КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальные случаи ответственности из причинения вреда 1 страница
а) Ответственность публично-правового образования за причиненный вред. Публично-правовое образование наряду с физическими и юридическими лицами является субъектом гражданских прав. Публично-правовое образование выступает в гражданских отношениях не только как носитель политической власти, но и как частное лицо, подчиняясь общим принципам и нормам гражданского права. Именно поэтому публично-правовое образование может быть и субъектом деликтного обязательства. Идея ответственности государства перед лицами, пострадавшими от произвола его органов и чиновников, получила международное признание. В РФ правовым основанием ответственности публично-правового образования является ст. 53 Конституции, провозглашающая, что каждый гражданин «имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) органов государственной власти и их должностными лицами». Положения ст. 53 Конституции РФ конкретизируются значительным числом нормативных актов, устанавливающих ответственность публично-правовых образований и их должностных лиц за причинение внедоговорного вреда. Правовые нормы, содержащиеся в этих нормативных актах, могут быть разделены на три группы: 1) нормы об ответственности за вред, причиненный незаконным действием (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления либо их должностных лиц (ст. 1069 ГК и другие законы РФ); 2) нормы об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК); 3) нормы, в соответствии с которыми государство добровольно возложило на себя обязанность возмещать вред, причиненный определенным группам граждан (например, репрессированным, чернобыльцам, военнослужащим и др.).
Рассмотрим случаи ответственности за вред, причиненный незаконным действием (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления либо их должностных лиц. Причинителем вреда являются органы публичной власти (органы государственной власти и управления, включая органы местного самоуправления), которые должны быть наделены властными функциями, либо обладающие властными полномочиями их должностные лица. Определение должностного лица содержится в ст. 285 УК РФ. Однако применительно к данному случаю круг должностных лиц необходимо сузить. К должностным лицам следует относить представителей власти либо лиц, занимающих во властных органах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций вне этих органов, т.е. в отношении лиц, по службе им не подчиненных. Эти лица вправе издавать властные акты, действующие вне этих органов. Поэтому не подпадают под ст. 1069 ГК работники органов публичной власти, не обладающие властными функциями вне этих органов (начальник охраны министерства, завхоз и т.п.), либо не являющиеся должностными лицами (например, водитель служебного автомобиля). Не могут рассматриваться в качестве должностных лиц работники государственных и муниципальных предприятий и организаций, выполняющие профессиональные или технические обязанности (инженеры, врачи и т.д.). Все иные организации, не наделенные функциями публичной власти (учреждения образования, здравоохранения и т.п.), и их должностные лица также отвечают за причиненный вред, но только по правилам ст. 1068 ГК. Наряду с общими условиями гражданско-правовой ответственности закон (ст. 1069 ГК) устанавливает три специальных условия. Во-первых, незаконные действия органов публичной власти и должностных лиц выражаются в виде принятия незаконных нормативных или индивидуальных правовых актов, а также совершения фактических действий, носящих противоправный характер. Противоправность может выражаться и в бездействии (неправомерный отказ в регистрации, выдаче документов и т.п.).
Акты вышеназванных органов предполагаются законными до тех пор, пока они не будут признаны недействительными в судебном порядке (ст. 13 ГК). Признание ненормативного акта недействительным и возмещение причиненного им вреда производится в одном судебном процессе. Нормативные акты могут быть признаны недействительными только в случаях, прямо предусмотренных законом, а иск о возмещении вреда обычно рассматривается в другом судебном процессе. Основанием признания акта недействительным является несоответствие его содержания нормам закона или иного правового акта (указам Президента, постановлениям Правительства). Причем эти акты должны всегда затрагивать имущественную сферу потерпевшего. Во-вторых, речь идет о совершении деяний органами публичной власти или должностными лицами, подпадающими под действие ст. 1069 ГК. В-третьих, данные субъекты должны совершить вышеназванные незаконные деяния при исполнении своих служебных обязанностей (некоторые должностные лица вправе издавать акты власти, находясь вне работы и во внеслужебное время). Опровержение вины причинителя вреда вряд ли возможно, т.к. должностные лица и органы публичной власти должны знать закон и подчиняться ему. Особенность заключается в том, что в данном случае не совпадает фигура причинителя вреда и лица, ответственного за вред. Ответственность несет публично-правовое образование. Вред возмещается за счет казны. Казну представляют финансовые органы. Вред возмещается в полном объеме, включая моральный вред. Впоследствии публично-правовое образование имеет право регрессного требования к причинителю вреда в полном объеме, если иной размер не установлен законом (п. 1 ст. 1081 ГК). Помимо ст. 1069 ГК в настоящее время действует значительное число законодательных актов, предусматривающих ответственность государства в лице непосредственно виновных органов (например, ответственность антимонопольных органов; ответственность органов государственной власти и управления за вред, причиненный товарной бирже и участникам биржевых сделок, и т.п.).
Такое многообразие субъектов ответственности в гражданском обороте заметно снижает эффективность ст. 1069 ГК. Не случайно в научной литературе вносится предложение во всех случаях возлагать ответственность на государство в лице какого-то одного государственного органа. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК) — это второй вид ответственности государства за вред, причиненный актами власти. Это особый случай нарушения конституционного права каждого гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому законодатель специально закрепляет норму об ответственности государства за незаконные акты уголовной и административной юстиции. Ст. 1070 ГК устанавливает ответственность государства за причинение вреда в области правосудия, при этом различаются две ситуации:
Условия ответственности по правилам п. 1 ст. 1070 ГК нуждаются в детализации. Так, вред должен быть причинен гражданину: незаконным осуждением; незаконным привлечением к уголовной ответственности; незаконным применением меры пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде; незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Кроме того, незаконные действия должны быть совершены следователем, дознавателем, прокурором, судьей при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Необходимо наличие реабилитирующего документа, подтверждающего невиновность лица. Реабилитирующие основания должны быть прямо указаны в законе и отражены в соответствующем процессуальном акте (например, оправдательном приговоре). Реабилитирующие основания — основания, при наличии которых лицо официально признается невиновным в совершении преступления или административного правонарушения. Реабилитирующими основаниями являются: отсутствие события преступления (административного правонарушения); отсутствие состава преступления (административного правонарушения); недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления. Все иные указанные в законе не реабилитирующие основания прекращения уголовного (административного) дела (акт амнистии, истечение срока давности и т.д.) не дают права на возмещение вреда, т.к. они характеризуются отсутствием вины и противоправности в действиях судебно-следственных органов. Возможны случаи, когда лицо умышленно вводит судебно-следственные органы в заблуждение (самооговор, умолчание и т.п.). Эти обстоятельства должны исключать возможность возмещения вреда. Однако хотя бы примерный перечень подобных действий должен найти закрепление в уголовно-процессуальном или гражданском законодательстве. Все иные противоправные действия судебно-следственных органов, причиняющие вред гражданину, охватываются п. 2 ст. 1070 ГК. В целях обеспечения должной защиты интересов граждан и юридических лиц не следует выделять п. 1 и п. 2 в ст. 1070 ГК. Целесообразно изменить и ее редакцию, указав, что ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, подлежит возмещению государством в случае совершения любых незаконных действий судебно-следственных органов. Ответственными за вред являются соответствующие публично-правовые образования, и вред возмещается за счет соответствующей казны (ст. 1071 ГК). Вместе с тем, следует отметить недостаточную правовую регламентацию вопроса о возможности последующего предъявления регрессного иска (п. 3 ст. 1081 ГК). Причиненный вред подлежит возмещению. Имущественный ущерб включает все потери имущественного характера. Эта сумма подлежит индексации на момент причинения вреда. Примерный перечень потерь закреплен в Положении о порядке возмещения ущерба от 18.05.1981 г. Он, безусловно, устарел и нуждается в дополнении. Это существенно облегчит работу судебных органов при определении размера ущерба. Предлагается расширить этот перечень, включив в него расходы на профессиональную переподготовку, потери за исполненную смертную казнь, утрату заработка в будущем в связи с потерей профессиональной трудоспособности и т.п. Компенсация морального вреда осуществляется по решению суда в денежной форме независимо от вины должностных лиц судебно-следственных органов (ст. 1100 ГК). Законодатель должен закрепить и иные способы компенсации морального вреда (направление извещений о реабилитации по месту работы, жительства гражданина, публикация опровержения в печати и т.п.). Помимо этого потерпевший вправе требовать восстановления на работе, возврата жилой площади, восстановления соответствующего звания, чина, государственных наград и т.п. Потерпевшему предоставляется шестимесячный срок для обращения к судебно-следственным органам. Они производят расчет, который передается в финансовый орган. Выплата производится в течение одного месяца. При несогласии с расчетом размера возмещения его можно обжаловать прокурору. Кроме того, в настоящее время любое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд с соблюдением условий, установленных законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». б) Ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью лица. Потерпевшими, имеющими право на возмещение вреда, являются граждане, здоровью которых причинен вред. Для привлечения к ответственности необходимы все четыре условия: противоправность, вина, причинно-следственная связь, причинение вреда жизни или здоровью лица. Вред здоровью выражается в увечье, профессиональном заболевании и ином повреждении здоровья. Следствием должна явиться временная или стойкая утрата профессиональной трудоспособности, т.е. способности человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества. При отсутствии у потерпевшего профессиональной трудоспособности учитывается степень утраты общей трудоспособности, т.е. способности к неквалифицированному труду, повлекшая утрату заработка и иные имущественные потери. Причинение вреда жизни выражается в смерти лица. Все потерпевшие могут быть разделены на две группы: 1) лица, состоящие в договорных отношениях с причинителем (это лица, работающие по трудовому или гражданско-правовому договору, а также военнослужащие, работники милиции, другие приравненные к ним лица, состоящие в военно-служебных отношениях с работодателем); 2) лица, не состоящие в договорных отношениях с причинителем вреда (наезд водителя на пешехода). В первую очередь следует рассмотреть порядок возмещения вреда, причиненного лицам, состоящим в трудовых и военно-служебных отношениях с причинителем-работодателем, определенный законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Такие работники подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страхователем является работодатель. Несчастный случай — событие, в результате которого работник (застрахованный) получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им своих трудовых обязанностей как на территории работодателя-страхователя, так и за ее пределами (например, при выполнении курьером своих обязанностей) либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте работодателя. Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание работника, являющееся следствием воздействия вредных производственных факторов. Как уже отмечалось, причинение вреда здоровью должно влечь временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности работника. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным гражданско-правовым договором работодатель обязуется уплачивать страховые взносы. Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Обеспечение по страхованию включает: пособие по временной нетрудоспособности, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, дополнительные расходы, компенсацию морального вреда. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в случае кратковременного расстройства здоровья застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности. Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются потерпевшему работнику (застрахованному), если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом причинения вреда здоровью стала утрата им профессиональной трудоспособности. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Размер ежемесячной страховой выплаты (утраченный заработок, который он имел или определенно мог иметь) определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до причинения вреда здоровью, исчисленная в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (при ее отсутствии учитывается степень утраты общей трудоспособности). Например, при среднемесячном заработке до увечья в 1600 рублей и утрате 75% профессиональной трудоспособности размер ежемесячной страховой выплаты составит: 1600 рублей х 75% / 100% = 1200 рублей. При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплаты его труда (дохода) как по месту его основной работы, так и по совместительству. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и сумма выходного пособия при увольнении. Размеры оплаты труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия. Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей. Средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12. Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы, по его желанию, заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены. По желанию застрахованного, при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Размер среднего месячного заработка застрахованного, не достигшего возраста 18 лет, при назначении ежемесячных страховых выплат не может быть ниже пятикратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки. Если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. В случае помещения застрахованного в дом для престарелых и инвалидов ему выплачивается разница между назначенной суммой ежемесячной страховой выплаты и стоимостью содержания в этом доме, но не менее 25% назначенной суммы ежемесячной страховой выплаты. Лицам, состоящим на иждивении застрахованного, помещенного в дом для престарелых и инвалидов, ежемесячные страховые выплаты выплачиваются в следующем порядке: на одного нетрудоспособного иждивенца — четверть, на двух — треть, на трех и более — половина назначенной суммы ежемесячной страховой выплаты. Оставшаяся часть суммы ежемесячной страховой выплаты за вычетом стоимости содержания в доме для престарелых и инвалидов, но не менее 25% назначенной суммы ежемесячной страховой выплаты выплачивается самому застрахованному. В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании. При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа. Размер ежемесячных страховых выплат не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного. Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит. Утраченный заработок не подлежит уменьшению на сумму назначенных пенсий, пособий и иных выплат. Дополнительные расходы подлежат выплате, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. В противном случае потерпевший работник имеет право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию. Их выплата не зависит от формы вины потерпевшего (п. 1 ст. 1085 ГК). Нуждаемость в дополнительных расходах должна быть подтверждена заключением медико-социальной экспертизы, а в спорных случаях может быть установлена судом. Право на бесплатное получение дополнительной помощи устанавливается законодательством о социальной защите населения. Так, в Законе о социальной защите инвалидов устанавливается бесплатное предоставление этого вида помощи. Поэтому такие расходы не подлежат компенсации причинителем вреда. Размер дополнительных расходов определяется на основании счетов и других документов либо согласно ценам, сложившимся в той местности, где потерпевший понес эти расходы. Моральный вред компенсируется по правилам ст.ст. 1099—1101 ГК. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты работнику (застрахованному), состоящему в трудовых отношениях с работодателем-страхователем, производятся последним и засчитываются в счёт уплаты страховых взносов страховщику — фонду социального страхования. Дополнительные же расходы застрахованному работнику производятся страховщиком. Лицам, состоящим в гражданско-правовых отношениях с работодателем, который принял на себя обязательства по их обязательному социальному страхованию, все выплаты производятся страховщиком — Фондом социального страхования. В случае, если потерпевший не состоял в договорных отношениях с причинителем вреда, последний и возмещает причиненный вред. Потерпевшему возмещается утраченный заработок и иной доход, дополнительные расходы и производится компенсация морального вреда. Расчет и условия выплаты определяются в вышеизложенном порядке (ст. ст. 1085—1086 ГК). При наличии грубой неосторожности потерпевшего размер возмещения должен быть уменьшен. Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов. Если в результате причинения рассматриваемого вреда гражданин не понес такого рода потерь, предмет возмещения отсутствует (например, вред был причинен неработающему гражданину, продолжающему получать пенсию). Компенсация утраченного потерпевшим заработка или иного дохода исчисляется исходя из их фактического размера. Однако при этом учитывается заработок или доход, который потерпевший хотя и не получил, но определенно мог иметь после причинения вреда его здоровью (например, если артист получил увечье, следуя на концерт, то ему должны быть компенсированы убытки в виде неполученных, но реально предназначавшихся получению доходов). Возмещение вреда при повреждении здоровья несовершеннолетнего определяется по правилам ст. 1087 ГК. Возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, также имеет особенности. В случае смерти потерпевшего имущественные потери возникают у лиц, которых он полностью или частично содержал, будучи их кормильцем. Как уже отмечалось ранее, потерпевшим может быть лицо, не состоящее в договорных отношениях с причинителем вреда. Лица, состоящие в трудовых и служебно-трудовых отношениях с работодателем, подлежат обязательному социальному страхованию. Работники по гражданско-правовому договору могут также подлежать обязательному социальному страхованию при условии включения данного положения в договор. В этом случае порядок возмещения вреда лицам, имеющим на это право, определяется в первую очередь Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также ст. ст. 1088—1089 ГК. Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, и период, в пределах которого такое возмещение производится, определены в ст. 7 Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в ст. 1088 ГК. В числе этих лиц находятся прежде всего нетрудоспособные иждивенцы и некоторые иные лица. Нетрудоспособность связывается с достижением лицом пенсионного возраста или наличием инвалидности. Иждивенчество означает, что средства, предоставляемые на содержание умершим, являлись основным и постоянным источником средств к существованию. Данный факт может устанавливаться и судом в порядке особого производства. Основания, дающие право на возмещение вреда, должны быть указаны лицом, претендующим на реализацию данного права. Это наличие вреда, вина и противоправность работодателя в смерти лица, а также наличие причинно-следственной связи. В состав страхового обеспечения включаются единовременные и ежемесячные страховые выплаты. Также компенсируется моральный вред. Расходы на погребение возмещаются лишь лицам, фактически понесшим эти расходы (ст. 1094 ГК). Данные выплаты производятся страхователем-работодателем, ответственным за причинение вреда, если умерший состоял с ним в трудовых отношениях. При наличии гражданско-правовых отношений с умершим работником, подлежавшим социальному страхованию, эти выплаты, кроме компенсации морального вреда, производятся страховщиком—Фондом социального страхования. Единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном шестидесятикратному минимальному размеру оплаты труда, и выплачивается равными долями лицам, имеющим в соответствии со ст. 1088 ГК на нее право. Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка, получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих права на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также лиц, хотя и не имевших права на возмещение, но фактически состоявших на иждивении. Затем получившаяся сумма умножается на число лиц, имеющих право на возмещение. Так, например, средний заработок умершего составлял шесть тысяч рублей. В состав семьи входили: трудоспособная жена, которая в соответствии со ст. 1088 ГК не имела права на страховую выплату, но состояла на иждивении мужа, и несовершеннолетний сын. Сначала необходимо определить реальную долю каждого из членов семьи. Она составляет две тысячи рублей (6/3=2). Затем из шести тысяч следует вычесть долю умершего и долю жены, не имеющей права на выплату (6-2x2=2). Несовершеннолетний сын имеет право на выплату, и она равна оставшимся двум тысячам рублей. Если же жена не работала и была занята воспитанием несовершеннолетнего сына, то в соответствии со ст. 1088 ГК она тоже имеет право на страховую выплату. Поэтому две тысячи надо умножить на число лиц, имеющих право на выплату (2x2=4 тысячи). Если же потерпевший имел не состоявших на его иждивении лиц, которые были вправе получать иждивение (например, проживающая отдельно мать-пенсионерка), сумма, приходящаяся на их содержание, исключается из общей суммы дохода умершего, а оставшаяся сумма рассчитывается в вышеизложенном порядке. Действует общий порядок расчета среднего заработка. В размер возмещения не засчитываются пенсии, назначенные иждивенцам как до, так и после смерти кормильца, а также получаемые ими заработок, стипендии и иные доходы (т.е. на эти суммы не уменьшаются ежемесячные страховые выплаты). Допускается увеличение указанного размера возмещения специальным законом или договором (например, заключенным при жизни индивидуальным трудовым контрактом). Однако есть и отличия от порядка возмещения вреда, причиненного здоровью. Так, в случае смерти застрахованного лица при определении размера возмещения не учитывается грубая неосторожность потерпевшего. Однако вред, возникший вследствие умысла застрахованного, возмещению не подлежит (п. 2 ст. 1089 ГК). Кроме того, в состав доходов умершего, определяющих размер доли его иждивенцев, наряду с его заработком (доходом) включаются также получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и подобные им выплаты, поскольку предполагается, что в соответствующих частях они также расходовались на содержание иждивенцев (п. 1 ст. 1089 ГК).
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |