Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОМ. А умения малыша, который еще не ходит




ВВЕДЕНИЕ

Навыки общей моторики

Книга 4

Детям с отклонениями в развитии

Программа ранней педагогической помощи

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Глава 1.

ОМ. А. Умения малыша, который еще не ходит

 

Глава 2.

ОМ. Б. Умение сохранять равновесие, ходить, бегать

 

Глава 3

ОМ. В. Умение передвигаться по ступенькам и лазить

 

Глава 4

ОМ. Г. Навыки игры с мячом

 

Глава 5

ОМ. Д. Прыжки

 

Глава 6

ОМ. Е. Езда на трехколесном велосипеде

 

 

 

Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела.

Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.

Моторное развитие ребенка происходит по вполне определенной схеме. Хорошо известны такие вехи, как отталкивание руками в положении лежа на животе, умение сидеть без поддержки, ползание и попытка сделать первые шаги.

Сначала ребенок учится управлять своей головкой, затем мышцами плеч, позже бедер. Когда он научится управлять этими

крупными мышцами, он приобретет силу и устойчивость, необходимые для развития групп более мелких мышц - сначала локтей и коленей, затем запястий и лодыжек, и наконец, кистей рук, стоп и языка. Именно эти мелкие мышцы несут ответственность за "качество" навыков, в то время как большие мышцы поддерживают равновесие ребенка.

В данной книге представлены основные навыки общей моторики, которые ребенок приобретает от момента рождения до достижения четырех летнего уровня развития.

Различные этапы развития представлены в следующих главах:

 

ОМ. А. Умения малыша, который еще не ходит

ОМ. Б. Умение сохранять равновесие, ходить и бегать

ОМ. В. Умение передвигаться по ступенькам и лазить

ОМ. Г. Навыки игры с мячом

ОМ. Д. Прыжки

ОМ. Е. Езда на трехколесном велосипеде

 

Приведенная ниже диаграмма покажет вам, какие группы навыков можно осваивать параллельно.

 

  Е Езда на трехколесном велосипеде
  Д Прыжки  
  Г Навыки игры с мячом  
  В Умение передвигаться по ступенькам и лазить  
  Б Умение сохранять равновесие, ходить и бегать  
А Умения малыша, который еще не ходит  
!!!!!!!! 3м 6м 9м 12м 15м 18м 2г 3г  
             

 

Кто может пользоваться этой программой?

Программа предназначена, в основном, для детей, которые по какой-либо причине имеют задержку в развитии (или находятся на стадии риска задержки) общей моторики. Такие задержки могут быть вызваны повреждением центральной нервной системы, нарушениями в интеллектуальной или эмоциональной сферах, или дефектами зрения.

Бывает, что задержка развития не связана ни с одним из вышеназванных обстоятельств, а обусловлена преждевременными родами.

Кому может потребоваться помощь специалиста?

Если у вас есть какие-либо сомнения по поводу развития вашего ребенка - особенно если малыш вял или, наоборот, очень напряжен, обратитесь за помощью к специалисту. Несомненно, специализированная помощь, в идеале, необходима любому ребенку с аномалиями развития! Если вам вообще помогает профессиональный врач или педагог, то неразумно было бы приступать к этой или любой другой программе без предварительного обсуждения ее с ним.

Нужно ли специально заниматься навыками общей моторики, если у ребенка нет явных физических недостатков?

Любой ребенок получит пользу от занятий общей моторикой. Малыш без какой бы то ни было задержки развития может принимать участие в таких занятиях исключительно ради собственного удовольствия. Иногда физические недостатки не бывают заметны до тех пор, пока ребенок не перейдет к более сложными навыками или не начнет отставать от своих сверстников. Малышу, который находится на стадии риска задержки развития, можно помочь избежать ее или свести к минимуму, если с помощью специальных приемов его мышцы будут готовы к "нормальному" движению. Дети с любой степенью умственного нарушения находятся на стадии риска задержки моторного развития, и поэтому их следует готовить к необходимым навыкам как можно раньше.

О чем нужно помнить во время занятий?

Если, выполняя то или иное движение, дети испытывают трудности, это может объясняться тем, что они используют не те мышцы или пользуются мышцами неправильно. Очень важно научить малыша точному и гармоничному использованию мышц, чтобы он впоследствии двигался нормально. Пока ребенок еще очень маленький, нет необходимости специально выделять время для занятий. Любое взаимодействие между вами и вашим малышом и любое ваше действие, направленное на изменение его положения, фактически уже являются "тренировкой". Вы должны понимать, что для того, чтобы добиться наилучших результатов, необходимо уделять малышу внимание постоянно: носить его, поднимать и т.д. Все необходимые совсем маленькому ребенку упражнения, предусмотренные этой программой, могут проделываться во время обыкновенного ухода за ним и/или во время игры.

Ниже мы представим несколько важных соображений, которые вам пригодятся на протяжении всей вашей работы над навыками общей моторики. Некоторые идеи сначала могут показаться странными, и если у вас есть старшие дети, вы обнаружите, что вам необходимо заново учиться носить малыша, поднимать, опускать и кормить его. Однако, если ухаживая за малышом, вы сможете научиться пользоваться этими новыми приемами, вы обнаружите, что вам не потребуется много

времени на обучение отдельным навыкам, так как мышцы ребенка вы подготовите заранее.

Итак, вот что нужно постоянно иметь в виду:

Занимаясь с малышом, меняя его положение, поддерживайте его лишь в минимально необходимой степени. Дети с задержкой развития, как правило, не особенно активны, поэтому их необходимо побуждать к движению. Когда вы носите, поднимаете, опускаете и кормите ребенка, когда вы играете с ним, старайтесь всегда держать его определенным образом - "вне центра", применяя прием, называемый "скручиванием".

Дети с задержкой развития чаще всего совершенствуют свои движения в плоскости, которую можно было бы определить, как "вперед-назад". Наиболее важная задача ваших занятий по развитию общей моторики - постараться избежать этого, поощряя те движения, которые происходят по диагонали. Это значит, что вы должны внимательно следить за движениями ребенка, чтобы при необходимости помочь ему повернуть плечо в сторону противоположного бедра или переместить руку к противоположному колену или противоположной стопе. Если вы сможете поднимать, опускать, кормить ребенка и играть с ним помня об этом, вы заложите основу его моторного развития. И обнаружите, что ему легче проходить путь от навыка к навыку, даже если он выходит из положения, в которое вы его поместили.

Более старшим детям также очень важно ваше внимание. Особенно внимательно следите за позой ребенка, за тем, как он сидит на стуле или на полу перед телевизором.

Очень важно работать в пределах возможностей малыша, расширяя эти пределы исподволь и понемногу. Тогда малыш всегда будет уверен в своих движениях, и они будут доставлять ему удовольствие. Побуждайте его передвигаться настолько самостоятельно, насколько это только возможно.

Вот некоторые моменты, о которых необходимо помнить:

Разговаривайте со своим малышом - рассказывайте ему о том, что вы хотите, чтобы он сделал. Возьмите за правило описывать действие, даже если он еще не понимает слов.

Побуждайте ребенка выполнять как можно больше движений самостоятельно.

Сочетайте движения с функциональной и игровой деятельностью, чтобы малыш видел, с какой целью он произвел то или иное действие.

Для отработки ряда упражнений следует выбирать моменты, когда малыш весел и оживлен. "Урок" желательно делать коротким. Несколько коротких занятий лучше, чем одно длинное.

Поощряйте любое усилие ребенка, не жалея похвал.

Если ваш малыш начал программу не сначала, то прежде, чем идти вперед, имеет смысл заполнить все "бреши".

Важно упомянуть здесь, что такие приспособления, как детские "ходунки", веселые "прыгунки" и "ползунки" не следует вводить в работу. Эти приспособления могут побудить ребенка к неправильному использованию мышц, что в конечном счете приведет к низкому "качеству" движений.

Более подробно о том, что собой представляют движения, описанные в данных главах, можно прочитать в статье "Развитие движения в раннем детстве" в книге Лоиса Блая "Элементы нормального движения на первом году жизни", под редакцией Д.С. Слэйтора (Университет Северной Каролины, 1980г). (Lois Bly, "The components of Normal Movement During the First Year of Life" in Slator, D.S. (ed), The development of Movement in Infancy (University of North Carolina, 1980).

Выражаем признательность Вики Мид и Ли Маер. Дальнейшую информацию можно получить на курсах Мид и Маер (Meade/Maher Courses, 16 Pindary Cres., Beauty Point NSW 2088).

 

 

ГЛАВА 1

 

 

В данной главе мы рассмотрим развитие способности ребенка управлять крупными мышцами тела - от первых попыток поднять и повернуть головку до момента, когда он научится ходить, поддерживаемый за ручки взрослым.

Обычный ребенок проделывает этот огромный скачок за первый год своей жизни. При этом по ходу дела он овладевает множеством умений, позволяющих ему управлять головкой, играть лежа на животике, на боку и на спинке, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на колени, стоять и изменять положение своего тела. Поэтому неудивительно, что эта глава очень длинная.

Чтобы помочь вам сориентироваться и точно установить ту

ступень, которой к данному моменту уже достиг ваш ребенок, мы представим вам девять различных уровней развития. Каждый уровень привязан к определенному возрасту, в котором обычный ребенок овладевает соответствующими навыками. Если ваш ребенок не "обычный", используйте указанные уровни для того, чтобы убедиться, что вы уделяли внимание всему, что важно на данной ступени развития. Никогда не поддавайтесь соблазну перепрыгнуть несколько ступенек сразу. В конечном счете это приведет к задержке развития ребенка, и он может начать бояться движений вообще. В действительности, важен сам факт овладения навыками, а не возраст овладения ими.

Многими ранними навыками Общей Моторики можно заниматься главным образом - и даже исключительно - в процессе повседневного ухода за ребенком. Самое важное - правильно носить его, понимать, в какое положение класть и в какие игры играть. Такое рутинное занятие, как замена пеленок, может стать вполне продуктивным временем для обучения. Многие занятия общей моторикой можно сочетать с развитием речи и тонкой моторики.

Ниже мы приводим перечень умений, рассматриваемых в этой главе.

 

 

От 0 до 2 месяцев

1. Лежа на животике, поворачивает голову в разные стороны.

2. Лежа на животике, поднимает головку и удерживает ее под углом 45 градусов.

3. Лежа на боку, приподнимает от плеча головку.

4. Делает попытки поднять головку при присаживании под углом 45 градусов.

 

3 месяца

5. Лежа на животике, поднимает голову на 90 градусов, опираясь на предплечья.

6. Лежа на спине, удерживает головку вдоль средней линии с прижатым к груди подбородком.

7. Лежа на спинке, держит ручки вместе на груди.

8. Когда малыша присаживают, его голова отстает лишь немного.

9. Сидя при поддержке, удерживает голову прямо, с выступающим вперед подбородком.

10. При удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки.

 

4 месяца

11. Лежа на животике, переносит вес тела на предплечья, локти перед плечами, подбородок подогнут.

12. В положении лежа на животике не всегда находится в позе лягушонка, изредка брыкается.

13. Лежа на спинке, играет ручками, прижимая их к телу и отводя от него.

14. Лежа на спинке, направляет ручки к коленям.

15. Переворачивается со спинки на бок.

16. При присаживании держит голову на одной линии с телом.

17. При присаживании из положения лежа на боку, держит голову ровно.

18. Сидя, удерживает головку прямо, подбородок подогнут.

19. Стоя, выдерживает большую часть нагрузки собственного тела и управляет головкой и верхней частью туловища.

 

5 месяцев

20. Лежа на животике, опирается на вытянутые руки.

21. Лежа на животе, опирается на предплечья и тянется за игрушкой.

22. Из положения лежа на животике случайно переворачивается на спину.

23. Лежа на спине, вытягивает обе ручки вместе.

24. Переворачивается со спинки на бок и остается в таком положении играть.

25. Сидит без поддержки в течение одной минуты.

26. Стоит на всей ступне, опираясь на что-либо.

 

6 месяцев

27. В положении лежа на животике проявляет все реакции сохранения равновесия.

28. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки, приподнимая туловище и животик.

29. Лежа на животе, поднимает вверх позади себя ножки и сводит их вместе.

30. Лежа на животе, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку.

31. Лежа на животе, опираясь на вытянутые руки, пытается достать игрушку.

32. Переворачивается со спинки на живот.

33. Когда малыша начинают сажать, помогает себе сначала головой, затем отталкивается руками.

34. Сидя, вытягивает ручки вперед, чтобы не упасть.

35. Сидит в течении 10 минут, ручки свободны для игры.

36. Стоя, полностью опирается на ножки.

 

7 месяцев

37. Лежа на животике, поворачивается по кругу.

38. Из положения лежа на животике переворачивается на бок и играет, опираясь на один локоть.

39. Лежа на животике, принимает положение для ползания и раскачивается.

40. Перемещается из положения для ползания в положение сидя.

41. Из положения лежа на животике ползет вперед отталкиваясь руками.

42. В положении лежа на спине, проявляет все реакции сохранения равновесия.

43. Сидя, поворачивает туловище, свободно играет руками.

44. Перемещается с животика в положение сидя.

45. Когда малыша начинают ставить, он выпрямляет обе ноги, отталкиваясь руками.

46. Стоит около мебели, держась руками, и "пританцовывает".

 

8 месяцев

47. В положении сидя проявляет реакции сохранения равновесия, свойственные хорошо развитому телу.

48. Сидит без поддержки, не падает, когда тянется в сторону.

49. Сидя, опирается сбоку на вытянутую руку, чтобы не упасть.

50. Перемещается из положения сидя в положение для ползания.

51. Самостоятельно ползает.

52. Становится на колени и удерживается в таком положении.

53. Стоя около мебели, опирается больше на ноги, чем на руки.

 

9 месяцев

54. Стоя около мебели, поворачивается, держась за опору одной рукой.

55. С помощью "падения" переходит из положения стоя в положение сидя.

56. Путешествует боком вокруг мебели.

57. Подтягивается на руках, чтобы встать, проходя через промежуточную позицию "стоя на одном колене, ступня другой ноги впереди".

58. Путешествует вокруг мебели в пол-оборота к

направлению движения.

59. Стоит при поддержке за одну руку.

 

10-11 месяцев

60. Сидит, используя разнообразные позы.

61. Сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть.

62. Поднимается с пола, опираясь рукой о мебель.

63. Встает на ноги из позиции "стоя на одном колене" или "сидя на корточках" с минимальной опорой на руки.

64. Ходит боком вдоль стенки.

65. Ходит при поддержке за обе ручки.

 

 

ОМ.А.1. ЛЕЖА НА ЖИВОТИКЕ, ПОВОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ.

Умение поворачивать головку в разные стороны - очень важная ступенька. Это первая попытка ребенка "преодолеть силу тяжести". Чтобы повернуть голову, он должен перенести вес на одну сторону. Перенос веса - это навык, который будет использоваться во всех последующих движениях.

 

Как оценить

Материалы: Плоская, твердая поверхность, например, стол, покрытый одеяльцем.

Способ: Положите ребенка на животик на одеяло.

Результат положительный, если малыш сможет поднять головку и повернуть ее в сторону.

Как учить.

Положите ребенка на животик таким образом, чтобы его головка была повернута в противоположную от вас сторону. Используя погремушку и/или просто свой голос, побудите его повернуть головку и посмотреть на вас.

При необходимости положите свою ладонь на его лобик,

приподнимите головку и поверните ее так, чтобы он вас увидел.

При обучении этому навыку вам может помочь большой пляжный мяч. Положите малыша животом на мяч и используйте описанный выше прием, чтобы стимулировать движение. Осторожно поворачивайте мяч из стороны в сторону на несколько градусов.

Непременно побуждайте малыша поворачивать голову то в одну, то в другую сторону, чтобы мышцы с обеих сторон тренировались одинаково.

Как располагаться, как носить малыша, как играть

Предоставьте ребенку возможность проводить большую часть времени бодрствования на животике. Когда вы окликаете малыша и разговариваете с ним, хорошо, если он будет лежать на животе на одеяле или поперек ваших колен. Всегда используйте твердую поверхность, чтобы малыш мог на нее опираться. Это относится также к матрасику, на котором он спит.

Доказано, что дети, которых часто выкладывают на животик, осваивают навыки общей моторики быстрее, чем те, кого кладут в основном на спинку.

Особенно важно обратить ваше внимание на следующее правило: детей с низким мышечным тонусом ("вялых"), нельзя укладывать спать на спинку или оставлять играть без присмотра. Есть и такой вариант - плотно завернуть ребенка и

положить его на бочок. Не забывайте чередовать левый и правый бок. Положите игрушки рядом, чтобы малыш смотрел на них.

Боковые мышцы шеи помогают перемещать головку вперед и назад.

Носите ребенка плотно завернутым в одеяло. Заверните его так, чтобы ручки были скрещены на груди, а ножки согнуты. Когда малыша так держат, ему не надо "думать" о том, как управлять руками и ногами, поэтому ему легче управлять головкой.

Идеальный способ укладывания ребенка спать в первые несколько месяцев - туго пеленать его.

Носите малыша вертикально, выше ваших плеч, так, чтобы он сам удерживал свою головку. Если он устал или плохо управляет головой, спустите его пониже, чтобы он прислонился к вашему плечу или лицу, но так, чтобы он мог поднять головку, если почувствует, что в состоянии это сделать.

Другой вариант - носить туго завернутого ребенка на сгибе руки, чтобы его головка была по возможности выше поддерживающей его руки. У вас на руках малыш не должен лежать на спинке. Можно, чтобы он лежал на боку, глядя наружу, а обе ручки его при этом должны находиться впереди.

Каждый раз, когда вы поднимаете и опускаете ребенка, носите его, купаете и т.д., вы должны помогать ему учиться управлять головкой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.