- дается результатами мониторинга ЦБ РФ спроса клиентов на банков- ские услуги, по итогам которого на нее приходится наибольший про- цент из всех кредитных продуктов банков — 24%1.

6. Учетный регистр кредита. В современных условиях понятия спе- циальных и простых ссудных счетов уже не применяются ни в норма- тивной базе ЦБ РФ, ни в экономической литературе, ни на практике, вместо них используется общее понятие «ссудный счет» как счет, на котором отражается задолженность клиента перед банком. Тем не ме- нее в ситуации, когда кредиты выдаются дискретно на разовые цели на расчетные счета заемщиков, а не в порядке авансирования их затрат (непосредственно на совершение платежа) и погашаются с расчетных счетов в установленные в договоре сроки (а не в оперативном поряд-


1 Спицын С. Ф. О роли кредитных организаций в развитии экономики // День- ги и кредит. 2010. № 11. С. 20.


 

ке по мере поступления выручки от кредитуемых сделок), следует го- ворить об использовании простых ссудных счетов. С учетом частоты проведения операций по этим счетам можно говорить о разном режи- ме их работы, что отражается в размере комиссий, взимаемых банками за их обслуживание.

7. Кредитный мониторинг. Качество его организации непосредствен- но определяет долю проблемных кредитов в портфеле банка, востре- бованность его кредитных продуктов и финансовую устойчивость. Кредитный мониторинг должен осуществляться на трех уровнях, в со- ответствии с которыми можно выделить его следующие виды:

● мониторинг кредита, в ходе которого банк оценивает соблюдение принципов кредитования, положений своей кредитной политики, кредитно-обеспечительных договоров и лимитов кредитования (в зависимости от технологии кредитования), отслеживает финан- совое состояние заемщиков, выявляет признаки проблемных кре- дитов в соответствии с внутренними регламентами, разрабатывает план мероприятий по предотвращению просроченной задолженно- сти и, если она образовалась, по ее взысканию. При этом наиболее важны причины образования проблемной задолженности, кото- рые можно разделить на две группы: а) по вине заемщика (связаны с его финансовыми и прочими трудностями) и б) обусловленные действиями банка (неадекватная оценка кредитного риска, слабый кредитный мониторинг и т. д.). Последние причины обязательно учитываются в ходе мониторинга кредитного процесса. Целью мо- ниторинга кредита является обеспечение его возврата путем ран- него выявления признаков проблемной задолженности и приня- тия оперативных мер;

● мониторинг кредитного портфеля, в ходе которого банк отслежива- ет его структуру в динамике в целях предотвращения концентрации кредитных рисков, повышения доходности кредитных вложений и определения соответствия параметров портфеля своей кредит- ной политике.

В ходе мониторинга кредита и кредитного портфеля банк получает

информацию для третьего вида мониторинга — мониторинга кредитно- го процесса. Его главной целью выступает совершенствование кредит- ного процесса, выражающееся в устранении слабых участков кредитно- го процесса как технологии кредитования и на этой основе в создании принципиально новых кредитных продуктов и росте конкурентных преимуществ банка.


 

Несмотря на различия по содержанию и целям, все три вида мони- торинга тесно взаимосвязаны и требуют комплексного применения. Их объединяет общая цель — снижение кредитных рисков банка, регуляр- ный характер и охват всех стадий кредитного процесса. Наряду с этим мониторинг кредитного процесса направлен еще на реализацию кли- ентоориентированного подхода как основного подхода в деятельности банков при работе со всеми группами заемщиков.

Банковские корпоративные кредиты на вышеперечисленных усло- виях предоставляются организациям различных отраслей народного хозяйства. Об отраслевом разрезе кредитов хозяйству дают представ- ление данные табл. 3.7.

 

Таблица 3.7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.