Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические функции правительства в современном рыночном хозяйстве. Прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики




Функции государства в рыночном хозяйстве.

1. Обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики, регулирование рыночного хозяйства при помощи экономических рычагов, воздействие на поведение субъектов рыночных отношений (налоги, целенаправленное ограничение в политике цен, ориентации на государственные субсидии, кредит, штрафы, таможенные пошлины и т. д.).

2. Антимонопольная политика и поддержание конкуренции.

3. Создание эффективных общих условий воспроизводства (развитие производственной, природоохранной и социальной инфраструктуры).

4. Реализация государственной собственности путем развития предпринимательской деятельности в этом секторе экономики.

5. Конфискация негативных сторон рынка.

6. Стабилизация воспроизводства на макроуровне посредством регулирования экономической динамики путем инвестиционно-структурной политики финансового и налогового контроля за уровнем производства, безработицы, инфляции.

7. Обеспечение принципа справедливости, социальных гарантий, путем перераспределения доходов и осуществление трансфертных платежей.

8. Поддержка малого и среднего бизнеса.

9. Проведение фискальной политики - это изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета (налогообложение).

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики.

Классификация государственных регуляторов предполагает выделение 2 форм и 2 методов регулирования экономики: 1) прямая форма государственного регулирования, включает группу прямых методов; 2) косвенная форма государственного регулирования, включает группу косвенных методов.

Прямые методы государственного регулирования – методы государственного административного воздействия на производство товаров и услуг, в т.ч. формы требования государством обязательны для исполнения всеми товаропроизводителями, независимо от их форм собственности.

Косвенные методы предполагают создание условий для заинтересованности товаропроизводителей для осуществления намеченных государством целей.

Прямые методы включают: 1) формирование и реализация государственных программ; 2) предоставление субвенций для реализации целевых программ и высокоэффективных проектов, имеющих общегосударственное значение.

Субвенция – строго целевое выделение ресурсов для реализации программ и проектов. Дотация – предоставление ресурсов без указания определенного значения. Дотации и субвенции в сумме образуют субсидии – ресурсы, предоставляемые с вышерасположенного уровня на нижний; 3) лицензирование и квотирование. Квоты – лимит чего-то или предельный уровень. Выделяют импортные и экспортные квоты. Лицензирование – важнейшая форма государственного регулирования определенных видов деятельности. 4) нормирование и стандартизация – государство устанавливает стандартные нормы деятельности, к которым должны приводится все участники рыночной деятельности 5) административные методы – демонополизация экономики; 6) государственный бюджет – через него в разных странах перераспределяется около 40% национального дохода.

Косвенные методы: 1) размеры налоговых ставок; 2) налоговые льготы; 3) таможенные пошлины; 4) кредитные ставки; 5) инвестиционный налоговый кредит Он предполагает освобождение предприятия на определенный период времени от некоторых налогов, но впоследствии эта часть должна быть возвращена как правило по льготной или беспроцентной ставке; 6) налоговые каникулы.

Используется сочетание прямых и косвенных методов государственного регулирования экономики.

Кейнсианская теория предложила оптимальное сочетание государственного вмешательства и частной инициативы. Для реализации своих функций должна быть государственная собственность на природные, финансовые ресурсы, основные фонды.

Государственный сектор – объем вмешательства государства в экономическую жизнь. Для характеристики мощности государственного сектора существуют такие критерии как доля государственного потребления ВВП, доля занятых на промышленных предприятиях, доля продукции, производимая на промышленных предприятиях с государственной собственностью.

24.Спрос на товар (индивидуальный и рыночный). Величина (объём) спроса на товар. Функция и закон спроса. Кривая спроса. Эффект дохода и эффект замены. Неценовые факторы спроса.

Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.

Из понятия товарного спроса следует, что основным определяющим его фактором является цена товара. При этом закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы. К основным из них можно отнести следующие шесть:

1) Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе всё более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение;

2) Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей;

3) Изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;

4) Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют два вида товаров – взаимозаменяемые и взаимодополняющие. К примеру, если цена наCD-плееры понизятся, то спрос на СD-диски возрастёт;

5) Изменения в ожиданиях потребителей можно свести к двум вариантам. Первый – ожидание повышения цен или доходов. Оно побудит людей увеличить свои покупки. Второй – предполагает ожидание снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос.

6) Степень удовлетворения потребностей населения в том или ином товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос

Рыночный спрос: понятие, факторы, функции. Кривая спроса. Закон спроса.

Спрос – предъявленное на рынке потребность в товаре, обеспеченная деньгами. Объем спроса – количество товара, которое желает приобрести покупатель при данном уровне цен. Индивидуальный спрос – потребность в конкретном товаре отдельного потребителя. Рыночный спрос – общий спрос на конкретный товар. Закон спроса: между ценой товара и объемом спроса существует обратная зависимость – чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот. Факторы, влияющие на спрос: цена, доходы населения, число покупателей, предпочтение потребителей, цена на похожие товары.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКОНОМ СПРОСА.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса d lt где Р (price) — цена, Q (quantity) — количество, величина спроса, d (demand) — спрос (рис. 1).

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной — количество продукта, которое по­требитель может купить по этой цене.

Кривая d 1 наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная.

Графически изменение величины спроса выражается в «дви­жении по кривой спроса» (точки А, В, С). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса».

Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой».

«Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d 1 к d 2. Желание приобрести меньше товара уменьшит спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d 1 к d 3.

Выводы:

1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходят под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходят под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся:

· потребительские вкусы;

· число покупателей;

· доход покупателей;

· цены на сопряженные товары;

· ожидания.

25.Предложение товара на рынке (индивидуальное и рыночное). Величина (объём) предложения товара. Функция и закон предложения. Кривая предложения и его неценовые факторы.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

Предложение исследуется по трем временным интревалам:

§ Краткосрочный — до 1 года

§ Среднесрочный — от 1 года до 5 лет

§ Долгосрочный — более 5 лет

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях

Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:

1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)

2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

§ Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель

§ S — предложение

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

К неценовым факторам предложения относят:

§ изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.

§ Выход на рынок новых фирм.

§ Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

§ Природные катастрофы

§ Политические действия и войны

§ Перспективные экономические ожидания

§ Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

§ В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.

26.Равновесие на товарном рынке: сущность и графическая иллюстрация. Механизм установления равновесной цены. Условия равновесия. Нарушение и восстановление равновесия. Сдвиги в равновесии. Ситуации отсутствия рыночного равновесия.

Реализовать весь товар на рынке и удовлетворить потребности можно только тогда, когда при определенной цене спрос = предложению. Данное состояние называется равновесием рынка. В этом случае устанавливается равновесная цена, и рынок стабилизируется. Равновесие на рынках – это такая ситуация, при которой продавцы и покупатели удовлетворены текущим сочетанием цен и объёмом продаж или покупок.

Н о так как интересы покупателя и продавца разнонаправлены, то в жизни такое состояние недолговечно.

Объем спроса равен объему предложения (Qd=Qs) и оба означают равновесный объем: цена спроса равна цене предложения (Pd=Ps) и обе формируют равновесную цену РЕ. На рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров, цена такова, что количество товаров, которые хотят приобрести покупатели, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. Таким образом, в формировании равновесной цены одновременно участвуют и спрос и предложение.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

Если величина предложения превышает величину спроса, то запасы производителей возрастают, сигнализируя об избыточности предложения. Это заставит производителей снизить цены настолько, чтобы спрос и предложения сравнялись. Падение спроса на товар при существующей цене ведет к появлению избытка, избыток давит на цену, при снижении цены предложение сокращается, при новой цене планы продавцов и покупателей вновь совпадают. Если спрос превышает предложение и он не удовлетворяется, образуется избыточный спрос, или дефицит. Основными признаками дефицита является сокращение товарных запасов и появление очередей в отраслях, не имеющих товарных запасов (сфера услуг). Товарные запасы – фонды товаров, уже произведенные и готовые к продаже. Продавцы держат часть товара в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменение спроса.

Равновесная цена (Е) цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции, цена, при которой на рынке нет ни излишков, ни дефицита данного товара, цена товара, при которой решение производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуемы. Образование равновесной цены – это процесс, который требует определённого количества времени.

Механизм установления равновесия. Если цена на рынке установлена на низком уровне, то спрос будет большим, а предложение низким, следовательно цена и предложение будет расти. Если цена на рынке установится на высоком уровне, спрос будет низким, следовательно цена будет падать. В результате таких колебаний цены на рынке устанавливается оптимальная цена, которая устраивает и продавцов, и покупателей.

Функции равновесной цены: информационная; распределительная; уравновешивающая; стимулирующая.

27..Феномен эластичности спроса в экономике. Эластичность спроса. Гибкий и жёсткий спрос. Эластичность предложения.

Спрос и предложение зависят от изменения цены, однако степень зависимости отдельных товаров различна. Данная особенность товаров учитывается посредством расчета эластичности.

Эластичность – быстрота реакции спроса или предложения на изменение цены. Если ее выразить в виде процентных изменений

Эластичность - мера или степень реакции одной переменной на изменение одной переменной;-мера реакции спроса и изменение цены на 1%;

Эластичность предложения - мера или степень реакции предложения на изменение цены на 1%

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ -чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

*эластичность спроса по цене;

*эластичность спроса по доходу;

*эластичность предложения по цене;

*перекрестная эластичность спроса по цене;

*точечная эластичность спроса;

*дуговая эластичность спроса;

*эластичность соотношения цен и заработной платы;

*эластичность технического замещения;

*эластичность прямой линии.

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит:

· от особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

· зависит и от (не) способности данного товара к длительному хранению.

Существуют следующие виды эластичности предложения:

1. эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров;

2. предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке;

3. неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже;

4. эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано;

5. эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.

Для того чтобы определить, как производство той или иной продукции влияет на изменение цены, измеряется эластичность предложения по цене.

Эластичность предложения измеряется относительным (в процентах или долях) изменением величины предложения при изменении цены на 1 %.

Формула коэффициента ценовой эластичности предложения аналогична расчету коэффициента ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

где Q 1 — количество до изменения;
Q 2 — количество после изменения;
Р 1 — цена до изменения;
Р 2 — цена после изменения.

Из формулы следует, что абсолютно неэластичное предложение будет показано на графике вертикальной прямой предложения, а абсолютно эластичное — горизонтальной.

Эластичность предложения товара зависит, например, от таких факторов, как структуры издержек предприятия, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы и т.д.

В отличие от спроса, предложение менее связано с изменениями производственного процесса и более адаптируется к изменению цены.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если есть резервы, то в краткосрочном периоде времени предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.