Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница




Правовое регулирование усыновления (удочерения) по семейному законодательству РФ.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра частного права

 

 

Нуртдинова Ксения Федоровна

 

Дипломная работа студента 3 курса заочной формы обучения

 

 

Допущена к защите на ГЭК

 

Зав. кафедрой ____________________ Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор кандидат юридических наук, доцент

 

___________________ Н.И.Косякова _________________ Ю. A Серкова

 

___________________2015 г. __________________ 2015 г.

 

Москва

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3-8

Глава I. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

9-17

1.1. История усыновления……………………………………………9-17

1.2. Понятие Усыновления (удочерения) в семейном законодательстве Российской Федерации…………………………………………………………..

18-23

1.3. Тайна усыновления (удочерения)…………………………………….

24-30

Глава II. СУБЬЕКТЫ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ …………………………………………………………………….

31-36

2.1. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)………………………………………………………………………......31-36

2.2. Лица, имеющие право быть усыновителями…………………………….

37-43

2.3. Права и обязанности усыновленных и усыновителей…………………..

44-50

Глава III. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА.

51-52

3.1. Условия и порядок усыновления ребенка……………………………….

51-52

3.2. Подготовка дела об усыновлении (удочерении) в суде…………………

53-60

3.3. Рассмотрение дела по усыновлению (удочерению) в суде……………...

61-68

3.4. Отказ в усыновлении (удочерении)……………………………………….

69-71

3.5 Отмена усыновления (удочерения)………………………………………...

72-83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..83-86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………

87-91

 

Семья занимает важнейшее место в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка. Она подготавливает ребенка к жизни, является самым главным источником социальных идеалов, закладывает основы общественного поведения, именно в семье у ребенка формируется определенное мировоззрение на жизнь. У родителей дети перенимают трудолюбие, социальный, культурный, нравственный опыт. Глядя на своих родителей, дети начинают осознавать, как складываются семейные отношения, что, значит, быть отцом или матерью. В каждой семье свои взгляды на воспитание детей, кто-то воспитывает с помощью любви, ласки и уважения, а кто-то наоборот. В наше время без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас не являются редкостью не благополучные семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни, в такой семье дети ощущают себя не нужными, брошенными не редко сбегают из дома. Брошенные на обочину жизни малыши ненужные алкоголикам-родителям, подростки, шатающиеся по подвалам, все они находятся под защитой государства. Государство берет ответственность за детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, и переданный в детское учреждение чувствует себя обездоленным, так как воспитатели не родители и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела, а детское учреждение не теплый и уютный дом. Таким образом, не одно детское учреждение не заменит ребенку семью, даже чужую. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье насколько это возможно, не смотря на потерю своих родных родителей, это право у него ни кто не отнимал. Государством предусмотрено несколько форм устройства детей в семьи - это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Одним из самых старейших правовых институтов, наиболее оптимально регулирующих устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является институт усыновления. Усыновление в России существовало с глубокой древности. Оно известно еще до принятия христианства на Руси. Таким образом, усыновление является одной из приоритетных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это положение соответствует требованиям международно-правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ[1]. Усыновление (удочерение) - это юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Новый семейный кодекс был принят 29 декабря 1995 г., где был введен судебный порядок усыновления, (удочерения) детей, расширился перечень условий, при котором допустимо усыновление, по новому законодательству не допустима посредническая деятельность при усыновлении. Во всех цивилизованных странах мира такой порядок уже существует.

Дети, лишившиеся попечения родителей, нуждаются в заботе, ласке уважении, любви. Ведь только в семье ребенок может получить достойное воспитание, где полностью соблюдены его интересы. Безусловно, интересы ребенка должны стоять на первом месте, но нельзя забывать и об интересах усыновителей. В нашем мире много семей лишенных радости материнства или отцовства причины могут быть разные, как утрата своего собственного дитя, так и не возможность иметь детей. Таким семьям государство предоставляет возможность обрести ребенка путем усыновления, (удочерения), при этом не только усыновители обретают ребенка, но и усыновленные дети приобретают семью, что полностью соответствует интересам обеих сторон. Однако усыновить (удочерить) ребенка не так легко, как кажется на первый взгляд.

При усыновлении (удочерении) детей нужно соблюсти много формальностей, но это не самое главное, самое главное, как уже говорилось это интересы детей оставшихся без попечения родителей. Интересы ребенка могут быть самыми разнообразными, но самое главное должны быть соблюдены его законные права. Семья желающая усыновит (удочерить) ребенка должна создать благоприятные условия для его воспитания и всестороннего развития. Ни в коем случае нельзя разлучать братьев и сестер, которые воспитывались в одном учреждении или проживали вместе до их устройства в детское воспитательное учреждение, которые осведомлены друг о друге и о своем родстве за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

Увеличение численности детей, ставших сиротами, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995 г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а на начало 1998 г. - 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 тыс. детей-сирот (17%). По данным статистики, всего детей выявлено и учтено на 31 декабря 2013 года - 68 770. Ужасающиеся цифры, а еще более ужасающая реальность: "социальные" сироты.

Дети - это будущее нашей страны. От воспитания детей и подготовленности к общественной жизни зависит их судьба. Подобрать ребенку семью, которая смогла бы принять чужого ребенка, быть психически, морально и физически готовыми воспитывать не своего кровного ребенка, обладающая терпением, очень сложно. Но, не смотря на всю сложность все-таки возможно, для этого надо для каждого случая усыновления подходить сугубо индивидуально. И тогда не будет допущено не одной ошибки, которые, зачастую, приводят к плачевным последствиям.

Актуальность выбранной темы дипломной работы связана с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в семье, которая обеспечивает полноценное нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. На сегодняшний день в мире огромное количество детей сирот, которые остаются без попечения родителей. Важнейшей задачей государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей - сирот с каждым годом растет. Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все, же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семьи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения).

Тема усыновления очень актуальна в настоящее время. Люди до сих пор не всегда знают, где получить необходимую информацию. Советы людей, некомпетентных в этом вопросе, часто приводят потенциальных усыновителей в замешательство.

На Западе вместе с родными часто воспитываются приемные дети из других стран. После войны в Корее и Вьетнаме многие американцы, служившие в армии, усыновили тысячи вьетнамских и корейских сирот. В России усыновление еще не достигло такого масштаба. Специалисты органов опеки и попечительства даже отмечают некоторое снижение числа усыновлений. Помимо экономических причин и несовершенства законодательства, надо иметь в виду и неоднозначное отношение общества к семьям, взявшим на воспитание ребенка. Именно поэтому большинство родителей скрывают тайну усыновления. Именно эта неразвитость такого правового института, как усыновление является на сегодняшний день очень актуальной.

Степень разработанности проблемы усыновления в семейном российском законодательстве является еще не достаточно развитой, не только со стороны законодателей, органов конкретно занимающихся этими вопросами, но также, и стороны самих людей, желающих принять непосредственное участие в процессе усыновления детей. Исходя из их неразвитой правовой культуры (воспитания), семейное законодательство Российской Федерации все, же не стоит на месте, с каждым годом продолжает все больше прогрессировать. Разработкой такой проблемы занимались такие ученые, как Грудцина Л.Ю., Кузнецов В.А., Летова Н.В., Нечаева А.М., Васильев А.П., Анткольская М.В., Арутюнян Г.В., Пчелинцева Л.М. и ряд других авторов. Современное российское семейное законодательство существенно изменило содержание норм об условиях, порядке и последствиях усыновления, в частности закрепив судебный порядок усыновления. Установлено особое производство по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ, то есть произошло «проникновение» ряда положений из семейного законодательства в гражданско-процессуальное. Удельный вес норм об усыновлении значительно вырос. Семейный кодекс РФ предъявляет дополнительные требования к лицам, имеющим право быть усыновителями; вводит новые правила досудебной процедуры выявления и учета детей, подлежащих усыновлению; расширяет перечень условий, при которых допускается усыновление; исключает норму о признании усыновления недействительным. Все это свидетельствует о необходимости теоретического исследования, практического осмысления норм, предусматривающих усыновление.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права;

исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;

установить права и обязанности усыновленных и усыновителей;

выявить субъектов усыновления;

проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;

раскрыть порядок усыновления (удочерения);

рассмотреть порядок и разрешения споров по усыновлению (удочерению) в суде;

установить основания отказа и отмены усыновления (удочерения).

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Первая глава посвящена институту усыновления (удочерения) в системе семейного права РФ, вторая глава посвящена рассмотрению правового положения субъектов участвующих в усыновлении (удочерении), в третьей главе рассматривается вопрос о процессуальном порядке усыновления (удочерения).

Теоретической базой при написании данной дипломной работы послужило действующее законодательство Российской Федерации в области семейного права, учебники и учебные пособия по семейному праву, монографии и публикации в периодической печати. Были использованы работы таких авторов как З.З. Алиева, В Анисимов, Г.В. Арутюнян, О.П. Бердяев, Ю. Беспалов, Л.Ю. Грудцина, В. Завражнов, О. Косова, В.В. Кустова, Н.В. Летова, Л.Ю. Михеева, В. Паршуткин, Л.М. Пчелинцева, А. Нечаева, Ю.П. Свит, Л.Н. Шохина и других авторов. При написании работы были также использованы материалы юридической практики.

 

I. Усыновление (удочерение) детей как одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1. История усыновления

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время.

В их числе:

обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью.

Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка;

женитьба на вдове брата.

фактический прием усыновляемого в дом;

особый договорный акт между усыновителем и усыновленным.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления - иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, a в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему не отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном вначале XIX в. 11 октября 1803 г. Появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимания на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающий фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

С середины 19 в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот. Однако, если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление.

Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон разрешал не только узаконивать, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять быть разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели. Не могли быть усыновителями также лица моложе 30 лет. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права, принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям.

В это время усыновление понималось уже более широко – не только как средство решения имущественных проблем, но и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее желательную – усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика.

Свод законов гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры прошлого, по-прежнему всячески охранял принцип сословности. Это обстоятельство отражалось в конкретных правовых предписаниях. Так, усыновление дворянами осуществлял окружной суд, мещанин и сельский обыватель усыновляли ребенка благодаря его приписке к своей семье. Кроме разрешения на усыновление существовали определенные запреты, которые чаще всего связывались с необходимостью соблюдения церковных предписаний. Например, запрещалось, усыновление лиц христианского вероисповедания и нехристианами и наоборот. Вместе с тем предпринимались всяческие меры к тому, чтобы не нарушать интересы законных наследников. Поэтому Свод законов гражданских не допускал усыновления чужих детей, если у усыновляющего были собственные законные или узаконенные дети. Сохранялись и существовавшие прежде правила по поводу разницы в возрасте усыновителя и усыновляемого, согласия родителей, опекунов ребенка на его усыновление.

Кроме общих правовых предписаний, предназначенных для усыновления, осуществляли специальные правила, предусматривающие усыновление отдельных категорий детей. Так, по Правилам об усыновлении питомцев Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов в возрасте до семи лет на их усыновление кроме согласия матери требовалось разрешение начальства воспитательного дома. Усыновление воспитанника старше семи лет допускалось без согласия матери. Другой пример: ребенка, принесенного в воспитательный дом с метрикой о рождении, можно было усыновить только после достижения им трех лет, a при отсутствии такой метрики – по истечении шести недель со дня отдачи в воспитательный дом.

Что касается процедуры усыновления, существовавшей в России в конце 19 в., то простотой она не отличалась. Определялась она уставом гражданского судопроизводства в зависимости от сословия усыновителя.

Для дворян эта процедура была особенно сложной и состояла из нескольких этапов:

составление акта об усыновлении у нотариуса;

представление этого акта не разрешение окружного суда по месту жительства усыновителя;

утверждение этого акта судебной палатой.

При рассмотрении ходатайства об усыновлении окружным судом опекунское учреждение должно было представить «удостоверение», подтверждающее, что усыновление не обратится во вред усыновляемому.

В результате состоявшегося усыновления возникали отношения, которые были только приближены к отношениям кровнородственным, но полностью с ними не совпадали. Существовали довольно многочисленные ограничения на этот счет, которые касались разных сфер отношений. Например, усыновитель мог передать свою фамилию усыновлённому только при условии, что он не пользуется большими правами состояния. Передача усыновленному фамилии потомственного дворянина допускалась только по Высочайшему соизволению. Усыновленный не приобретал после смерти усыновителя права на его пенсию. Становясь наследником в «благоприобретенном» имуществе усыновителя, усыновленный вместе с тем не приобретал равного права наследования на имение усыновителя, не имеющего родных сыновей, a имеющего лишь дочерей. Вместе с тем по законам Российской империи усыновленный сохранял право наследования по закону после своих родителей и их родственников.

Таким образом, для конца 19 и начала 20 в. характерно использование усыновления, прежде всего для охраны имущественных интересов усыновителей - наследодателя. Одновременно благодаря усыновлению защищались права ребенка путем его устройства в семью усыновителя. Особое значение это имело для осиротевших детей. В сельской же местности усыновление давало возможность усыновителю приобрести дополнительные рабочие руки в домашнем сельском хозяйстве. И, что не менее важно, с помощью усыновления хозяйскому сыну можно было избежать воинской службы, так как усыновленный мог его заменить в случае призыва. Поэтому существовал специальный закон, где говорилось, что для исполнения воинской повинности имеет значение усыновление детей не старше пяти лет. Немаловажным для усыновителя соображением было его желание иметь в преклонном возрасте помощника и кормильца. Но опять-таки далеко не всегда усыновитель ㅤруководствовался ㅤсоображениями ㅤматериального, ㅤделового ㅤхарактера. Не ㅤбыло ㅤредкостью и ㅤусыновление ㅤкак ㅤспособ ㅤудовлетворения ㅤестественных ㅤчувств ㅤлюбви и ㅤпривязанности, не ㅤнаходящих ㅤприменения за ㅤотсутствием ㅤсобственных ㅤдетей.

ㅤПервый ㅤсемейный ㅤкодекс ㅤРоссии ㅤпослеоктябрьского ㅤпериода не ㅤпредусматривал ㅤусыновления ㅤвовсе. ㅤГлавной ㅤпричиной ㅤневозможности ㅤправового ㅤрегулирования ㅤотношений по ㅤусыновлению ㅤбыло ㅤстремление ㅤустранить ㅤвсякую ㅤпопытку ㅤэксплуатации ㅤтруда ㅤмалолетних ㅤдетей. К ㅤтому же ㅤотпала ㅤпроблема ㅤпередачи ㅤимущества от ㅤусыновителя-ㅤнаследодателя к ㅤусыновленному, ㅤпоскольку ㅤперестал ㅤсуществовать ㅤинститут ㅤнаследования. ㅤОднако ㅤпотребность в ㅤусыновлении не ㅤисчезла. ㅤОна ㅤобъяснялась, во-ㅤпервых, ㅤсоображениями ㅤэкономическими, ㅤглавным ㅤобразом ㅤпотребностью ㅤкрестьян ㅤиметь в ㅤсемье ㅤеще ㅤодного ㅤработника, и во-ㅤвторых, ㅤростом ㅤчисла ㅤбездомных ㅤдетей, ㅤпотерявших ㅤсвою ㅤсемью, ㅤродителей из-за ㅤсоциально-ㅤэкономических ㅤпотрясений, ㅤзатронувших ㅤвсе ㅤсферы ㅤжизни и ㅤвсе ㅤслои ㅤнаселения, ㅤособенно ㅤдетского.

ㅤВыходом из ㅤположения в ㅤпервом ㅤслучае ㅤстало ㅤпредусмотренное ㅤЗемельным ㅤкодексом ㅤпримачество. Но в ㅤотличие от ㅤусыновления ㅤоснову ㅤпримачества ㅤсоставлял ㅤдоговор ㅤмежду ㅤсовершеннолетним ㅤпримаком и ㅤкрестьянским ㅤдвором с ㅤцелью «сугубо ㅤтрудовой». ㅤЧто же ㅤкасается ㅤустройства ㅤмассы ㅤосиротевштх ㅤдетей, ㅤкочующих по ㅤвсей ㅤРоссии в ㅤпоисках ㅤкрова и ㅤпищи, то ㅤэту ㅤситуацию ㅤпытались ㅤразрешить с ㅤпомощью ㅤразличных ㅤдетских ㅤучреждений. ㅤТем не ㅤменее, ㅤосиротевших ㅤдетей ㅤпод ㅤразными ㅤпредлогами ㅤпродолжали ㅤбрать в ㅤсемью, ㅤиспользуя ㅤглавным ㅤобразом ㅤправила, ㅤкасающиеся ㅤопеки (попечительства). Но ㅤсохранение ㅤпри ㅤэтом ㅤправовой ㅤсвязи ㅤребенка с ㅤего ㅤродителями ㅤустраивало не ㅤвсех. ㅤВот ㅤпочему на ㅤпрактике за ㅤлицами, ㅤпринявшими ㅤнесовершеннолетнего на ㅤвоспитание, ㅤпризнавалось ㅤправо ㅤприсваивать ㅤсвоему ㅤподопечному ㅤфамилию ㅤопекуна.

ㅤТаким ㅤобразом, ㅤнеобходимость ㅤвозрождения ㅤинститута ㅤусыновления ㅤстановилась ㅤвсе ㅤболее ㅤочевидной. ㅤПоэтому ㅤнезадолго до ㅤпринятия ㅤнового, ㅤвторого по ㅤсчету ㅤсемейного ㅤкодекса ㅤпоявился ㅤДекрет ㅤВЦИК и ㅤСНК ㅤРСФСР от 1 ㅤмарта 1926 г. «Об ㅤизменении ㅤКодекса ㅤзаконов об ㅤактах ㅤгражданского ㅤсостояния, ㅤбрачном, ㅤсемейном и ㅤопекунском ㅤправе», ㅤкоторым ㅤвводилась ㅤновая ㅤглава, ㅤпосвященная ㅤспециально ㅤусыновлению.

ㅤКодекс ㅤзаконов о ㅤбраке, ㅤсемье и ㅤопеке 1927 г. ㅤуделял ㅤусыновлению ㅤсравнительно ㅤмало ㅤвнимания. ㅤЕго ㅤпредписания в ㅤэтой ㅤчасти ㅤлибо ㅤимели ㅤобщий, ㅤтрадиционный ㅤхарактер, ㅤлибо ㅤсодержали ㅤособенности, ㅤпродиктованные ㅤновыми ㅤтребованиями ㅤвремени. По ㅤсути ㅤдела, ㅤсуществовавший ㅤвеками в ㅤРоссии ㅤпринцип ㅤсословности ㅤбыл ㅤсохранен и ㅤпродолжал ㅤжить, но ㅤтолько в ㅤином ㅤоблике. ㅤТак, не ㅤдопускалось ㅤусыновление ㅤребенка ㅤлицами, не ㅤимеющими ㅤправа ㅤбыть ㅤопекунами. A ㅤэто ㅤбыли ㅤлица, ㅤлишенные ㅤизбирательных ㅤправ, ㅤпричисляемые к «враждебным ㅤклассам». ㅤСчиталось, ㅤчто ㅤнельзя ㅤдопустить, ㅤчтобы ㅤвоспитанием ㅤусыновленных ㅤзанимались «враждебные ㅤэлементы», ㅤкоторых ㅤвыгоняли, ㅤвыселяли, ㅤраскулачивали ㅤкак ㅤклассовых ㅤврагов. К ㅤтому же ㅤсчиталось, ㅤчто ㅤкулак не ㅤможет ㅤдать ㅤсвоему ㅤусыновленному ㅤребенку ㅤнадлежащее ㅤшкольное ㅤвоспитание, ㅤпоскольку ㅤдети ㅤкулака ㅤпринимались в ㅤшколу ㅤпри ㅤвакантных ㅤместах и в ㅤпоследнюю ㅤочередь. ㅤПодвергался ㅤсомнению и ㅤвопрос о ㅤтом, ㅤможет ли ㅤкакой-ㅤнибудь ㅤнэпман ㅤобеспечить ㅤусыновленному им ㅤребенку ㅤнормальное ㅤобщественное, ㅤтрудовое ㅤвоспитание.

По ㅤкодексу 1927 г. ㅤправовым ㅤоснование ㅤусыновления ㅤбыло ㅤпостановление (решение) ㅤоргана ㅤопеки и ㅤпопечительства, ㅤпосле ㅤвынесения, ㅤкоторого ㅤусыновление ㅤрегистрировалось в ㅤорганах ㅤзаписи ㅤактов ㅤгражданского ㅤсостояния. ㅤОтменить ㅤусыновление ㅤможно ㅤбыло ㅤдвояким ㅤпутем: с ㅤпомощью ㅤлибо ㅤорганов ㅤопеки и ㅤпопечительства, ㅤкогда об ㅤэтом ㅤпросили ㅤродители, ㅤбез ㅤсогласия ㅤкоторых ㅤсостоялось ㅤусыновление, ㅤлибо ㅤсуда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.