Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполнение кредитными организациями требований по открытой




Требования и обязательства в иностранной валюте по балансовым и внебалансовым позициям по банковскому сектору

  1.01.10 1.01.11 1.04.11 1.06.11 1.07.11
Балансовые позиции          
Требования, млрд руб. 8128,8 8143,6 7917,7 8206 4 8157,0
Обязательства, млрд руб. 7436,5 7690,0 7604,6 7661,4 7523,1
Превышение требований над обя- 692,4 453,6 313,1 545,0 633,9
зательствами, млрд руб.          
Отношение превышения требова- 15,0 9,6 6,8 11,4 13,3
ний над обязательствами к сово-          
купному капиталу, %1          
Внебалансовые позиции2          
Требования, млрд руб. 3070,2 3485,7 4711,0 4532,6 4918,2
Обязательства, млрд руб. 3128,1 3396,1 4447,7 4519,0 4988,2
Превышение требований над обя- –57,9 89,6 263,3 13,6 –70,0
зательствами, млрд руб.          
Отношение превышения требова- –1,3 1,9 5,7 0,3 –1,5
ний над обязательствами к сово-          
купному капиталу, %3          

Таблица 2.5

валютной позиции (ОВП)

  2009 г. 2010 г. 2011 г.
I II III IY I II III IY I II
Количество кредитных ор-                    
ганизаций, нарушивших ли-                    
миты ОВП, ед.                    
В том числе:                    
• по 20 крупнейшим по ве-                    
личине активов кредит-                    
ным организациям                    


1 Совокупный капитал банков, имеющих лицензию на ведение операций с ино- странной валютой.

2 По срочным операциям (Раздел «Г» плана счетов).

3 Совокупный капитал банков, имеющих лицензию на ведение операций с ино- странной валютой.


Литература 97

 

  2009 г. 2010 г. 2011 г.
I II III IY I II III IY I II
Удельный вес кредитных                    
организаций, нарушивших                    
лимиты ОВП, в активах, %                    
• кредитных организаций, 1,0 1,2 0,5 0,5 2,2 0,7 0,8 0,2 0,2 0,1
имеющих валютную ли-                    
цензию                    
• среди 20 крупнейших по величине активов кредит- 0,0 1,0 0,0 0,0 2,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
ных организаций                    

Исходя из данных табл. 2.5 мы видим, что нарушение лимитов от- крытых валютных позиций является редким явлением. Это свидетель- ствует о том, что банки серьезным образом относятся к управлению соб- ственными валютными рисками.

 

Литература

1. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.

2. Буренин А. Н. Хеджирование фьючерсными контрактами Фондовой биржи РТС. М.: Научно-техническое общество им. акад. С. И. Вави- лова, 2009.

3. Буренин А. Н. Форварды, фьючерсы, экзотические и погодные про- изводные. М.: Научно-техническое общество им. акад. С. И. Вави- лова, 2005.

4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Международный финансовый рынок / Под ред. В. А. Слепова, Е. А. Звоновой. М.: Магистр, 2009.

6. Смирнов И. Е., Золотарев А. Н. Валютный курс как важнейшее поня- тие системы «валютный рынок». СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.


Глава 3


КРЕДИТНЫЙ РЫНОК И ЕГО СЕГМЕНТЫ

Кредит как особый финансовый инструмент

Понятие «кредит» происходит от латинского слова «creditum», что означает «ссуда, долг». Вместе с тем многие экономисты связывают его с иным, близким по значению термином «credo», т. е. «верю», и со- ответственно в кредите видят долговое обязательство, напрямую свя- занное с доверием одного субъекта, передавшего другому определенную ценность. В экономической литературе кредит, как правило, определя- ется как система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или иных материальных средств кредитором во временное пользование заемщику на условиях возвратности, сроч- ности и платности. Если предоставление средств носит безвозвратный и бессрочный характер, то оно называется финансированием.

С сущностью кредитных отношений тесно связаны формы кредита. В зависимости от ссуженной стоимости различают товарную, денеж- ную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита. Товарная форма исторически предшествовала денежной форме. В современной практи- ке товарная форма не является основополагающей, преимущественной формой выступает денежная форма кредита. Товарная форма исполь- зуется как при продаже товаров в рассрочку платежа, так и при аренде имущества (в том числе лизинге оборудования), прокате вещей.

В зависимости от того, кто является кредитором в сделке, выделяют основные формы кредита: коммерческий (хозяйственный), банковский, потребительский, государственный и международный кредит.

Коммерческий (хозяйственный) кредит — это кредит, предоставля- емый предприятиями-поставщиками предприятиям-покупателям по- средством отсрочки платежа за реализуемые ценности или покупателя- ми продавцам в виде аванса или предоплаты за поставляемые товары. В результате хозяйствующий субъект может одновременно выступать кредитором и заемщиком.


 

Банковский кредит — это кредит, предоставляемый банками своим клиентам в денежной форме. В роли клиентов выступают хозяйствен- ные и финансовые структуры (юридические лица) и граждане (физи- ческие лица).

Потребительский кредит — это кредит, предоставляемый населе- нию в товарной и денежной формах для покупки земли, недвижимо- го имущества, транспортных средств, других товаров личного поль- зования. В роли кредитора здесь выступают как специализированные финансово-кредитные организации и банки, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг.

Государственный кредит — это денежные средства, предоставляе- мые взаймы государству (в лице центральных и местных органов вла- сти) для покрытия его расходов, или кредиты, предоставляемые самим государством как кредитором (второй вариант менее распространен). Возникновение государственных расходов связано с выполнением эко- номических и социальных программ развития общества и образовани- ем дефицита бюджета. В роли кредиторов государства выступают на- селение, хозяйственные и финансовые структуры. К государственному кредиту относится предоставление государством гарантий по заемным обязательствам юридических и физических лиц.

Международный кредит — это кредит в товарной и денежной фор- мах, предоставляемый друг другу иностранными коммерческими пар- тнерами и государствами. Товарные, или межфирменные, кредиты используются при строительстве крупных народнохозяйственных объ- ектов. Денежные кредиты предоставляются банками, консорциумами банков и международными финансовыми институтами и предназначе- ны для производственных и стабилизационных целей.

В современных условиях основной формой кредита выступает бан- ковский кредит.

Роль кредита раскрывается в его функциях. В теории кредита нет единства взглядов относительно количества и содержания функций кредита. Однако в большинстве случаев к ним относят следующие:

перераспределительная функция. Кредитные операции связаны пре- жде всего, с аккумуляцией временно свободных денежных средств общества, перераспределение которых позволяет вкладывать сво- бодный денежный капитал в любую отрасль экономики. Из отраслей с низкой нормой прибыли капиталы высвобождаются в денежной форме, а затем в форме кредита направляются в отрасли с высокой нормой прибыли. Таким образом, кредит выступает механизмом вы- равнивания нормы прибыли. С возникновением банков процессы


 

перераспределения денежных средств в экономике получили наи- более адекватный механизм;

● функция авансирования воспроизводственного процесса. На осно- ве кредита обеспечивается непрерывность кругооборота капитала в обществе и ускорение кругооборота капитала каждого заемщи- ка, что позволяет ему преодолевать временные разрывы между по- требностью в средствах и их избытком без замораживания средств в «резервах ликвидности». Эта функция кредита предполагает ак- тивное использование всех форм кредита (коммерческого, бан- ковского, потребительского и т. д.) и их гибкую трансформацию друг в друга;

● функция создания кредитных средств обращения. С момента свое- го возникновения кредит замещал полноценные деньги кредитными инструментами: векселями, банкнотами и чеками. Их использование в безналичных расчетах, по денежным обязательствам значительно сокращало налично-денежный оборот, а значит, и издержки обраще- ния, связанные с изготовлением, пересчетом, перевозкой и хранени- ем наличных денег. В настоящее время эмиссия денег центральными банками и банковской системой происходит на кредитной основе. Кредитование банками клиентуры и их рефинансирование централь- ными банками определяют масштабы выпуска денег в хозяйствен- ный оборот, а возврат кредитов ведет к изъятию денег из оборота.

Яркий представитель капиталотворческой теории кредита Й. Шум-

петер ввел положение об инновационной сущности кредитных отноше- ний, которая, по его мнению, является первичной, тогда как кредиты на поддержку текущей деятельности компаний — вторичными, основан- ными на инновационном базисе кредитных отношений и явившими- ся продуктом деятельности крупных банков по управлению спросом на кредитные ресурсы. На его взгляд, с исторической и логической то- чек зрения, кредит необходим именно для инноваций, именно для них его внедрили в свою деятельность компании. Кредит был нужен им для создания бизнеса, и одновременно его механизм, появившись в процес- се внедрения нововведений, затронул старые комбинации их работы1.


1 При этом он определял предпринимательство как осуществление новых ком- бинаций путем изъятия факторов производства из прежних сфер их примене- ния, кредит — как рычаг изъятия благ из одних сфер и передачи их в новые, а сущность кредита — как создание покупательной способности для переда- чи ее предпринимателю. Выдача кредита означает приказ экономике подстро- иться под цели предпринимателя по производству необходимых ему благ, или доверие ему производительных сил.


 

По мнению Й. Шумпетера, именно эта сущность кредита (выдача кре- дита под проект) является основой современного кредитного рынка. В целом сторонников капиталотворческих теорий кредита, развивав- ших свои взгляды в условиях разных социально-экономических систем, объединяла идея кредита как инструмента стимулирования производ- ства, самостоятельности кредита и его доминирующей роли по отноше- нию к промышленному капиталу. На основе выявленных ими широких возможностей воздействия кредита на производство они утверждали активную роль банков и кредита в стимулировании экономического роста. Они говорили о первичности инновационно-инвестиционной составляющей рынка банковских кредитов (понимая под ней кредито- вание основного капитала компаний, приводящее к увеличению товар- ного предложения и не сопровождаемое ростом инфляции) в сравнении с кредитами в оборотный капитал. Кредит здесь призван авансировать будущие капитальные затраты компаний (говоря современным языком — выдается под проект без обеспечения имеющимися у заемщика акти- вами), а для банков значение приобретает оценка будущих перспектив деятельности компании и контроль ее бизнеса на период кредитования. Именно благодаря финансированию основного капитала банковский кредит стимулирует безинфляционный рост национальной экономи- ки, что имеет важное практическое значение в современных условиях. Для современной науки более характерно изучение свойств креди-

та через кредитные продукты участников кредитного рынка, чем его экономического содержания через роль и функции кредита в эконо- мике, допустимые границы его вовлечения в оборот заемщиков, исхо- дя из их отраслевых особенностей1. В западной и отечественной лите- ратуре и в МСФО кредитные продукты рассматриваются сегодня как финансовые инструменты, т. е. как отношения, основанные на догово- ре сторон, в результате которых у одной стороны (кредитора) возни- кает финансовый актив, а у другой стороны (заемщика) — финансо- вое обязательство.

При этом кредитные продукты обладают как общими для других фи- нансовых активов характеристиками, так и индивидуальными свойства- ми. К общим свойствам кредитных продуктов следует относить:

● возникновение у кредитора требования к доходам или имуществу должника после выдачи кредита;

● продажу кредиторами кредитных продуктов с целью получения эко- номических выгод, которые могут выражаться в форме увеличения


1 Что было характерно для плановой экономики.


 

доходов (за счет процентов и комиссий по кредитам, возможности продажи сопутствующих кредитным продуктам иных продуктов), роста доверия клиентов, повышения имиджа кредиторов и т. д.;

● предоставление кредиторами ресурсов с намерением удержания у себя в портфеле до наступления срока их погашения или с намере- нием последующей продажи (уступки) третьим лицам;

● возврат заемщиками полученных ресурсов денежными средствами или иными финансовыми активами.

Одновременно кредитные продукты выступают особым видом финан-

совых активов. Здесь их прежде всего отличает от других финансовых активов возвратный характер размещения средств, что позволяет го- ворить о них как о долговых продуктах. Кредитные продукты характе- ризуются движением стоимости от кредитора к заемщику и в обратном направлении. Данное требование обусловливает временный характер нахождения средств в обороте заемщиков и необходимость обеспече- ния и кредиторами, и заемщиками условий для погашения задолжен- ности. Соответственно, кредиторы должны оценивать выполнение на- званных условий и принимать меры по снижению рисков, оценивая вероятность возврата кредитов. Это предполагает определение (с уче- том цели кредитования) источников погашения кредита, оценку их на- дежности и достаточности и, далее, структурирование кредитных про- дуктов (с учетом цели и источников погашения кредитов и структуры ресурсов самих кредиторов). Важно, что неправильно выбранные усло- вия предоставления кредитных продуктов только увеличивают риски сторон по причине возможного незавершения кредитуемых операций. Неотъемлемым условием возвратности кредитов является также система доверия между участниками кредитной сделки, которая для кредиторов обеспечивает прозрачность заемщиков, для заемщиков — понимание подходов кредитного менеджмента кредиторов и в резуль- тате позволяет им правильно интерпретировать намерения друг друга, вырабатывать оптимальные кредитные решения с учетом финансовых потребностей заемщика, рисков и доходности кредитной сделки для

кредиторов.

Долевые продукты (в отличие от долговых) не подразумевают об- ратный приток вложенной стоимости к инвестору, но дают ему право на долю в доходах (убытках) объекта инвестиций и на долю в его чи- стых активах. При этом нельзя не отметить, что в случае принятия кре- диторами на себя большинства рисков кредитной сделки (характерно для проектного кредитования и проектного финансирования) кредит-


 

ные продукты приобретают черты долевого (акционерного) финанси- рования. Здесь кредиторы уже участвуют в распределении прибыли от инвестиционных проектов пропорционально своей доле в их финан- сировании.

Возвратный характер ссуженной стоимости предполагает опреде- ление кредитором четких условий ее погашения, которые прежде всего выражаются в установлении сроков возврата промежуточных выплат и основного долга (чего нет по акциям и прочим долевым инструмен- там) и могут определяться в виде конкретной даты или наступлением определенных событий. В этом выражается принцип срочности кредито- вания. Здесь мы поддерживаем традиционную классификацию кредит- ных продуктов, основанную на их разделении на краткосрочные (сроком погашения до одного года), среднесрочные (от года до трех лет) и дол- госрочные (более трех лет), поскольку срок кредитования до трех лет, как правило, недостаточен для окупаемости крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет привлеченных кредитов.

Сроки кредитов выступают ограничителем нахождения заемных средств в обороте заемщиков, стимулирующим их к тщательному обо- снованию размера и срока привлечения ресурсов, их эффективному ис- пользованию, и одновременно как условие обеспечения ликвидности и платежеспособности кредиторов. Сроки кредитов обусловлены срока- ми завершения кредитуемых мероприятий, что требует их обоснования заемщиками, и первоначально учитываются кредиторами при структу- рировании кредитов, а в последующем, после выдачи кредитов, — при их мониторинге с целью выявления проблемных кредитов для своевре- менного принятия необходимых мер. Так, краткосрочные кредиты мо- гут предоставляться без обеспечения и под более низкую процентную ставку; долгосрочные кредиты (как более рискованные) — под обеспе- чение и более высокий процент. При этом в плане структурирования инвестиционных кредитов требуется выделение периодов освоения и окупаемости затрат для установления отсрочки в погашении креди- та на период освоения затрат с последующим поэтапным, по мере вво- да объектов в эксплуатацию, его погашением.

Следующим принципом кредитования выступает платность, реа- лизуемая через механизм процентной ставки и представляющая для кредиторов смысл создания финансовых активов, средство сохранения ссуженной стоимости и компенсации своих рисков, а для заемщиков — стоимостную меру привлечения «чужих» ресурсов, необходимость их продуктивного использования для достижения должной рентабельно- сти вложения средств.


 

Платность кредитов оказывает важное влияние на финансовый ме- неджмент заемщиков в плане выбора оптимальных источников финан- сирования с позиции баланса ценовых и неценовых факторов. К не- ценовым факторам (с позиции заемщиков — юридических лиц) мы относим:

● требования кредиторов к деловой репутации, кредитоспособности заемщика, его бухгалтерской (финансовой) отчетности;

● скорость предоставления кредитов;

● возможность для заемщиков сохранения сложившейся структуры управления;

● возможности отражения кредита за балансом и отнесения затрат по привлечению средств на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг);

● получение от кредиторов дополнительных услуг, особого индиви- дуального подхода;

● формирование кредитной истории компании на рынке.

Принцип платности находит отражение во внутренних регламентах

кредиторов (например, в документах о кредитной, процентной поли- тике), в договорах с заемщиками, в которых определяется процентная ставка по кредитам, различные комиссии, а также штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиками договор- ных обязательств.

Цена кредитных продуктов отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от целого ряда факторов, в частности: стабильности денежного обращения в стране и инфляционных ожиданий, стоимости ресурсов, предоставляемых кре- диторами заемщикам в ссуду, кредитоспособности заемщиков, сроков кредитов и качества их обеспечения. Однако объективно она имеет ниж- ний и верхний пределы: нижней границей выступают затраты креди- торов по привлечению ресурсов, административные затраты и мини- мальная требуемая для развития бизнеса норма прибыли, а верхним пределом — норма рентабельности по соответствующей отрасли эко- номики и уровень доходов индивидуальных заемщиков. При этом по кредитам на обслуживание оборотного капитала компаний — это нор- ма рентабельности их текущей хозяйственной деятельности, а по кре- дитам на реализацию инвестиционных проектов — уровень рентабель- ности конкретных проектов.

Представленные выше принципы кредитования получают особую интерпретацию применительно к такому сегменту кредитного рынка,


 

как рынок синдицированных кредитов, в силу наличия нескольких кре- диторов. Так, принцип возвратности предполагает всестороннюю оценку кредитного риска не одним кредитором, а несколькими кредиторами — участниками синдиката в соответствии с индивидуальной методикой каждого. Это предопределяет высокую надежность синдицированных кредитов. Поэтому обычно они предоставляются без обеспечения име- ющимися у заемщиков активами, но при обязательстве последних не привлекать новые кредиты на более выгодных для новых кредиторов условиях (в частности, под обеспечение). Информация о кредитной сделке становится известной широкому кругу лиц, что формирует пу- бличную кредитную историю заемщика и существенно усиливает для него значение своевременного возврата кредита.

Для принципа срочности наряду со сроком предоставления кредита имеет значение период создания синдиката в силу длительности данной процедуры. По этой причине синдицированные кредиты не могут пре- доставляться оперативно на текущие потребности заемщиков, а выда- ются, как правило, на финансирование их средне- и долгосрочных ка- питальных затрат1, сочетая в себе крупные суммы и длительные сроки размещения средств с гибким графиком погашения кредитов. Специ- фика следующего принципа — платности — проявляется в установле- нии процентной ставки по кредиту по соглашению между кредиторами, т. е. на основе диверсификации их ресурсов, распределения между ними кредитных рисков и их публичной репутации как участников синдика- та. Таким образом, процентные ставки по ним выступают индикатора- ми рыночных цен купли-продажи долгосрочных ресурсов. В отношении обычных, несиндицированных, кредитов считается, что они предостав- ляются на рыночных условиях не связанным с кредиторами заемщикам, и, наоборот, на льготных условиях — связанным с ними лицам.

Кроме вышеназванных принципов кредитования для организации синдицированных кредитных продуктов мы выделяем еще два прин- ципа. Это:

● партнерство и соблюдение интересов участников синдиката — участ- ники синдиката выступают партнерами, интересы каждого из них не ущемляются другими, они избегают конфликта интересов меж-


1 Для компаний — новое строительство, модернизация и реконструкция дей- ствующих производств, организация новых видов деятельности, разработ- ка и добыча сырьевых ресурсов, научно-технические разработки, мероприя- тия в области экологии, энергетики, сделки слияния и поглощения компаний и другие капиталоемкие мероприятия.


 

ду собой внутри синдиката (например, когда, будучи платежным агентом синдиката, участник может стать финансовым консультан- том заемщика или войти в состав одной финансово-промышленной группы с ним);

● публичность кредитной сделки — информация о сделке извест- на широкому кругу лиц, а не только кредиторам и заемщику. Это определяется тем, что участник — организатор синдиката и заем- щик приглашают к участию в сделке большой круг кредиторов, не все из которых в итоге вступят в синдикат, однако получат инфор- мацию друг о друге. Кроме того, параметры сделок на рынке син- дицированных кредитов находятся в открытом доступе (например, на интернет-сайтах информационно-аналитических агентств). От- крытость сделки формирует деловую репутацию всех участников синдиката на рынке.

Исходя из вышеизложенного, кредит по своей экономической сути

является особым финансовым инструментом. Кроме того, кредитные сделки должны заключаться на основе формальных норм законодатель- ства РФ, правил ЦБ РФ, ФСФР и традиций делового оборота. Учиты- вая экономическую суть кредита, отличительными признаками дого- ворных отношений на кредитном рынке должны выступать:

● двусторонние отношения «кредитор–заемщик», основанные на эко- номической заинтересованности сторон, которые должны оформ- ляться в письменной форме;

● предоставление средств в ссуду на условиях возвратности, срочности и платности, которые должны отражаться в качестве существенных условий соответствующих договоров (кредитного договора, дого- вора займа, договора купли-продажи долговых ценных бумаг, ли- зинга, финансирования под уступку денежного требования, РЕПО, новации и т. д.). Это предполагает закрепление в договорах размера и условий предоставления кредитов (цели кредита, сроков его воз- врата, способов обеспечения исполнения заемщиком своего обяза- тельства), обязанности заемщика по возврату кредита и уплате про- центов (размера процентной ставки, порядка начисления и выплаты процентов, способов погашения кредита), прочих прав и обязанно- стей сторон и порядка разрешения споров. При этом в договорах должно предусматриваться погашение заемщиком кредита и про- центов по нему денежными средствами и (или) прочими финансо- выми активами, а сроки их возврата должны устанавливаться с уче- том сроков получения доходов заемщиком;


 

● оформление прав кредитора на обеспечение исполнения обязательств должника способами, предусмотренными ГК РФ (часть I, глава 23) и приемлемыми в отношении конкретного кредитора, заемщика и конкретной кредитной сделки (залог, поручительство, банковская гарантия, их сочетание друг с другом и пр.);

● обязанность заемщика в использовании полученных средств по це- левому назначению, определенному в договоре, которое должно обе- спечивать кредитору возврат средств;

● права сторон отказаться от выдачи/получения кредита при нали- чии обстоятельств, свидетельствующих о непогашении кредита, его нецелевом использовании, и прочих обстоятельств, предусмотрен- ных договором.

 

Кредитный рынок, его основные характеристики и классификация

В отечественной и зарубежной экономической литературе, как показал ана- лиз, не сложился единый методологический подход к определению границ кредитного рынка, составу его участников и набору обращающихся на нем инструментов. Ряд авторов вообще не применяет термин «кредитный ры- нок», оперируя другими, связанными с ним или близкими к нему поняти- ями, такими как «финансовый рынок», «рынок капиталов», «рынок ссуд- ных капиталов», «кредитная система», «кредитно-банковская система»,

«кредитно-финансовая система», вкладывая в них разный смысл. Дру- гие авторы, напротив, выделяют кредитный рынок в качестве самостоя- тельного рынка, но при этом по-разному раскрывают его суть и в соответ- ствии с ней по-разному соотносят кредитный рынок с финансовым рынком. Рассматривая финансовый рынок как рынок, на котором обращается множество финансовых инструментов, следует определить кредитный рынок в качестве его самостоятельного сегмента, который необходимо рассматривать отдельно, исходя из специфики кредита как экономиче- ской категории (а не его юридического оформления) и из относитель- ной однородности финансовых инструментов, обращающихся на дан-

ном рынке, как долговых инструментов1.


1 Такой подход правомерно позволяет относить к кредитному рынку те сдел- ки, которые с позиции Гражданского кодекса РФ (ч. 2 гл. 42) кредитами не являются, но имеют «кредитную сущность» (в частности, факторинг, лизинг, сделки РЕПО, векселедательские кредиты).


 

В России, недавно вступившей на рыночный путь хозяйствования, кредитный рынок является наиболее развитым сегментом финансового рынка. Это обусловлено историческим ходом развития экономических отношений в нашей стране, а также современным состоянием экономи- ки, уровнем развития финансово-кредитных отношений, потребитель- скими предпочтениями в оформлении кредитов (займов) и рядом других факторов. В соответствии с этим из существующих в мире трех моде- лей финансового рынка (американской, или рыночной, европейской, или банковской, и смешанной) в России в настоящее время присутству- ет европейская (банковская) модель1. Для нее характерно следующее: сравнительно небольшой объем операций; недостаточная развитость отдельных кредитно-финансовых институтов; относительная ограни- ченность рынка ценных бумаг; широкое участие в операциях и финан- сировании экономики страны универсальных коммерческих банков, государственных или смешанных кредитно-финансовых учреждений, невысокая доля финансирования за счет облигационных займов; низ- кая доля акционерного капитала.

В то же время американская (рыночная) модель, соответствующая высокоразвитой экономике, характеризуется наличием двух мощных звеньев — кредитной системы и рынка ценных бумаг; высоким уровнем накопления капитала; широкой интернационализацией; максимальны- ми ограничениями, накладываемыми на деятельность коммерческих банков на финансовом рынке; высокой долей акционерного капита- ла; преобладающим участием на рынке ценных бумаг инвестиционных фондов, брокерских компаний, других небанковских инвестиционных институтов; низкой долей прямого банковского кредита в финансиро- вании экономики страны; покрытием дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг. Смешанная модель финансового рынка, кото- рая характерна для Японии, предполагает присутствие на нем одновре- менно и банков, и небанковских инвестиционных институтов при на-


1 Значительное число работ за рубежом было посвящено выяснению того, ка- кие именно финансовые рынки и институты (банковского кредита или цен- ных бумаг) более эффективны. Несмотря на наличие значительного числа публикаций в пользу либо «банковской», либо «рыночной» (основанной на рынке ценных бумаг) модели организации финансового рынка, эконометри- ческие исследования последних лет не выявили преимуществ той или иной модели. В конкретных исторических условиях та или иная модель оказыва- ется предпочтительной. При этом наиболее важным является общий уровень развития финансового сектора. (См.: Финансовые рынки и экономическая политика России. М.: Научный эксперт, 2007. С. 10.)


 

личии у них равных прав и возможностей при проведении операций. Именно на такую модель финансового рынка взят курс в Российской Федерации.

Кредитный рынок — это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи ссудного капитала в целях обеспечения не- прерывности осуществления воспроизводственного процесса, а также удовлетворения потребностей в нем государства и населения. На та- ком рынке аккумулируются свободные денежные средства (ресурсы) хозяйствующих субъектов, государства, а также личные сбережения граждан, которые затем трансформируются в объект продажи (ссуд- ный капитал) и перераспределяются на условиях возвратности, сроч- ности и платности в соответствии со спросом и предложением на них. Это определение кредитного рынка с функциональной точки зрения. С институциональной же точки зрения — это совокупность кредитно- финансовых организаций, валютно-фондовых бирж, осуществляющих посредничество при движении временно свободных средств от продав- цов (владельцев) к покупателям (пользователям). На кредитном рынке со стороны спроса на деньги выступают заемщики, а со стороны пред- ложения денег — кредиторы. Они-то и являются основными участни- ками кредитного рынка.

На кредитном рынке все совершаемые операции, несмотря на раз- личие в формах их осуществления, представляют собой по своей эко- номической сути кредитные сделки. Предметом сделок во всех опера- циях является ссудный капитал, а ценой, которую покупатели ссудного капитала платят за него, — процентная ставка. Она отражает условия предоставления кредита (займа) и, следовательно, доступность ссудно- го капитала в тот или иной момент для заемщика (пользователя). Цена кредита (ссудный процент) отражает общее состояние спроса и пред- ложения ресурсов на кредитном рынке. Она находится под влиянием целого ряда факторов:

● цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссуд- ный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъ- ема — уменьшается);

● темпов инфляционного процесса (рост темпов инфляции приво- дит к повышению номинальных процентных ставок на кредитном рынке);

● эффективности инструментов регулирования монетарных властей (чем выше уровень установленной учетной ставки (ставки рефинан- сирования), тем дороже стоимость кредита);


 

● динамики денежных накоплений (доходов) экономических субъек- тов (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как прави- ло, увеличивается).

Аккумуляция и перераспределение свободных денег между субъек-

тами экономики осуществляются на кредитном рынке через кредитный механизм, основой которого является кредит, отличающийся от других видов активов финансового рынка присущими только ему принципами возвратности, срочности и платности. Можно сказать, что это является одной из характерных особенностей кредитного рынка.

К другим его особенностям относятся:

универсальность характера деятельности, которая выражается в охвате кредитными отношениями различных групп заемщиков и наличии разнообразных кредитных продуктов, в использовании для этого разного рода финансовых инструментов, в том числе про- изводных;

наличие на нем конкуренции как продавцов кредитных ресурсов, так и их покупателей;

обслуживание сферы обращения, через которую он влияет на произ- водство, распределение, обмен и потребление;

жесткое государственное регулирование деятельности профессио- нальных участников этого рынка;

взаимосвязь и интеграция кредитного рынка с другими сегмента- ми финансового рынка. Например, четко прослеживается взаи- модействие кредитного рынка с товарным (через коммерческие кредиты), с рынком ценных бумаг (через эмиссию и обращение долговых ценных бумаг — векселей, облигаций, депозитных сер- тификатов, а также структурированных ценных бумаг, обеспечен- ных банковскими активами: закладными на недвижимость, авто- мобилями и т. д.).

В условиях рыночной экономики кредитный рынок выполняет ряд

важнейших функций, с помощью которых он оказывает непосредствен- ное воздействие на все стороны хозяйственной жизни. Основными из этих функций в современных условиях являются: аккумуляционная, пе- рераспределительная, регулирующая, стимулирующая, информацион- ная, инвестиционная, социальная. Рассмотрим их более подробно.

Аккумуляционная функция кредитного рынка заключается в его способности аккумулировать временно свободные средства хозяйству- ющих субъектов, государства и населения (включая и малые суммы)


 

и превращать их в ссудный капитал, приносящий их владельцам доход в виде процента.

Перераспределительная функция кредитного рынка тесно связа- на с его первой, аккумуляционной, функцией, когда мобилизованные финансовые ресурсы по различным каналам направляются непосред- ственно тем, кто в них в данный момент нуждается, для целей произво- дительного или потребительского назначения. Благодаря этой функ- ции кредитного рынка осуществляется перераспределение ресурсов (перелив свободного капитала) из одной сферы деятельности в дру- гую, между регионами и территориальными округами страны. Это обеспечивает перераспределение капиталов в динамично развиваю- щиеся отрасли экономики и имеющие приоритетное значение инве- стиционные проекты.

Инвестиционная функция кредитного рынка является развитием перераспределительной функции кредита, так как в настоящее вре- мя основной спрос на кредитном рынке наблюдается на долгосроч- ные ресурсы, определяющие технический прогресс в различных отрас- лях экономики, а соответственно, и экономический рост в стране. Что же касается физических лиц, то у них также велика потребность в ин- вестиционных кредитах, связанных с обустройством земельных участ- ков, дач, строительством жилья (городской и загородной недвижимо- сти), гаражей и т. п.

Стимулирующая функция кредитного рынка заключается в созда- нии соответствующих условий для вовлечения свободных в экономи- ке средств в кредитный оборот для выполнения капиталотворческой функции кредита.

Регулирующая функция — определяет соотношение спроса и пред- ложения на временно свободные ресурсы, создавая основу для альтер- нативности их вложения, например, в государственные ценные бумаги, страховые полисы, иностранную валюту, в драгоценные металлы.

Социальная функция кредитного рынка заключается в дифферен- циации продавцов и покупателей ресурсов, создавая возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике (например, льготное кредитование малого бизнеса, отдельных потре- бительских нужд населения и т. д.).

Информационная функция — выполняет роль источника информа- ции, знаний, сведений о рыночной процентной ставке, видах кредитных продуктов, их цене, а также условиях получения и способов оформле- ния кредитов.


 

Кредитный рынок, являясь ведущим сегментом финансового рын- ка, характеризуется многообразием участников и форм сделок, что по- зволяет говорить о нем как о сложном, неоднородном и многофункцио- нальном сегменте финансового рынка. Участников кредитного рынка прежде всего следует разделить на две основные группы, а именно на первых кредиторов и первых заемщиков (т. е. на владельцев временно свободных средств, выступающих на кредитном рынке с предложени- ем их продать (разместить под выгодный процент), и на пользовате- лей, испытывающих потребность в дополнительных денежных сред- ствах и, следовательно, предъявляющих спрос на ресурсы на кредитном рынке). Это юридические лица (в виде хозяйствующих субъектов, го- сударственных органов и учреждений, банков и прочих финансово- кредитных учреждений), а также физические лица (граждане РФ, не- резиденты). Они одновременно могут выступать в двух лицах: с одной стороны, в определенное время размещать временно свободные сред- ства на кредитном рынке, а с другой — привлекать их для своих нужд. В этом состоит особенность как участников кредитного рынка, так и его самого. В то же время между первыми заемщиками и кредито- рами есть финансовые посредники, что является неотъемлемой су- тью кредитного рынка.

В качестве финансовых посредников выступает широкий круг лиц, которых можно подразделить на отдельные группы, исходя из их роли в посреднической деятельности на кредитном рынке:

депозитно-кредитные посредники (универсальные и специализиро- ванные банки);

контрактно-сберегательные институты (страховые компании и пенсионные фонды);

инвестициональные посредники (финансовые компании, инвестици- онные, паевые фонды, дилеры, брокеры, венчурные фонды);

небанковские кредитно-финансовые институты (ломбарды, лизин- говые и факторинговые компании, кооперативные кредитные ин- ституты1, депозитно-кредитные небанковские кредитные организа- ции (НДКО));

центральные эмиссионные банки и государство.

О распределении кредитного рынка России между отдельными

участниками дает представление табл. 3.1.


1 Кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кредитные союзы, жилищные кооперативы.


 

Таблица 3.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.