Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конкуренции. Виды конкуренции и роль конкуренции в рыночной экономике




Понятие рынка, его функции и условия возникновения. Рыночная экономика. Виды рынков. Модель кругооборота ресурсов, доходов и благ

общественный механизм распределения ресурсов, доходов, конечных товаров, на основе сигнальной системы свободных цен, формирующихся в результате взаимодействия спроса и предложения. Функции:

1. Коммуникативная. Сводит продавцов и покупателей.

2.Ценообразующая.

3. Регулирующая. Когда цена на товары повышается, спрос понижается на этот товар.

4. Санирующая. Рынок через падение цен и процедуру банкротства очищает рынок от неэффективных предприятий и предпринимателей, производя товары, которые не пользуются спросом.

5. Распределительная.

Условия возникновения рынка:

1-е условие – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

2-е условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.

3-е условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Рыночная экономика – экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Виды:

1. Рынок ресурсов. Рынки труда, земли и капиталов. Делятся на реальные рынки (станки) и финансовые (когда берем деньги в долг).

2. Рынки услуг - это совокупность экономических отношений между производителями и потребителями услуг в связи с куплей-продажей разнообразных услуг.

3. Рынки конечных потребительских товаров.

Модель кругооборота ресурсов, доходов и благ

Конкуренция — соперничество м/у различными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и купли-продажи товаров.

Функции конкуренции: *выявл-е или установ-е рыноч ст-ти т-ра; *выравн-е индивид стоимостей и распредел-е прибыли в зав-ти от различ затрат труда; *регулир-е перелива ср-в м/д отраслями и производствами.

Виды конкуренции: Внутриотраслевая конк. — соперничество м/у субъектами рыноч. хоз-ва, занимающимися производством и продажей идентичной либо взаимозаменяемой продукции, направленное на завоевание покупателей. Межотраслевая конк. — сопер-во м/у субъектами рыночного хозяйства, занятыми в различных отраслях экономики, за наиболее выгодные сферы приложения капитала.

В зав-ти от методов привлечения покупателей: ценовая конк. действует через установление более низких цен, неценовая — посредством повышения качества прод-ции, пред- и послепродажных услуг, использования рекламы, товарных знаков, брендов и др.

В зав-ти от соблюдения рыночными агентами правовых и этических норм различают добросовестную и недобросовестную конк.: перваяосущ-ся в рамках принятых на рынке правовых и этических норм, вторая их нарушением (демпинг, распространение ложных сведений о конкурентах и др.).

Выделяют два типа рыночной структуре совершенную и несовершенную конк.. Основным критерием классификации является наличие у продавца или покупат. рыночной власти — способности воздействовать на рыночную цену товара. Соверш. конк. (когда никто из экономических агентов не способен оказывать влияния на рыночную цену). Признаки: наличие множества продавцов и покупателей; однородность продукции; отсутствие каких-либо барьеров к вступлению и выходу из нее; равный и неограниченный доступ ко всем видам инфо как для продавцов, так и для покупателей; отсутствие у субъектов хозяйствования рыночной власти.

Это идеальная модель функционирования рынка. Если бы она была осуществима, эк-ка м.б. достичь максимальных пок-лей. Однако в реальной жизни совершенной конк. не бывает.

Несоверш. конк. (когда отдельные продавцы и (или) покупатели обладают влиянием на рыночную цену). Разновидности: Чистая монополия (присутствие на рынке одного продавца), характерны: •концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца; высокие входные барьеры, блокирующие вхождение новых фирм в отрасль; • затрудненный доступ к информации; •практически неограниченная рыночная власть фирмы-монополиста.

Чистая монопсония — сужение рынка до одного покупателя.

Монополистическая конк-я — рыночная структура, для кот. характерны: • большое кол-во фирм-продавцов; • большое число покупателей; • относит. свобода входа в отрасль и выхода из нее; •практически неогранич. доступ к инф-ции; • дифференциация продукта; • наличие у продавцов определ. рыночной власти, размер которой зависит от их успехов в дифференциации продукции.

Олигополия — рыночная структура со следующими признаками: •небольшое количество фирм; • большое число покупателей; •затрудненный доступ на отраслевой рынок для новых фирм из-за высоких входных барьеров; • некоторые ограничения в доступе к информации; • продукт может быть как однородным, так и дифференцированным; • обладание рыночной властью со стороны продавцов; стратегическое поведение фирм-конкурентов.

Поскольку характер конкуренции между фирмами-олигополистами зависит от избранной ими стратегии поведения, единой модели олигополии не существует.

В современ. усл-ях в виду существенного развития рынков, характеризующихся известными чертами олигополии, вследствие изменения рыночных реалий, изменились и представления о предпосылках эффективности конкуренции. Например, реализация инновационной функции конкуренции на рынке требует производства новых продуктов, а, следовательно, не может быть осуществлена в границах прежней рыночной структуры: производство новых продуктов, требует новых рынков, а на этих рынках действуют олигополии, то есть, как правило временно, один или несколько продавцов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.