Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды прибыли и рентабельности, их характеристика




 

Прибыль это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции [4, с.129]. На величину прибыли существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы.

Прибыль представляет собой реальную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукт (работ, услуг) чистый доход принимает форму прибыли. Количество прибыли определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности организации (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех затрат на эту деятельность.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде [10, c.116]. Это означает:

- получение максимальной прибыли, соответствующей используемым ресурсам организации и рыночной конъюнктуре ее функционирования

- оптимизация пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска

- повышение качественного состава факторов формирования прибыли

- получение необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании

- формирование достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса

- увеличение роста рыночной стоимости организации

- разработка программ участия персонала в распределении прибыли.

Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития организации, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней [8, с. 152].

Виды прибыли с 01.01.2012г. (согласно «Отчету о прибылях и убытках»):

- валовая прибыль;

- прибыль от реализации;

- прибыль от текущей деятельности;

- прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности;

- прибыль до налогообложения;

- чистая прибыль.

Валовая прибыль – это разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции, которая определяется:

 

Пв = Вр - Ср, (1.1)

 

где Пв – валовая прибыль,млн. руб.;

Вр – выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.;

Ср – себестоимость реализованной продукции, работ, услуг,млн. руб.

Прибыль от реализации определяется:

 

Пр = Пв - Ур - Рр, (1.2)

 

где Пр – прибыль от реализации,млн. руб.;

Ур – управленческие расходы, млн. руб.;

Рр – расходы на реализацию,млн. руб.

Прибыль от текущей деятельности:

 

Птек =Пр+Д-Р, (1.3)

 

где Птек - прибыль от текущей деятельности,млн. руб.;

Д – доходы от текущей деятельности,млн. руб.;

Р – расходы от текущей деятельности,млн. руб.;

 

Пиф= Ди – Ри+Дф – Рф, (1.4)

 

где Пиф - прибыль от инвестиционной и финансовой

деятельности,млн. руб.;

Ди – доходы от инвестиционной деятельности,млн. руб.;

Ри – расходы от инвестиционной деятельности,млн. руб.;

Дф – доходы от финансовой деятельности,млн. руб.;

Рф – расходы от финансовой деятельности,млн. руб.

 

Пн = Птек+Пифд, (1.5)

 

где Пн- прибыль до налогообложения, млн. руб.

Чистая прибыль – это прибыль, которая остаётся в распоряжении фирмы после уплаты всех положенных налогов:

 

ЧП = Пн – Нприб+Ина – Ино-Нпроч, (1.6)

 

где ЧП – чистая прибыль, млн. руб.;

Нприб - налог на прибыль, млн. руб.;

Ина – изменение отложенных налоговых активов, млн. руб.;

Ино – изменение отложенных налоговых обязательств, млн. руб.;

Нпроч – прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли, млн. руб.

Основные направления использования прибыли следующие: образование фондов накопления, фонда потребления и резервного фонда.

Рентабельность - один из основных качественных показателей эффективности деятельности организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат; и таким образом, более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами [9, с. 128].

Показатели рентабельности в зависимости от положенных в основу классификации признаков делятся на показатели, базирующиеся на затратном подходе, на ресурсном подходе и доходном подходе.К затратным показателям рентабельности относятся: рентабельность отдельных видов продукции, рентабельность инвестиционной деятельности.

Рентабельность продукции характеризует величину прибыли, приходящейся на затраты на ее производство и реализацию.

 

РПР = Пр / Срп×100%, (1.7)

 

где Срп – полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

Рентабельность продукции характеризует не только эффективность хозяйствования, но и эффективность системы ценообразования, уровень конкурентоспособности продукции и величину спроса на продукцию организации. Данный показатель целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по ее отдельным видам.

На величину рентабельности продукции оказывают влияние структура и индивидуальная рентабельность отдельных видов продукции.

К показателям рентабельности, в основе которых лежит ресурсный подход(уровень рентабельности определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала), относятся: общая рентабельность, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала.

Рентабельность капитала показывает величину прибыли, получаемую вкладчиком капитала с каждого рубля средств, вложенных в организацию.

Рентабельность собственного капитала характеризует отношение чистой прибыли к стоимости собственного капитала.

 

РСК = ПЧ / СК×100%, (1.8)

 

где СК – среднегодовая стоимость собственного капитала, млн. руб.

Рентабельность основных средств характеризует эффективность использования:

 

Рос =ПРП / ОС×100%,(1.9)

 

где РОС – рентабельность основных средств, %;

ОС – среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.

Рентабельность продаж (модифицированный показатель нормы прибыли) в отличие от рентабельности продукции, характеризует эффективность производственной и сбытовой деятельности организации. Данный показатель рассчитывается в целом по субъекту хозяйствования и по видам продукции. По уровню агрегирования факторов рентабельность продаж является комплексным показателем, так как приращение прибыли может быть вызвано как интенсивными, так и экстенсивными факторами использования производственных ресурсов.

 

Рпродаж =Пр/Вр×100% (1.10)

 

где Рпродаж – рентабельность продаж, %

Таким образом, прибыль это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции. Показатели рентабельности характеризуют уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 4326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.