Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальной педагогике




Дипломных и курсовых работ по педагогике и

Методические особенности выполнения

Приложения

Приложение - это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтвер­ждающий отдельные положения дипломной работы, и не вошедший в текст ос­новной части.

Приложение имеет дополняющее значение. Его виды разнообразны: ко­пии планов и программ, фотографии, тексты тестов и опросников, образцы дет­ских рисунков и сочинений, отчеты, рапорты, документы или выписки из них, уставы, положения и т.п.

Каждое приложение не может быть более чем на 5 страницах.

В Приложение выносятся только те материалы, на которые существу-

 

ют ссылки в основном тексте. Каждому приложению присваивается свой номер (без указания знака №), оно помещается в конце работы с указанием общей нумерации страниц. Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте исследования.

Каждое приложение оформляется отдельно. В правом углу первой стра­ницы пишется: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

В Приложение не выносятся статистические таблицы, диаграммы экспе­риментов; они входят непосредственно в текст. Материал Приложения не учи­тывается в объеме работы.

 

 

Дипломные работы по педагогике (так же как и курсовые работы)

условно можно разделить на несколько групп: теоретико-эксперименталь- ные, реферативные, историко-реферативные, работы по анализу и обобщения новаторского и передового опыта.

Теоретико-экспериментальные работы предполагают достаточно глубокий, самостоятельный анализ и оценку состояния изучаемой проблемы в современной науке и возможную на уровне дипломной работы опытно-экспериментальную проверку выдвинутых идей. При этом студент иногда проверяет не только уже известные положения, но некоторые собственные идеи и предположения в данном вопросе, хотя их абсолютная научная ценность может быть незначительна.

Историко-реферативные работы требуют от дипломника владения сравнительно-историческим методом исследования. Ему необходимо рассмотреть исторический материал в свете современного переосмысления прошлого. Он должен владеть умением интерпретации исторического материала: выявлять в нем общее и специфичное, экстраполировать получаемые выводы на современность, определять их практическую ценность и актуальность.

Работы по анализу и обобщению передового (новаторского) опыта строится на длительном и всестороннем изучении деятельности учителя-новатора или учителя-мастера, на сравнении с опытом массовой школы, выявлении ценного и рационального начала. Нередко такие работы страдают чисто описательным стилем изложения, изобилуют эпитетами. Работа подобного рода требует от дипломника не только вести грамотное, фиксированное и длительное наблюдение, но и делать глубокий педагогический ана-

лиз, использовать различные методы исследования, дополняющие и уточняющие результаты наблюдения. Не менее сложен и процесс квалификации изученного опыта, разработка рекомендация по внедрению.

 

 

Тема дипломного (курсового) исследования должна быть актуальной, направленной на разрешение возникающих в теории и практике вопросов.

Актуальность проблемы исследования по педагогике определяется, исходя из современного уровня развития ее основных направлений, остроты отдельных положений в определенные периоды развития самой науки, школьной практики и социальной ситуации.

Осмысление студентом методологии и методики своего исследования очень важно, но нет необходимости в самом начале работы над дипломным исследованием добиваться точных формулировок цели, проблемы, гипотезы, задач исследования. Необходимо понять, на какой вопрос надо получать ответ, с каких позиций его решать, определить общую стратегию работы, отобрать и отработать методы исследования необходимо в самом начале работы.

Формулировка проблемы исследования помогает научиться вычленять вопрос, на который нужно получить ответ. При конкретно сформулированной проблеме дипломник яснее представляет себе смысл предстоящей деятельности, осознанно определяет задачи работы, которых не должно быть более 4-5, но в них необходимо заложить и содержание поиска, и его последовательность.

Сложной процедурой является выявление объекта и предмета исследования. Объект – более широкое понятие. Например: объект исследования – процесс взаимодействия театра и юного зрителя, а предмет – методика работы над адекватным восприятием спектакля и театрального искусства школьниками, ее процессуальная и содержательная сторона.

Всякое научное исследование начинается с проблемы и обоснования гипотезы. Дипломное исследование – учебная работа, поэтому в процессе ее выполнения студенту надо овладеть непростым умением построить и доказать гипотезу. В педагогике это делать особенно трудно. Не следует формулировать предполагаемые идеи по принципу: если делать хорошо, то будет хорошо. Приведем пример обоснования гипотезы: «Самостоятельная работа учащихся в малочисленных классах среднего звена сельской школы будет эффективной, если будут учтены следующие дидактические условия:

учебная деятельность школьников носит личностно-ориентированный характер;

содержание и виды самостоятельной работы адекватны специфике учебно-воспитательного процесса в малочисленных классах.

Выбор методов исследования определяется характером выполняемой работы.

Работа над планом дипломной (курсовой) работы, выпускник учится ее структурировать, определять последовательность и характер раскрытия вопросов по проблеме исследования. Умение составить план работы и организовать свою деятельность по его реализации – одно из ведущих в процессе

 

самостоятельной проработки каких-то вопросов и проблем. На этом этапе

наиболее типичны следующие ошибки: отход от основной темы, обилие глав и параграфов.

Анализ и уяснение теоретического материала – трудоемкий процесс. Дипломник должен прежде всего разобраться в основных понятиях своего исследования, провести «операцию», называемую «анализом базовых понятий». К примеру, тема работы: «Формирование умений самоконтроля у младших школьников с помощью дидактических игр». В теоретической части надо проанализировать такие понятия: учебная, игровая деятельность и их

специфика в начальных классах, общеучебные и специальные учебные умения и навыки, дидактические игры в учебном процессе, умения самоконтроля.

Типичные ошибки, допускаемые студентами при написании теоретической части исследования.

Эклектическое стыкование непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом могут даваться совершенно одинаковые подходы к данному вопросу как различные, так как дипломник за отличающимся внешним речевым оформлением идей не видит их содержательной однозначности.

Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке.

Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовал дипломник в литературных источниках, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений в школе или из собственной практики. Такой подход «растворяет» собранный практический материал, которого и так не бывает слишком много. Кроме того, далеко не всегда совпадают идея и ее иллюстрация, так как такое доказательство чужих идей надо делать очень осторожно и после всестороннего анализа, как теоретических аспектов изучаемой проблемы, так и собственного педагогического опыта и его интерпретации.

Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждена конкретными примерами и их трактовкой самими авторами.

При составлении плана работы выделяются мелкие вопросы проблемы, по которым нельзя набрать достаточный для полновесного параграфа материал или из-за их дробности, или из-за неразработанности. Тогда глава сдержит 7-8 параграфов, многие из которых содержат по одной, полторы, две страницы. Полноценный по объему параграф, как правило, содержит 5-8 страниц.

Несоразмерность частей дипломной работы: теоретическая – 50-60 страниц, а практическая – 7-10; или один параграф – 5 страниц, а другой – 20.

Большой объем теоретической части, когда она составляет до 70-80 страниц текста. Это чаще всего свидетельствует о неумении дипломника анализировать, отбирать и группировать материал.

Смысл работы над педагогической литературой должен сводиться к тому, чтобы, сделав общий обзор источников по теме, выбрать по-настоящему

ценные, суметь определить ведущих авторов, работающих по данной проблеме. Это довольно сложный этап выполнения дипломной работы по педагогике (социальной педагогике). Отобранные источники надо внимательно прочитать и проанализировать. В этом дипломнику поможет заполнение следующей таблицы:

 

Фамилия и инициалы авторов   Общие позиции Иванов К.Л. Петрова И.С. Рыбаков С.Т. И т.д.
  Различия в подходах
         
         

Для того чтобы заполнить таблицу, не следует механически переписывать большие отрывки, их необходимо осмыслить, выделить основные идеи, лаконично изложить, сохранив авторскую мысль и оригинальность суждения. Делая выписки, надо указывать источник, из которого они взяты. Все выписки и записи делаются на одной стороне отдельных листов, что делает их более удобными для дальнейшей работы, так как их можно будет разрезать и компоновать в необходимом порядке.

Когда выбран достаточный рабочий материал, то в тексте работы его следует представлять примерно так: «Существует много различных подходов к данной проблеме. Ведущими авторами можно считать… Есть целый ряд положений, которые объединяют на первый взгляд разные подходы… Но есть и существенные отличия…» и т.д. Но развести и соединить различные школы и направления недостаточно. Дипломнику необходимо определить собственную позицию на основе изложенных идей. Возможны варианты: когда дипломник присоединяется к одной из наиболее привлекательной для него интерпретации; конструирует обобщенный подход на основе 2-3-направлений; частично или полностью не соглашается ни с одним ученым и пытается выразить свое отношение к проблеме. Такая работа вырабатывает критический, вдумчивый подход к имеющимся взглядам и теориям, умение их воспринимать и творчески перерабатывать или аргументировано отводить и подвергать сомнению.

В теоретической части дипломной работы по педагогике (социальной педагогике) необходимо осветить и проанализировать имеющийся педагогический опыт, представленный в публикациях периодической печати или специальных изданиях «Из опыта работы».

В процессе сбора и осмысления теоретического материала необходимо закладывать основы опытно-экспериментальной работы. Рассмотрим типичные ошибки, допускаемые студентами на этом этапе исследования.

Построение экспериментальной работы только на анкетах и их

 

анализе. Ни одна, даже самая хорошая анкета не может дать достаточно

достоверную картину состояния дела: нет полной откровенности рес-

пондентов, ограниченность выборок и количества задаваемых вопросов. Анализ результатов идет только по линии констатации, без попыток осмысления, сопоставления, группировки и вычленения тенденций.

Опытно-экспериментальная работа построена только на описании работы учителя (воспитателя): чистая фиксация, без оценки и выявления причинно-следственных связей, опора лишь на один метод.

Набор разных, подчас очень интересных методик, но без обоснования их целесообразности и логичности в общей структуре эксперимента. Нередко подробнейшим образом описывается методика исследования и ее применение, но очень нечетко представляются полученные результаты.

В работе не представлена методика исследования, его проведение и результаты, дан только анализ.

Ограниченность экспериментальной работы 1-2 уроками, 1-2 воспитательными делами. Если об уровне уроков на таком материале какие-то выводы можно сделать, то составить представление о результатах воспитательного воздействия, просмотрев столь мало дел, невозможно. Поэтому при написании дипломной работы по вопросам воспитания элементы преобразующего эксперимента могут дать основание для каких-то выводов только при условии, если он проводится в течение одного или двух учебных лет.

Выводы делаются без проверки полученных результатов несколькими объективными методиками. Результаты определяются чисто эмоционально и субъективно: «Дети стали лучше понимать… активнее участвовать…» и т.д.

Завершает дипломное (курсовое) исследование заключение. Если во введении должны быть сформулированы задачи исследования, то в заключении необходимо дать определенные ответы на них, а не доказывать вновь, как это нередко бывает, актуальность избранной темы. Необходимо сделать заключение по проверяемой гипотезе.

В Приложении, если оно есть, помещают исследовательские материалы, таблицы и графики, если они излишне перегружают основной текст. Приложение нумеруется, продолжая счет после списка литературы, но его объем не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.

 

 

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.