Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение словам и фразам




Как помочь ребенку научиться пользоваться разговорными навыками в полной мере.

 

Когда малыш научится составлять фразы из двух слов, можно начать помогать ему применять эти новые умения для удовлетворения всех тех потребностей, которые раньше он пытался удовлетворять с помощью отдельный слов.

Если до сих пор для того, чтобы, например, попросить сок, он использовал одно слово ("сок"), то теперь ему нужно учиться в такой ситуации употреблять два слова: "Хочу сока". Прощаясь, ребенок может научиться говорить не просто "До свидания", а "До свидания, папа". Когда ему нужно будет попросить о какой-нибудь услуге, он уже может сказать, например, не "дверь", а "Открой дверь".

Учить малыша этому следует практически так же, как вы учили его пользоваться одиночными словами. Напомним основные правила:

1. Принимайте произнесенное ребенком отдельное слово, и в ответ демонстрируйте фразу.

2. Предоставляйте ему возможность повторить фразу за вами.

3. Давайте ему шанс употребить изучаемую фразу самостоятельно.

Те же соображения нужно иметь в виду, уча малыша употреблять фразы из трех слов вместо фраз из двух слов.

 

 

На занятиях разговорной речью, также как и на других занятиях, ваша роль - помогать малышу, но помогать столько, сколько нужно - не больше.

В этом разделе мы предложим вам некоторые приемы работы с ребенком, осваивающим новые слова и фразы. Интенсивность помощи мы здесь условно будем определять "уровнем". Третий уровень предполагает максимальную помощь, первый - минимальную. Общее правило таково: приемы первого уровня следует использовать в тех случаях, когда малыш уже продемонстрировал вам, что он может произнести отрабатываемое слово или фразу, а приемы 2 и 3 уровней - когда слово или фраза для него еще совсем новые.

Уровень 1

1. Задавайте вопросы.

Вопросы должны формулироваться так, чтобы из них было ясно, что задающий их человек ждет ответа, однако заранее не говорит, каким он должен быть. Старайтесь избегать вопросов, требующих ответа "да" или "нет". Лучше всего, если ваши вопросы будут начинаться с вопросительного слова, например:

"Что это?"

"Что ты делаешь?"

"Что случилось?"

"Где...?"

Не забывайте варьировать вопросы. Мы встречали детей, которые думали, что разговор предполагает только ответы на вопрос: "Что это?".

2. Вводите в разговор с ребенком неоконченные предложения.

Недоговаривая последнее слово фразы, вы даете ребенку понять, что чего-то от него ждете. Не только ваши слова, но и ваше поведение должны побудить его заговорить. Вот несколько примеров:

"Это...(мяч)"

" У тебя...(машинка)"

"Машина идет...(туда)"

"У меня маленькая машинка, а у тебя...(большая машинка)".

"Где кукла? Она...(в ванне)".

3. Используйте распространенные повествовательные предложения.

Такие предложения, с одной стороны могут включать в себя слово или фразу, являющуюся объектом работы, а с другой стороны, эти слова или фразы окружены другими словами, так что демонстрируются не настолько прямо, чтобы ребенок мог скопировать их.

Например,

"Машина поднимается вверх" (Задача - "вверх").

"Кукла хочет еще сока" (Задача - "еще").

"Я вижу красный мяч вон там" (Задача - "красный мяч").

"Мишка ест пирог, и кролик ест пирог" (Задача - действующее лицо + действие + объект).

 

 

Уровень 2

 

4. Шевеля губами, проговаривайте слово про себя, или произносите первый звук этого слова.

Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок, пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на вас, ища помощи. Если малыш не отвечает на ваш вопрос или не заканчивает незаконченное предложение, то вы можете указанным образом попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, задайте ваш первый вопрос и дайте ему шанс употребить нужное слово или фразу без вашей помощи. Например,

"Что это у меня?..."(шевеля губами, "щенок")

"Посмотри, вот..." (шевеля губами, "цветок").

"Это маленькая ммм" (Задача - "мышка").

"Что делает кукла?... Кукла..." (Задача - "кукла сидит").

 

Уровень 3

5. Демонстрируйте слово или фразу.

Просто произнесите слово или фразу так, чтобы малыш мог их скопировать. Если он скопирует правильно, поработайте с вопросами и неоконченными предложениями так, чтобы он мог попробовать произнести нужное слово или фразу самостоятельно. Следует иметь в виду, что некоторым детям требуется время, чтобы "переварить" услышанное прежде, чем скопировать. Поэтому сначала непременно подождите, и лишь потом повторите демонстрацию. Если ваш ребенок только начинает говорить, то не удивляйтесь, если ваша демонстрация будет встречена молчанием или звуками, ничего общего не имеющими с тем, к чему вы стремитесь. Почаще перемежайте ваши показы играми, которые так или иначе должны быть связаны с текущими задачами. Это поможет поддержать интерес малыша и возбудить у него желание произнести нужное слово.

6. Немного помогите физически.

В предыдущей главе мы рассказывали о том, как можно пальцами придать ротику ребенка форму, необходимую для произнесения того или иного звука. То же самое можно проделать и работая над словами, но при условии, что малыш приемлет такого рода помощь. Если он не любит, когда до него дотрагиваются в подобных ситуациях, он не станет произносить то слово, которого вы ждете.

7. Учите ребенка одновременно произносить слово и совершать определенное действие.

Этот прием удобен в тех случаях, когда вы занимаетесь с малышом, который только начинает пользоваться словами. Он может послужить своеобразным мостиком между дословесной и словесной стадиями общения. Подумайте, какое действие прямо ассоциируется с изучаемым словом. Например, можно изобразить

слово "чашка", если поднести к губам настоящую или воображаемую чашку. Сначала, когда ваш ребенок, вступив с вами в контакт, употребит только действие (без слова), вам следует достаточно горячо откликнуться на него. Когда это действие уже можно будет считать освоенным, реагируйте на него только в том, случае, если оно сопровождается звуками, для начала - любыми. Затем постарайтесь внушить малышу, что его звуки должны быть похожи на ваши, и постепенно он будет все ближе подходить к новому для него слову.

На всех уровнях

Когда ребенок разговаривает с вами, старайтесь подбодрить его и увлечь беседой естественно, с помощью средств, заложенных в самом содержании разговора. Он должен знать, что вы его поняли, и вам интересно то, что он говорит. Малышу нужно понять, что то, что он скажет, принесет ему нечто положительное - в материальном или эмоциональном смысле. Такого рода поощрение можно использовать и для развития разговорных навыков. В последнем случае ребенку следует не навязчиво показать чуть более определенный или чуть более сложный способ, с помощью которого он может выразить свою мысль. Пример:

Элисон: Киска.

Папа: Да, это белая киска!

Элисон: Мяу.

Папа: "Мяу" - говорит киска. Мяу.

Элисон: Киска!

Папа: Хорошенькая киска. Что она делает?

Элисон: Молоко.

Папа: Киска хочет молока, правда?

Элисон: Хочет молока.

Папа: Отлично, давай достанем молоко для киски.

 

Несколько примеров

 

А теперь рассмотрим несколько конкретных примеров речевых занятий. Эти примеры мы взяли из историй развития троих детей, находящихся в речевом отношении на совершенно разных уровнях. Белинда только начинает использовать в общении слова. Дэвид учится складывать фразы из двух слов. Карли делает успехи в освоении фраз из трех слов и учится употреблять в разговоре правильные грамматические формы. Всех этих детишек учат шире пользоваться языком и в то же время выражать больше мыслей и понятий.

 

Белинда

Родители Белинды взяли образец ее речи и обнаружили, что помимо слов "мама" и "папа", она умеет пользоваться словом "нет" и еще восьмью именами существительными. Родители решили научить ее еще трем существительным: "сок", "машина" и "музыка" (девочка любит слушать кассетный магнитофон) и одному слову, обозначающему действие - "прыгать".

Из проверочных листов, оценивающих умение пользоваться довербальными навыками и отдельными словами, они поняли, что Белинда, желая попросить что-то, все еще использует жест и многозначное слово "то". Поэтому к своим задачам они добавили еще одну: научить ребенка пользоваться уже знакомыми словами для того, чтобы просить нужные ему вещи. Вот несколько фрагментов уроков с Белиндой.

Задача: "сок".

Обстановка: Полдник.

Достижения на настоящий момент: Белинда на нескольких

предыдущих занятиях копировала это слово.

Мама: Пора пить сок. Чего тебе хочется?

Белинда: То (показывает на холодильник).

Мама: А что у нас в холодильнике?

Белинда: Молозено (мороженое).

Мама Да, там есть мороженое и... (указывает

(смеясь) на пакетик сока)

Белинда: (ничего не говорит)

Мама: Посмотри, это сок.

Я наливаю сок. Хочешь?

Белинда: То.

Мама: Да, тебе хочется сока. Посмотри на меня!

(устанавливает зрительный контакт)

Сок.

Белинда: Ток.

Мама: Держи свой сок.

Вкусный ананасный сок!

В приведенном примере можно увидеть, как одновременно отрабатывается слово ("сок") и способ, позволяющий с его помощью обратиться к окружающим с просьбой. Отметим, что мама Белинды дает возможность дочке добиться поставленной цели, не прибегая к прямой помощи (прежде, чем продемонстрировать слово, она, пользуясь ситуацией, задает вопросы и произносит неоконченные фразы). Из опыта предыдущих занятий она знает, что Белинда в состоянии произнести это слово.

На следующем уроке мама впервые приступает к новой задаче - слову "прыгать".

Задача: "прыгать".

Обстановка: Игровая комната. Вокруг много кукол и мягких

игрушек.

Достижения на настоящий момент Это новая для Белинды

задача.

Мама: Посмотри, что мишка может делать. Прыг.

Прыг. Прыг. (водит мишку по ковру).

Белинда: Мишка.

Мама: Молодец мишка!

Посмотри, как он прыгает.

Белинда: (не отвечает).

Мама: Ну-ка, а у тебя мишка будет прыгать?

Белинда: (поднимает и опускаем мишку)

Мама: О, Миша, как ты хорошо прыгаешь! Прыг. Прыг.

(пауза, мама ждет реакции)

Белинда: (отбрасывает мишку в сторону).

Кукла.

Мама: (в восторге от того, что Белинда, обратившись

с просьбой, воспользовалась словом)

Держи куклу!

А кукла умеет прыгать?

Белинда: (показывает, как кукла прыгает)

Пыгпыгпыг.

Мама: Ай да умница!

И-ии-прыг!

Здесь мама Белинды демонстрирует слово с самого начала. Она следит за тем, чтобы Белинда активно участвовала в игре и следовала за ней. Когда Белинда сможет получше

воспроизвести произнесенное мамой слово "прыгает", мама предоставит ей возможность более самостоятельно прийти к нему - так, как при отработке слова "сок".

Дэвид

Образец речи Дэвида показал, что он освоил примерно 50 отдельных слов, отражающих широкий спектр понятий. Дэвид в своей речи начал использовать слово "нет" и изредка "не хочу".

Его родители решили учить его, во-первых, говорить "НЕ ХОЧУ", чтобы он мог отказываться от самых разных нежеланных предметов и услуг и, во-вторых, пользоваться фразами, содержащими действие и объект. Поскольку он любит играть с маленькими машинками, грузовиками и поездами, они для начала остановились на фразе "везти машинку" с тем, чтобы позже перейти к другим фразам типа "везти +". Ниже мы приводим некоторые фрагменты уроков с Дэвидом.

 

Задача: "Везти машинку".

Обстановка: Песочница.

Достижения на настоящий момент: Это новая для Дэвида

задача.

Папа: Я строю дорогу.

Дэвид: Дорога.

Папа: Это будет замечательная дорога.

А вот моя машина.

Я везу машину.

Дэвид: Тррр, тррр, тррррр.

Папа: Тррр - говорит машина.

Смотри, я везу машину.

Дэвид: Машина.

Папа: Да. А ты можешь повезти свою машину. Вези.

Вези машину.

Дэвид: Вези. Тррррррррр.

Папа: Тррррррр. Везу машину.

Дэвид: Везу.

Папа: Посмотри на меня, Дэви.

Везу машину.

Дэвид: Везу машину.

Папа: Везу машину вверх, на гору.

На этом уроке папа Дэвида много раз демонстрирует фразу, потому что она для Дэвида новая. В приводимом ниже отрывке (работа над конструкцией "Не + хочу") родители уже используют меньше прямых указаний, поскольку мальчик с этой конструкцией знаком.

Задача: Отказ от предметов или услуг с помощью фразы:

"Не хочу".

Обстановка: Обеденное время.

Достижения на настоящий момент: На предыдущем уроке

Дэвид несколько раз сумел образовать фразу "Не хочу".

Мама: Что ты хочешь, Дэвид? Сосиску?

Дэвид: Мммм. Сосиску!

Мама: Ты ведь любишь сосиски, правда?

(обращается к другим членам семьи).

Папа: Хочешь горошек, Дэйв?

Дэвид: Нет.

Папа: Понимаю, не хочу.

Ты мне сказал: не...

Дэвид: Хочу.

Папа: Дэвиду не нужно горошка. А тебе, Пол?

Мама: Вот подливка. Хочешь подливки, Дэвид?

Дэвид: Нет. Соус.

Мама: Хорошо. скажи мне "Не..."

Дэвид: Не хочу. Соус.

Мама: Вот тебе томатный соус!

 

Карли.

Карли умеет пользоваться довольно большим количеством отдельных слов, фраз из 2 слов и несколькими фразами из трех слов. Проанализировав проверочный лист, ее мама решила, что, во первых, Карли не хватает фраз из трех слов, которыми можно было бы определять местоположение, и, во вторых, ей пора учиться правильно употреблять личные местоимения "он", "она" и "они".

Кроме того, мама Карли хочет, чтобы девочка научилась делиться информацией во время совместных игр, используя при этом фразы из трех слов, а главное - научилась проявлять инициативу в разговоре, сопровождающем игру. Вот фрагмент урока, проведенного с Карли.

Задача: Фразы из 3 слов, указывающие на местоположение.

Местоимения "он". "она" и "они".

Умение завязывать разговор.

Обстановка: Кукольный домик и кукольная семья.

Достижения на настоящий момент: Раньше Карли уже употребляла в

своей речи пару фраз из 3 слов, обозначавших местоположение.

Мама: Вот эта кукла - папа. Он сидит здесь.

Карли: Нет, мама сидит.

Мама: Да? А где она сидит?

Карли: Здесь.

Мама: Пусть так, она сидит здесь, а он сидит там.

(ждет, давая Карли возможность самой начать

разговор).

Карли: Я хочу малыша.

Мама: А где он?

Карли: Он вон там.

Мама: А, вижу, он в ящике. Куда мы его посадим?

Карли: Малыш устал.

Мама: Положи его в кроватку. Вон туда.

Где он сейчас?

Карли: Кроватка.

Мама: Он в...

Карли: Он в кроватке.

Мама: Спи сладко, малыш.

Спи в кроватке.

(опять делает паузу)

Карли: Малыш плачет.

Мама: Он хочет к маме.

Где мама?

Карли: Мама вон там.

Мама: Где?

Карли: Она на стуле.

Мама: Вот она!

Скажи малышу, где мама.

Карли: Мама на стуле, малыш.

Мама: Она на стуле.

Ну как малыш?

Карли: Хорошо.

Мама: Ему сейчас хорошо.

Вот и славно.

 

Маме Карли удалось на одном занятии проработать все задачи. Она очень ясно сознавала, чему Карли нужно научиться, поэтому могла и следовать за девочкой, и использовать новые повороты в игре для того, чтобы выделить те типы фраз и грамматических особенностей, которые входят в задачу данного урока. Для того, чтобы помочь Карли составить новые фразы, определяющие местоположение, освоить личные местоимения, мама использовала комбинированный подход, включив в разговор и вопросы, и неоконченные фразы, и демонстрацию. Не менее важно и то, что она время от времени делала паузы и ждала, чтобы дать шанс Карли проявить инициативу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.