Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ показателей рентабельности. Анализ формирования и распределения чистой прибыли




Анализ формирования и распределения чистой прибыли

Рассмотрим, каким образом сформировалась чистая прибыль на ОАО завод «ВИЗАС» в таблице 2.8.

Таблица 2.8 – Анализ формирования чистой прибыли

Показатели 2013 г. 2014 г. Отклонение, млн. руб. Темп роста, %
1.Прибыль (убыток) до налогообложения 1 433 -3 674 -5 107 -
2. Налог на прибыль   - - -
3. Прочие расходы, покрываемые за счет прибыли     -33 61,62
4. Чистая прибыль (убыток)   -3760   -

Составлено автором по данным организации.

Данные, представленные в таблице 2.8, позволяют сделать вывод о том, что сумма чистой прибыли в 2013 году составляла 880 млн. руб., в 2014 году она снизилась на 4640 млн. руб. и чистый убыток составил 3760 млн. руб. Темп роста составил -206,41 %.

Следует отметить, что в 2014 году возник убыток в основном за счет снижения прибыли от реализации продукции.

Нераспределенная чистая прибыль используется в соответствии с Уставом организации. Она направляется на формирование фондов Общества. За счет ее создаются резервный фонд, добавочный фонд и другие фонды в соответствии с законодательством.

 

Рассчитаем показатели рентабельности по затратному подходу, исходные данные для расчета и полученные значения показателей представлены в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 – Показатели рентабельности по затратному подходу

Наименование показателей 2013 г. 2014 г. Абсолютное отклонение Темп роста, %  
 
Прибыль от реализации, млн. руб. 5 171   -4 373 15,43  
Себестоимость реализованной продукции (с учетом управленческих и расходов на реализацию), млн. руб. 61 072 41 281 -19791 67,59  
Убыток до налогообложения, млн. руб.   - 3 674 -5107 159,42  
Себестоимость произведенной продукции, млн. руб.     -14654 70,58  
Рентабельность реализованной продукции, % 8,47 1,93 -7,14 п.п. -  
Рентабельность произведенной продукции, % 7,81 1,9 -5,91 п.п. -  

Составлено автором по данным организации.

Согласно данным, представленным в таблице 2.9, рентабельность реализованной продукции имеет тенденцию к снижению, в 2014 г. по отношению к предыдущему периоду данный показатель снизился на 7,14 п.п. Рентабельность произведенной продукции также снизилась в 2014 г. относительно 2013 г. на 5,91 п.п. и составила 1,9 %.

Далее рассмотрим показатели рентабельности исходя из доходного подхода. К показателям эффективности данной группы относится рентабельность продаж: общая и чистая.

Рассчитаем данные показатели и проанализируем их изменение по данным ОАО завод «ВИЗАС» в таблице 2.10.

Таблица 2.10 – Показатели рентабельности по доходному подходу

Наименование показателей 2013 г. 2014 г. Абсолютное отклонение Темп роста, %
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб. 5 171   -4 373 15,43
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб. 66 243 42 079 -24 164 63,52
Чистая прибыль (убыток) млн. руб.   -3760   -
Общая рентабельность продаж, % 7,81 1,90 5,91 п.п. -
Чистая рентабельность продаж, % 1,33 -8,94 -10,27 п.п. -

Составлено автором по данным организации.

Показатель чистой рентабельности продаж имеет тенденцию к снижению, в 2014 г. относительно 2013 г. данный показатель снизился на 10,27 п.п. Данное снижение показателя говорит о повышении затрат на производство продукции, а следовательно, о снижении прибыли от ее реализации.

Проведем факторный анализ рентабельности реализованной продукции за 2013-2014 гг. Методика анализа рентабельности состоит в определении величины и факторов изменения рентабельности реализованной продукции.

Таким образом, как показал проведенный в предыдущих параграфах анализ показателей рентабельности по различным подходам, состояние организации стремительно ухудшается. Факторов, серьезно влиявших на ухудшение финансового результата, в процессе анализа выявлено не было. ОАО завод «ВИЗАС» для развития должно сосредоточить свои усилия на дальнейшем росте выручки от реализации продукции и одновременном сокращении затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Данные факты должны стать резервами роста прибыли от реализации продукции, а значит и улучшения финансовых результатов деятельности ОАО завод «ВИЗАС». Для более детальной оценки факторов, которые в наибольшей степени оказали влияние на ухудшение финансовых результатов ОАО завод «ВИЗАС» проведем факторный анализ рентабельности. Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11 – Исходные данные для анализа рентабельности продаж и продукции

Наименование показателей 2013 г, млн. руб. 2014 г, млн. руб. Абс. отклонение Темп роста, %  
 
Выручка от реализации, млн. руб. 66 243 42 079 -24 164 63,52  
Себестоимость реализации с учетом управленческих и расходов на реализацию, млн. руб.     -19791 67,59  
Валовая прибыль, млн. руб. 11 917 8 587 -3 330 72,06  
Прибыль от реализации, млн. руб. 5 171   -4 373 15,43  

Составлено автором по данным организации.

Исходя из таблицы 2.11, выручка от реализации продукции снизилась на 24164 млн. руб. и составила 42079 млн. руб., себестоимость реализованной продукции снизилась на 20834 млн. руб. и составила 33492 млн. руб.

Валовая прибыль и прибыль от реализации продукции также имеют тенденцию к снижению на 3 330 млн. руб. и 4 373 млн. руб. соответственно. Валовая прибыль составила 8 587 млн. руб., ее темп роста составил 72,06%. Прибыль от реализации продукции составила 798 млн. руб., темп роста – 15,43%.

Далее в таблице 2.12 представим результаты расчетов рентабельности продукции и продаж.

 

Таблица 2.12 – Показатели рентабельности продаж и продукции

Наименование показателей 2013 г, млн. руб. 2014 г, млн. руб. Абс. отклонение
Рентабельность продукции (по валовой прибыли) (Rпрод.(вал)) 19,51 20,80 +1,29
Рентабельность продаж (по валовой прибыли) Rпр(вал) 17,99 20,41 +2,42 п.п.
Рентабельность продаж (по прибыли от реализации продукции) Rпр 7,81 1,90 -5,91 п.п.
Рентабельность продукции (по прибыли от реализации продукции) 8,47 1,93 -6,54 п. п.

Составлено автором по данным организации.

На основании данных, представленных в таблице 2.12 можно сделать следующие выводы.

Рентабельность продукции (по валовой прибыли), исчисленная по валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров и продукции, в 2014 г. составила 20,80 % и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 1,29 п.п.. Это значит, что на 1 вложенный рубль получено 20,80 руб. валовой прибыли против 19,51 руб.. в прошлом году.

Далее проведем факторный анализ по каждому виду рентабельности, рассчитанному в таблице 2.12.

 

Rпрод.(вал) (2013) = (11917 61072) 100 % = 19,51%;

 

Rпрод.(вал) (усл.) = (Пв 2014 С 2013) 100 % (2.4)

 

Где Пв – прибыль валовая, млн. руб.;

С – себестоимость продукции, млн. руб.

Rпрод.(вал) (усл.) = (8587 61072) 100 %= 14,06 %;

Rпрод.(вал) (2014) = (Пв 2014 С 2014) 100 % (2.5)

 

Rпрод.(вал) (2014) = (8587 41281) 100 % = 20,80%;

Rпрод.(вал) = R (2014) - R (2013) = 20,80 – 19,51= +1,29 п.п.

Рост рентабельности продукции, исчисленной по валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам, произошло за счет:

– изменения себестоимости реализованных товаров и продукции:

 

Rпрод.(вал)с/с = R(2014) – R(усл.) (2.6)

 

Rпрод.(вал)с/с = 20,80 – 14,06 = 6,74 п.п.;

Рентабельность продаж (по валовой прибыли), исчисленная по валовой прибыли к выручке без учета налогов от реализации продукции, в 2014 г. составила 20,41 % и выросла по сравнению с прошлым годом на 2,42 п.п. Из этого следует, что на 1 руб. выручки без учета налогов фактически получено на 2,42 коп. больше валовой прибыли, чем в предыдущем году.

Влияние факторов на рентабельность продаж (по валовой прибыли) можно рассчитать методом цепных подстановок, используя формулу 1 доходного подхода в таблице 1.1.

Rпр(вал)(2013)=(Пв 2013 В 2013) 100 % (2.7)

 

где В – выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.

Rпр(вал) (2013)= (11917 66243) 100 % = 17,99%

Rпр(вал) (усл.)=(Пв 2014 В 2013) 100 % (2.8)

 

Rпр(вал) (усл.)= (8587 66243) 100 % = 12,96 %

 

Rпр(вал) (2014) = (8587 42079) 100 % = 20,41%;

Rпр(вал) = R (2014) - R (2013) = 20,41– 17,99 = 2,42 п.п.

Изменение уровня рентабельности, исчисленной по валовой прибыли к выручке без учета налогов от реализации продукции, вызвано следующим факторам:

- изменение себестоимости реализованных товаров и продукции:

 

Rпр(вал)с/с = R(2014) – R(усл.) (2.9)

 

Rпр(вал)с/с = 20,41 – 12,96 = 7,45 п.п.;

Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от реализации к выручке без учета налогов, в 2014 г. составила 1,87 % вместо прошлогодних 7,81 %. Снижение – на -5,94 п.п. Рассчитаем данный показатель, используя формулу 1 доходного подхода в таблице 1.1.

Rпр (2013) = (5171 66243) 100 % = 7,81%

 

Rпр (усл.) = (Преал 2014 В 2013) 100 % (2.10)

 

Где Преал – прибыль от реализации продукции, млн. руб.

Rпр (усл.) = (798 66243) 100 % = 1,20 %;

Rпр (2014) = (798 42079) 100 % = 1,87 %;

Rпр = R (2014) - R (2013) (2.11)

 

Rпр = 1,87 – 7,81 = -5,94 п.п.

Изменение уровня рентабельности, исчисленной по прибыли от реализации к выручке без учета налогов от реализации продукции, произошло за счет:

- снижения прибыли от реализации:

 

Rпр(приб) = R (усл.) - R (2013) (2.12)

 

Rпр(приб) =1,20 – 7,81= - 6,61 п.п.

- изменения выручки без учета налогов от реализации продукции:

 

Rпр(выр) = R (2014) - R (усл.) (2.13)

 

Rпр(выр) = 1,87 – 1,20 = + 0,67 п.п.

Рентабельность, исчисленная по прибыли от реализации от себестоимости реализованной продукции с учетом расходов на реализацию в 2014 г., снизилась на 6,54 п.п. по сравнению с прошлогодним показателем, то есть фактическая прибыль от реализации на 1 руб. полной себестоимости составила 1,93 руб. вместо 8,47 руб. в прошлом. Влияние факторов на данный показатель рентабельности можно рассчитать, используя при этом следующую формулу рентабельности:

 

Rс/с= (П (СПР + УРиРР)) 100 %, (2.14)

 

где СПР – себестоимость реализованной продукции;

УРиРР – управленческие расходы и расходы на реализацию.

Rс/с (2013) = (5171 (33492+6746) 100 % = 12,85 %

 

Rс/с (усл.1) = (П 2014 (СПР 2013 + УРиРР 2013)) 100 % (2.15)

 

Rс/с (усл.1) = (798 (33492+6746) 100 % = 1,98 %

 

Rс/с (усл.2) = (П 2014 (СПР 2014 + УРиРР 2013)) 100 % (2.16)

 

Rс/с (усл.2) = (798 (54326+6746) 100 % = 1,31 %

Rс/с (2014) = (798 (54326+7789) 100 % = 1,28 %;

 

Rс/с = R (2014) - R (2013) (2.17)

 

Rс/с = 1,28 – 12,85 = -11,57 п.п.

Снижение рентабельности продукции, исчисленной по прибыли от реализации к полной себестоимости продукции, произошло за счет:

- снижения прибыли от реализации:

Rс/с (приб) = R (усл.1) - R (2013) (2.18)

 

Rс/с (приб) = 1,98 – 12,85 = - 10,87 п.п.

- изменения себестоимости реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам:

Rс/с (перем. зат) = R (усл.2) - R (усл.1) (2.19)

 

Rс/с (перем. зат) = 1,31 – 1,98 = -0,67 п.п.

- роста управленческих расходов и расходов на реализацию:

 

Rс/с (упр. и ком. рас.) = R (2014) - R (усл.2) (2.20)

 

Rс/с (упр. и ком. рас.) =1,28 – 1,31 = -0,03 п.п.

Оценка показателей рентабельности дает представление о том, насколько эффективно организация осуществляет свою деятельность, контролирует расходы на производство и реализацию продукции и какую чистую прибыль при этом получает.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что на показатели рентабельности продукции и продаж ОАО завод «ВИЗАС» наибольшее влияние оказывали такие факторы, как прибыль от реализации, себестоимость реализованной продукции, включая управленческие расходы и расходы на реализацию, выручка без учета налогов от реализации. Причем, в большей степени повлияло снижение прибыли от реализации, что является отрицательным фактором, себестоимость реализованной продукции и управленческие расходы организации так же являются отрицательным фактором.

Такой фактор, как прибыль от реализации продукции, увеличил свое влияние, это связано первую очередь с тем, что в 2014г. темпы роста практически всех основных технико-экономических показателей снизились, а по прибыли от реализации темп роста составил 15,43%.

Проведя анализ финансовых результатов деятельности ОАО завод «ВИЗАС» были выявлены факторы, который оказывали отрицательное влияние на исследуемые показатели прибыли и рентабельности, – прибыли от реализации, который и будет являться одним из резервов повышения прибыли и рентабельности ОАО завод «ВИЗАС».

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ЗАВОД «ВИЗАС»

Поиск резервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одна из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Финансовые показатели прибыльности и рентабельности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы организации и выпускаемой им продукции.

Объем производства в действующих ценах в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился на 13812 млн. руб. или на 23,50%. Это привело к снижению выручки от реализации в 2014 году по сравнению с предыдущим на 24164 млн. руб. или на 36,48%.

Отмечается сокращение среднесписочной численности работающих на 33 чел. или на 6,98%, при этом численность ППП сократилась за исследуемый период на 32 чел. или на 7,11%. Следует отметить рост доли рабочих в среднесписочной численности на 1,15 п. п. с 54,76% в 2013 году до 55,91% в 2014 году.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом фонд оплаты труда увеличился на 234,3 млн. руб. или на 1,15%. Это отразилось на росте среднемесячной заработной платы. Она увеличилась на 0,28 млн. руб. или на 7,79%.

При этом среднемесячная зарплата ППП увеличилась на 0,33 млн. руб. или на 9,07%, а среднемесячная зарплата рабочих выросла на 0,35 млн. руб. или на 9,78%.

Существуют резервы увеличения чистой прибыли ОАО завод «ВИЗАС» К ним относятся:

-увеличение объема производства и реализации продукции (работ, услуг);

-снижение себестоимости выпускаемой продукции;

-рост производительности труда;

-снижение управленческих расходов;

-оптимизация расходов на реализацию;

-снижениепрочих расходов и увеличение доходов по текущей деятельности;

-снижение расходов по финансовой и инвестиционной деятельности;

-рост доходов по финансовой и инвестиционной деятельности;

-повышение качества продукции.

Одним из резервов увеличения чистой прибыли ОАО завод «ВИЗАС»является увеличение объема производства. На рост объема производства продукции влияют следующие факторы: улучшение использования труда, улучшение использования средств труда, улучшение использования предметов труда (материалов, сырья).

К улучшению использования труда относятся следующие факторы:

-ликвидация потерь рабочего времени;

-повышение производительности труда;

-улучшение структуры кадров;

-рост квалификации.

К улучшению использования средств труда относятся следующие факторы:

-укомплектование новых рабочих мест оборудованием;

-ликвидация потерь рабочего времени оборудования;

-повышение производительности оборудования.

Улучшение использования предметов труда подразумевает снижение норм материалов и внедрение прогрессивных видов сырья и материалов.

Также на чистую прибыль влияет объем реализации продукции. Таким образом, темп роста производства продукции опережал темп роста выручки от реализации. Поэтому необходимо увеличивать объем реализации продукции, т.к. объем производства позволяют это сделать. На объем реализации также значительно влияет активность маркетинговой и сбытовой службы организации.

Снижение себестоимости продукции также непосредственно влияет на прибыль предприятия. Учитывая такие темпы роста можно предположить, что существует резервы снижения себестоимости. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно–хозяйственной деятельности организации. Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Увеличение прибыли организации обеспечивается также за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а, следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Резервы роста производительности труда за счет лучшего использования рабочего времени есть, прежде всего, в ликвидации его потерь. Для выявления резервов роста производительности труда за счет ликвидации потерь рабочего времени нужно тщательно анализировать фактический баланс рабочего времени, сравнивать его с плановым, с помощью фотографий рабочего дня выявлять потери рабочего времени, устанавливать их причины и разрабатывать мероприятия по уменьшению или полной их ликвидации.

Снижение управленческих расходов также влияет на прибыль организации. Для снижения управленческих расходов могут применяться разные способы:

- для персонала может подбираться корпоративный тарифный план для минимизации стоимости звонков между самими сотрудниками;

- в источники света устанавливаются энергосберегающие лампы;

- для приобретения расходного материала и канцтоваров производятся разовые закупки максимальных партий по оптовым ценам.

Оптимизация расходов на реализацию также может повлиять на прибыль.

Снижение расходов ОАО завод «ВИЗАС» по финансовой и инвестиционной деятельности также может положительно повлиять на прибыль организации. Основную долю в составе убытка от инвестиционной и финансовой деятельности составляли в 2014 году по данным организации расходы по финансовой деятельности, в частности проценты к уплате и курсовые разницы. Доходы в основном в 2014 г. поступали от тех же курсовых разниц и выбытия основных средств и нематериальных активов.

Улучшение качества продукции ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли, при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж. В целом, качественная продукция должна соответствовать следующим требованиям:

- удовлетворять запросы потребителя;

- соответствовать четко определенным потребностям или назначению;

- являться экономически выгодной для производителя;

- соответствовать действующим стандартам и техническим условиям.

Таким образом, данные предложения должны помочь предприятию для получения положительных финансовых результатов, так как на прибыль ОАО завод «ВИЗАС» повлияет снижение прочих расходов и увеличение доходов по текущей деятельности. На протяжении 2013 2014 гг. текущие расходы превышали доходы, а так же снизилась в 2014 году прибыль от реализации и составила 798 млн. руб., организация получала убыток от текущей деятельности в размере 1 490 млн. руб.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прибыль это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции. Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Виды прибыли: (согласно «Отчету о прибылях и убытках»):валовая прибыль;прибыль от реализации;прибыль от текущей деятельности;прибыль от инвестиционной, финансовой деятельности;прибыль до налогообложения; чистая прибыль. Рентабельность - один из основных качественных показателей эффективности деятельности организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Существуют резервы увеличения чистой прибыли ОАО завод «ВИЗАС». К ним относятся:

- увеличение объема производства и реализации продукции (работ, услуг);

- снижение себестоимости выпускаемой продукции;

- рост производительности труда;

- снижение управленческих расходов;

- оптимизация расходов на реализацию;

- снижениепрочих расходов и увеличение доходов по текущей деятельности;

- снижение расходов по финансовой и инвестиционной деятельности;

- рост доходов по финансовой и инвестиционной деятельности.

Таким образом, по результатам анализа, проведенного во второй главе, основными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности ОАО завод «ВИЗАС», являются:

- рост объема производства и реализации продукции, работ, услуг;

- снижение себестоимости продукции, работ, услуг;

- рост цен на реализуемую продукцию, работ, услуг;

- изменения в структуре производимой и реализуемой продукции, оказываемых услуг.

Также для увеличения прибыли в организации необходимо предложить расширение ассортимента продукции, а также увеличение объема производства наиболее прибыльной продукции. Это, в свою очередь, приведет к увеличению выручки, и, как следствие, прибыли от реализации. Для снижения себестоимости произведенной и реализованной продукции, необходимо использовать современные технологии. Это, в свою очередь, приведет к снижению затрат на один рубль реализованной продукции

Отмеченные выше факторы воздействуют, главным образом, на прибыль от реализации продукции. В связи с тем, что подавляющую часть прибыли от текущей деятельности организации получают именно от реализации произведенной продукции, этой части прибыли должно быть уделено особое внимание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.