Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы складывания единого руссийского государства (XIV-xvвв. )




В XIV - XV вв. на Руси после периода раздробленности, как и в Западной Европе, наступает время формирования единого государства.Объективной основой объединительного процесса было восстановление экономики и ее дальнейший подъем уже с середины 14 века.

Это выразилось в следующем:

•ширится освоение новых земель в Волжско-Окском междуречье и в Заволжье;

•восстанавливаются и растут города, заметен подъем ремесленного производства;

•оживляются торговля, экономические связи между княжествами.

Однако в целом социально-экономическое развитие русских земель значительно отставало от Европы. Только в 17 веке возникает всероссийский рынок, и появляются первые ростки буржуазных отношений. Поэтому политические процессы на Руси опережали экономические, и создание единого государства происходило на чисто феодальной основе.

Хотя ремесленники и купцы активно способствовали объединительной политике, главной опорой великокняжеской власти было не городское население, как в Европе, а дворянство, новая категория класса феодалов, полностью зависимая от князя. В отличие от боярства, владевшего землею на наследственном праве, дворяне получали землю от великого князя на время службы ему, прежде всего, службы военной.

Решающим стимулом к объединению был внешнеполитический фактор. В XIV - XV вв. Русь продолжала испытывать сильнейшее давление с Востока (зависимость от Золотой Орды) и с Запада, особенно со стороны сильной тогда Литвы. В противостоянии этому давлению и закладывались основы единого Русского государства. Объединительные процессы активно поддерживала православная церковь. Она оставалась в период раздробленности важным связующим звеном всех русских земель. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы ига. На поддержку церкви, ее авторитет, опирались князья московские, проводя свою объединительную политику.

Наряду с несомненными патриотическими мотивами, церковь усматривала в объединении и собственный интерес. Крупное государство могло лучше обеспечить привилегии церкви, ее земельные владения, тем более, что они были разбросаны по разным княжествам.

Факторами, облегчавшими объединение русских земель, были:

•одинаковый уровень социально-экономического развития княжеств;

•существование общих правовых норм, восходящих к "Русской Правде";

•общекультурное единство;

•сохранение в народе исторической памяти об общерусском политическом единстве;

•сохранение Ордой статуса великого князя владимирского, как главы всей Русской земли.

12.РОССИЯ В XVI в.: ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА И САМОДЕРЖАВИЯ

В XVI в. территория России еще больше расширилась. В нее вошли Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Башкирия. Шло освоение земель на южной окраине страны. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому морю.

Перед страной стояли сложные проблемы. Процесс централизации был далеко не завершен. Существовали уделы. Удельные князья не могли вести самостоятельную внешнюю политику, но имели право на престол в случае отсутствия прямого наследника. Мощной и относительно самостоятельной структурой оставалась церковь.

Яркой особенностью Московской Руси было самодержавие, которое прошло длительный период формирования, но уже в XVI в. Русь поражала иностранцев всевластием монарха и холопством его подданных. Русское самодержавие и европейский абсолютизм имели сходные черты –наличие элементов сословного представительства, хотя достаточно слабых в России; влияние христианской религии; более сильное, чем на Востоке, влияние буржуазных отношений; европейская ориентированность русского государства. При идентичности самих понятий “абсолютизм” и “самодержавие”, они все же существенно отличались по формированию, времени существования, социальным функциям. В Западной Европе абсолютизм утверждается на последнем, наиболее централизованном этапе развития феодального государства, в условиях зарождения буржуазных отношений. В России самодержавие формируется еще до появления буржуазных отношений, в условиях утверждения феодально-крепостнического строя, что привело к большей самостоятельности и силе государства.

Иваном Грозным была предпринята попытка установления режима деспотичной, неограниченной власти монарха. Введение опричнины (1565 г.) вылилось в массовый террор против всех слоев населения. Попытка установления нового политического режима в конечном счете не удалась. Но опричная политика и изнурительная, неудачная Ливонская война (1558-1583 гг.) предопределили глубочайший общественный кризис («Смуту» или «Смутное время»), который привел не только к разорению и экономическому упадку страны, но и поставил под вопрос сам суверенитет государства.


13. «Смутное время» в Российской истории. (1598–1613)

Смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году, не оставившего после себя детей, пресеклась Рюрикова династия московских государей. Земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова. Вскоре после этого избрания начались смуты, которые постепенно развились в страшное потрясение государства, окончившееся только со вступлением на московский престол первого царя новой династии, Михаила, в 1613 году. Самозванцы выдавали себя за младшего сына Иоанна Грозного царевича Димитрия, погибшего насильственной смертью, обстоятельства которой остались неразъясненными (1 причина).

Царь Борис законным путем вступил на престол и мог сделаться родоначальником новой династии. Но боярство хотело ограничить власть нового царя. Бояре молчали, ожидая, что Борис сам заговорит с ними об условиях этого ограничения, а Борис молчал и отказывался от власти, надеясь, что земский собор выберет его без всяких условий, и надежда его оправдалась. Обманувшись в своем ожидании, бояре решились действовать против нового царя. Борис, чтобы защитить себя от их козней, устроил тайный полицейский надзор за боярами. Это вооружило бояр против царя, и они сделали первого самозванца. Первый самозванец правил деятельно и твердо, но и он не оправдал боярских ожиданий. Он действовал слишком самостоятельно, проводил свои особые планы независимо от бояр, часто смеялся над ними в Боярской Думе и – что было для них всего досаднее – приближал к себе незнатных людей и иностранцев. Первый самозванец был низложен 17 мая 1606 года боярским заговором, во главе которого стал кн. Вас. Ив. Шуйский. На совещании перед восстанием заговорщики условились, что, кто из них будет царем, тот должен править по общему совету с боярами. Возведен был на престол кн. Василий Шуйский, вступая на престол, ограничил свою власть. Царь обязывался никого не казнить, опалы преступника не распространять на его родню и семейство и имущества их не конфисковывать, если они не участвовали в преступлении, доносов не слушать, ложных доносчиков наказывать, все дела решать по суду и следствию. Вот и все политические обеспечения, какие выговорили бояре у царя Василия. В то время боярам больше ничего и не было нужно. Царем Василием многие были недовольны. Начались восстания, и пошли слухи о спасении Лжедимитрия. Скоро явился и второй самозванец, поддержанный казацкими и польскими отрядами, он устремился к Москве и в 1608 г. стал в подмосковном селе Тушине, от которого получил прозвище «вора Тушинского». Царь Василий обратился за помощью к королю шведскому Карлу IX, и тот под условием вечного союза Москвы и Швеции послал Василию вспомогательный отряд. В сентябре 1609 г. Польша объявила войну Московскому государству, и король польский Сигизмунд осадил Смоленск. У вора Тушинского в лагере было много польских отрядов, которые король и вызвал под Смоленск. Оставшись без поддержки, Тушинский вор бежал в Калугу. Русские его приверженцы остались одинокими и решились послать уполномоченных признать царем Сигизмундова сына Владислава. Признавали его согласно договору с королем, заключенном 4 февраля 1610 г. В договоре выражены были общие права подданных:

неприкосновенность православной веры;

· все судятся по закону и наказываются только по суду;

· все возвышаются по заслугам, а не по одному только происхождению,

· все имеют право выезда в другие государства христианские для образования.

Правительственную власть государь делит с двумя учреждениями – Земским Собором (законы) и Боярской Думой (текущие вопросы законодательства, суд).

Провинциальное дворянство вместе с духовенством решило выбор царя Бориса. Оно восстало против Василия. В 1606 г., вскоре по воцарении Василия, когда еще не было и слуха о втором самозванце, против царя и бояр поднялся бунт. Это было восстание низшего дворянства против знати. Брат Ляпунова Захар с другими дворянами в 1610 году свел царя Василия с престола.

В смуту вмешиваются и низшие классы населения. Это вмешательство простого народа - одна из причин временного успеха Владислава. В последние годы смуты больше вреда наделали государству казаки, которые врывались в его пределы с польскими отрядами. Это были в большинстве гости южнорусских степей, недавно укрывшиеся в степях и теперь возвращавшиеся в отечество, чтобы пограбить. Эти классы добивались личных льгот. Каждый стремился выйти из тяжелого положения, в какое ставил его тогдашний государственный порядок.

Смута началась при избрании Годунова попыткой боярства соединить готовое распасться общество во имя нового государственного порядка, построенного на ограничении верховной власти. Когда эта попытка не удалась, тогда возникла мысль соединить распадавшееся общество во имя лица, искусственно воскресить погибшую династию, которая сдерживала непримиримые интересы. Вот в чем заключалась истинная причина успеха самозванцев: самозванство служило удобнейшим выходом из борьбы непримиримых интересов враждебных друг к другу классов. Значит, смута, начавшаяся пресечением старой династии и продолжавшаяся взаимной борьбой разных классов земского общества, завершилась борьбой всего земского общества с элементами противоземским и антинациональным, казацким и польским. Таковы были причины и ход смуты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.